ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
учебно-методический материал по физкультуре

Богомолова Юлия Николаевна

1. Обобщен опыт оздоровления детей с ОВЗ (аллергопатологией) средствами дыхательной терапии, в результате чего данные материалы представлены для участия  во II всероссийской научно-практическая конференции «Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов» на тему «Дыхательная терапия в работе с детьми с ОВЗ».

Материалы участия в научно-практической приняты для публикации в сборнике научных трудов (с присвоением международного номера ISBN). Информация об опубликованных статьях предоставлена в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
 
 
2. Разработана рабочая программа инструктора по физической культуре МБДОУ "ДС № 382 г.Челябинска" в соответствии с законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17 октября 2013 г. №1155  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») на основе ООП ДО МБДОУ «ДС № 382 г.Челябинска» и АООП ДО детей с ОВЗ (ТНР) МБДОУ «ДС № 382 г.Челябинска».

Содержание рабочей программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел рабочей программы инструктора по физической культуре включает в себя:

- пояснительную записку;

- цели и задачи;

- принципы и подходы;

- значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста;

          -целевые ориентиры, планируемые результаты освоения детьми раннего и дошкольного возраста образовательной области «Физическое развитие» с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей.

          Содержательный раздел рабочей программы инструктора по физической культуре включает описание  образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка по образовательной области «Физическое развитие», описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы, а также  проектирование образовательного процесса, календарь тематических недель, методики, технологии воспитания, развития детей, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления развития детской инициативы, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, особенности взаимодействия инструктора по физической культуре с семьями воспитанников, педагогами МБДОУ «ДС № 382 г.Челябинска»,  с социальными партнерами, описание  образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

          Организационный раздел рабочей программы инструктора по физической культуре содержит описание материально-технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает регламент НОД, а также особенности организации праздников, мероприятий по образовательной области «Физической развитие», планирование образовательной деятельности, перечень нормативной и нормативно-педагогической документации, литературных источников.

          Рабочая программа представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий главные цели, задачи, направления обучения, воспитания, развития детей  с аллергопатологией.

          Рабочая программа может корректироваться в зависимости от изменений условий МБДОУ «ДС № 382 г.Челябинска»

          -изменение возрастного контингента;

        -изменение направленности групп;

          -появление новых традиций, акций в МБДОУ «ДС № 382 г.Челябинска»

          -изменение  приоритетов образовательной политики государства и др.

          Таким образом, содержание рабочей программы инструктора по физической культуре соответствует структуре, определенной Федеральным образовательным  стандартом дошкольного образования и обеспечивает реализацию образовательных потребностей детей, их позитивную  социализацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (аллергопатологией)

Богомолова Ю.Н., инструктор

по физической культуре МБДОУ «ДС № 382 г.Челябинска»

За последнее время во всём мире, в том числе и в России отмечается тенденция к увеличению аллергических заболеваний, тяжелому их течению. В связи с этим, проблема профилактики, диагностики и лечения этих заболеваний,  создание  специализированных служб, в том числе и ДОУ приобретает первостепенное значение.

Аллергия - повышенная чувствительность организма к различным веществам, связанная с изменением его реактивности. К собственно аллергическим заболеваниям относятся: атопический дерматит (нейродермит), поллиноз, аллергический ринит, пищевая аллергия, бронхиальная астма.

Чаще всего у детей с отклонениями в состоянии здоровья (ограничениями) оказывается сниженной сопротивляемость организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным заболеваниям, что ведет к бронхитам, пневмониям, бронхиальной астме.

Не для кого не секрет, что дети с ограничениями в здоровье с большими усилиями, по сравнению со здоровыми детьми, преодолевают трудности в усвоении образовательной программы, с более значительными психофизиологическими затратами справляются с предъявленными к ним требованиям, предусмотренными условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении, а затем в школе.

Основными средствами физического воспитания детей, страдающих аллергопатологией, являются: физические упражнения, дыхательные упражнения, подвижные игры и развлечения, закаливающие процедуры, занятия на тренажерах.

Двигательная нагрузка просчитывается индивидуально в соответствии с программой реабилитации на каждого ребёнка. Педагог, организуя двигательную активность детей (будь то инструктор по физической культуре или же воспитатель в процессе организации утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных или подвижных игр), внимательно следит за состоянием детей. Признаки утомления и степень их выраженности определены в процессе наблюдений за детьми и отражены в таблице.

Таблица внешних признаков утомления и степени их выраженности

Наблюдаемый признак

Степень утомления

легкое

среднее

тяжелое

Окраска кожи лица, шеи

Небольшое покраснение кожи, выражение лица спокойное

Значительное покраснение кожи, выражение лица напряженное

Резкие изменения цвета кожи, пятна, бледность

Дыхание

Несколько учащенное, ровное, быстро восстанавливается

Учащенное

Резко учащенное

Потливость (индивидуальный синдром)

- /+

(незначительна или отсутствует)

++/ -

(значительна или отсутствует)

- /+

(чаще отсутствует, конечности могут быть холодными, бледными)

Движения

Бодрые, ребенок четко слышит и выполняет задания

Неуверенные, нечеткие, может быть беспокойство, заторможенность

Отказ от выполнения движений

Самочувствие

Хорошее, быстро приходит в норму

Отказ от выполнения заданий, от игры

Слабость, вялость, нуждается в посторонней помощи

Рекомендации врача

Постепенно, дозировано, индивидуально повышать нагрузку

Снять напряжение, принять прохладное обтирание, исключить нагрузку, дыхательные упражнения

Медикаментозная помощь, использование ингалятора, уединение, покой,  медицинское наблюдение

При обнаружении внешних признаков утомления и степени их выраженности переключает ребёнка на более спокойный вид деятельности.

Таки образом, все формы организации двигательной активности детей с ОВЗ (аллергопатологией) выстраиваются с учётом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и с учетом принципа гуманной педагогики — не навреди:

- подбор адекватной физической нагрузки с учетом заболевания и степени его компенсации;

- включение элементов дыхательной гимнастики во все формы занятий физическими упражнениями.

При построении физкультурных занятий учитываются возрастные особенности детей. С  детьми  в соответствии с регламентом тем на год  проводятся сюжетные, тематические занятия. Длительность занятия соответствует требованиям СанПиН .

Физкультурные занятия с детьми с ОВЗ (аллергопатологией) имеют такую структуру:

Подготовительная часть - 10% времени,

Основная часть - 80% времени,

Заключительная часть - 10 % времени.

Дети с диагнозом бронхиальная астма, имеющие 3 и 4 группы здоровья занимаются ЛФК.

В работе с детьми с ОВЗ (аллергопатоллгией) при формировании физического здоровья особое значение приобретают дыхательная терапия (дыхательные упражнения).

Дыхание - единственная вегетативная функция, на которую человек с легкостью оказывает произвольное влияние, задавая тем самым режим функционирования различных физиологических систем. Поэтому тренировка дыхания считается одним из эффективных способов регуляции физического и эмоционального состояния ребёнка. 

Дыхательная терапия предполагает лечение организма человека и профилактику заболеваний человека, в частности органов дыхания при помощи постановки правильного дыхания.

Дыхательная терапия - это физические дыхательные упражнения, воздействующие на физическое и психическое состояние человека. Одновременно это и педагогический метод. Особенностью данного метода является использование принципа упражняемости – тренировки дыхательными упражнениями. Тренировку ребёнка с ОВЗ (аллергопатологией) рассматриваем как процесс систематического и дозированного применения дыхательных упражнений  с целью общего оздоровления организма, улучшения дыхательной системы, нарушенных болезненным процессом, закрепление моторных навыков и волевых качеств.

Дыхательная терапия улучшает бронхолёгочную проходимость и вентиляцию лёгких, укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность диафрагмы, рёбер и, как следствие, закрепляется навыки глубоко и редкого дыхания. Рефлекторно уменьшает спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол: вибрация их стенок при дыхательной гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым и мышцы, произвольное изменение движения скелетных мышц оказывает расслабляющее действие на спазмированную мускулатуру бронхов. (Лазарев М.Л, 1993; Дубровский В.И, 1998).

Дыхательная терапия включает в себя комплекс дыхательной гимнастики (дыхательных игр и упражнений).     

Их смысл состоит в сознательном контроле частоты, ритма и глубины дыхания.

Здоровым детям дыхательные упражнения, выполняемые после комплекса общеразвивающих, беговых или прыжковых движений, служат, в основном, для восстановления ритма дыхания после нагрузки.

Для детей с ОВЗ дыхательные упражнения являются средством оздоровления и профилактики заболевания,  и строятся на использовании разных приёмов свободного и ритмичного дыхания.

К специальным дыхательным упражнениям относим:

  • Брюшное (диафрагмальное) дыхание, направленно на максимальное заполнение объёма легких воздухом, способствует улучшению вентиляции, массажу внутренних органов за счёт движений диафрагмы и активизирует обменные процессы. 
  • Различные виды задержек дыхания в фазе вдоха или выдоха.
  • Сочетание вдоха или выдоха с движениями рук или туловища.
  • Выполнение дыхательных движений из различных исходных положений.
  • Звуковые  дыхательные упражнения (например, протяжное пение и др.)
  • Разные типы ритмичного дыхания, включающие задержку дыхания фиксированной продолжительности и варьирование способа выдоха. 

В зависимости от типа используемых дыхательных упражнений их воздействие может быть достаточно продолжительным и иметь как общеуспокоительный, так и активизирующий характер. 

Известно, что дыхание с более продолжительным вдохом ведёт к активизации организма, а дыхание с более продолжительным выдохом, наоборот, вызывает успокоение. 

Дыхательные упражнения делятся на статические и динамические.

Статическими дыхательными упражнениями считаются такие, при которых дыхание осуществляется без одновременного движения конечностями и туловищем, а именно упражнения: 

  • в ровном ритмичном дыхании, в урежении дыхания; 
  • в изменении типа (механизма) дыхания (грудного, диафрагмального, верхнего, полного и их различных сочетаний); 
  • в изменении фаз дыхательного цикла (различные изменения соотношений по времени вдоха и выдоха, включение кратковременных пауз и задержек дыхания за счет «выдувания» и других способов, сочетание дыхания с произнесением звуков и др.). 

Их мы чаще всего используем в начале обучения правильному дыханию и для урегулирования повышенной двигательной активности, успокоения нервной и сердечно-сосудистой системы, для нормализации дыхания после активного двигательного комплекса упражнений.

Динамическими называются дыхательные упражнения, осуществляющиеся одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Если согласованность отсутствует, то движения тела не станут способствовать дыхательным движениям, которые, в свою очередь, будут нарушать динамику выполняемого упражнения. Выполняя упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным.

Вдох производится одновременно с выпрямлением туловища, подниманием верхних конечностей, отведением их в стороны и т. д., т. е., когда происходит расширение грудной клетки. Выдох делается при спадении грудной клетки в момент опускания верхних конечностей, сгибании туловища вперед, подтягивании нижних конечностей к животу и т. п.

Хочется отметить, что использование дыхательных упражнений в комплексе с другими приёмами повышает их эффективность.

Особо внимание хочется уделить одному из видов дыхательной гимнастики - звуковой  гимнастика, звуковым дыхательным упражнениям  (по М.Л.Лазареву «Звуковое дыхание»), которые мы активно используем в  практике работы с детьми с аллергопатологией.  Суть  её  состоит  в  применении специальных упражнений, связанных с произношением звуков и их сочетаний в определённом  наборе   и строго определённым способом. При произношении звуков вибрация голосовых связок передаётся на лёгкие, трахею, бронхи, а от них на грудную клетку. Это ведёт к увеличению бронхиального сопротивления, расслаблению спазмированных бронхов и бронхиол. (Лазарев М.Л, 1993).

Не стоит забывать, что особое место в жизни ребёнка занимают игры.  В своей практике  мы активно используем игры для развития ритмичного дыхания. Во время подвижных игр широко используем произношение звуков во время игровых упражнений в сочетании с ритмичными движениями туловища и конечностей. (М.Л. Лазарев, 1993).

Мы активно используем подвижные игры и упражнения игрового характера с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пением, которые позволяют детям с аллергопатологией поддерживать эластичность лёгочной ткани, улучшать бронхиальную проходимость, восстанавливать согласованность работы дыхательной мускулатуры, координации деятельности дыхательных и соматических мышц, адаптировать дыхание и весь организм в целом к физическим нагрузкам посредством общей выносливости, повысить тонус ребёнка с ОВЗ (аллергопатологией), оздоровить нервно-психической сферы ребёнка.

В своей практике мы используем игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями. Это очень полезно для наших детей.

Особое внимание уделяем играм и упражнениям акробатического характера, придающим телу ребёнка различные дренажные положения (берёзка, быстрое перекатывание тела на бок, живот, спину, упражнения с мячом из разных исходных положений), способствующим активному естественному дренажу бронхов.

В процессе организации физкультурных занятий, утренней гимнастики  мы активно используем комплексы дыхательных упражнений по методике М.Л. Лазарева. «Система развивающей терапии детей, страдающих астмой». Но стоит отметить, что дыхательные упражнения можно выполнять с ребёнком в любое время, как во время занятий (в перерывах), на улице во время прогулки, обыграть и представить данные упражнения как игру. Поэтому я рекомендую использовать их педагогам во время физкультминуток, в режимных моментах, в играх, в организации двигательной активности детей. Это приятное времяпровождением для ребенка с ОВЗ, которое поможет педагогам:

  • повысить общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к заболеваниям.
  • развить дыхательную мускулатуру, увеличить подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшить лимфа - и кровообращение в легких.

 В работе с  родителями рекомендую активно использовать дыхательных гимнастик в домашних условиях, обучаю техникам дыхания родителей на «Астма-школе».

Вашему вниманию предлагается несколько упражнений, которые вы можете использовать как в работе с детьми с ОВЗ для восстановления дыхательной функции, так и со здоровыми детьми, для профилактики заболеваний органов дыхания. Упражнения, которые указаны ниже научат вас и вашего ребёнка правильно дышать.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для инструкторов по физической культуре, воспитателей ДОУ

Тема: «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (АЛЛЕРГОПАТОЛОГИЕЙ)».

Ведущий мастер – класса:

Богомолова Юлия Николаевна, должность инструктор по физическому воспитанию МБДОУ «ДС № 382 г.Челябинска», специалист высшей квалификационной категории.

Участники: Инструктора по физической культуре

Требования к участникам: Желание работать в группе.  

Кол-во участников: 12-18 человек  

Цель: Поделится опытом оздоровления детей с ОВЗ (аллергопатологией) средствами дыхательной терапии

Задачи:

  • Дать педагогам представление о дыхательной терапии, методике проведения дыхательных игр и дыхательных упражнения;
  • Передать практический опыт  ведения дыхательной гимнастики;

Материалы и оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, подборка фоновой и релаксационной музыки, мультимедийная презентация (текст заданий  для трансляции на мультимедийной системе).

1 БЛОК – ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – УСТАНОВКА.

Встреча участников мастер - класса, знакомство с темой и регламентом работы.

Знакомство участников с «правилами группы»:

  • Принятие формы общения на «ты», доверие друг к другу;
  • Во время занятия говорить только о том, что происходит «здесь и теперь», о том, что думаете, чувствуете по поводу происходящего;
  • Отказ от безличной формы общения, форму «многие считают…» заменить на «я считаю…» и т.п.;
  • Внимательно слушать, не перебивать говорящего, задавать вопросы только после того, как он закончит говорить;
  • Говорящий соблюдает регламент работы.

2 БЛОК – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Не секрет, что дети с ограничениями в здоровье с большими усилиями, по сравнению со здоровыми детьми, преодолевают трудности в усвоении образовательной программы, с более значительными психофизиологическими затратами справляются с предъявленными к ним требованиям, предусмотренными условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении, а затем в школе. Чаще всего у детей с отклонениями в состоянии здоровья (ограничениями) оказывается сниженной сопротивляемость организма к вредным факторам среды, в том числе к инфекционно-вирусным заболеваниям, что ведет к бронхитам, пневмониям, бронхиальной астме. Поэтому перед педагогами стоит задача сохранить и укрепить здоровье детей, в нашем случае средствами физического воспитания.

Основными средствами физического воспитания детей, страдающих аллергопатологией, являются: физические упражнения, дыхательные упражнения, подвижные игры и развлечения, закаливающие процедуры, занятия на тренажерах. Все формы организации двигательной активности детей с ОВЗ (аллергопатологией) выстраиваются с учётом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и с учетом принципа гуманной педагогики — не навреди:

- подбор адекватной физической нагрузки с учетом заболевания и степени его компенсации;

- включение элементов дыхательной гимнастики во все формы занятий физическими упражнениями.

В работе с детьми с ОВЗ (аллергопатологией) при формировании физического здоровья особое значение приобретает дыхательная терапия (дыхательные упражнения).

Дыхательная терапия - это физические дыхательные упражнения, воздействующие на физическое и психическое состояние человека. Одновременно это и педагогический метод. Особенностью данного метода является использование принципа упражняемости – тренировки дыхательными упражнениями.

Тренировку ребёнка с ОВЗ (аллергопатологией) рассматриваем как процесс систематического и дозированного применения дыхательных упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения дыхательной системы, нарушенных болезненным процессом, закрепление моторных навыков и волевых качеств.

Дыхательная терапия включает в себя комплекс дыхательной гимнастики (дыхательных игр и упражнений).  Их смысл состоит в сознательном контроле частоты, ритма и глубины дыхания.

Хочется отметить, что использование дыхательных упражнений в комплексе с другими приёмами повышает их эффективность.

В работе с детьми с аллергопатологией особое внимание уделяем одному из видов дыхательной гимнастики - звуковой  гимнастике, звуковым дыхательным упражнениям (по М.Л.Лазареву «Звуковое дыхание»). Суть её состоит в применении специальных упражнений, связанных с произношением звуков и их сочетаний в определённом наборе и строго определённым способом. При произношении звуков вибрация голосовых связок передаётся на лёгкие, трахею, бронхи, а от них на грудную клетку. Это ведёт к увеличению бронхиального сопротивления, расслаблению спазмированных бронхов и бронхиол. (Лазарев М.Л, 1993).

В своей практике мы активно используем игры для развития ритмичного дыхания. Во время подвижных игр широко используем произношение звуков, во время игровых упражнений в сочетании с ритмичными движениями туловища и конечностей. (М.Л. Лазарев, 1993).

Мы активно используем подвижные игры и упражнения игрового характера с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пением. Это позволяет детям с аллергопатологией поддерживать эластичность лёгочной ткани, улучшать бронхиальную проходимость, восстанавливать согласованность работы дыхательной мускулатуры, координацию деятельности дыхательных и соматических мышц, адаптировать дыхание и весь организм в целом к физическим нагрузкам посредством увеличения общей выносливости, повышать тонус ребёнка с ОВЗ (аллергопатологией), оздоравливать нервно-психическую сферу ребёнка.  

Также в своей практике мы используем игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями. Это очень полезно для наших  детей.

Особое внимание уделяем играм и упражнениям акробатического характера, придающим телу ребёнка различные дренажные положения (берёзка, быстрое перекатывание тела на бок, живот, спину, упражнения с мячом из разных исходных положений), способствующим активному естественному дренажу бронхов.

Дыхательные упражнения можно выполнять с ребёнком в любое время, во время занятий (в перерывах), на улице во время прогулки, обыгрывать и представлять данные упражнения, как игру. Поэтому, я рекомендую использовать их педагогам во время физкультминуток, в режимных моментах, в играх, в организации двигательной активности детей. Это приятное времяпровождение для ребенка с ОВЗ, которое поможет педагогам:

  • повысить общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к заболеваниям;
  • развить дыхательную мускулатуру, увеличить подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшить лимфо- и кровообращение в легких.

Вашему вниманию я предлагаю несколько упражнений, которые вы можете использовать, как в работе с детьми с ОВЗ для восстановления дыхательной функции, так и со здоровыми детьми, для профилактики заболеваний органов дыхания, для восстановления ритма дыхания после нагрузки. Эти упражнения научат вас и вашего ребёнка правильно дышать.

3 БЛОК – ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ЗАНЯТИЕ

Комплекс дыхания

Методические рекомендации для слушателей Направленность комплекса

Название упражнения

Назначение упражнения

Методика выполнения

Указания по вариантам проведения упражнений с учётом возрастных особенностей детей

Комплекс подготовительных дыхательных упражнений

Этот комплекс позволяет подготовить человека к выполнению дыхательных упражнений.

«НАКАЧКА»

Постепенное наполнение воздухом всего бронхолегочного дерева.

Создание возможности для последующего оттока мокроты, улучшение микроциркуляции и лимфооттока

И.п.: стоя. Полный выдох. Рот закрыть, нос зажать. Сначала медленная накачка легких через одну ноздрю (медленно, мелкими порциями), затем выдох через рот, а потом накачка через вторую ноздрю.

Маленьким детям целесообразно показать этот процесс на волейбольной камере или воздушном шарике, надувая маленькими порциями, а затем медленно выпуская воздух.

«СЕНЬОР ПОМИДОР»

Улучшение микроциркуляции легочной ткани, раскрытие спавших альвеол.

И.п.: стоя. Вдох. Рот закрыть, нос зажать. Пытаться сделать выдох, при этом раздуваются щеки, напряжение всех мышц, участвующих в выдохе. Делать 1 раз.

Комплекс полного дыхания

Этот комплекс включает в себя три основных типа дыхания: нижнее (диафрагмальное), среднее (реберное), верхнее (ключичное).

В комплексе выстраивается последовательность пяти шагов: расслабление, поверхностное дыхание, среднее дыхание, нижнее дыхание и интегральное дыхание, объединяющее все предыдущие.

СРЕДНЕЕ ДЫХАНИЕ (грудное, реберное).

«ГАРМОШКА»

НИЖНЕЕ ДЫХАНИЕ (диафрагмальное, брюшное). «ШАРИК»

Наполнение воздухом всего легочного пространства и включение в акт дыхания всех дыхательных мышц.

Активизация участия диафрагмы в акте дыхания, улучшение вентиляции нижних отделов легких, стимуляция работы пищеварительного тракта.

И. п.: стоя. Ладони на ребрах, после полного выдоха делается глубокий вдох. Ребра максимально раздвигаются, подобно мехам гармонии.

Грудная клетка не поднимается, живот спокоен. Задержка дыхания на 1-2 сек. На выдохе ребра возвращаются в прежнее положение.

И. п.: стоя. Ладонь на животе. Выдох. На вдохе живот выпячивается вперед. Задержка дых. На 1-2 сек., выдох через неплотно сжатые губы.

В качестве образца – показ детской гармошки. Во время выполнения упражнения детей просят пальчиками поиграть на ребрышках, как на клавишах, и даже напевать на выдохе.

Маленьким детям предварительно надувают и сдувают шарик.

Комплекс ритмического дыхания

Комплекс направлен на нормализацию ритма самого дыхания, уменьшение числа дыханий в минуту. Нормализация дыхания приводит к изменению биоритмов других систем (сердечно – сосудистой, пищеварительной, нервной). В осенне-весенние десинхрозы у детей к. р. д. приобретает еще большее значение.

Четырехфазное дыхание.

«ДИРИЖЕР»

Оптимизация окислительно – восстановительных процессов в тканях организма Воспитывают у детей чувство ритма, чувство ритма дыхания, улучшают координацию движений.

И.п.: стоя. Руки вверх – вдох, руки вниз – выдох. Когда руки застыли  - пауза.

Группа детей выполняет четырехфазное ритмическое дыхание, а один ребенок становится дирижером и руками дирижирует всем дыхательным циклом. Вдох – руки вверх, выдох – руки вниз. Пауза – руки застыли.

Дыхательное упражнение  для закаливания

Комплекс направлен закаливание зева, на стимуляцию деятельности диафрагмы.

«СОБАЧКА»

Стимуляция быстрого короткого выдоха. Закаливание зева.

И.п.: стоя. Язык высунуть изо рта, делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как собачка).

Показать малышу на улице, как дышит собачка в жаркий день.

Дренаж-ное упражнение

Способствует естественному дренажу бронхов.

«КОМАРИКИ»

Улучшение кровообращения в области бронхолегочного дерева, а также на энергетическую стимуляцию организма посредством раздражения рецепторного аппарата нервной системы. Механическое очищение различных отделов бронхолегочного дерева мокроты

И.п.: стоя. Ребенок хлестко бьет себя по спине встречными движениями рук-плетей, при этом делая резкий выдох ртом, негромко, чтобы не перегрузить голосовые связки. Главное хлесткий удар. Удары проводятся в различных отделах спины. Делается 8 ударов стоя, 8 ударов маятник в стороны, вперед-назад. Для проверки качества ударов дети показывают свои ладошки: если они покраснели, удары настоящие.

Выполняется последним.

Этот вид дренажа проводится в зимний период только дома. Постепенно ребенок начинает делать его на улице, для получения эффекта закаливания.

4 БЛОК – ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ.

Организационный момент -ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ МАСТЕР КЛАССА.

Вопросы для обсуждения:

  •  Что вы чувствовали во время этих упражнений?
  • Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий?

Рефлексия.

  • Было ли для вас что-то полезное?
  • Было ли для вас что-то новое?

Ведущий благодарит участников группы за работу.

В процессе организации физкультурных занятий, утренней гимнастики  мы активно используем комплексы дыхательных упражнений по методике М.Л. Лазарева «Система развивающей терапии детей, страдающих астмой», «Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...

Промежуточные итоги реализации проекта инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки

Данный пакет документов включает перечень документов, которые  позволят в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возм...