Рабочая программа 9 класс ФГОС
рабочая программа по физкультуре (9 класс)

Ростовцева Елена Ефимовна

             Рабочая программа по учебному предмету"Физическая культура" составлена на основе Авторской программы В.И.Ляха,А.А.Зданевича,М.Просвещение 2020г. Рабочая программа рассчитана 105 часов .

Раб

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_programma_9kl_fizkultura.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г. Заринска

Рассмотрена

Руководитель МО учителей

естественно – научного цикла

Протокол №  5

от « 14 » августа 2022 г.  

Согласована

Заместитель директора по УВР

Утверждена

Директор школы

Приказ № 89

от « 15 » июня 2022 г.

                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Физическая культура» для __9_ класса

основного общего образования

на  2022-2023 учебный год

                                                                                         

Составитель:

                                                                       

         Ростовцева Елена Ефимовна

                                                                    учитель физической культуры

                                                                   

 

                                                                         

Заринск

2022

                                                                   

Пояснительная записка

          Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2. Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

3. Основной образовательной программы общего образования МБОУСОШ №7

4. Годового календарного графика МБОУСОШ №7;

5. Положения о рабочей программе учебных предметов МБОУСОШ №7

1. Цель школьного образования по физической культуре — формирование физически разносторонне развитой личности средствами и методами физической культуры, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, овладения универсальными жизненно важными двигательными действиями и навыками, познания окружающего мира, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В стремлении к этой цели учебный процесс в основной  школе направлен на углубление знаний в области физической культуры, развитие физических и психических качеств, формирование устойчивых мотивов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом, бережное отношение к своему здоровью, формирование навыков организации здорового образа жизни.

Общая цель обучения: «Физическая культура» в основной школе — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной  деятельности с оздоровительно-корригирующей и спортивно-рекреационной направленностью.

Познавательная цель: предполагает формирование у школьников представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление с основными положениями науки в области физической культуры.

Социокультурная цель подразумевает формирование компетенций учащихся в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.

В соответствии с целями учебного предмета «Физическая культура» формулируются его задачи: формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;

 формирование знаний о терминологии, средствах и методах физической культуры;

 формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, их вариативное       использование в учебной деятельности и в процессе самостоятельных занятий;

 расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;

 расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития социально значимых качеств личности, основных физических качеств и способностей;

 формирование навыков и умений, необходимых для выполнения физических упражнений, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;

 формирование умений выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями, пользоваться этими умениями и навыками для составления комплексов физических упражнений, для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями в оздоровительных целях, при планировании и контроле физических нагрузок, для профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи;

 формирование позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом, достижение осознания красоты и эстетической ценности физической культуры, уважения

к различным системам физической культуры;

 воспитание положительных черт характера и поведения в процессе занятий физическими упражнениями и соревновательной деятельности.

С целью  реализации  воспитательного потенциала  урока рабочая  программа по  физической культуре в 9 классе учитывает содержание модуля «Школьный урок» Программы воспитания МБОУ СОШ № 7 г. Заринска  по следующим направлениям деятельности: установление  доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб  учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:

 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспор-те и на дорогах;

 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 смысловое чтение;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

 понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

 овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

 приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

 расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

 формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

В результате освоения предлагаемой программы учебного предмета «Физическая культура» учащиеся научатся:

называть, описывать, раскрывать, объяснять:

 роль физической культуры в истории человечества и в современном обществе;

 связь между спортом и военной деятельностью;

 краткую мировую историю Олимпийских игр и олимпийского движения, историю развития олимпизма в России;

олимпийские виды спорта, виды соревнований, проводимых в нашей стране, спортивные традиции, поддерживаемые в России, имена выдающихся отечественных спортсменов;

 значение физического воспитания для современного человека;

 принципы и значение здорового образа жизни и активного отдыха для подростка;

 технику выполнения двигательных действий и приёмы, изучаемые в соответствии с учебной программой (организационные команды и приёмы, техника ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, передвижения на лыжах);

 способы выбора упражнений для развития тех или иных двигательных качеств;

 способы регулирования физической нагрузки;

 способы оценки физической подготовленности, типа телосложения;

 признаки крепкого здоровья, правильной осанки;

 правила техники безопасности во время занятий физическими упражнениями;

 основные меры профилактики травматизма;

 приёмы оказания первой помощи при травмах;

 правила закаливания организма и основные способы массажа;

 способы организации досуга в закрытых помещениях и на открытом воздухе средствами физической культуры;

 значение физической подготовки с прикладной направленностью в обычной жизни;

выполнять, составлять, оказывать, оценивать, организовывать:

 упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки, плоскостопия, зрения;

 упражнения утренней гигиенической гимнастики;

 упражнения физкультминуток;

 упражнения дыхательной гимнастики, для концентрации внимания, психорегуляции;

 комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток с учётом индивидуальных особенностей и потребностей для развития двигательных качеств;

 основные акробатические, гимнастические и легкоатлетические упражнения и их комбинации;

 упражнения на лыжах (при наличии снежного покрова в зимний период в месте проживания);

 игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе;

 первую помощь при травмах;

 развитие и состояние организма по основным физическим показателям здоровья (масса и длина тела, окружность грудной клетки, осанка, частота сердечных сокращений, частота дыхательных движений) и с помощью функциональных проб;

 собственную физическую подготовку с помощью двигательных тестов;

 приёмы самонаблюдения, самоконтроля для мониторинга развития основных двигательных качеств;

 досуг средствами физической культуры;

 спортивные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу среди школьников.

Содержание учебного предмета 

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена на основе Авторской  программы  авторов В.И. Ляха, А.А. Зданевича. М: Просвещение, 2020 г.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов  3 ч в неделю, 35 недель.

Из вариативной части 15 ч определено на  спортивные игры (народная игра «Русская лапта»).

Для  прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе урока.

Программный материал делится на две части –  базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным   компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум   образования по предмету «Физическая культура».

           Распределение учебного времени  на различные виды программного материала:

Таблица 1

№п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

1

Базовая часть

90

1.1

Основы знаний по физической культуре

В процессе урока

1.2

Спортивные игры

21

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

12

1.4

Легкая атлетика

24

1.5

Лыжная подготовка

24

1.6

Элементы единоборств

9

2

Вариативная часть

15

2.1

Русская лапта

15

Тематическое планирование

Номер

 раздела,

темы

Наименование раздела, темы

Количество часов

Легкая атлетика

12

1

Первичный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Высокий  и низкий старт.

1

2

Стартовый разгон. Эстафетный бег.

1

3

Эстафетный бег. Бег 30метров (зачет).

1

4

Бег на результат на 100 м.  Прыжок в длину с места (зачет)

1

5

Метание гранаты на дальность. Челночный бег 3x10м.

1

6

Метание гранаты в цель.

1

7

Метание гранаты на дальность (зачет).

1

8

Развитие выносливости. Бег до 25 мин.

1

9

Бег 2000-3000 метров без учета времени.

1

10

Бег 2000 метров (юноши),  1000 метров (девушки) на время

1

11

Прыжок в длину способом «согнув ноги» с разбега. Подтягивание.

1

12

Прыжок в длину способом «согнув ноги» с разбега (зачет).

1

Русская лапта

6

13

Инструктаж по технике безопасности на уроках спортивной игры «лапта». Передачи мяча на  месте и в движении

1

14

Ловля и передача мяча в парах и тройках

1

15

Ловля мяча двумя руками в прыжке

1

16

Ловля мяча, летящего «свечой» и с отскока

1

17

Удары по мячу способом  «сбоку», «сверху»

1

18

Ловля и передача мяча в парах и тройках.Игра

1

 Спортивные игры (баскетбол  и волейбол)

21

19

Инструктаж по технике безопасности на уроках баскетбола.

 Бросок мяча после ведения. Учебная игра в баскетбол

1

20

Броски одной и двумя руками в прыжке. Игра

1

21

Броски мяча из опорного положения с отклонением туловища. Игра

1

22

Бросок мяча после ловли.  Тест на гибкость. Игра

1

23

Броски одной и двумя руками в прыжке. Игра

1

24

Броски мяча из опорного положения с отклонением туловища. Игра

1

25

Передачи мяча в движении с активным  сопротивлением защитника. Игра

1

26

Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях .Игра

1

27

 Закрепление позиционное нападение и личная защита. Игра

1

28

Взаимодействие трех игроков. Учебная игра в баскетбол

1

29

Закрепление ведения мяча. Учебная игра в баскетбол

1

30

Инструктаж по технике безопасности на уроках волейбола. Передачи мяча в заданную зону площадки. Игра

1

31

Передачи мяча в заданную зону площадки. Игра

1

32

Верхняя прямая подача. Прием подачи. Игра

1

33

Совершенствование техники передвижений, остановок и стоек. Игра

1

34

Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Игра

1

35

Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. Игра

1

36

Совершенствование психомоторных способностей и навыков игры. Игра

1

37

Совершенствование координационных способностей. Игра

1

38

Освоение техники прямого нападающего удара. Игра

1

39

Закрепление техники владения мячом. Игра

1

Гимнастика с элементами акробатики

12

40

Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики.

1

41

Совершенствование строевых упражнений

1

42

Совершенствование акробатических упражнений

1

43

Совершенствование акробатических упражнений

1

44

Развитие координационных способностей

1

45

Развитие силовых способностей и силовой выносливости

1

46

Совершенствование общеразвивающих  упражнений без предметов

1

47

Круговая тренировка  для развития основных двигательных качеств

1

48

Совершенствование двигательных способностей. Нормы ГТО.

1

49

Совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами

1

50

Круговая тренировка  для развития основных двигательных качеств.

1

51

Развитие гибкости. Нормы ГТО.

1

Лыжная подготовка

24

52

Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовке.Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до 3км.

1

53

Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 5км.

1

54

Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 3км.

1

55

Освоение техники лыжных ходов. Прохождение дистанции до 3км.

1

56

Переход с одного хода на другой. Прохождение дистанции.

1

57

Одновременные ходы. Прохождение дистанции. Преодоление контруклона

1

58

Коньковый ход. Прохождение дистанции до 1км.

1

59

Коньковый ход. Прохождение дистанции до 2км.

1

60

Коньковый ход. Прохождение дистанции.

1

61

Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции. Торможение.

1

62

Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции. Поворот.

1

63

Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции.Спуски.

1

64

Преодоление подъемов и препятствий.

1

65

Прохождение дистанции до 2 км (девушки), до 3км (юноши).

1

66

Прохождение дистанции до 3 км (девушки), до 4 км (юноши).

1

67

 Торможение и поворот»плугом». Прохождение дистанции

1

68

Торможение .Прохождение дистанции

1

69

Поворот»Плугом».Прохождение дистанции

1

70

Переход с одного хода на другой. Прохождение дистанции.

1

71

Одновременные ходы. Прохождение дистанции.

1

72

Коньковый ход. Прохождение дистанции.

1

73

Коньковый ход. Прохождение дистанции.

1

74

Развитие физических качеств. Выносливости.

1

75

Развитие физических качеств. Нормы ГТО

1

Элементы  единоборств

9

76

Инструктаж по технике безопасности на уроках единоборств. Освоение техники владения приемами: самостраховка, приемы борьбы лежа

1

77

Освоение техники владения приемами: самостраховка, приемы борьбы лежа

1

78

Освоение техники владения приемами: самостраховка, учебная схватка

1

79

Овладение техникой приёмов.

1

80

Развитие силовых способностей и силовой выносливости

1

81

Освоение техники владения приемами: самостраховка, приёмы борьбы стоя.

1

82

Освоение техники владения приемами: самостраховка, приёмы борьбы стоя.

1

83

Освоение техники владения приемами: самостраховка, учебная схватка

1

84

Развитие координационных способностей.

1

Легкая атлетика

12

85

Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики.

Метание гранаты на дальность.

1

86

Бег  на 100 м. Подтягивание.

1

87

Совершенствование техники спринтерского бега. Эстафетный бег.

1

88

Бег 1000-3000 метров без учета времени.

89

Бег 1000метров (девушки), 3000м. (юноши) на время

90

Прыжок в длину способом «согнув ноги».

91

Бег 30 метров. Прыжок в длину с места.

92

Удары по мячу способом  «сбоку», «сверху»

93

Тактические действия. Учебная игра «лапта»

94

Развитие физических качеств быстроты. Нормы ГТО

1

95

Метание гранаты на дальность.

1

96

Развитие физических качеств выносливости. Нормы ГТО

1

Русская лапта

9

97

Инструктаж по технике безопасности на уроках спортивной игры «лапта».  Передачи мяча на  месте и в движении. Игра.

1

98

Ловля и передача мяча в парах и тройках .Игра.

1

99

Ловля мяча двумя руками в прыжке. Игра.

1

100

Ловля мяча, летящего «свечой» и с отскока. Игра.

1

101

Удары по мячу способом  «сбоку», «сверху» .Игра.

1

102

Тактические действия. Учебная игра «лапта»

1

103

Развитие физических качеств быстроты. Нормы ГТО

1

104

Развитие физических качеств выносливости. Нормы ГТО.

1

105

Развитие физических качеств гибкости. Нормы ГТО.

1

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ФГОС 1 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика курсаОписание места курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания курсаЛичностные, метапредметные и предметные результаты о...

Рабочая программа по ФГОС 5 класс Биболетова М.З.

Программа, разработанная в соответствии с новыми требованиями к структуре тематического планирования....

Рабочая программа по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» Биболетова М.З. Базовый уровень по ФГОС в 5 классах...

Рабочая программа по ФГОС "Музыка 5 класс".

Данная рабочая программа поможет учителям в составе своей рабочей прогаммы....

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...

Примерные рабочие программы, соответствующие ФГОС ООО, ФГОС СОО

Рабочие программы по физике А.В. Шаталиной предметной линии  "Классический курс" 10-11 классов под редакцией Парфентьевой Н.А. авторов учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чару...