'эссе-анализ "Введение третьего урока физической культуры: из опыта работы"
статья по физкультуре на тему
Физическое воспитание – многогранный педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразных и взаимообусловленных форм организации занятий физическими упражнениями. Особое место в этой системе занимает урок физической культуры как основная и обязательная форма организации физического воспитания.
Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Это единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse-samoanaliz.doc | 65.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская Академия Постдипломного Педагогического Образования
ЭССЕ на тему: Анализ введения третьего урока физической культуры в образовательную программу.
"Нужно, чтобы к физическим упражнениям приобщился каждый человек.
Без этого немыслимо никакие разговоры о здоровом образе жизни".
К.М. Аммосов.
Выполнила:
Учитель физической культуры
ГБОУ ЦО №633 Калининского района
Баширова Анна Владимировна
Санкт-Петербург
2014
В ГБОУЦО №633 Калининского района я начала работать с 01 сентября 2002 года. Раньше наша школа была просто СОШ с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология», а с 2011 годы мы – Центр Образования, осуществляющий обучения учащихся по различным формам: очная, заочная, экстернат. В средней школе реализуется программа общего среднего образования, индивидуальный подход к каждому ребенку, возможность получения, кроме аттестата о среднем (полном) образовании, квалификационного свидетельства о получении специальности или начального профессионального образования по рабочим профессиям. ЦО осуществляет обучение учащихся с 5 по 11 класс. В 2013-2014 учебном году у нас сформированы: 5-й класс – один, 6-й класс – два, 7-е классы – два, 8-е классы – четыре, 9-е классы – четыре, 10-е классы – два, 11-й класс – один, 10-й заочный – один, 11-й заочный – один, 12-й заочный – один, 6 учащихся осуществляют образовательный маршрут по форме «экстернат». В 10 и 11 классы к нам в большинстве приходят дети из других образовательных учреждений после окончания 9-го класса. Как правило, эти учащиеся имели различные проблемы по учебе в предыдущих школах (неуспеваемость, педагогическая запущенность, асоциальное поведение, прогулы) Также, три раза в неделю наш ЦО обучает студентов ПЛКМ (Профессиональный Лицей Кулинарного Мастерства), которые приходят к нам осваивать программу 10-11 классов, а также учащихся колледжа «Краснодеревец» по программе 9 классов.
В школе имеется 1 спортивный зал, в раздевалках есть душевые. К сожалению у нас нет специально оборудованного пришкольного стадиона, есть только территория, предназначенная в будущем для благоустройства. Мы вынуждены при необходимости ходить на стадион соседней школы, что доставляет трудности и нашему центру и данной школе, так как на стадионе занимается много учащихся. С сентября, с началом I четверти, начинаются уроки легкой атлетики. В основном все классы занимаются беговыми видами на площадке, играют в подвижные игры, футбол, волейбол. Во второй четверти мы занимаемся гимнастикой, оборудование новое, хотя не все снаряды в школе имеются. Есть перекладины, бревно гимнастическое, канаты для лазания, маты, гимнастический конь, гимнастический козёл. Дети с удовольствием посещают уроки, т.к. разнообразие форм и упражнений многогранно развивает учащихся. Недалеко от школы расположен лесной массив и в III четверти, после зимних каникул, все классы, начиная с 6 по 11, встают на лыжи.
Физическое воспитание – многогранный педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразных и взаимообусловленных форм организации занятий физическими упражнениями. Особое место в этой системе занимает урок физической культуры как основная и обязательная форма организации физического воспитания.
Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Это единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.
В Концепции модернизации школьного физического воспитания сказано, что основными задачами физического воспитания в современных условиях являются:
1. Формирование у школьников интереса к занятиям физической культурой. Без этого компонента все усилия по модернизации физического воспитания бессмысленны.
2. Обучение школьников навыкам и умениям использования средств физической культуры в повседневной деятельности.
Подразумевается обучение следующим компонентам: самостоятельному формулированию цели занятий; выбору адекватных средств и методов достижения цели; самостоятельной организации и проведению занятия, осуществлению контроля и оценки реакций организма на физическую нагрузку.
3. Формирование у школьников понимания смысла занятий физической культурой.
Подразумевается понимание физиологических и психических процессов, лежащих в основе выполняемого двигательного действия; знание закономерностей развития двигательных качеств и формирования техники двигательных действий.
4. Обучение школьников навыкам рациональной двигательной деятельности.
Физическое воспитание предполагает следующую структуру:
- два урока физической культуры с образовательной направленностью,
- третий урок физической культуры с преимущественной оздоровительно-реабилитационной направленностью,
- домашние занятия физической культурой с приоритетной воспитательной направленностью,
- внеклассные занятия физической культурой (физкультурно-оздоровительная деятельность, спортивные школьные секции), имеющие основную цель – развитие учащихся.
На сегодняшний день в нашей стране мы имеем удручающую, на мой взгляд, картину, показывающую уровень и состояние здоровья подрастающего поколения. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижение продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7-9 лет, снижается производственный потенциал общества в целом.
Сегодня учащиеся школы меньше двигаются, прогрессирует гиподинамия, а значит мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малоподвижным образом жизни и вредными привычками (особенно у учащихся среднего школьного возраста) ведет к постепенному ослаблению организма. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, то есть регулярно заниматься спортом. В связи с этим хочется отметить, что введение в учебный процесс 3-го урока физической культуры несомненно хорошая идея, так как если у ученика есть дополнительная возможность подвигаться – это, конечно же большой плюс, ведь движение-жизнь. Учебный процесс на сегодняшний день настолько перегружен, что лишний раз встать из-за парты – только на пользу школьникам. Поэтому важнейшей стороной педагогического процесса на уроках физической культуры является обучение школьников именно двигательным действиям. Другой вопрос – каким образом грамотно воплотить эту идею в жизнь, и здесь возникают различные трудности. Во-первых отсутствие полной материально-технической базы у большинства российских школ, в том числе и у нашей. Часто на уроках учителю приходится «выкручиваться», так как не хватает снарядов, мячей, брусьев, матов и т.д. С введением третьего урока еще больше обострилась проблема нехватки помещений для проведения занятий по физической культуре. Когда на одном уроке собираются учащиеся разных классов и разного возраста (например 6-й, 9-й и 10-й), очень тяжело, а порой и невозможно выстроить полноценный урок с каждой группой учащихся. Во-вторых, необходимо, на мой взгляд, осуществлять учебно-методическое обеспечение преподавания физической культуры в условиях 3-х часовой нагрузки, а именно не просто разработать инновационные программы, методики и технологии, но и создавать условия для посещения учителями курсов повышения квалификации, с целью проведения качественных уроков. И в третьих, надо учитывать, что для учащихся, имеющих успехи по данному предмету и находящихся в хорошей физической форме введение третьего урока является радостью, в то время как для "не очень спортивных" учащихся это лишний стресс. Поэтому мне кажется, что нужно оценивать не нормативы (которые не учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка), а динамику развития физических качеств каждого конкретного ученика. А также заменить оценочную систему на бально-рейтинговую, где каждый учащийся найдет свою нишу. В целом, я могу сказать, что введение третьего урока физической культуры при наличии условий для его провидения имеет очень большое значение для повышения двигательной активности учащихся, сохранения и укрепления их здоровья. В нашем центре, к сожалению, в силу сложности контингента учащихся, третий урок не проводится по какой то определенной технологии и не выделяется в отдельный курс. Этот урок идет в рамках стандартной трехчасовой программы и дает нам возможность закреплять изученный материал и больше двигаться. Но зато мы стараемся не пропускать ни одного районного и, по возможности, городского соревонования.
Современный учитель свободен в своём выборе построения урока. И задачи, и содержание, и его структура, и методы обучения – всё это должно быть направленно на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Третий урок – это дополнительный плацдарм для творческой деятельности учителя (например фитнес, аэробика, бадминтон, шахматы).
На уроках физической культуры в той иной мере решаются все вопросы учащихся, касающиеся физических и духовных сил, их подготовки к жизни, развитие и становление личности в целом.
В конце хочется добавить, что Физическая Культура является составной частью общей Культуры общества, ее важным компонентом и не сводится только к совершенствованию телесности. Следовательно, физическая культура является средством развития и становления личности школьника. За время работы в школе я отметила, что всем детям нравятся занятия. У детей проявляются такие качества как настойчивость в достижении целей, чувства взаимопомощи, особенно это проявляется в игровой деятельности и в участиях в соревнованиях. Учащиеся повышают свой духовный запас знаниями о физической культуре. Дети занимаются не только в школе, но и дома самостоятельно, это говорит о том, что они осознанно ведут развитие своего тела и организма что очень важно, особенно в наше время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)
Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...
Использование ИКТ-технологии на уроках физической культуры (из опыта работы)
ИКТ - технологии...
Здоровьесбережение на уроках физической культуры (из опыта работы).
Здоровьесбережение на уроках физической культуры (из опыта работы)....
«Возможности применения упражнений из «тимбилдинга» («командообразование») на уроках физической культурой (из опыта работы)
О возможностях применения упражнений из тимбилдинга на уроках ФК и не только......
Возможности информационных технологий на уроках физической культуры (из опыта работы)
Формы работы на уроке...
Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей на уроках физической культуры (из опыта работы): педагогическая статья, август 2023 г.
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, актуальны сего...
Формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения на уроках физической культуры (из опыта работы)
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...