«УЧИМСЯ БЫТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
Материал из опыта работы с учебной группой «Юные исследователи природы» учреждения дополнительного образования детей «Городская станция юных туристов» г. Ногинска с применением проектного метода в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методический материал | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Городская станция юных туристов»
«УЧИМСЯ БЫТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(материалы из опыта работы)
Смирнова Екатерина Владимировна – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Городская станция юных туристов»
142406, г. Ногинск, ул. Самодеятельная д.7
г. Ногинск, 2016 год
Аннотация
В настоящее время все более актуальными являются вопросы экологического образования подрастающего поколения. Учреждения дополнительного образования позволяют решить поставленную задачу через занятия школьников в учебных группах эколого-биологической направленности.
Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
Цель: воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.
Автором представлены материалы из опыта работы по организации проектной деятельности эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования (на примере работы учебной группы «Юные исследователи природы»); методический паспорт на один из исследовательских проектов учащихся и пример исследовательского проекта.
Через проектную деятельность происходит становление современного человека. Главный результат применения проектного метода в обучении учащихся по программе «Юные исследователи природы» - это формирование экологически грамотной личности с научным мировоззрением, обладающей умением учиться, жить, принимать самостоятельные решения и делать самостоятельные выводы. Учащиеся выбирают профессии врачей, экологов, педагогов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологические знания в настоящее время приобретают особую актуальность, которая связана с происходящими под влиянием человеческой деятельности негативными изменениями окружающей среды. В становлении экологического сознания велика роль образовательных учреждений, которые могут и должны воспитывать у детей чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски. Исследовательская и природоохранная деятельность способствуют экологическому воспитанию учащихся. Получая достоверную информацию о состоянии окружающей среды в рамках проектно-исследовательской работы, учащиеся понимают необходимость бережного отношения к ней, становятся инициаторами и активными участниками природоохранных мероприятий и экологических акций на территории родного края.
В связи с этим в настоящее время возникла необходимость организации научно-исследовательской работы экологической направленности на высоком уровне.
Научно-исследовательская деятельность школьников — это деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у детей следующие умения:
1. Видеть проблему.
2. Задавать вопросы.
3. Выдвигать гипотезы.
4. Давать определения понятиям.
5. Классифицировать.
6. Наблюдать.
7. Проводить эксперимент.
8. Делать выводы и умозаключения.
9. Структурировать материал.
10. Доказывать и защищать свои идеи.
На занятиях учебных групп эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования существуют все условиях для применения технологии проектного обучения.
Цели и задачи деятельности.
Цель: воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.
Задачи:
- Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности. Формирование навыков научной работы.
- Создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов.
- Углубленная подготовка учащихся к самостоятельной исследовательской работе.
- Проведение научных исследований, имеющих практическое значение.
- Пропаганда достижений науки.
- Профессиональная ориентация учащихся.
Данную технологию необходимо использовать на занятиях по структуре:
- Разработка проектного задания.
- Выбор темы проекта.
- Выделение подтем в теме проекта.
- Формирование творческих групп.
- Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы.
- Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
- Разработка проекта (составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию).
- Оформление результатов.
- Презентация.
- Рефлексия.
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны знать:
- особенности природы, экологии родного края;
- методики экологического мониторинга и правила применения их в работе над исследовательскими проектами
должны уметь:
- осуществлять практическую деятельность в экологической и химической лаборатории;
- грамотно вести себя в природе;
- наблюдать, выделять главное из большого количества информации и делать самостоятельные выводы.
- представлять на защите результат своего исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Материалы основаны на личном опыте работы с учебной группой «Юные исследователи природы» учреждения дополнительного образования детей «Городская станция юных туристов» г. Ногинска с применением проектного метода в обучении.
Являюсь педагогом дополнительного образования экологического отдела МБУ ДО «Городская станция юных туристов» г. Ногинска. Работу учебной группы «Юные исследователи природы» организую по адаптированной программе «Юные исследователи природы» эколого-биологической направленности, рассчитанной на 5 лет обучения учащихся в возрасте 11-16 лет. Программа построена так, что происходит постепенное развитие интереса от созерцательной стадии через деятельносто-практическую и познавательную до творческой стадии (самостоятельное исследование). Одна из важных форм практических работ – учебно-исследовательская. Один из основных методов обучения – проектный метод. В рамках работы учебной группы ведётся исследовательская работа, подготовка учащихся экологическим конкурсам и конференциям разного уровня. Ребята под руководством педагога осуществляют экологический мониторинг за объектами природы родного края, изучают их историю, вносят предложения по улучшению их экологического благополучия, являются инициаторами, помощниками организаторов и активными участниками городских молодежных экологических акций.
Проектная учебная деятельность учащихся представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации педагога.
Опираясь на опыт и интересы учащегося, педагог помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.
В рамках работы кружка «Юные исследователи природы» путём активного использования технологии проектного обучения формируются универсальные учебные действия, определённые в «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования»:
Универсальные учебные действия, определённые в «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования» | Формирование УУД в рамках работы группы «Юные исследователи природы» |
Обеспечение функций универсальных учебных действий | Работа над проектом /самостоятельный выбор темы, самостоятельный сбор материала/ |
Личностные универсальные учебные действия | Работа над проектами на экологическую тематику, написание статей в газету «Зеленая волна», в СМИ, социологические опросы населения, создание презентаций, выступление на конференциях. |
Регулятивные универсальные учебные действия | Работа над проектом, выступление на конференциях. Доработка проектов по итогам замечаний после публичной защиты проектов, выступлений на конференциях. |
Познавательные универсальные учебные действия | Работа над описанием проекта, создание презентаций, краткого выступления, тезисами, статьёй в СМИ. |
Универсальные логические действия | Использование исследовательского метода в проектной работе обязательно при подготовке работы к защите на научно-практической конференции. Универсальные логические действия применяются на всех этапах работы. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | Коммуникативные действия формируются при работе в группах /практические работы, наблюдения, социологический опрос, создание презентации, анкетирование, интервьюирование, фотосьёмка/, при публичной защите проектов |
Предполагаемые результаты: Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Овладение учащимися УУД создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Вот поэтому я использую в обучении и внеурочной деятельности технологию проектного обучения. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения мои воспитанники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.
Проектная технология обучения требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях, что формирует универсальные учебные действия. Через проектную деятельность происходит становление современного человека. Главный результат применения проектного метода в обучении учащихся по программе «Юные исследователи природы» - это формирование экологически грамотной личности с научным мировоззрением, обладающей умением учиться, жить, принимать самостоятельные решения и делать самостоятельные выводы. Учащиеся выбирают профессии врачей, экологов, педагогов.
Список литературы
- Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.
- Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
- Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / отв. ред. В. В.Сериков. – Волгоград, 2000.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. И доп. – М: АРКТИ, 2008.
- Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей
Комплексная дополнительная образовательная программа военно-патриотического объединения «Зеленогорский Кадетский корпус» «Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополни...
эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования
эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....
Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»
Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...
Реабилитационный досуг как технология социальной адаптации ребенка в условиях учреждения дополнительного образования.
Досуг- время вне работы, используемое для привычных занятий. Привычные занятия для многих детей и подростков нашего города – это занятия спортом, музыкой, театром, исследовательской и худо...
Из опыта работы "Организация технической направленности в многопрофильном учреждении дополнительного образования"
В работе представлен опыт организации технической направленности в многопрофильном учреждении дополнительного образования....
Персонально ориентированная воспитательная деятельность в условиях учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности
Актуальность организации персонально ориентированной деятельности обучающихся в условиях дополнительного образования обусловлена спецификой самого дополнительного образования, которая создает благопри...