Развитие внимания у детей 5-6 лет посредством подвижных игр
статья по физкультуре

Чистик Надежда Валерьевна

Данная статья характеризует анализ научной литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_u_detey_5-6_let.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

1.1 Понятие, сущность, качества, виды внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.

Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение протекания всех познавательных процессов. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека [11, с. 125].

Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации и обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А. Ухтомским [9, с. 10].

Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека.

Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом.

Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, основные из которых следующие:

1. Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга, независимо от того, проекционные зоны каких конкретных анализаторов в них локализуются.

2. Ретикулярная формация, работа которой связывается с явлениями внимания, находится на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов.

3. Нейроны внимания - клетки-детекторы новизны можно встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга.

4. Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в центральной нервной системе существуют автономно и независимо от отдельных сенсорных анализаторов, что говорит о том, что внимание является особенным феноменом, не сводимым ко всем остальным.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней и внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течении определенного периода времени.

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые - с внешними обстоятельствами осуществления деятельности [10, с. 128].

Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту.

Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором - сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом [4, с. 69].

Распределение внимания - его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание [14, с. 114].

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.

Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль [13, с. 84].

Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека,

2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным.

5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий [4, с. 85].

Таким образом, внимание - сложное явление, вызывающее массу споров в психологии.

1.2 Особенности развития внимания у детей 5-6 лет

К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.

Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными.

Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. При оценке поступков сверстников дети часто категоричны и требовательны, при этом в отношении собственного поведения, как правило, более снисходительны и недостаточно объективны. Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей.

Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и переключению. То есть, ребенок способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности.

Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.

Объём внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники сосредотачивают внимание на привлекательных картинках обычно на 12-20 секунд. Шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10—15 минут. Шестилетки в 3-4 раза реже, по сравнению с детьми трех лет, отвлекаются на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

В 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.

Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Старший дошкольник способен удерживать в поле зрения небольшое количество предметов или явлений, а также могут заниматься малоинтересной работой (по заданию взрослого, и реже отвлекаться на посторонние объекты [15, с. 74].

Развитие внимания в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному. Одним из эффективных средств развития произвольного внимания может стать дидактическая игра. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

У детей среднего дошкольного возраста в большей мере проявляется непроизвольное внимание, о чем свидетельствует способность выпустить важные существенные моменты в учебном материале и сосредоточить внимание на несущественных деталях по причинам их привлекательности и яркости, наличием интересных образов.

Таким образом, развитие внимания детей среднего дошкольного возраста для возрастания их внимательности непосредственно связано с развитием их познавательной и следовательской активности и интереса к умственной деятельности, становлением мотивационной сферы в целом, а еще волевых свойств в частности.

1.3 Роль игровой деятельности в развитии внимания у детей 5-6 лет

Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Так как ведущим видом деятельности, важнейшей сферой самовыражения ребёнка 5 – 6 лет является игра, показатели внимания значительно возрастают именно в сюжетно - ролевых и дидактических играх.

С помощью игры ребенок входит в мир взрослых, усваивает предыдущий общественный опыт. Другими словами, в игре ребенок получает первые уроки группового мышления. Данное обстоятельство принципиально важно, ведь если учесть то, что будущее ребенка связано с социально полезным трудом, центральное качество которого — совместное, групповое решение задач, устремленных на достижение общей цели. Таким образом, игра реализовывает важнейшие функции в формировании личности ребенка. В ней отражаются и формируются знания и умения, полученные на занятиях в дошкольном учреждении, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни [9, с. 84].

Игра выступает как базисный ведущий вид детской деятельности и как основное условие социального воспитания. В игре формируются нужные каждому ребенку умственные способности, уровень развития которых, абсолютно точно, оказывает влияние в период школьного обучения.

Вследствие чего, нужно уделять особое внимание игровой деятельности старших дошкольников. Упоминая игру в роли первичной деятельности дошкольника, это, прежде всего совместная сюжетно-ролевая игра. Прочие виды игр – подвижные, дидактические, строительные, служат, в основном, для реализации частных воспитательных задач

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Существует несколько групп игр, развивающих не только интеллект и познавательную активность ребенка, но и психологические качества (внимание, мышление, память).

К первой группе можно отнести предметные игры, то есть игры с предметами и игрушками. Например, игра «Пуговицы», целью которой является развитие объема и сосредоточенности внимания, зрительной памяти, мелкой моторики рук. Для игры понадобятся два одинаковых набора из 3-7 разных по цветы и размеру пуговиц, два игровых поля, разделённые на клетки и такого же размера два чистых листа. Расставив на своём поле по разным квадратам 3 пуговицы, взрослый предлагает ребёнку запомнить, как они лежат. Ребёнок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит, а затем повторить расположение пуговиц на своем поле. Используя принцип от простого к сложному, задание постепенно можно усложнять, изменяя количество, размер и цвет пуговиц.

Ко второй группе относятся игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. При этом сюжет игры может быть построен так, что помимо социальных задач, развивается внимание, умение сконцентрироваться на выполнении определённого задания. Например, обычная игра «На рыбалке» станет намного интереснее для детей, если предложить детям точно повторять движения ведущего, чтобы «поймать рыбу»: закидывание удочки, подсекание рыбы и т.д. Чтобы усложнить игру, можно договориться, что ведущий может путать детей словами. Дети должны повторять действия ведущего и не сбиваться на слова.

Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования и задачи, в других - уметь выделять и помнить цель действия, в третьих - вовремя переключать внимание, в четвертых - сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.

Если обратиться к непосредственно образовательной деятельности, то здесь можно применять различные игровые приемы для привлечения и удержания внимания детей (голосовая и эмоциональная модуляция, модуляция темпа речи, прерывание речи, использование антиципации (догадки), приемы «Провалы в памяти» и «Ошибка педагога», жестикуляция, риторические вопросы).

Таким образом, применяя в совместной деятельности с детьми 5 – 6 лет разнообразные средства, развивающие внимание детей и его свойства, педагог влияет на освоение ребёнком необходимых знаний и навыков, что является залогом успешной социализации личности ребенка в дальнейшем.

В дошкольный период развиваются и формируются главные свойства внимания: концентрация, устойчивость, направленность, объем, переключение, распределение. В дошкольном возрасте внимание переходит от непроизвольной формы к произвольной [17, с. 54].

Игры на развитие внимания предлагают ребенку выполнить действия, направлены на формирование целенаправленности и устойчивости внимания, так как игровые действия подобного рода включают задачу и правила действия, требующие сосредоточенности. С целью своевременного развития у малышей таких качеств внимания, как устойчивость, сосредоточенность, целенаправленность и способности по управлению этими качествами, необходимы специальные игры. В таких играх задача находится во главе совместной деятельности педагога по физической культуре и ребенка.

В каждой игре сосредоточенность, устойчивость и целенаправленность внимания представляют собой главное условие игровых действий ребенка с привлекательными для него предметами, а также для общения детей друг с другом.

В некоторых случаях следует учитывать разные требования задачи, например, "Раз, два, три - говори!", в других - выделять и поддерживать цель действия. Это достигается в таких играх как "Прятки с игрушками", "Пальчик". В задачах третьего рода необходимо своевременно переключить внимание. Речь идет о таких задачах, как "Отзовись, не зевай!", или "Поехали коробочки наши!". Игры "Проказы мишки-шалунишки" и "Волшебный 33 столик" требуют от детей повышенной сосредоточенности и устойчивости внимания. Это связано с тем, что ребенок в такой игре должен заметить и осознать все произошедшие изменения [17, с. 141].

Главная цель развития произвольного внимания дошкольника в игровой деятельности заключается в том, чтобы ребенок подчинялся правилам игры. Соблюдая правила, ребенок начинает сознательно управлять своим поведением, а значит и вниманием. Он удерживает внимание необходимое время на требуемых объектах и действиях, а затем переводит его на другие объекты в соответствии с требованиями. Именно это и является элементами произвольного внимания.

 Таким образом, итогами теоретического исследования стали следующие умозаключения:

1. Внимание является одним из существенных показателей при оценке психического развития ребенка дошкольного возраста.

2. Оценка особенностей внимания дошкольника необходима для проверки ребенка на готовность к школьному обучению.

3. Отечественные и зарубежные психологи чаще всего определяют внимание как сосредоточенность и направленность нашего сознания на определенном предмете или явлении.

4. Качественно высокий уровень формирования внимания в старшем дошкольном возрасте содержится в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, тем не менее, возникает произвольное внимание.

Важнейшими его характеристиками, являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Развитие данных характеристик зависит от личностных и возрастных особенностей дошкольника.

5. Игровой деятельности присуща главная роль в развитии внимания ребенка-дошкольника. Посредством игры у ребенка также развивается мышление, воображение, внимание, речь, повышается культурный уровень личности и т. д.

6. В старшем дошкольном возрасте ребенок еще не способен «заставить себя» быть сконцентрированным, то в этот период он нуждается в помощи взрослого. Данная помощь может включать организацию совместных игр, содействующих обучению внимания.

7. Для развития внимания ребенка дошкольного возраста применяют подвижные игры. Данный вид игры направлен на развитие психических процессов, а также на разностороннее развитие личности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абкович А.Я. Некоторые подходы к психологическому изучению внимания в россии и за рубежом \\ Педагогика и психология образования. - 2015. № 1. - С. 99-104.
  2. Ахметова З.А., Веселова Н.А. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников как фактор формирования психологической готовности к школьному обучению // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2014. - Т. 14. - № 10. - С. 7-11.
  3. Балакина Т., Ипполитова Н.В. Развитие внимания старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры// В сборнике: Наука XXI века: взгляд в будущее материалы межрегиональной интернет-конференции. Шадринский государственный педагогический институт; Центр "Непрерывное педагогическое образование". - 2011. - С. 31-36.
  4. Барышникова Е.В., Родикова Ю.В. Особенности свойств внимания у дошкольников // Культура и образование: от теории к практике. - 2016. - Т. 1. - С. 92-98.
  5. Белых В. А. Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания / В.А. Белых. - М.: Феникс, 2015. - 817 c.
  6. Бобокулова Г. Ш. Основные положения определения развития внимания // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1020-1022.
  7. Бортникова Е. Готовимся к школе. Тетрадь 4. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет / Е. Бортникова. - М.: КнигоМир, 2011. - 407 c.
  8. Бурман Э. Деконструктивная психология развития / Э. Бурман. - М.: ERGO, Издательство Удмуртского университета, 2006. - 288 c.
  9. Васерман С.В., Белисова А.А., Кронштатова К.А., Николаева Н.И., Мишенева Л.Н. особенности устойчивости, объема, распределения произвольного внимания у старших дошкольников // В сборнике: Современные научные исследования: теория и практика Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции.под общей редакцией А.И. Вострецова. - 2018.- С. 442-447.
  10. Власова М.И. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе игр // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2017. - № 1 (10).- С. 139-141.
  11. Кравцова О. Е., Жирнова М. А. Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №13.1. — С. 30-33. 2
  12. Куркина Е.А. Проблема развития внимания старших дошкольников // Проблемы педагогики. - 2017. - № 9 (32). - С. 55-56.
  13. Лохов М. И. Плохой хороший ребенок. Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи / М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, М.Ю. Рубин. - М.: ЭЛБИ-СПб, 2008. - 320 c.
  14. Омельченко Н.А., Казаков И.С. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9-3 (113). С. 22-24. 3
  15. Павленко Э. В. Готовимся к школе. Игры и упражнения для развития памяти, логики и внимания / Э.В. Павленко. - М.: Стрекоза, 2010. - 808 c.
  16. Петрова Е. В. Педагогические условия развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 323-325.
  17. Субботина, Л. Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей / Л.Ю. Субботина. - М.: Академия Развития, Харвест, 2011. - 192 c.
  18. Тарасова О.В., Яббарова Р.А. Развитие произвольного внимания у дошкольников // В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 246-248.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Материал в помощь воспитателю, работающему в коррекционной школе VIII вида. Представлены игры и упражнения на развитие внимания....

Развитие внимания у детей с задержкой психического развития.

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с ЗПР....

Методики развития внимания у детей.

Материал предназначен для педагогов и родителей....

Консультация для родителей "Развитие внимания у детей с ЗПР".

Консультация для родителей  «Развитие внимания у детей с ЗПР».Внимание как психический процесс.Виды внимания.Особенности развития внимания у детей с ЗПР. Приемы и упражнения по развитию вним...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание обладает определенными такими свойствами как : объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к тру...

"Развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями"

Для тренировки способностей можно использовать следующие задания:...

Консультация для родителей:"Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста".

В консультации рассказывается об основных особенностях развития внимания детей дошкольного возраста....