Подробный конспект образовательного урока «Эмоции, мимика, движение – путь к здоровью и хорошему настроению!»
план-конспект урока по физкультуре
Образовательные технологии, методы, использованные на уроке
Технология(и) Личностно – ориентированная, технология интерактивного обучения и активных методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_emotsiimimikadvizhenie-put_k_horoshemu_nastroeniyu.docx | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект образовательного урока «Эмоции, мимика, движение – путь к здоровью и хорошему настроению!»
Автор урока | Нензелов Евгений Афанасьевич, учитель физической культуры |
Образовательное учреждение | МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари, ЯНАО |
Предмет | Физическая культура, 2 класс |
Тема урока | Эмоции, мимика, движение – путь к здоровью и хорошему настроению! |
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками) Урок здоровья в рамках третьего часа. На предыдущих уроках были разучены упражнения по формированию правильной осанки, восстановлению дыхания, танцевальные упражнения. На данном уроке учащиеся узнают, как можно регулировать свое эмоциональное и физическое состояние, снимать стрессовое напряжение, познакомятся с упражнениями тимбилдинга, будут работать в группах. На следующем уроке ребята продемонстрируют ОРУ по технологии ритмопластики, созданные группой, продолжат работать над методами саморегуляции, развитием регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД | |
Цели урока Создание условий освоения способов саморегуляции, командной работы и сотрудничества на уроках физической культуры | |
Задачи урока
| |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока Учащиеся получат знания о возможности преодоления негативных эмоций с помощью двигательных действий, которые способствуют снятию стресса, напряжения, применяя несложные упражнения: занять непринужденную позу, установить медленное и глубокое дыхание, расслабить мышцы тела и лица (мимические упражнения, дыхательные упражнения, визуализация). Умения - управлять своими эмоциями, переключаться из состояния возбужденности в состояние равновесия, работать в группах. Приобретут навыки совместной работы. В процессе занятий выработается образ Я - учащегося, сформируется чувство уверенности в себе. В ходе урока создаются условия для формирования познавательного интереса, навыков самостоятельного и коллективного мышления, способности рассуждать, выделять главное, отстаивать собственное мнение, уметь самостоятельно и с коллективом выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Применение элементов командообразования способствует созданию сплоченного коллектива, лидерских качеств отдельных учащихся, развитию регулятивных и коммуникативных УУД. | |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению Строевая подготовка, профилактика правильной осанки и плоскостопия, выполнение упражнений под музыку, соблюдение ритма при выполнении общеразвивающих упражнений, развитие двигательных качеств. | |
Использованная литература, источники информации 1. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога.Ч.1.: Технология АМО.Т.В. Лазарев. – Петрозаводск:Verso,2012 2. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура .5-9классы: проект-М.: Просвещение,2011 3.Родионов В.А. Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие, М.: Педагогический университет «1 сентября», 2006 | |
Образовательные технологии, методы, использованные на уроке Технология(и) Личностно – ориентированная, технология интерактивного обучения и активных методов обучения. Методы Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок как бы передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на различные мышцы, органы и системы организма. Цель метода состоит в достижении оздоровительного эффекта от упражнений и в повышении работоспособности организма. В данном случае – еще прорабатывается работа в команде, в сотрудничестве, умение слушать другого, отстаивать свое мнение; наглядные методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности; вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому осмыслению поставленных перед ним задач, осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятия, моторных ощущений. Игровой метод дает возможность совершенствовать двигательные навыки, самостоятельные действия, проявления творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. Приёмы: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (оздоровительная, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии) |
Сценарий урока
Этапы Подробное описание АМО | Ход урока, действия учащихся и учителя УУД |
Инициация - 1 мин. «Физкульт-привет». Проводится игра «Физкульт-привет» - Цели и задачи метода – создание эмоционального настроя учащихся на урок; сплочение ( тактильное общение, доверие друг другу, открытые ладони), отработка быстрого построения. - Необходимые материалы которые понадобятся для успешного проведения метода - мешочки, наполненные крупой - Технология проведения: Учитель, протягивая руку, произносит: «Физкульт» - все ребята подбегают к учителю, кладут свои руки на открытую ладонь учителя и одновременно поизносят – «Привет!» и быстро встают на свои места, кладут мешочки на голову и принимают стойку «Смирно». Учитель или освобожденные ребята определяют, кто быстрее построился – мальчики или девочки? Экспертами в данном случае лучше всего назначать освобожденных по состоянию здоровья ребят. | Дети строятся в шеренгу с мешочками на голове. Учитель урок начинает с улыбки. Если есть возможность показа презентации, то на экране (за учителем) появляется надпись – «А вы сегодня улыбались!?». Если нет проектора или монитора, то учитель просто показывает карточку с надписью. Подарив тепло своей души командует «Физкульт», вытягивая в стороны руки. Ученики уже после этих слов, понимают, что урок начнется с игры. Если мальчиков и девочек неравное количество, то учитель показывает границу первой и второй команды. По ходу занятия учитель не забывает похвалить ребят, особенно тех, кто слабее (для придания им уверенности УУД Личностные – смыслообразование (установление связи между вытянутой рукой учителя и началом игры, между результатом выполнения задания и ради чего она осуществляется) Регулятивные – предвосхищение результата(быть первыми) Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнеров по группе |
Вхождение или погружение в тему 2-3мин. Игра «Смайлики» Цели и задачи метода Актуализация ощущений, связанных с настроением (раздраженность, плохое самочувствие, хорошее настроение и т.д.), установка на создание положительного настроения. - Технология проведения: В ходе интерактивной беседы с учащимися, учитель просит ребят определить влияние мимики на настроение, послушать внутренние ощущения ребенка, когда он улыбается или сердится. Учитель предлагает придать лицу разные выражения радости, грусти, злости, равнодушия и т.д., показывая карточки или слайды при наличии проектора. Учащиеся постоянно вовлекаются в беседу, высказывают свои мнения, предположения, отстаивают их. | Учитель проводит краткую беседу о роли мимических мышц в создании настроения человека, применяя игру «Смайлики»( Физкульт-привет»). Дается установка на создание собственного положительного настроения с помощью мимики, например: «Придайте лицу сердитое выражение лица, а теперь - веселое выражение. Что изменилось в ваших ощущениях? Как вы думаете, какое настроение у героев на картинках (на слайдах)?» Как вы думаете, влияет ли настроение на выполнение физических упражнений и наоборот? Что может случиться, если человек выполняет сложное упражнение в болезненном состоянии? ». Учитель предлагает ученикам самим сформулировать тему и цель урока. УУД Личностные – Смыслообразование (определение связи между настроением и двигательными действиями, связи между мимикой и настроением, между настроением и осанкой и т.д.), целеполагание (постановка учебной задачи самими ребятами), Контроль (сличение способов действия по созданию своего настроения с эталоном, с показом учителя с целью обнаружения отклонений), Оценка и саморегуляция (учащиеся в ходе интерактивной беседы слушают внутренние ощущения, регулируют свое состояние, оценивают состояние других участников) |
Формирование ожиданий обучающихся -5 мин игра «Музыкальный калейдоскоп Для подготовки организма к предстоящей работе учитель проводит разминку в движении -- игра «Музыкальный калейдоскоп » Цели и задачи метода - способствовать профилактике сохранения правильной осанки и плоскостопия, научить детей слышать характер и темп музыки, показывать через движение характер животного или человека, взаимосвязь настроения и движения, уметь взаимодействовать в команде, договариваться (в паре), действовать слаженно. - Технология проведения игры «Музыкальный калейдоскоп» Учитель предлагает ребятам прослушать музыкальный отрывок, вовлекая их в игру. По сигналу учителя, эксперты (помощники) меняют музыкальные произведения. Задача учащихся выполнять различные движения в соответствии с характером, темпом музыки, изображая с помощью мимики: Статичные задания (поза, мимика, взгляд): вспомнить и показать , как вы идете, если вам весело, грустно, вы устали, разозлились и т.д. с помощью выражения лица. Динамичные задания: можно придумать различные задания: строевой шаг, шаг «бабушки», передвижения на льду без коньков и т.д. Ролевые задания: пингвин (спросить: «ГДЕ живет?» - на внутренней стороне стопы), мишка косолапый (на внешней стороне стопы), лисичка, догоняющая зайчика (скрестным шагом и прыжками), Белоснежка и гномы ( изобразить Белоснежку и гномов в приседе), «Великаны и карлики» (1 – 4 – ходьба на носках, руки поднята вверх - «великаны»; 5 – 8 – ходьба в приседе, руки на коленях - «карлики»), Чарли – Чаплин (положение стоп в шестой позиции, колени не сгибаются) и т.д. Во время бега дети повторяют отдельные элементы танца «Полька» с последующим исполнением в парах. | Учитель подает команду « Напра – во! В обход налево – марш!». Освобожденные от занятий ребята включают музыку по сигналу учителя. Учитель дает задания в ходьбе с выполнением имитации движений зверей, людей (с мешочками на голове). Дети выполняют статичные, динамичные и ролевые задания. Проводится игра «Музыкальный калейдоскоп» с выполнением заданий. Далее учитель вместо бега предлагает ученикам выполнение танцевальных упражнений. После повторения отдельных элементов, ребята в парах исполняют танцевальную композицию «Полька» (проверка домашнего задания). Эксперты отмечают лучшие пары, которые будут отмечены в электронном журнале красным цветом ( т.к. во втором классе безотметочное оценивание). УУД Личностные - Смыслообразование (установление связи между выполняемыми упражнениями и профилактикой правильной осанки и плоскостопия), Регулятивные, включая действия саморегуляции Контроль, коррекция, оценка (сличение способа выполнения упражнений с эталоном, оценка и коррекция во время выполнения упражнений, для освобожденных – оценка и сличение с эталоном, выявление ошибок и внесение изменений в выполняемые действия одноклассников) Саморегуляция Поиск и выделение необходимой информации (выполнение упражнений по ритму, смыслу, в соответствии смузыкальной композицией) Рефлексия способов и условий выполнения действий, контроль и оценка процесса результатов Синтез ( составление танцевальной композиции из ранее изученных элементов), Коммуникативные -Планирование (сотрудничество со сверстниками) Управление поведением партнера, умение договариваться(совместные действия в любом настроении и эмоциональном состоянии) |
Интерактивная работа - 7мин «Полет»,«Радуга» «Радуга» Цели и задачи метода – восстановление дыхания, открытый обмен эмоциями и чувствами. Научить учащихся управлять своими эмоциями, переключаться из состояния возбужденности в состояние равновесия. Активное включение в образовательный процесс всех обучающихся. Технология проведения: Учитель предлагает ученикам закрыть глаза, представить радугу. На «вдохе» - подняться по радуге, на «выдохе» - скатиться. Повторить несколько раз. Учитель вновь вовлекает ребят в беседу: «Какие ощущения вы испытывали? Кому легко удалось подняться по радуге? Какое чувство испытывали при спуске? В каких жизненных ситуациях возможно применение данного упражнения?» Примечание Данный метод может пригодиться любому участнику образовательного процесса для подавления агрессии, излишнего возбуждения. ОРУ с применением технологии ритмопластики «Полет» (приложение 3): Цели и задачи метода –динамическое воздействия на мышцы организма, воздействие на общее эмоциональное состояние, подпитка положительными эмоциями. Осознание учениками важности применения таких упражнений для снятия стресса, устранения негативного эмоционального состояния, усталости. | Для выполнения упражнения учитель перестраивает класс в колонну по 4 с соблюдением дистанции и интервала. Для восстановления дыхания применяют на уроке упражнение «Радуга». В ходе интерактивной беседы ученики приходят к формулированию существующей проблемы - детской агрессии. С помощью модератора (учителя) находят пути решения снятия агрессии, переключения внимания на другой объект. Работа на данном этапе носит проблемно - поисковый характер. Следующее упражнение также проводится в разомкнутом строю. Учитель читает стихотворение, а ученики выполняют соответствующие движения. (возможен показ видеоролика с участием мультипликационных героев, которые читают стихотворение и выполняют упражнения) «Полёт» или другие стихотворения ритмопластики. Личностные Смыслообразование (установление связи между упражнениями саморегуляции, дыхательными упражнениями и снятием агрессии, плохого настроения, раздраженности) Регулятивные, включая действия саморегуляции \ Прогнозирование (гипотеза, предвосхищение результата от выполненных упражнений на восстановление) Саморегуляция ( пути решения снятия агрессии, переключение внимания) Познавательные, включая общеучебные и логические -амостоятельное формулирование проблемы, поиск путей решения проблемы, осознанное построение устной речи (диалог),свободное восприятие текста и его интерпретация, установление причинно-следственных связей Коммуникативные - Умение выражать мысли через движение, интерпретировать озвучиваемое стихотворение |
Проработка содержания - 20 мин «Периметр», «Поезд дружбы» 1.«Периметр» Цели и задачи метода – научить ребят за минимальный отрезок времени делиться на команды; ориентироваться в пространстве, почувствовать командный дух. Технология проведения – По команде учителя « Класс! На 1- 4 по периметру площадки (зала) рассчитайсь!», учащиеся начинают рассчитываться на 1,2,3,4». Первый ученик, прокричав –«Первый» - бежит на одну из сторон площадки. «2»-«3» номера выполняют то же задание, но каждый встает на свою сторону по периметру площадки. «4» номера остаются на месте .Таким образом, все «1» номера образуют одну команду, «2»-другую и т.д. Задача команд – придумать название своей команды ( название должно соответствовать теме урока). Через 10-30 секунд команды должны прокричать « Мы Команда + название своей команды,» быстро построиться в шеренгу и принять соответствующие мимику и жесты. «Поезд дружбы"– работа в командах по станциям, по типу круговой тренировки. Технология проведения: Станции оснащены пояснительными карточками. Учащиеся после сигнала изучают суть задания, обсуждают и пробуют выполнить задания, применяя различные варианты. На выполнение задания дается 3 минуты, на рефлексию - 30 секунд (после прохождения станции, каждый участник самостоятельно анализирует результат данного упражнения и приклеивает соответствующий настроению и полученным умениям и навыкам, смайлик на вагончик). Поезд с 4 вагончиками прикреплен к стенке для каждой команды. При анализе дети учитывают: свой вклад в общее дело, сложность, согласованность действий команды, интерес, эмоции. | Для проработки темы, класс делится на группы по методу « Периметр». Дальнейшие действия на уроке происходят в группах игровым способом, включающим и игры по методике «тимбилдинга»-(командообразование»). Учитель на данном этапе выступает в роли модератора. При делении по периметру, экономится время, ребята учатся ориентироваться в пространстве, работать в команде.. «Колечко» Упражнение - протягивание кольца через цепочку игроков, которые не должны расцеплять руки, те, через обруч. «Надежный друг» Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на колени и удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны. «Круг» - без помощи рук все вместе одновременно встать. «Мы рады подарить…» Каждой группе нужно придумать, выполнить и зарисовать свой вариант игры командообразования. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) – характеристики личности каждого ученика, лидеров, робких ребят. Учитывать все при делении на команды УУД Личностные - Смыслообразование (установление связи между выполняемыми упражнениями и предметными знаниями); коррекция –внесение необходимых корректив при выполнении задания, саморегуляция . - Познавательные, включая общеучебные и логические – поиск ивыделение необходимой информации;выбор наиболее эффективных способов решения задачи (при работе на станциях);рефлексия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;создание алгоритмов при решении поставленной задачи; самостоятельное создание упражнения тимбилдинга. - Коммуникативные – умение договариваться, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (при выборе методов реализации заданий); разрешение конфликтов, возникающих в процессе деятельности. |
«Путь к здоровью» - 5 мин «Путь к здоровью» Цели и задачи метода – профилактика плоскостопия Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - резиновые коврики с иголочками, коврик пластмассовый, палки, камни, канат, поролоновые кубики, маты, следочки с пуговицами Технология проведения Необходимо пройти дорожку, не задевая пол, взявшись за руки. | Учащиеся после прохождения станций снимают обувь (в носочках), проходят дорожку здоровья, состоящую из выложенного в несколько рядов спортивного инвентаря для профилактики плоскостопия. Учитель или освобожденные ребята выявляют ошибки и определяют лучшую команду УУД Регулятивные - регулируют свои эмоцию. Коммуникативные – работают в команде |
Рефлексия - 5мин. «Поезд настроения» «Поезд Настроения» (приложение 8) Цели и задачи метода – выяснение эмоционального самочувствия учащихся, проведение анализа и оценки процесса урока Необходимые материалы , которые понадобятся для успешного проведения метода – Поезд с вагончиками, которые представляют собой кармашки; смайлики (улыбка, негатив, равнодушие), бумага, фломастеры.. - Технология проведения - нарисовать фломастером, который ребята держат пальцами ноги, свое настроение, написать свое имя. После вложить свой рисунок в тот вагончик, который соответствует настроению ребенка в конце урока. - Варианты проведения метода – нарисовать на общем ватмане свое настроение в виде смайлика. | Помощники раздают листочки и фломастеры каждому из ребят. Учащиеся фломастеры держат пальцами ноги, стараются не помогать руками. Вложив свои рисунки в один из вагончиков, ученики быстро строятся в одну шеренгу. Игра на восстановление дыхания и эмоциональную разрядку «Сердитая кошка». Подводит анализ деятельности на уроке каждой команды и оценку результатов. Совместно с учениками, вовлекая их в обсуждение, педагог выясняет, изменилось ли настроение у ребят в положительную или отрицательную сторону? Что нового они узнали, смогут ли применить приобретенные знания на практике? В каких ситуациях, каким упражнениям научат родителей? УУД Личностные - смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами. Ученики отвечают на вопрос «Какое значение и какой смысл имел для вас урок?», Логические –проводят анализ урока, определяют умнения и навыки, которые приобрели на уроке Регулятивные –еще раз определяют цель урока, повторяют упражнения, с помощью которых была достигнута цель - Знаково-символические - оформляют свои мысли в устной речи и знаками (смайликами), Коммуникативные - участвуют в диалоге, выслушивают мнения других, учатся не перебивать говорящего. |
Домашнее задание 1.Придумать или найти стихотворение, которое можно было бы изобразить движениями. 2.Придумать игры на сплочение команды, провести с учащимися на перемене после консультации с учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация "Сценическое движение - путь к здоровью"
Данная рекомендация раскрывает здоровьесберегающее значение дисциплины "Сценическое движение". Упражнения из данной рекомендации можн использовать в творческих обединениях различной направленности....
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Путь к здоровью"
Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.Во все ...
Конспект занятия "Мои эмоции, мимика и пантомимика."
Конспект предназначен для детей первого года обучения....
Подробный конспект образовательного мероприятия (урока) в технологии модерации и АМО
Обобщение и систематизация знаний. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные, паукообразные, насекомые....
День спорта, здоровья и хорошего настроения.
Квест, в которм участвуют ученики одного класса, разделенные на две команды. Все конкурсы направлены на сплочение коллектива....
Внеклассное мероприятие по физической культуре в 5 классе "Эмоции, мимика, движение – путь к здоровью и хорошему настроению! "
На уроке учащиеся получат знания о возможности преодоления негативных эмоций с помощью двигательных действий, которые способствуют снятию стресса, напряжения, применяя несложные упражнения: заня...
Конспект образовательной деятельности с использование малых фольклорных жанров. Тема: "Как хорошо иметь друзей"
Данная методическая разработка поможет специалистам закрепить правильное произношение сонорных звуков, развить связную речь посредством использования фольклора....