Здоровье как ценность современного образования
статья по физкультуре (8 класс)
В последнее время наблюдается тенденция к ухудшению здоровья у подрастающего поколения по разным причинам, таким как снижение материального благосостояния значительной части населения, ухудшения экологической ситуации,ослобление инфраструктуры здраворанения, рост заболеваемости и смертности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье как ценность современного образования
«Здоровье физическое и психологическое, его значение в индексе счастья ученика и педагога»
Колодеева Ольга Станиславовна. Республика Хакасия, г. Саяногорск
МБОУ СОШ №1 имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»
Введение
В последние годы наблюдается тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения по разным причинам, таким как снижение материального благосостояния значительной части населения, ухудшение экологической ситуации, ослабление инфраструктуры здравоохранения, рост заболеваемости и смертности.
Ситуация усугубляется тем фактом, что сами дети не всегда осознают; важность здоровья как необходимого условия жизни и часто пренебрегают элементарными стандартами ухода, что приводит к росту соматических заболеваний, функциональных нарушений, психических и сексуальных расстройств.
По этой причине проблема здоровья учащихся становится приоритетной в развитии современной школьной образовательной системы, стратегической целью которой является воспитание и развитие свободного и любящего человека, обогащенного научными знаниями о природе и человеке, готового к творческой деятельности и творческому труду. моральное поведение. Все это соответствует основным направлениям проекта реформы общеобразовательной школы, в котором здоровье школьников стоит на одном из первых мест.
1.О сохранении психического и физического здоровья учащихся
Одной из основных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, способствующих всестороннему умственному и личностному развитию каждого ребенка. Психическое здоровье, то есть состояние психического, физического и социального благополучия, имеет большое значение для развития личности. Если человек находится в ситуации дискомфорта, эмоциональная сфера в первую очередь расстраивается, что, в свою очередь, вызывает беспокойство в ответ на стрессовую ситуацию.
Постоянное беспокойство порождает вегетативные, невротические и психические расстройства. Классные руководители и все педагоги должны отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся.
Насторожить должно следующее: ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке, начал пропускать занятия, перестал активно общаться со сверстниками, стал чрезмерно педантичным, ведет себя демонстративно и т. д., регулярно проводя замеры эмоциональных состояний детей. Для подростков с выявленными или подозреваемыми стойкими депрессивными симптомами необходимо организовать на уроках мягкую атмосферу (не ругать, не устраивать публичных процедур и т. д.), постарайтесь деликатно найти причину депрессии, проявите понимание и поддержку.
Главное в этот период – не успеваемость в школе, а эмоциональное благополучие. В рамках проблемы суицида профилактическое действие оказывают систематические занятия со студентами, направленные на формирование стрессоустойчивости, выработку методик принятия правильного решения в ситуациях жизненного выбора, правил конфликтного поведения и т. д.
2.Учитель и ученик: счастье человеческого общения
Счастье - это универсальная категория, описывающая человеческое существо. Исследовательская проблема, которую решают авторы, связана с исследованием роли и возможности обрести счастье в образовательном процессе с теоретических позиций.
Философия, аксиология, социология культуры. Обзор философских теорий и методологий обнаруживает невнимательность и методическую беспомощность гуманитарных наук в исследовании счастья человека как его естественного права. Авторы считают, что постановка и обоснование категории «чувство», ее введение в научную революцию социогуманитарных разногласий востребованы в научной практике.
Современная педагогическая практика, ограниченна стандартами и инструкциями, и замедляет процесс получения знаний и раскрытия личности учащегося и учителя в этой области. Это не только не влечет за собой высвобождения чувств, но и представляет угрозу социальному порядку общества, нарушая социальные позиции коммуникативных статусов, учить ученика, «замораживать» смыслы процесса социального наследования, переводить образовательный процесс из тела культуры в плане рыночных отчетов. Ценность знаний является частью системы ценностей общества и не нуждается в оценке. Реализовать ценностный потенциал знания - значит создать условия для учеников. Основными участниками этого процесса являются носители статуса" учитель "и" ученик", но не контролирующие этот процесс и количество выделяемой на это познавательной энергии. Знания могут иметь инструментальный смысл, но их основная цель - служить формированию личности, а не служить существованию троянских коней.
Психологическое здоровье - сложное и многомерное явление, основой которого является развитие личностной индивидуальности. Представители разных теоретических направлений определяют понятие по-разному.
Сущность психологического здоровья заключается в постепенном осознании и принятии растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности.
Психологическое благополучие учащихся является необходимым условием для формирования учебной деятельности и формирования предмета. Это зависит от чувства собственной эффективности, уровня социальной поддержки, чувства привязанности к своему учебному заведению, позитивных отношений со сверстниками.
Факторами риска являются повышенная тревожность, депрессия, агрессивность и неспособность человека адекватно понимать и выражать свои чувства, то есть «эмоциональная " неграмотность
Мощное средство повышения социальной активности школьника и его физического совершенства, отражающее такую степень физических способностей, которая позволяет ему в полной мере реализовать свои основные силы, успешно участвовать в социальной и трудовой деятельности, необходимой обществу и желательной для него, укрепляет его адаптивные способности и повышает на этой основе социальная эффективность.
Основными средствами физической культуры, развивающими и гармонизирующими все проявления жизнедеятельности человеческого организма, являются осознанные (осознаваемые) действия различных физических упражнений (телодвижений), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком.
Они предполагают постепенное увеличение физических нагрузок от нагрузки и разминки до тренировок, от тренировок до спортивных игр и соревнований, от них до установления личных и общекомандных спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей.
Таким образом, проблема укрепления и сохранения физического и психического здоровья обучающихся, формирования навыков здорового образа жизни становится одним из приоритетных направлений совершенствования современной образовательной организации. В связи с этим перед общеобразовательной школой в настоящее время стоит важная стратегическая задача: организовать физическое воспитание и физкультурно - оздоровительные мероприятия школьников таким образом, чтобы здоровье воспринималось ими как личная и социальная ценность, а физическая культура является основной. Механизм формирования ориентации на здоровый образ жизни, воспитания и развития жизнеспособной личности, готовой к созидательной деятельности.
Школа в своей учебно-воспитательной деятельности исходит из необходимости творческого развития личности обучающегося, способствует формированию и развитию физических, психофизиологических и интеллектуальных способностей, а также осознанному профессиональному самоопределению.
Такая организация образовательного процесса возможна только при наличии полноценной валеологической среды в образовательной организации, психологического комфорта ученика и учителя, структурно организованной воспитательной работы. Валеологическая среда обеспечивается созданием педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и ценностного отношения к нему, научного понимания сущности здорового образа жизни учащимися.
Заключение
Таким образом, проблема укрепления и сохранения физического и психического здоровья обучающихся, формирования навыков здорового образа жизни становится одним из приоритетных направлений совершенствования современной образовательной организации.
В связи с этим перед общеобразовательной школой в настоящее время стоит важная стратегическая задача: организовать физическое воспитание и физкультурно - оздоровительные мероприятия школьников таким образом, чтобы здоровье воспринималось ими как личная и социальная ценность, а физическая культура является основной. механизм формирования ориентации на здоровый образ жизни, воспитания и развития жизнеспособной личности, готовой к созидательной деятельности.
Школа в своей учебно-воспитательной деятельности исходит из необходимости творческого развития личности обучающегося, способствует формированию и развитию физических, психофизиологических и интеллектуальных способностей, а также осознанному профессиональному самоопределению.
Список литературы:
1. Абульханова, К. А. Психология и сознание личности (методологии, теории и исследования реальной личности) [Текст] // Избранные психологические труды. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2019. — 224 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст]. — Минск :Университетское, 2020. — 559 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]. — М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2016. — 494 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование и здоровье учащихся с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы учителя-логопеда)
Статья посвящена актуальной проблеме содействия сохранению и укреплению здоровья учащихся с ОВЗ. Автор приводит характеристику возрастной динамики здоровья учащихся, данные о современном эталоне...
Перспектива: социализация детей с проблемами здоровья средствами экологического образования
Представлена авторская образовательная программа «Перспектива». Инновационность программы заключается в адаптации форм и методов экологического образования для детей с ограниченными возможностями здор...
Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагога дополнительного образования Веденеевой С.Н. МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Арзамас
представление опыта...
"Здоровое питание- успешное образование"
Программа по здоровьесбережению для учащихся основной школы...
Здоровое питание – успешное образование Игра «Счастливый случай»
Внеклассное мероприятиепо теме: Здоровое питание – успешное образованиеИгра «Счастливый случай»...
Проект «Организация социально-значимой деятельности детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования»
Исследования ученых показывают, что отсутствие творчества в жизни детей с ограниченными возможностями ведет к глубокому внутреннему дисконфорту, тяжелыми переживаниям пустоты и бессмысленности жизни. ...
Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании
В статье представлен опыт реализации программы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ....