Главные вкладки
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
программа физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»
Возраст обучающихся: 6-11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор - составитель:
Минниханов А.Д.
г. Советский, 2022 г.
Пояснительная записка
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Структурные элементы. Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» физкультурно-спортивной направленности разработана в рамках организационно-методического сопровождения решения задачи по созданию новых мест дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Программа построена на основе общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта с учетом развития их разноуровневости и вариативности при формировании базовых навыков.
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности создана с целью расширения возможностей использования современных технологий, форм и средств обучения для увеличения охвата и обеспечения равных возможностей и общедоступных условий освоения качественных современных дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и их понимания, осознания и применения в различных мета предметных областях. В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и мета предметных результатов.
Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахматам диалогичен, при котором учащимся задают наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.
Программа физкультурно-спортивной направленности является открытой — она позволяет конструировать под реальные условия и локальные задачи содержание, формы и средства обучения.
Актуальность программы «Шахматы» обусловлена тем, что раскрытие интеллектуальных способностей обучающихся в процессе преподавания шахмат, будет содействовать более активному формированию личности школьников.
Цели:
- способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей;
- реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Задачи:
- помочь ребенку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии) увидеть их логику;
- совершенствовать у детей такие качества, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением;
- формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
- развивать умение контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;
- формировать чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- уметь осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации
Программа разработана в соответствии с программой:
- И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.)
- методических рекомендаций учебного пособия для общеобразовательных организаций/Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова.-М.: Проосвещение,2017.
Включает четыре модуля и рассчитана для обучающихся 1-4 классов. Модуль равен году обучения.
Ключевой особенностью программы является единство содержательного, кадрового и инфраструктурного компонентов.
Новизна программы «Шахматы» состоит в том, что активное привлечение и использование на занятиях материалов из классического наследия шахматной игры дает возможность обучающемуся не только познакомиться с тенденциями в развитии взглядов на законы теории и методов игры, но и помогает утвердиться во мнении о необходимости и перспективности постоянных поисков, новых идей в изучаемых игровых позициях. Тем самым активно стимулируются творческие способности юного шахматиста.
Документы, регламентирующие деятельность дополнительной общеобразовательной программы «Шахматы»:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».
- Положение о структурном подразделении дополнительного образования детей в МБОУ гимназии г. Советский.
- Приказ МБОУ гимназии г. Советский от 31.08.2022 г. № 249 «Об утверждении дополнительных общеобразовательных программ на 2022-2023 учебный год».
Планируемые результаты:
Программа курса неурочной деятельности «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определенных результатов:
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;
- Основные тактические приемы. Что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Программой первого года обучения предусматривается 17 шахматных занятий (одно занятие в две недели). Учебный курс включает в себя два раздела:
- - теоретические основы и правила шахматной игры;
- - практико-ориентированная деятельность.
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Программа второго года обучения предусматривает 17 учебных занятий, по одному уроку в две недели. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению базовым понятиям шахматной игры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат. Учебный курс включает в себя пять тем: “сведения из истории шахмат”, “базовые понятия шахматной игры”, “конкурсы решения позиций”, “соревнования”, “шахматные праздники”.
Программа третьего и четвертого года обучения предусматривает по 17 учебных занятий, по одному занятию в две недели. Материал выстроен на основе ранее приобретенных знаний и умений, где ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.
К концу первого учебного года дети должны:
- уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие н проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король) правила хода и взятия каждой фигуры;
- иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера;
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- знать цену каждой шахматной фигуры;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;
- владеть способом взятия на проходе;
- записывать шахматную партию;
- уметь играть шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера.
К концу второго учебного года дети должны:
- уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
- защищать свои фигуры от нападения и угроз;
- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
- ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
- разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
- реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года дети должны:
- владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»; «уничтожение защиты»; «спертый мат»;
- понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
- уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
- принимать участие в шахматных соревнованиях
К концу четвертого учебного года дети должны знать:
- владеть основными шахматными понятиями;
- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчета вариантов в практической игре;
- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два – три хода;
- знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
- уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легко фигурные эндшпили, знать теоретически5е позиции;
- уметь реализовывать материальное преимущество;
- принимать участие в шахматных соревнованиях.
Способы оценки результатов
- участие в соревнованиях;
- контрольные зачеты, тесты и упражнения.
Формы обучения
по дополнительной общеобразовательной программе:
- очная;
- с применением дистанционных технологий.
Срок реализации и режим работы
Предлагаемая общеобразовательная программа содержит четыре модуля.
Модуль рассчитан на 17 часов при режиме занятий 1 раза в две недели по 1 академическому часу.
Характеристика групп
Программа предусматривает свободный набор групп детей от 6 до 11 лет, состав групп 15-30 человек.
Требования к уровню подготовки педагога
Программа реализуется без предъявления требований к уровню образования и квалификации педагога.
Методическое обеспечение программы
Для достижения цели и решения задач данной программы необходимо использовать различные образовательные технологии и педагогические средства.
- Личностно – ориентированная технология (технология сотрудничества).
- Информационно – коммуникативные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии (подвижные игры).
- Приемы: разъяснение, показ.
- Методы: словесный (беседа, объяснение), практический (выполнение различных упражнений).
Формы проведения занятий:
- групповые;
- практическая и самостоятельная работы под руководством педагога;
- дидактические сказки;
- игровые ситуации;
- дидактические задания и позиции для игровой практики;
- участие в соревнованиях разного уровня.
Учебный план
Модуль 1
Первый год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Шахматная доска. | 1 | 1 | - | Промежуточный контроль |
2 | Шахматные фигуры. | 1 | 1 | - | Промежуточный контроль |
3 | Начальная расстановка фигур. | 1 | - | 1 | Промежуточный контроль |
4 | Ходы и взятие фигур. | 7 | 1 | 6 | Промежуточный контроль |
5 | Цель шахматной партии. | 4 | - | 4 | Промежуточный контроль |
6 | Игра всеми фигурами из начального положения. | 3 | - | 3 | Итоговый контроль |
ИТОГО: | 17 | 3 | 14 |
Содержание программы
- Шахматная доска (1 час).
Теория.
Знакомство с шахматной доской.
Практика -
- Шахматные фигуры (1 час).
Теория.
Знакомство с шахматными фигурами.
Практика -
- Начальная расстановка фигур (1 час).
Теория -
Практика.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
- Ходы и взятие фигур (7 часов).
Теория.
Правила хода и взятия каждой из фигур.
Практика.
Игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
- Цель шахматной партии (4 часа).
Теория -
Практика.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
- Игра всеми фигурами из начального положения (3 часа).
Теория-
Практика.
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.
Календарный учебный график
Режим занятий: 1 раза в две недели по 1 часу (всего - 17 ч.)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь2 | 2 неделя | по расписанию | групповая | 1 | Знакомство с шахматной доской. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
2 | Сентябрь4 | 4 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Шахматная доска. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
3 | Октябрь2 | 6 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Начальное положение. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
4 | Октябрь4 | 8 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Ладья в игре. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
5 | Ноябрь1 | 9 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Слон в игре. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
6 | Ноябрь2 | 10 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Ладья против слона. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
7 | Ноябрь4 | 12 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Ферзь в игре. Ферзь против ладьи и слона. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
8 | Декабрь2 | 14 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Конь в игре. Конь против ферзя, ладьи слона. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
9 | Декабрь4 | 16 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Пешка в игре. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
10 | Январь2 | 18 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Король против других фигур. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
11 | Январь4 | 20 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Шах. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
12 | Февраль2 | 22 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Мат. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
13 | Февраль4 | 24 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Ничья, пат. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
14 | Март2 | 26 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Рокировка. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
15 | Март4 | 28 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Шахматная партия. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
16 | Апрель2 | 30 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Шахматная партия. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
17 | Апрель4 | 32 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Шахматная партия. | Кабинет начальных классов | Итоговый |
Итого | 17 |
Модуль 2
Второй год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Краткая история шахмат. | 1 | 1 | - | Промежуточный контроль |
2 | Шахматная нотация. | 1 | - | 1 | Промежуточный контроль |
3 | Ценность шахматных фигур. | 1 | 1 | - | Промежуточный контроль |
4 | Техника матования одинокого короля | 3 | - | 3 | Промежуточный контроль |
5 | Достижение мата без жертвы материала. | 4 | - | 4 | Промежуточный контроль |
6 | Шахматная комбинация | 7 | - | 7 | Итоговый контроль |
ИТОГО: | 17 | 2 | 15 |
Содержание программы
Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.
Теория.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Практика -
Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Теория -
Практика.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Теория.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Практика -
Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Теория -
Практика.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Теория -
Практика.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Теория -
Практика.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Календарный учебный график
Режим занятий: 1 раза в две недели по 1 часу (всего - 17 ч.)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь2 | 2 неделя | по расписанию | групповая | 1 | Краткая история шахмат. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
2 | Сентябрь4 | 4 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Шахматная нотация. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
3 | Октябрь2 | 6 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
4 | Октябрь4 | 8 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
5 | Ноябрь1 | 9 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
6 | Ноябрь2 | 10 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
7 | Ноябрь4 | 12 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
8 | Декабрь2 | 14 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
9 | Декабрь4 | 16 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
10 | Январь2 | 18 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения, завлечения, блокировки. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
11 | Январь4 | 20 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
12 | Февраль2 | 22 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия, превращения пешки. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
13 | Февраль4 | 24 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
14 | Март2 | 26 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
15 | Март4 | 28 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
16 | Апрель2 | 30 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
17 | Апрель4 | 32 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | Кабинет начальных классов | Итоговый |
Итого | 17 |
Модуль 3
Третий год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Повторение изученного материала. | 2 | - | 2 | Промежуточный контроль |
2 | Основы дебюта. | 13 | - | 13 | Промежуточный контроль |
3 | Повторение программного материала. | 2 | - | 2 | Итоговый контроль |
ИТОГО: | 17 | - | 17 |
Содержание программы
Повторение изученного материала
Теория -
Практика.
Игровая практика. Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).
Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.
Теория -
Практика.
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Повторение программного материала.
Теория -
Практика.
Дидактические игры и задания. Игровая практика.
Календарный учебный график
Режим занятий: 1 раза в две недели по 1 часу (всего - 17 ч.)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь2 | 2 неделя | по расписанию | групповая | 1 | Повторение изученного материала. Игровая практика. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
2 | Сентябрь4 | 4 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Практика матования одинокого короля. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
3 | Октябрь2 | 6 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Двух- и трехходовые партии. Решение задания “Мат в 1 ход” | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
4 | Октябрь4 | 8 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
5 | Ноябрь1 | 9 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
6 | Ноябрь2 | 10 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
7 | Ноябрь4 | 12 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
8 | Декабрь2 | 14 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
9 | Декабрь4 | 16 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
10 | Январь2 | 18 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
11 | Январь4 | 20 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
12 | Февраль2 | 22 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
13 | Февраль4 | 24 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
14 | Март2 | 26 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
15 | Март4 | 28 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Типичные комбинации в дебюте. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
16 | Апрель2 | 30 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Повторение программного материала. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
17 | Апрель4 | 32 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Повторение программного материала. | Кабинет начальных классов | Итоговый |
Итого | 17 |
Модуль 4
Четвертый год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Повторение изученного материала. | 1 | - | 1 | Промежуточный контроль |
2 | Основы миттельшпиля. | 9 | - | 9 | Промежуточный контроль |
3 | Основы эндшпиля. | 7 | - | 7 | Итоговый контроль |
ИТОГО: | 17 | - | 17 |
Содержание программы
Повторение изученного материала
Теория -
Практика.
Игровая практика. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.
Раздел № 1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.
Теория -
Практика.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Раздел № 2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.
Теория -
Практика.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Календарный учебный график
Режим занятий: 1 раза в две недели по 1 часу (всего - 17 ч.)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь2 | 2 неделя | по расписанию | групповая | 1 | Повторение изученного материала. Игровая практика. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
2 | Сентябрь4 | 4 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
3 | Октябрь2 | 6 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
4 | Октябрь4 | 8 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
5 | Ноябрь1 | 9 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
6 | Ноябрь2 | 10 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
7 | Ноябрь4 | 12 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
8 | Декабрь2 | 14 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | .Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
9 | Декабрь4 | 16 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
10 | Январь2 | 18 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
11 | Январь4 | 20 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
12 | Февраль2 | 22 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
13 | Февраль4 | 24 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
14 | Март2 | 26 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
15 | Март4 | 28 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
16 | Апрель2 | 30 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. | Кабинет начальных классов | Промежуточный |
17 | Апрель4 | 32 неделя | по расписанию | групповая парная | 1 | Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. | Кабинет начальных классов | Итоговый |
Итого | 17 |
Материально-техническое программы «ШАХМАТЫ»
Сведения о помещении:
- учебный кабинет.
Перечень оборудования учебного помещения:
- шахматы,
- столы и стулья для обучающихся и педагога,
- классная доска,
- шахматные часы,
- шахматная доска.
Список литературы:
Для детей:
- Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю.Авербах. – М.: Издательство «Тера спорт», 2000.
- Габбазова, А.Я. Учимся играть в шахматы [Текст] / Учебное пособие А.Я.Габбазова. -. Ульяновск: Издательство «УлГТУ», 2002.
- Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С.Горелик. –Днепропетровск: «Cir», 2002.
- Пожарский, В. Шахматный учебник на практике [Текст] / В.Пожарский. - Ростов на Дону: «Феникс», 2004.
- Хенкие, В. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкие. – М.: «АСТ», 2002.
- Хенкин, В., Шахматы для начинающих [Текст] / М.: В.Хенкин. – «Астрель АСТ», 2002.
Для педагогов:
- Авербах, Ю. Школа середины игры [Текст] / Ю.Авербах. - М.: Издательство «Терра-спорт», 2000.
- Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю.Авербах. - М.: Издательство «Терра-спорт», 2000.
- Белявский, А., Михальчишин, А. Интуиция [Текст] / А.Белявский, А.Михальчишин. - М.: Издательство «Рипол классик», 2003.
- Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов разрядников 1 разряд – КМС [Текст] / Г.Богданович. - М.: «Russian chess house», 2005.
- Волчок, А.С. Уроки шахматной практики [Текст] / А.С.Волчок. - Николаев: Издательство «Атолл», 2003.
- Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С.Горелик. –Днепропетровск: «Cir», 2002.
- Гуфельд, Э. Староиндийская длиною в жизнь (Искусство шахмат) [Текст] / Э.Гуфельд. - М.: Издательство «РИПОЛ классик», 2002.
- Гуфельд, Э. Стецко О. Минимальное преимущество. М.,РИПОЛ классик,2003.
- Гуфельд, Э., Стецко О. Сицилийская защита. Вариант дракона[Текст] / Э.Гуфельд, О.Стецко. - М.: Издательсто «Астрель АСТ», 2003.
- Дроздов, М., Каленов А., Черныш, М. Таинственный карлсбад [Текст] / М.Дроздов, А.Каленов, М.Черныш. - Серия «Пешечные структуры». Выпуск 1 (1) .М.: 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления детского объединения "Атлант"
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического...
ПРОГРАММА дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Волейбол».
Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, привитию занимающимся любви к волейболу, интереса к регулярным занятиям и росту их спортивного мастерства;-подготовка...
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.Бокс
Нестабильная социально-экономическая обстановка приводит к росту негативных явлений и вредных привычек в молодёжной среде, снижает общий уровень духовности. Такая тенденция требует усиления воспитател...
Рабочая программа Дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»
Рабочая программа секции «Настольный теннис» составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Рахмановская ср...
Программа дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности «Мини - футбол» 5-7 класс
Актуальность программы «Мини - футбол» заключается в том, что многие дети по своим физическим способностям не подходят для занятий в спортивных школах и клубах. Реализация подобных программ по футболу...
Дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности по гиревому спорту
Программа по гиревому спорту для ДЮСШ. Срок реализации - 8 лет....
Методическое пособие «Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности»
Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности...