Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры»
рабочая программа по физкультуре на тему
Актуальность и значимость данной программы заключается в том, что она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания на протяжении всех лет обучения, формируя у них представление о физической культуре в целом, баскетболе и волейболе в частности, показывает возможности данных упражнений в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, развивает основные двигательные качества, воспитывает личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sportivnye_igry.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Алзамай»
РАССМОТРЕНА на заседании МО от «____»_______2015 г. | СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР МКОУ CОШ № 5 г. Алзамай _____________ (подпись) | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МКОУ CОШ № 5 г. Алзамай приказ от «____»_______2015 г. №_______ ____________ (подпись) |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Спортивные игры»
название программы
Для обучающихся 14-17 лет
3 года обучения
Составитель:
Жуков Эдуард Николаевич
г. Алзамай
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Сегодня все более актуальной становится проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения, формирования новых, ценностных ориентиров, поиска неиспользованных резервов. Формирование у детей потребностей в Здоровом образе жизни (З.О.Ж.), увеличение двигательной активности – одна из основных задач современной системы образования.
Актуальность и значимость данной программы заключается в том, что она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания на протяжении всех лет обучения, формируя у них представление о физической культуре в целом, баскетболе и волейболе в частности, показывает возможности данных упражнений в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, развивает основные двигательные качества, воспитывает личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что основой обучения игре в волейбол и баскетбол является дифференцированный подход. Технические приемы и тактические действия данных игр таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и интеллектуально-нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала.
Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры» имеет физкультурно-спортивное направление. Вид программы адаптированная.
Цель программы: Способствовать формированию ценностных ориентиров З.О.Ж., развитию физических и нравственных способностей детей.
Задачи программы:
- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся
- увеличение двигательной активности
- воспитание у детей нравственных качеств
- формирование потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями
- овладение основными двигательными навыками и умениями игры в баскетбол и волейбол
- приобретение знаний в области гигиены и медицины, в области физической культуры и спорта
- подготовка судей-инструкторов по баскетболу и волейболу.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Основная форма обучения – учебно-тренировочное занятие.
Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность одного занятия- 2 часа.
Занимающиеся – ученики 8 - 11 классов (юноши и девушки).
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения обязательного минимума содержания программы ученики должны:
ЗНАТЬ:
- влияние физических упражнений на организм человека;
- особенности и способы движений и передвижений человека;
- терминологию разучиваемых упражнений;
- правила игры в баскетбол, волейбол.
- причины травматизма на занятиях подвижными и спортивными играми и правила его предупреждения.
УМЕТЬ:
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в спортивных играх;
- взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий на уроке и во внеурочных мероприятиях;
- соблюдать технику безопасности при выполнении физических упражнений;
- пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по развитию физических качеств, совершенствованию техники движения;
- соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности.
1 год обучения:
- Рост показателей уровня физического развития и физической подготовленности, показателей функционального состояния детей
- Овладение техническими действиями игры в баскетбол (остановка, перемещения, повороты, передачи и ловля мяча, ведение мяча, броски в кольцо)
- Овладение техническими элементами игры в волейбол (стойки и перемещения волейболиста, передача мяча «сверху» 2 руками, прием «снизу» 2 руками, подачи мяча – «нижняя прямая», «верхняя прямая».)
- Изучение основных правил игры в баскетбол и волейбол.
2 год обучения:
- Дальнейший рост показателей физического развития и физической подготовленности, функционального состояния детей
- Качественный рост выполнения технических элементов игры в баскетбол и волейбол
- Овладение основами тактики игры в баскетбол и волейбол
- Занимающиеся смогут самостоятельно судить игры на первенство школы по баскетболу и волейболу.
3 год обучения:
- Значительный прирост показателей физического развития, физической подготовленности, функционального состояния детей
- Качественный рост выполнения основных технических элементов и тактических приемов игры в баскетбол, по сравнению с 1и 2 годами обучения
- Успешное выступление в районных соревнованиях по баскетболу и волейболу
- Формирование потребности в самостоятельных и систематических занятиях физическими упражнениями
- Развитие интеллектуальных способностей, выражающееся в умении принимать быстрые, правильные, неординарные, точные решения во время взаимодействий, в изменяющихся условиях игры
- Успешная сдача зачета по разделу основы теоретических знаний
- Формирование морально-нравственных качеств (дисциплинированности, ответственности, умения взаимодействовать в коллективе, оказывать взаимопомощь во время тренировок и соревнований, умение преодолевать трудности ).
- Способность организовать проведение соревнований и судейства игр на первенство школы по баскетболу и волейболу.
Учебно-тематический план.
1 год обучения - 68 часа
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
I. | Теоретические сведения | 1 | 1 | |
II. | Технические действия игры в баскетбол | 36 | 4 | 32 |
1) | Стойки и перемещения баскетболиста | 2 | 30 м. | 1ч. 30м. |
2) | Остановки | 2 | 30 м. | 1ч. 30м. |
3) | Передачи мяча | 2 | 30 м. | 1ч. 30м. |
4) | Ловля мяча | 2 | 30 м. | 1ч. 30м. |
5) | Ведение мяча | 2 | 30 м. | 1ч. 30м. |
6) | Броски в кольцо | 2 | 30 м. | 1ч. 30м. |
7) | Подвижные игры | 24 | 1 | 23 |
III | Технические действия игры в волейбол | 26 | 3 | 23 |
Стойки и перемещения | 2 | 30 м. | 1ч. 30м. | |
Передача | 2 | 30 м. | 1ч. 30м. | |
Прием | 2 | 30 м. | 1ч. 30м. | |
Подача | 2 | 30 м. | 1ч. 30м. | |
Подвижные игры | 18 | 1 | 17 | |
IV. | Тестирование | 1 | 1 | |
V. | Участие в соревнованиях | 4 | 4 | |
Всего | 68 | 7 | 61 |
2 год обучения - 136часов ( баскетбол – 34 часа, волейбол – 34 часа)
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
I. | Теоретические сведения | 2ч. | 2ч. | |
II. | Технические действия | 38 ч. | 4 ч. | 36 ч. |
1) | Стойки и перемещения | 2 ч. | ||
2) | Остановки баскетболиста | 2 ч. | 2 ч. | |
3) | Передачи мяча | 8 ч. | 1 ч. | 7 ч. |
4) | Ловля мяча | 6 ч. | 1 ч. | 5 ч. |
5) | Ведение мяча | 8 ч. | 1 ч. | 7 ч. |
6) | Броски в кольцо | 14 ч. | 1 ч. | 13 ч. |
III. | Тактические действие | 28 ч. | 2 ч. | 26 ч. |
1) | Игра в защите | 6 ч. | 1 ч. | 5 ч. |
2) | Игра в нападении | 6 ч. | 1 ч. | 5 ч. |
IV. | Тестирование | 1ч. | 1ч | |
V. | Участие в соревнованиях | 6 ч. |
| 6 ч. |
VI. | Судейство в соревнованиях | 2ч. | 1 ч. | 1 ч. |
волейбол | ||||
I. | Технические действия | 42ч. | 5ч. | 37 ч. |
1) | Передача «сверху» 2 руками | 6 ч. | 30 м. | 5 ч. 30м |
2) | Передача «сверху» 1 рукой | 4 ч. | 30 м. | 3ч.30м |
3) | Прием «снизу» 2 руками | 6 ч. | 30м. | 5 ч. 30м |
4) | Прием «снизу» 1 рукой | 4 ч. | 30 м. | 3ч.30м |
5) | Верхняя прямая подача | 6 ч. | 30м. | 5 ч. 30м |
6) | Нижняя прямая подача | 2 ч. | 30 м. | 1 ч.30м |
7) | Нападающий удар | 6 ч. | 1ч | 5 ч. |
8) | Блокирование | 8 ч. | 1ч | 7 ч. |
III. | Тактические действия | 26 ч. | 2 ч. | 24 ч. |
1) | Игра в защите | 10 ч. | 1 ч. | 9 ч. |
2) | Игра в нападении | 12 ч | 1 ч. | 11 ч. |
IV. | Тестирование | 1ч. |
| 1ч. |
V. | Судейство и организация соревнований | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
VI. | Участие в соревнованиях | 6ч. |
| 6 ч. |
Всего | 136 | 17 | 119 |
3 год обучения – 136часов ( баскетбол – 68 часа, волейбол – 68 часа)
№ п/п | Тем учебного занятия | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
I. | Теоретические сведение | 1ч. | 1 ч. | |
II. | Технические действия | 38 ч. | 4 ч. | 34 ч. |
1) | Стойки и перемещения | 1 ч. | 1 ч. | |
2) | Остановки баскетболиста | 1 ч. | 1 ч. | |
3) | Передачи мяча | 8 ч. | 1 ч. | 7 ч. |
4) | Ловля мяча | 8 ч. | 1 ч. | 7 ч. |
5) | Ведение мяча | 8 ч. | 1 ч. | 7 ч. |
6) | Броски в кольцо | 12 ч. | 1 ч. | 11 ч. |
III. | Тактические действия | 24 ч. | 4 ч. | 20ч. |
1) | Игра в защите | 15 ч. | 2 ч. | 13 ч. |
2) | Игра в нападении | 15 ч. | 2 ч. | 13 ч. |
IV. | Тестирование | 1ч. | 1 ч. | |
V. | Судейство и организация соревнований | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
VI. | Участие в соревнованиях | 6 ч. | 6 ч. | |
Волейбол | ||||
I. | Теоретические сведения | 1 ч. | 1 ч. | |
II. | Технические действия | 38ч. | 4 ч. | 34 ч. |
1) | Стойки и перемещения | 1 ч. | 1 ч. | |
2) | Передача «сверху» 2 руками | 6 ч. | 30 м. | 5 ч. 30м |
3) | Передача «сверху» 1 рукой | 4 ч. | 30 м. | 3ч.30м |
4) | Прием «снизу» 2 руками | 6 ч. | 30м. | 5 ч. 30м |
5) | Прием «снизу» 1 рукой | 4 ч. | 30 м. | 3ч.30м |
6) | Верхняя прямая подача | 6 ч. | 30м. | 5 ч. 30м |
7) | Нижняя прямая подача | 2 ч. | 30 м. | 1 ч.30м |
8) | Нападающий удар | 8 ч. | 30 м. | 7 ч.30м |
9) | Блокирование | 8 ч. | 30 м. | 7 ч.30м |
III. | Тактические действия | 24ч. | 2 ч. | 22 ч. |
1) | Игра в защите | 11 ч. | 1 ч. | 10 ч. |
2) | Игра в нападении | 11 ч. | 1 ч. | 10 ч. |
IV. | Тестирование | 1 ч. |
| 1 ч. |
V. | Судейство и организация соревнований | 2 ч. | 1ч. | 1 ч. |
VI. | Участие в соревнованиях | 6 ч. | 6 ч. | |
Всего | 136 | 18 | 118 |
Содержание рабочей программы
Баскетбол:
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника.
Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
Волейбол:
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же
через сетку. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар. Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска. Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми.
Средства контроля
Способы проверки результатов.
Показатели физического развития и функционального состояния проверяются медицинскими работниками в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года.
Показатели физической подготовленности и развития двигательных качеств проверяются с помощью специальных контрольных упражнений. Тестирование проводится в начале и в конце каждого периода обучения.
Занятия по данной программе проводятся с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к основной или подготовительной группам (группа здоровья 1 и 2).
Освоения программы осуществляется следующими способами:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков;
- контроль за состоянием здоровья;
- участие в соревнованиях школьных, городских, районных.
Учебно-методические средства обучения
- Ашмарин Б.А. «Теория и методика и физического воспитания» М. «Физкультура и
спорт» 1984 год.
- Воробьев Н.П. «Спортивные игры» М. « Просвещение» 1973 год.
- Гомельский А.Я. «Баскетбол» М. «Физкультура и спорт» 1985 год.
- Голомазов В.А. «Волейбол в школе» М. «Просвещение» 1976 год.
- Железняк Ю.Д. « Волейбол в школе» М. «Просвещение» 1989 год.
- Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе» М. «Физкультура и спорт» 1978 год.
- Коротков И.М. «Подвижные игры детей» М. «Советская Россия» 1987 год.
- Перельман М.Р. «Специальная физическая подготовка волейболиста» М. «Физкультура и
спорт» 1969 год.
- Портнов Ю.М. «Баскетбол» М. «Физкультура и спорт» 1988 год.
- Стонкус С.С. «Играйте в баскетбол» М. «Физкультура и спорт» 1983 год.
- Жаровцев В.В. «Начальное обучение в спортивных играх» Киров .1990 год.
- Чистополовы В.Н. и С.В. «Подвижные игры с элементами баскетбола. Жонглирование» Киров 1999 год.
Календарно-тематическое планирование спортивной секции «Подвижные игры»
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
теория | практика | ||||
1. Теоретические сведения | |||||
1 | Правила поведения в спортивном зале Техника безопасности при игре баскетбол. Инструктаж по технике безопасности и поведении при чрезвычайных ситуациях. | 1 | |||
2. Технические действия игры в баскетбол (36 ч) | |||||
2 | Стойки и перемещения баскетболиста | 0,5 | 1,5 | ||
3 | Остановки | 0,5 | 1,5 | ||
4 | Передачи мяча | 0,5 | 1,5 | ||
5 | Ловля мяча | 0,5 | 1,5 | ||
6 | Ведение мяча | 0,5 | 1,5 | ||
7 | Броски в кольцо | 0,5 | 1,5 | ||
8 | Отработка практических навыков. Подвижные игры - баскетбол | 1 | 23 | ||
Соревнования. Чемпионат школы по баскетболу | 2 | ||||
3. Технические действия игры в волейбол (26 ч) | |||||
9 | Стойки и перемещения | 0,5 | 1,5 | ||
10 | Передача | 0,5 | 1,5 | ||
11 | Прием | 0,5 | 1,5 | ||
12 | Подача | 0,5 | 1,5 | ||
13 | Отработка практических навыков. Подвижные игры - волейбол | 1 | 17 | ||
Соревнования. | 2 | ||||
4. Тестирование (1 ч) | |||||
14 | Контрольный тест «Правила игры в баскетбол и волейбол» | 1 | |||
Итого | 7 | 61 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. ВОЛЕЙБОЛ»
В процессе изучения данной программы учащиеся смогут восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение ра...
Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе "Спортивная робототехника"
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена удоалетворить интерес учащихся среднего и старшего школьного возраста в области робототехники и основ программирования, развить их конструкторско...
«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»
Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол
Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол, для занимающихся в секции ОДОД...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные игры. Баскетбол»
Программа «Спортивные игры. Баскетбол» ОДОД Президентского ФМЛ № 239 относится к физкультурно-спортивной направленности. По уровню освоения программа является базовой.В реализации п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Спортивные игры плюс»
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные игры плюс» физкультурно-спортивной направленности, разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование»...