«Возможности применения упражнений из «тимбилдинга» («командообразование») на уроках физической культурой (из опыта работы)
методическая разработка по физкультуре
О возможностях применения упражнений из тимбилдинга на уроках ФК и не только...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №511 Пушкинского р-на С-Пб
Напалков Алексей Иванович, учитель ФК
«Возможности применения упражнений из «тимбилдинга» («командообразование») на уроках физической культурой
(из опыта работы)
В современной педагогической науке к основным категориям относят - воспитание, развитие, формирование, обучение и образование как результат обучения. В последнее десятилетие в условиях активного реформирования и модернизации системы отечественного образования соотношение и приоритетность между указанными категориями менялись кардинально. На сегодняшний день воспитанию в школе возвращается незаслуженно заниженная функция решения различных педагогических задач и в особенности своей основной цели - обеспечение каждому человеку всестороннего и гармонического развития.
Традиционными составными частями воспитания, которые тесно взаимосвязаны друг с другом, называют: умственное, трудовое, эстетическое, нравственное и физическое.
К задачам физического воспитания относят следующие:
-укрепление здоровья;
-повышение умственной и физической работоспособности;
-развитие двигательных качеств;
-обучение двигательным действиям;
-воспитание нравственных качеств и др.
Основными формами реализации данных задач в условиях школы является предмет физическая культура, деятельность школьных спортивных клубов и разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы.
На сегодняшний день отмечается значительное падение интереса у учащихся к урокам ФК, среди основных причин которого отмечают:
-невысокий методический уровень уроков;
-педагогические штампы, скука на уроке;
-отсутствие музыкального сопровождения и игровых моментов;
-низкий уровень материально-технического обеспечения;
-отсутствие положительных эмоций у учащихся;
-низкая оценка учащимися урока физической культуры.
Таким образом, главные пути повышения интереса к уроку ФК, это:
-инновационность;
-интегративность;
-вариативность;
-эмоциональность;
-творчество;
-мониторинг;
-результативность.
В свете всего вышеизложенного, а также с учетом увеличения школьных спортивных клубов и введения 3го часа урока физической культуры, очевидно, актуальным является поиск конкретных средств, форм и методов повышения мотивации к занятиям физической культурой и различными видами спорта. В своей педагогической практике с целью решения данной проблемы мы используем средства «тимбилдинга» (или командообразование). Данный термин обычно используется в контексте бизнеса и применяется к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Данная система упражнений – заданий появилась в России в середине 90-х и особо активно стала использоваться в последнее время в целях активного отдыха на корпоративных мероприятиях, сплочения коллектива и психологической разгрузки. К основным видам «тимбилдинга» относят: детский, экстремальный, спортивный, корпоративный, танцевальный, творческий.
Детский «тимбилдинг» - это активный отдых, мероприятие (игра) способствующее развитию способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды. С помощью моделирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы. Учащийся в процессе выполнения упражнения становится целеустремленнее, увереннее и предсказуемее и самое главное, он на практике с юного возраста осваивает и учится владеть в совершенстве искусством общения, нарабатывает определенные человеческие и деловые качества. Таким образом, реализуется воспитание широкого спектра нравственных качеств.
Составляющие процесса командообразования:
- повышение уровня взаимодействия между членами команды;
- развитие сплоченности коллектива;
- оценка роли каждого «игрока» в команде;
- выявление лидеров;
- оттачивание навыков решения нестандартных задач;
- повышение мотивации на достижение коллективных целей;
- развитие стрессоустойчивости;
- возможность для членов команды попробовать себя в новой роли;
- моделирование различных ситуаций;
- повышение эффективности коммуникаций внутри коллектива.
В условиях образовательного процесса элементы командообразования используются нами как во внеурочной работе в рамках секций ШСК, внеклассных мероприятиях, так и на уроках физической культуры, где данные средства с учетом их низкой моторной плотности применяются преимущественно в вводной и заключительной частях урока и активно способствуют повышению эмоциональности, заинтересованности и мотивации учащихся. При выполнении заданий «тимбилдинга» применяется в основном групповой метод организации деятельности учащихся. Для большей эффективности целесообразно использовать музыкальное сопровождение и вносить в данный процесс соревновательный характер, что также повышает эмоциональность и насыщенность уроков и тренировочных занятий.
Освоение программного материала по предмету «Физическая культура» по федеральным государственным образовательным стандартам 2го поколения оценивается метапредметными, предметными и личностными результатами. На наш взгляд, применение средств «тимбилдинга» будет в большей степени способствовать улучшению метапредметных результатов учащихся, особенно в областях нравственной и коммуникативной культур.
Наша школа открыла свои двери совсем недавно и поэтому в настоящий момент особо остро стоит социальная проблема формирования классных коллективов и оптимизация деятельности ШСК «Юность Славянки». Ребята приехали из разных регионов, перешли из других учебных заведений и имеют различные системы ценностей, привычек и норм поведения. Для того чтобы привести данные системы к общему знаменателю и максимально нивелировать все различия необходимо время и большой комплекс различных мер. Мы считаем, что использование элементов «тимбилдинга» в образовательном процессе, как на уроках физической культуры, так и в условиях функционирования ШСК, позволит ускорить процесс образования школьного коллектива и будет способствовать более быстрой адаптации к новым условиям многих учащихся.
Примеры заданий из «тимбилдинга» для учащихся среднего и старшего звеньев:
- «Круг». Участники, сидя на полу и держась за руки, должны без помощи рук все вместе одновременно встать.
- «Архипелаг». В квадрате 1м х 1м все участники, стоя обеими ногами и не заступая за линии (не менее 10 чел.) должны удержаться не менее 2х минут.
- «Несуществующее животное». Участники, держась друг за друга, изображают придуманное животное, при этом только 10 ног и 5 рук, например, могут касаться земли (не менее 15 участников).
- «Тесная скамейка». Все участники, стоя на узкой скамейке или бревне, должны поменяться друг с другом местами не касаясь земли (пола).
- «Надежные друзья». Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на колени. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны.
- «Наизнанку». Участники команды держась за руки друг с другом между ног, должны пролезть под ногами друг друга не разрывая рук
- «Сороконожка» (для юношей). Участники в упоре лежа кладут ноги на плечи сзади стоящих и таким образом все вместе выполняют несколько отжиманий.
- «Не урони». Команда стоит в круг и каждый держит гимнастическую палку прижав ладонью сверху, затем все должны переместиться в сторону отпустив свою палку и прижав соседнюю не уронив их.
Примеры заданий из «тимбилдинга» для учащихся начальной школы сводятся в основном к разновидностям командных подвижных игр, которые должны активно использоваться в учебном процессе:
1. Игра в «12записок». В ней есть все необходимое – всевозможные задания, шифры и ребусы, которые разгадываются сообща, и вожделенный приз – спрятанные «сокровища» в виде торта, сундука с конфетами или еще чего-нибудь столь ценимого ребятней.
2. «Игольное ушко». Замечательное коллективное упражнение - протягивание обруча через цепочку игроков, которые не должны расцеплять руки.
3. «Наседка и цыплята». Играющие делятся на 2 команды. Игроки первой команды равномерно распределяются по всей длине окружности. Игроки второй команды располагаются внутри круга, стоя в затылок друг другу и взяв впередистоящего за плечи. Нападающие передают друг другу мяч, чтобы выбрать удобный момент и попасть в последнего игрока.
4. «К своим капитанам». Класс делится на несколько команд, в каждой из которых выбирается капитан. По первому сигналу все хаотично разбегаются, по следующему сигналу все замирают и закрывают глаза. Капитаны расставляются в разные места и затем также по сигналу команды как можно быстрее должны сделать вокруг своих капитанов различные фигуры - «Хоровод», «Тропинка» и т.п.
Таким образом, в свете всего вышеизложенного и основываясь на собственном педагогическом опыте, мы считаем, что применение средств «тимблдинга» в условиях учебного процесса и функционирования ШСК целесообразно и позволит максимально эффективно реализовывать комплекс воспитательных задач, а также будет способствовать повышению интереса и мотивации у учащихся к предмету «физическая культура» и занятиям в различных спортивных секциях на базе ШСК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)
Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...

\'эссе-анализ "Введение третьего урока физической культуры: из опыта работы"
Физическое воспитание – многогранный педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразных и взаимообусловленных форм ...
Использование ИКТ-технологии на уроках физической культуры (из опыта работы)
ИКТ - технологии...

Здоровьесбережение на уроках физической культуры (из опыта работы).
Здоровьесбережение на уроках физической культуры (из опыта работы)....

Возможности информационных технологий на уроках физической культуры (из опыта работы)
Формы работы на уроке...

Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей на уроках физической культуры (из опыта работы): педагогическая статья, август 2023 г.
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, актуальны сего...

Формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения на уроках физической культуры (из опыта работы)
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...