«Личностно-ориентированный подход как средство ликвидации отставания физического развития посредством урочной и внеурочной деятельности».
материал по физкультуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Личностно-ориентированный подход как средство ликвидации отставания физического развития посредством урочной и внеурочной деятельности».
Постоянно занимаюсь самообразованием, апробирую современные педагогические технологии в рамках ФГОС, выбирая оптимальные варианты.
Важная задача современности – формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.
Предметом обучения физической культуре является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребности школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физический культуре в основной школе ориентируется на решение следующих задач:
в укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников по физической культуре, в своей работе акцентирую внимание на:
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил “от известного к неизвестному” и “от простого к сложному”, ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
в расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Физическое воспитание - совершенно особый предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность школьника. Различные формы физического воспитания способны не только открыть двигательные возможности, но и гармонировать личность, ни на одном предмете во всей программе общеобразовательной школы ученик не получает столько знаний, навыков и умений, нужные для жизни, как на уроке физической культуры.
В свой работе особое внимание уделяю:
-разнообразию уроков и внеклассных спортивно-массовых мероприятий;
- связи урочной и внеурочной деятельности;
- ориентации на интерес и разносторонность учащихся;
- педагогике сотрудничества (учитель+ученик);
- воспитанию осознанного отношения к своему здоровью.
Учебная работа проводится по комплексной программе («Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»- В. И. Лях, А. А. Зданичев. – М.: Просвещение, 2008) и включает в себя следующие разделы: уроки физического воспитания; физическая культура во внеурочное время; массовые спортивные мероприятия. Учебные уроки проводятся по следующим видам спорта:
- легкая атлетика,
- гимнастика (снарядная, атлетическая),
- лыжи,
- туризм,
- подвижные игры,
- спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол).
Игры являются наиболее эмоциональными массовыми видами спорта и характеризуются большим разнообразием двигательной переменной интенсивности, насыщены элементами бега и прыжков. Большая подвижность, необходимость быстро реагировать на новую ситуацию, возникающую во время игры, предъявляют к организму разносторонние требования, приводящие к увеличению силы и подвижности нервных процессов. Спортивные игры способствуют улучшению координационных способностей, к совершенствованию функций зрительного анализатора, усилению кровообращения, дыхания, развитию двигательного аппарата. При проведении уроков физической культуры одним из главных критериев является дифференцированный подход к учащимся, учет здоровья, физического развития и подготовленности, который определяется в начале и конце года при прохождении контрольных тестов на силу, выносливость, быстроту, скоростно-силовых качеств. С учетом выполнения этих нормативов, даю определенные рекомендации для развития навыков и умений как на уроках, так и самостоятельно. Большое распространение для устранения пробелов в физическом развитии учащихся получали комплексы домашних заданий. При хорошей организации уроков, внеклассной работы, функционировании секций, успеваемость и физическая подготовленность заметно повышается. Ведется систематический учет роста физических показателей учащихся, что позволяет индивидуально подходить к отстающим учащимся и направлять способных ребят на выбор определенного вида спорта.
Из современных методов проведения уроков для повышения качества знаний и умений у учащихся я использую следующие виды знаний:
- уроки-соревнования;
- уроки методом «крайстренинга»;
- уроки-походы;
- сюжетно-ролевые уроки;
- уроки с военно-прикладной направленностью;
- уроки с применением нестандартного оборудования;
- уроки с использованием межпредметных связей.
Особое предпочтение дети отдают соревновательно-игровому методу, где ребятам предоставляется возможность проявить не только физические навыки, приобретенные на уроках, но и морально-волевые качества. Применение соревновательно - игрового метода в учебном процессе позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными, эмоциональными. Широкое распространение на моих уроках получило использование карточек, ТСО (музыка и видеофильмы), нестандартное оборудование. Для более успешного выполнения и поддержания интереса к школьной программе, по каждому виду спорта среди учащихся проводятся соревнования, где ребята могут показать все приобретенные навыки на уроках физической культуры. Соревнования дают возможность выявить более способных учащихся в том или ином виде спорта и пополнить ими школьные команды для участия в городских и областных соревнованиях.
В настоящее время в школе отработана определенная система проведения урочной и спортивной работы. Основными спортивными мероприятиями года являются проведение внутришкольной спартакиады, участие в городской спартакиаде.
Кроме спортивно-массовой работы ведется учебно-тренировочная работа в спортивных секциях баскетбола, волейбола, футбола, настольного тенниса, легкой атлетики, ОФП. Всей этой работе способствует наличие хорошей материально-спортивной базы: два больших зала, два малых зала, тренерский кабинет, большой и малый стадионы (с секторами для прыжков в длину и беговыми дорожками), волейбольная и баскетбольная площадки, спортивный городок, хоккейная коробка. Это только часть всей перечисленной работы, которая проводится в школе. С каждым годом повышается мой методический уровень знаний в обучении и воспитании подрастающего поколения. Задумок много, и я надеюсь их осуществить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование DVD фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.»
Целью работы является установление связи между использованием DVD фильмов и развитием социо-культурной и речевой компетентности....
Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как одно из эффективных средств реализации НОИ «Наша новая школа»»
Самоанализ деятельности учителя физической культуры...
Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"
Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....
«Игровая технология - как средство коррекции мыслительных и эмоционально - волевых нарушений у детей с задержкой психического развития» в урочной и внеурочной деятельности
Игравой метод имеет большое значение для процессов воображения и мышления. Значение игры для ребенка определяется тем, что затрагивает наиболее существенные с...
Программа школьной экспериментальной площадки "Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла"
Программа направлена на создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕДМЕТЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ».
В данной статье представлена реализация духовно-нравственного компонента в образовательном и воспитательном процессе по предмету физическая культура, в урочной и не урочной деятельности Частного образ...