Урок – игра «Формула здоровья»
план-конспект занятия по физкультуре (7 класс)

Сторчаков Максим Владимирович

Дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни в семье объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya_po_fizkulture_7_klass.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра «Формула здоровья»

дать представление о том, что такое здоровый образ жизни;

заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к

здоровому образу жизни в семье

объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.

Оборудование: тесты-опросники, жетоны, пословицы и поговорки о здоровье.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю

здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено

пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека - самая

главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его

Сегодня у нас необычный урок — сегодня мы вместе с вами поиграем и выведем формулу

здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела.

На доске надписано –«Формула здоровья»

Положительные факторы – отрицательные факторы

На протяжении всей игры каждая команда может зарабатывать жетоны, а потом мы

определим победителя.

Делимся на 2 команды

Учитель. Все свое ношу с собой - сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что

главное богатство человека - он сам. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым,

здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения,

следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и

духа. Еще в XIX в. немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего

счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как

без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».

Но вернемся к самому началу. Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним,

что же такое здоровье?

Учащиеся предлагают ответы.

Учитель. Итак, приглашаются представители от каждой команды, которые хорошо

разбираются в вопросах здоровья. Если отвечаете правильно, делаете шаг вперед, если

неправильно - шаг назад.

Викторина

1 Согласны ли вы, что зарядка - источник бодрости и здоровья? (Да)

2 Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Нет)

3 Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет)

4 Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да)

5 Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да)

6 Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да)

7 Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет)

8 Отказаться от курения легко? (Нет)

9 Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет)

10 Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (Да)

11 Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да)

12 Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет)

13 Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (Да)

14 Правда ли, что ежедневно надо выпивать 2 стакана молока? (Да)

15 Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет)

Учитель. Все, кто дал больше 10 правильных ответов, получают жетоны и садятся на

место.

Учитель. Поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто более один раз в

году? А кто более 2 и более раз?

Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная

установка! Давайте изменим установку и запомним: что человеку естественно быть

здоровым! Ученые доказывают, что человек должен жить 150-200 лет! Так, например,

древние греки (пеласги) считали, что умереть в 70 лет — это почти то же самое, что

умереть в колыбели. Как свидетельствуют историки, продолжительность жизни пеласгов

составляла около 200 лет; при этом до конца своих дней они сохраняли жизненные силы и

не седели.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10 % зависит от наследственности, на

5 % — от работы медиков. Остальные 85 % в руках самого человека. Значит, наше

здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

На продолжительность жизни людей влияют различные факторы - наследственность,

окружающая среда, вредные привычки, образ жизни. Я вам сейчас предлагаю подсчитать,

сколько лет отпущено вам природой, оценить ваши шансы на долголетие с помощью

теста, составленного американскими медиками.

Тест: «Мое здоровье »

Если ты молодой человек, вычти из 72 цифру 3 Девушкам надо добавить к 72 цифру 4 (они живут

в среднем на 7 лет больше, чем мужчины). Следовательно, у мужчин берется за основу средняя

продолжительность их жизни — 69 лет, у женщин — 76

Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года.

Если живешь в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, добавь 2 года.

Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если

физическим — прибавь 3

Если занимаешься спортом пять раз в неделю хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если

два-три раза — прибавь 2 года.

Если в будущем ты собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет, то вычти по

одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25-летнего возраста).

Если ты постоянно спишь больше 10 ч, вычти 4 гада, если по 7-8 ч, ничего не вычитай.

Если ты плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком продол-

жительный сон, - признак плохого кровообращения.

Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный,

уравновешенный - добавь 3 года.

Если ты счастлив, добавь 1 год, если несчастлив, отними 2 года.

Если собираешься получить среднее образование, добавь I год, если высшее - 2 года.

Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь 2 года, если кто-

то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта...),

вычти 4 года.

Если кто-то из твоих родственников, не дожив до 50, скончался от рака, инфаркта и т.д.,

вычти 3 года.

Если ты выкуриваешь больше трех пачек сигарет в день, отними 8 лет, если 1 пачку - 6 лет,

если меньше пачки — 3 года.

Если каждый день ты выпиваешь хоть каплю спиртного, вычти 1 год.

Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает на 20

кг, вычти 8 лет, если на 15—20, то —4 года, если на 5— 15кг— 2 года.

Число, которое получится в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь дожить.

Учащиеся выполняют задания теста.

Учитель. Как бы банально это не звучало, но здоровье - основа для благополучной жизни

и успешной карьеры. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень велика,

люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с

юных лет.

Учитель. Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас

подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем — это уже

стресс. Уроки — стресс. Дорога — стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... И

так далее... Но нужно учиться избегать утомления, нервных стрессов, быть бодрым и

работоспособным.

Попробуйте определить свое физическое состояние с помощью опросника. Внимательно

прочтите каждое утверждение. Если ваше ощущение совпадает с его содержанием, в

листке для ответов напротив соответствующего номера утверждения поставьте ответ

«да», в противном случае - «нет». Если затрудняетесь с выбором, поставь оба ответа.

Опросник.

1 Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.

2 В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился (-лась)

спокойно.

3 Я стал (а) вялым (ой) и безразличным (ой).

4 Мне трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать сегодня.

5 В последнее время мне стало труднее учиться.

6 У меня ровный и спокойный характер.

7 Меня мучают боли в висках и во лбу.

8 У меня бывают приступы сердцебиения.

9 Мне трудно сосредоточиться на задании.

10 У меня иногда возникает ощущение тошноты.

11 У меня часто болит голова.

12 Моя учеба и увлечения мне перестали нравиться.

13 Я постоянно хочу спать днем.

14 Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.

15 Мне нравится работать в коллективе.

16 Я с удовольствием прихожу в школу.

17 У меня чаще всего беспокойный сон.

18 Я все время чувствую себя усталым (ой).

Подсчитайте баллы

Ответ

1

2

3

4

5

-

1

0

0

0

0

+

0

1

1

1

1

Если получилось более 6 баллов, это свидетельствует о наличии начальной формы

хронического утомления.

^ Подсчитайте баллы

Если получилось более 6 баллов, это свидетельствует о наличии начальной формы

хронического утомления.

Учитель. Тому, кто набрал более 6 баллов, стоит подумать о более рациональном режиме

дня, о снижении нагрузок, возможно, о нормализации взаимоотношений со сверстниками,

родителями. Если вы заработались или заучились до того, что чувствуете: «Все, больше не

могу!»— нужно открыть кран и ... помыть руки. Даже не помыть, а просто подержать их

под прохладной или холодной водой. Конечно, лучше было бы выйти на свежий воздух,

быстро походить или побегать, сделать несколько дыхательных упражнений. Но если

такой возможности нет, выручит холодная вода, которая снимет и усталость, и нервное

напряжение, и даже стрессовое состояние.

Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы: настроение из-за этого неважное,

подавленное, порой отчаянное, а то и безнадежное. Естественно, это самым пагубным

образом сказывается на здоровье. Что тут можно посоветовать? Главное - не зацикливайся

на своих неприятностях! Вспоминай и о том хорошем, что подарила тебе жизнь.

Учитель записывает на доске «хорошее настроение».

Учитель. Один из способов быть счастливым, считают американцы, - проявлять

физическую активность. Пока не совсем понятно, почему, но любая физическая

активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик И.С.

Павлов назвал это «мышечной радостью». По мнению некоторых ученых, при физических

усилиях в мозгу вырабатываются своего рода естественные наркотики, приводящие к

эйфории. Для этого годятся бег, ходьба на лыжах, любые виды спорта, танца — все, что

доступно. А на нашей доске появляется еще одна запись в графе положительных факторов

— «спорт».

Учитель. Здоровье - не только личное дело каждого человека. Здоровый человек живет

полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни - это

система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность;

высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу и природе. На человека воздействует социальная среда, в которой он живет - общество в целом, семья, знакомые,

сослуживцы. Это происходит на протяжении всей моей жизни. Малыши копируют

взрослых, для подростков важно мнение сверстников. Но влияние окружающих может

быть не только положительным, но и отрицательным.

Учитель. К сожалению, физический, психический, моральный и экономический ущерб

человеку и обществу наносят пьянство, алкоголизм, наркомания и такая вредная при-

вычка, как курение. Все эти пороки, к несчастью, сегодня широко распространены среди

молодежи. Молодые люди порой и не осознают, какой вред может нанести это их

здоровью.

А сейчас приглашаются по одному человеку от каждой команды для участия в конкурсе.

О пьянстве сложено немало пословиц и поговорок. Попробуйте объяснить, как вы

понимаете их смысл.

Конкурс пословиц

1 Пьяному море по колено, а лужа по уши.

2 Что у трезвого на уме — у пьяного на языке.

3 С хмелем познаться — с честью расстаться.

4 Пить до дна - не видать добра.

Учитель предлагает дополнить список пословиц и поговорок участникам объединений.

Наиболее активные получают жетоны, а слово «алкоголь» записывает в графу

отрицательных факторов на доске.

Учитель. Всемирная организация здравоохранения в 1988 г. объявила 31 мая всемирным

днем без табака. Перед мировым сообществом была поставлена задача - добиться, чтобы в

XXI веке проблема табакокурения исчезла. Отказаться от курения сложно, но возможно.

Учитель. Вопрос командам: какое влияние на организм человека оказывает курение?

Учащиеся отвечают, наиболее активные и давшие полные ответы получают жетоны.

После обсуждения вопроса учитель записывает «курение» в графу отрицательных

факторов на доске.

Учитель. Одна из самых страшных бед нашего времени - употребление наркотических

веществ. Наркомания, подобно раковой опухоли, развиваясь, задевает не только тело, но и

душу. Чем позже распознается этот недуг, тем сложнее процесс лечения, который, к

сожалению, не всегда приводит к полному выздоровлению.

Во всем мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия в борьбе с

наркотиками, осведомленность молодежи об истинных последствиях их употребления

снижается. Это отчасти связано с активным внедрением в сознание молодежи ряда мифов

о наркотиках.

Каждая команда получила задание - разоблачить один из этих мифов.

Миф первый: «Попробуй — пробуют все».

Миф второй: «Попробуй - вредных последствий не будет».

Миф третий: «Попробуй - если не понравится, прекратишь прием».

Миф четвертый о существовании «безвредных» наркотиков.

Команда 1 Миф первый: «Попробуй — пробуют все».

Статистика показывает, что чаще жертвами подобной ложной аргументации становятся

подростки невысоких психологических устоев; конфликтные, склонные к мелкому

воровству, лживости, с неуравновешенным характером.

Такие личности неспособны к целенаправленной деятельности, плохо успевают в школе.

Они же впоследствии становятся распространителями наркотиков, что неизбежно,

поскольку только таким путем они могут обеспечить себя деньгами на наркотики.

Команда № 2 Миф второй: «Попробуй - вредных последствий не будет». Это ложь.

Пристрастие к некоторым наркотикам может возникнуть и после одного - двух приемов.

Существуют индивидуальные различия в чувствительности организма, и летальный исход

возможен при первой же инъекции. В условиях подпольного кустарного производства

наркотиков невозможно избавиться от вредных примесей и точно дозировать вещество,

что может привести к тяжелому отравлению.

Команда № 1 Миф третий: «Попробуй - если не понравится, прекратишь прием».

Многие убеждены, что особых проблем не будет, поскольку человек, обладающий

определенной волей, в состоянии немедленно и бесповоротно бросить принимать

наркотики. Но при употреблении любого вида наркотика, и «легкого» и «тяжелого»,

прежде всего, страдает воля. Происходит то, что наркологи называют «энергетическим

снижением»: ослабляются именно волевые качества личности, человек становится

неспособным к продуктивной деятельности, часто прекращает учиться, бросает работу. В

настоящее время медицина не в состоянии оказать эффективную помощь наркоманам, т.к.

в ее арсенале нет реальных средств подавления психической зависимости.

Команда № 2 Миф четвертый о существовании «безвредных» наркотиков.

Безвредных легких наркотиков не существует! Не все наркотики вызывают физическую

зависимость, но все они пагубно влияют на личность. Психическая зависимость часто

развивается даже при употреблении «легких» наркотиков: утрачивается интерес к

происходящему в жизни, пропадает желание работать, учиться, человека перестает

волновать то, как он выглядит.

Учитель. Каждый может стать объектов внимания «доброжелателя», который попытается

привлечь к опаснейшему для человека «занятию». В этом случае каждый человек обязан

быть готовым решительно отклонить такие попытки и помнить, что этот «добрый»

приятель, как правило, преследует самые корыстные цели, жестоко используя

неопытного.

Помните и о том, что некто из наркоманов не собирался продолжать прием наркотиков,

все хотели лишь попробовать, удовлетворить любопытство. А конец, как правило,

трагичен: загублена человеческая судьба, сама жизнь!

Учитель записывает слово «наркомания» в графу отрицательных факторов на доске.

Учитель. Как сказал один из известных диетологов: «Одно только поколение правильно

питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столько редким явлением,

что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное». А молодому растущему

организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов. Каких, вы сейчас

скажете сами.

Каждая команда на своем плакате должна перечислить продукты, необходимые для

организма человека.

Команда, лучше справившаяся с этим заданием, получает жетоны.

Учитель. Вот мы и разобрали основные факторы, влияющие на здоровье. Какой же

можно сделать вывод? Как закончить фразу «формула здоровья — это ...?»

Будет здоровой наша страна или нет, зависит от нас с вами, от каждого из нас!!!

В конце урока подводятся итоги, выявляются наиболее активные участники, набравшие

большое количество жетонов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-игра "Формулы сокращенного умножения"

Урок-игра на закрепление формул сокращенного умножения. Представлен ход урока со всеми используемыми материалами....

"Формула здоровья" (игра Поле чудес).

Здоровом теле здоровый дух....

Обобщающий урок-игра Формулы сокращенного умножения

Урок-состязание на командное первенство на закрепление формул сокращенного умножения...

Положение игры "Формула здоровья"

Игра для старшеклассников с целью привлечения внимания подростков к соблюдению здорового образа жизни. Содержит основную часть и 2 приложения (оценочный лист и маршрутный лист)....

Урок-игра: "Формула здоровья"

middot;        дать представление о том, что такое здоровый образ жизни;·        заставить учащихся задуматься о необходим...

Урок – игра «Формула здоровья»

Дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни в семье объяснить роль здоровья в жизни и ...

Урок здоровья Формула здоровья

Урок здоровья направлен на определение факторов, влияющих на здоровье обучающихся и выведения "Формулы здоровья&rdquo...