Формы организации на уроке физической культуры
статья по физкультуре
Формы организации деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizatsii_na_uroke_fizicheskoy_kultury.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы организации на уроке физической культуры
В дидактике средней школы подчеркивается важность проблемы интерпретации процесса обучения на уроке. Ведь при обучении происходит коммуникативная деятельность — общение педагога и учащихся. Коммуникативная деятельность играет огромную роль в основных видах человеческой деятельности, поэтому общение, обучения происходит в тех же формах, что и общение людей в жизни.
В обучении мной используется кроме прямого контактного общения, виды дистанционного общения, когда обучающиеся разделены в пространстве или во времени и сам акт общения осуществляется посредством информационных носителей.
Общение, обучения выражается в таких его формах: фронтальное, индивидуальное и групповое.
В настоящее время на уроках физической культуры в школе я применяю следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Фронтальная форма организации предусматривает выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руководством учителя. Ведущее место при этом отводится совместной работе. Все учащиеся слушают мое объяснение, или наблюдают за показательными действиями, или выполняют физические упражнения, т. е. возникают специфические коммуникативные отношения между учителем и учащимися.
Одинаковые задания могут выполняться одновременно всем классом поочередно, по одному, по двое, несколькими учениками (с паузами) или потоком. Потоком можно выполнять только те физические упражнения, которые прочно усвоены учащимися. Поточная организация учебной деятельности требует хорошей дисциплины и относительной простоты выполняемых упражнений, надежную страховку.
Как пример я использую выполнение одинакового задание, общее для всех, такие как упражнения у гимнастических скамеек тремя группами или с мячом в тех же трех группах под общим руководством.
При проведении урока осуществляется прямое, непосредственное психоэмоциональное воздействие на коллектив класса, побуждая ответную реакцию (мысли, чувства, переживания, практические действия). Здесь имеет возможность взаимодействие со всем классом.
Для эффективности проведения урока надо учитывать умение держать в поле своего внимания всех учащихся класса, обеспечивать одновременную и активную деятельность каждого ученика, поддерживать рабочую дисциплину.
При использовании данной формы могу отметить положительную сторону которая заключается в том, что в активные двигательные действия вовлекаются все ученики класса. Также надо отметить отрицательную в ней ограничены возможности учителя внимательно наблюдать за каждым учеником, нельзя вовремя предотвратить, обнаружить и исправить ошибки, постоянно следить за поведением учащихся. Фронтальная форма мной используется в основном на уроках физической культуры в I —IV классах.
Групповая форма организации предусматривает временное деление класса на несколько групп (команд, звеньев, отделений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию учителя.
Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости (подготовленности), что в последующем может затруднить реализацию развития способностей. Учебная деятельность учащихся при этом выполняется группами — одновременно всей группой и в группе — поочередно.
По команде начинается и заканчивается работа групп и смена заданий в группах. Групповая форма применяется преимущественно в основной части урока, когда изучаются два или более разнородных и сложных физических упражнения.
Также отмечу положительные моменты: стимулируется самостоятельная работа, которая содействует формированию у них потребности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе. Учитель имеет возможность уделить больше внимания группе учащихся, выполняющих наиболее сложные упражнения, оказывать им помощь и страховать их (обеспечивать безопасность при выполнении двигательного действия).
Групповая форма занятий активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку, позволяет выполнять упражнения в индивидуальном темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее соответствующие силам и способностям состава данной группы и каждого ученика в отдельности. На группы ученики распределяются с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. Выполняется эта работа в начале учебного года.
Осуществляя руководство всем классом, уделяю большее внимание к тем группам, которое выполняют упражнения, требующие страховки (акробатические элементы, опорные прыжки и т.п.) когда упражнения еще только разучиваются. Когда на уроке повторяются ранее изученные упражнения, можно, наблюдая за всем классом, переходить от одной группы к другой. При разучивании новых упражнений не рекомендуется создавать более двух групп. В этом случае необходима систематическая и целенаправленная подготовка коллектива к групповой форме занятий:
Индивидуальная форма организации: каждый ученик получает индивидуальное задание, которое он должен выполнить независимо от других. Такая форма организации деятельности отвечает способностям и возможностям отдельных учащихся (и хорошо успевающих, и среднеуспевающих, и слабоуспевающих), позволяет отрегулировать темп выполнения заданий в соответствии с индивидуальными учебными возможностями учащихся при решении одних и тех же задач, например, в развитии двигательных качеств на подготовительном этапе. При этом наблюдая за деятельностью каждого учащегося, помогаю определить рациональный способ достижения поставленной задачи. Педагогическая ценность данной формы в том, что она содействует активизации деятельности каждого учащегося. Индивидуальная форма может быть применена на уроках физической культуры всех типов.
Особую ценность они представляют на подготовительном этапе, когда в процессе самостоятельных занятий формируются двигательные и инструктивно-методические умения.
В структуре школьного урока физической культуры индивидуальная форма организации мной используется во всех трех его частях, чаще всего в IX—XI классах. Так же применения индивидуальной формы в младших и средних классах может применяться в наиболее подготовленных.
Используя индивидуальную форму на уроках, мной полнее удовлетворяются запросы и интересы учащихся, создаются оптимальные возможности для их физической подготовки, предлагая задания, наиболее соответствующие их учебным возможностям и потребностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповые формы работы на уроках физической культуры
Урок физической культуры в школе является достаточно сложным звеном учебно-воспитательного процесса, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание.Он также явл...
«Нетрадиционные формы обучения на уроках Физической культуры».
Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, зачёты, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки, различны...
Формы работы на уроках физической культуры.
В статье рассказывается о формах работы, применяемых на уроках и во внеурочное время....
Статья (Тема: проблемы организации современного урока физической культуры в школе)
Главная задача учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Учитель должен не только привить ребёнку любовь к занятиям спортом, но и научить, как в буд...
Практические аспекты организации проведения урока физической культуры
Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения.Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, прод...
Работа в новых условиях дистанционной формы обучения на уроках физической культуры
Опыт работы учителем физической культуры в период самоизоляции COVID-19....
Проблемы организации современного урока физической культуры в школе.
Статья. "Проблемы организации современного урока физической культуры в школе"....