Мотивация школьников в учебной деятельности
материал (9 класс) на тему
Цель: Рассказать родителям о понятии мотивация, видах мотивов, о результатах анкетирования учащихся 9-1 класса по оценке уровня школьной мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_motivatsiya_shkolnikov_v_uchebnoy_deyatelnosti.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Жиличкина О.А.,
МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска»
классный руководитель 9-1 класса
Разработка родительского собрания
«Мотивация учащихся в учебной деятельности»
Цель: Рассказать родителям о понятии мотивация, видах мотивов, о результатах анкетирования учащихся 9-1 класса по оценке уровня школьной мотивации.
Добрый вечер, я очень рада видеть вас на родительском собрании в стенах нашего лицея. Уважаемые родители, вы прекрасно знаете, что детям не всегда хочется идти в школу, выполнять домашнее задание и готовиться к урокам. К тому же в этом учебном году им предстоит сдавать экзамены, а это значит, что необходимо изучить или повторить большой объем информации. Сегодня я хотела бы свами поговорить на тему «Мотивация учащихся в учебной деятельности».
Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.
Рассмотрим виды мотивов:
Познавательные мотивы: они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Мотив учения может быть внутренним - при самостоятельной познавательной работе или внешним - при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.
Классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом не уверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи - везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая "выученная беспомощность". Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что необходимо развивать у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.
Родители влияют на мотивацию учащихся. Поэтому для формирования положительной мотивации к учению родителям хотела бы порекомендовать следующие советы:
- интересоваться делами, учёбой ребёнка;
- по возможности помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
- объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал;
- чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться.
При подготовке к родительскому собранию я предложила учащимся ответить на вопросы анкеты, чтобы проанализировать уровень мотивации школьников в учебной деятельности в нашем классе.
Анкета по оценке уровня школьной мотивации
Для возможности дифференцирования детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций - 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает по - разному и т.п.) - 1 балл;
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации - 0 баллов.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень} - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2. 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4. 10 -14 баллов - низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к щколе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Вопросы анкеты по оценке уровня школьной мотивации
1. Тебе нравится в школе или не очень? - не очень - нравится - не нравится | 4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? - не нравится - бывает по-разному - нравится | 7.Ты часто рассказываешь о школе родителям? - часто - редко - не рассказываю |
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома - бывает по-разному - иду с радостью | 5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хотел бы - не хотел бы - не знаю | 8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? - точно не знаю - хотел бы - не хотел бы |
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? - не знаю - остался бы дома - пошел бы в школу | 6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? - не знаю - не хотел бы - хотел бы | 9.У тебя в классе много друзей? - мало - много - нет друзей |
10.Тебе нравятся твои одноклассники? - нравятся - не очень - не нравятся |
Результаты анкеты уровня школьной мотивации учащихся 9-1 класса (опрошено 21 учащийся)
Уровень мотивации | Количество учащихся |
25-30 баллов Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности | 2 учащихся |
20-24 балла Хорошая школьная мотивация | 4 учащихся |
15-19 баллов Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами | 9 учащихся |
10-14 баллов Низкая школьная мотивация | 6 учащихся |
Ниже 10 баллов Негативное отношение к школе | 0 учащихся |
Если кого-то заинтересовало, какая мотивация у ваших детей, можно подойти после собрания, я индивидуально вам расскажу.
Мы, учителя, знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Но школа без семьи не справится в одиночку со многими проблемами учащихся в учении, поэтому я хотела бы раздать для ознакомления рекомендации по формированию и поддержанию учебной мотивации для родителей.
Приложение
(раздаточный материал для родителей)
Рекомендации для родителей по формированию и поддержанию учебной мотивации с учетом ведущего типа деятельности:
- Демонстрируйте ребенку собственную заинтересованность материалу, изучаемому на конкретном учебном предмете и обсуждайте его дома.
- Постарайтесь исключить из семейных разговоров высказываний о негативном отношении к школе, к учителям, к педагогической профессии в целом.
- Проговаривайте ребенку собственные ожидания в отношении учебных достижений ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и возможностей семьи.
- Вводите в семью традиции обсуждения просмотренных фильмов, прочитанных книг, обменивайтесь знаниями по какой–либо теме.
- Общайтесь с ребенком! В общении происходит обучение, но исключайте слова «а вот мы в свое время…».
- Учите, помогайте работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.
- Совместно с ребенком структурируйте его дневное время.
- Оказывайте психологическую поддержку своему ребенку в его учебной деятельности
Список литературы
- Учебная мотивация: сущность, источники, классификация, характеристика, функции [Электронный ресурс] https://psyera.ru/uchebnaya-motivaciya-sushchnost-istochniki-klassifikaciya-harakteristika-funkcii_9648.htm
- Мотивация в учебной деятельности и ее формирование [Электронный ресурс] http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»
В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность...
"Психологические аспекты мотивации школьников в проектной деятельности. Выявление мотивационной направленности школьников "
Разработал: Александрова Дарья Юрьевна преподаватель физической культурыГБОУ Средняя школа №12 с углубленным изучение английского языка Наиболее благоприятные условия для формирования учебно...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....