Рабочая программа по ФГОС "Музыка 5 класс".
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме
Данная рабочая программа поможет учителям в составе своей рабочей прогаммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.19 КБ |
![]() | 142.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Гимназия №2 г. Ярославль
«Согласовано»: «Утверждаю»:
Заместитель директора по НМР: Директор МОУ Гимназии №2
___________ Николаева Е.В.. __________ Шульгина Т.В.
«____» __________ 201____ г. приказ № ____ от _201____
Рабочая программа
учебного предмета
«Музыка»
5-7 класс (ступень основного общего образования)
Разработана Апанасенко С.Б.
учителем музыки первой
квалификационной категории
2013-2014
учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-7 классов
1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на примере:
- Федерального государственного образовательного стандарта,
- Примерной основной образовательной программы,
- Основной образовательной программы МОУ гимназии №2,
- с учётом примерной программы ООО по музыке,
- на основе авторского УМК авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка. 5-7 классы» издательства «Просвещение», 2010 г.;
Изучение музыкального образования ООО направлено на приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусств.
2. Место предмета в междисциплинарных программах.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-7 классов реализует следующие положения Программы воспитания и социализации школьников МОУ гимназии №2 :
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры через формирование представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России; через знакомство с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;
- Формирование основ эстетической культуры через опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества; через участие в проведении музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-7 классов направлена на формирование ИКТ-компетентности через создание музыкальных и звуковых сообщений с использованием звуковых и музыкальных редакторов; программ звукозаписи и микрофонов; обработки цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, с использованием возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-7 классов направлена на формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни через использование на уроках здоровьесберегающих музыкальных технологий, к которым относят релаксацию, ритмотерапию, кинезитерапию, вокалотерапию, тонирование, дыхательная гимнастика по системе А.Н. Стрельниковой.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-7 классов направлена на формирование проектно-исследовательской деятельности через разработку проектов по следующим темам: в 5 классе «Виртуальный музей музыкальных инструментов»; в 6 классе коллективные проекты «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы защитников отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»; «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы»; «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего»; «Музыка в храмовом синтезе искусств от прошлого к будущему»; «Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения»; «Авторская песня: любимые барды»; «Музыкальный журнал класса». Для 7 класса индивидуальные проекты «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония»; «Видеоконцерт классической музыки»; «Музыкальный фестиваль нашего класса»; «Музыка для школьной дискотеки»; «Мой музыкальный портрет»; «Наша музыкальная коллекция».
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-7 классов составлена в соответствии с количеством часов, указанным в базисном учебном плане ОУ ООО. Предмет изучается в 5-7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).
3. Общая характеристика учебного предмета «Музыка» для 5-7 классов
Цель обучения искусству в школе — воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса).
Основные содержательные линии: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации» реализуются параллельно через изучение в 5-7 классах.
Основные виды деятельности учащихся: хоровое, ансамблевое и сольное пение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, различного рода импровизации; инсценировании песен, фольклорных образцов музыкального искусства. Творческое начало учащихся развивается в размышлениях и высказываниях о музыке, художественных импровизациях, индивидуальной и коллективной проектной деятельности учащихся.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Воспитание деятельной, творческой памяти, сохранение культурной среды.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты освоения учебного предмета «Музыка» в основной школе
У обучающегося будут сформированы:
- знание государственной символики (герб, флаг, гимн),
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- уважение к культурным и историческим памятникам;
- знание основ здоровьесберегающих технологий;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» в основной школе
Выпускник научится:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
- основам реализации проектной деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- давать определение понятиям;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
Выпускник получит возможность для формирования:
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»:
- сформированность основ музыкальной культуры как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятии и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность;
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
6. Содержание учебного предмета «Музыка»
Музыка как вид искусства.
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонацион-ное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструмен-тальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- программно-методическое обеспечение: учебники «Музыка. 5 класс», «Музыка. 6 класс», «Музыка. 7 класс» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской; «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс», «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс», «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс», «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 5 класс», «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 6 класс», «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 7 класс», видеофильмы с записью: фрагментов из опер, балетов, мюзиклов, рок-опер; выступлений выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, певцов; известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов. Нотные сборники песен и хоров, методические пособия, методические журналы по искусству, книги о музыке и музыкантах, пособия для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь.5 класс », «Музыка. Творческая тетрадь.6 класс » авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
- Учебно-практическое оборудование. Музыкальные инструменты: фортепиано, электронное фортепиано Yamaha, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилитель звука, микшер, динамики), персональный ноутбук, медиапроектор.
- Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности: система обработки звука Audacity, Adobe Audition, Bad-in box.
- перечень электронных информационных источников: «Музыкальная энциклопедия», «Музей музыкальных инструментов»,
- перечень Интернет-ресурсов;
- перечень дидактических средств: транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России; альбомы (папки) с демонстрационным материалом, портретами композиторов и их биографией, схемы расположения инструментов в оркестре, партий в хоре, поэтические тексты, таблица средств музыкальной выразительности составлены по трём годам основной школы; карточки с признаками характера звучания.
- список литературы (дополнительная и справочная литература).
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»:
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Выпускник научится:
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
- заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
- воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
- ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Содержание учебного предмета «Музыка» по классам
5 класс
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в.
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Современная популярная музыка: авторская песня.
Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные. Виды оркестра: симфонический, камерный, народных инструментов.
6 класс
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Музыка вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Музыкальные инструменты: современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
7 класс
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Музыка вокальная, симфоническая и театральная.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Современная популярная музыка: рок-музыка, диско-музыка.
Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение гимназия №2
Рассмотрена и согласована на заседании МО Протокол От «___» ______________ 2012 г. Руководитель МО | Утверждена приказом директора гимназии №2 Шульгиной Т.В. № ___________ 2012 г. |
Рабочая программа учебного курса «Искусство. Музыка»
для 8-9 классов основного общего образования
Учитель
Апанасенко С.Б.
Ярославль, 2012-2013 год
Пояснительная записка
Цель курса «Искусство. Музыка» в 8-9 классах - развить опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством на примере музыки;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства и музыки в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Программа состоит из девяти разделов. Содержание раскрывается в следующих учебных темах:
- в 8 классе - «Искусство в жизни современного человека»; «Искусство открывает новые грани мира»; «Искусство как универсальный способ общения»; «Красота в искусстве и жизни»; «Прекрасное пробуждает доброе»;
- в 9 классе – «Воздействующая сила искусства»; «Искусство предвосхищает будущее»; «Дар созидания. Практическая функция искусства»; «Искусство и открытие мира для себя».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ 2004 года;
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- авторская программа «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9- классы. – М.: Просвещение, 2007;
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2011/2012 учебный год Министерством образования и науки РФ (приказ № 2080 от 24 декабря 2010 г.);
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Искусство. Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской для 8-9 классов. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов, изучается в объеме 1 часа в 1 полугодии 8 класса и 1 полугодии 9 класса. В связи с тем, что образовательное учреждение ведет преподавание интегрированного курса «Искусство» с разделением на 2 отдельных модуля: «Искусство. Музыка» и «Искусство. Изобразительное искусство», в данном курсе изучается только музыкальное искусство.
Все темы курса соответствуют авторскому планированию, учебный материал по данной программе изучается в уплотненном варианте, в соответствии с авторским планированием по предложенным автором темам изучается только музыкальное искусство.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод проектов.
В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
- иметь представление о значении искусства в жизни человека;
- понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
- рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
- размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
- иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;
- использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
- представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
- понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и т.д.);
- ориентироваться в окружающем культурном пространстве, понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
- понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
- осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
- использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся:
- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно- эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Тематический план по музыке для 8 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Приме- чание | ||
Лабора- тор- ные и прак- тические | Контроль- ные и диагности- ческие материалы | Экс- курсии | ||||
I. | Искусство в жизни современного человека | 2 | ||||
II. | Искусство открывает новые грани мира | 3 | ||||
Ш. | Искусство как универсальный способ общения | 4 | Обобщающий урок | |||
IV. | Красота в искусстве и жизни | 4 | ||||
V. | Прекрасное пробуждает доброе | 3 | Обобщающий урок | |||
Итого | 16 ч. | 2 ч. |
Учебно-тематический план по музыке для 8 класса
I четверть 9 часов.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Формы контроля |
1. | Искусство вокруг нас. Знание научное и знание художественное | 1 | |
2. | Художественный образ – стиль – язык | 1 | Музыкальная викторина |
3. | Искусство как образная модель окружающего мира. Пейзаж в живописи, музыке литературе | 1 | Презентация на тему «Пейзаж в музыке, литературе, живописи» |
4. | Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино | 1 | |
5. | Портреты наших великих современников в искусстве | 1 | Подбор музыкальных произведений, созвучных картинам художников |
6. | Искусство – проводник духовной энергии | 1 | Сообщение о значимых музыкально-культурных событиях своего края. Разработка вопросов для интервью с победителями конкурса |
7. | Процесс художественной коммуникации | 1 | |
8. | Знаки и символы в жизни и искусстве | 1 | Интерпретация знаков и символов искусства. Оценка вокально-хоровых навыков учащихся |
9. | Обобщающий урок «Художественные послания предков. Разговор с потомками» | 1 | Защита творческого задания «Разговор с потомками». Презентация «Знаки и символы в искусстве». |
II четверть 7 часов. | |||
1. | Что такое красота в музыке | 1 | |
2. | Законы красоты | 1 | Композиция с выразительным художественным образом на тему «Музыка», «Дискотека» и т.д. |
3. | Роль творчества в искусстве. Преобразующая сила искусства | 1 | Музыкальная композиция с использованием ИКТ |
4. | Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Красота и польза. | 1 | |
5. | Преобразующая сила музыки. | 1 | Оценка вокально-хоровых навыков учащихся |
6. | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа. Музыкальные образы весенней сказки «Снегурочка». | 1 | |
7. | Обобщающий урок по теме «Искусство в жизни современного человека». | 1 | Защита исследовательского проекта |
Поурочное планирование по музыке для 8 класса
I четверть 9 часов.
№ | Дата | Тема урока | Основное содержание урока | Материал урока |
1. | 03.09-08.09 | Искусство вокруг нас. Знание научное и знание художественное | Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Классификация видов искусств. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств. Выразительные средства и язык разных видов искусств. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и научного). | 1. С.В. Рахманинов Фрагменты «Всенощного бдения». 2. П.И. Чайковский Фрагменты балета «Лебединое озеро». 3. Т. Нарита «Восход солнца». 4. И.С. Бах «Скрипичная партита № 2». 5. А. Шнитке «Соната» для виолончели и фортепиано 8. Песни современных композиторов. |
2. | 10.09-15.09 | Художественный образ – стиль – язык | Определение художественного образа. Родство художественных образов разных искусств. Понятие исторического (музыка эпохи барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма и т.д.), национального (русская национальная школа), индивидуального композиторского стилей (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов и др.). Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад - Россия - Восток). Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. Музыкальная викторина на определение стиля:
национальный. | Музыкальные произведения по выбору учителя для иллюстрации основных стилей в искусстве. Песни современных композиторов. |
3. | 17.09-22.09 | Искусство как образная модель окружающего мира. Пейзаж в живописи, музыке литературе | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Образы природы в музыке и живописи. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). | 1. А. Вивальди Фрагменты из концертов «Времена года» 2. П.И. Чайковский Пьесы из цикла «Времена года». 3.С.В. Рахманинов Концерт №3 для фортепиано с оркестром 4. Г.В. Свиридов «Вечерняя музыка» 5. Песня «Милая моя». |
4. | 24.09-29.09 | Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино | Жанр портрета. Воплощение жанра портрета в музыке. Особенности воплощения портрета в культуре разных времен. Женский и мужской портреты в музыке. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни: жизни и смети, любви и ненависти. | 1.П.И. Чайковский «Средь шумного бала». 3. Фрагменты из Ж. Бизе «Кармен» и Р. Щедрина «Кармен-сюита». 4. Песни современных композиторов. |
5. | 01.10-06.10 | Портреты наших великих современников в искусстве | Портреты музыкантов в живописи, литературе и кино (А.Г. Рубинштейн, А.П. Бородин, В.А.Моцарт, Ф. Шопен, Ф.И. Шаляпин). | По выбору учителя: 1. А.П. Бородин Симфония №2 «Бородинская»; «Ноктюрн» из струнного квартета №2. 2. Фрагменты из произведений Моцарта. 3. Песни современных композиторов. |
6. | 08.10-13.10 | Искусство – проводник духовной энергии | Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Назначение искусства и его роль в сближении народов, стран, эпох. Международные конкурсы, фестивали, проекты. | 1.Произведения П.И. Чайковского в исполнении победителей конкурса имени П.И. Чайковского. 2. Произведения в исполнении Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса. 3. Песни современных композиторов. |
7. | 15.10-20.10 | Процесс художественной коммуникации | Способы художественной коммуникации. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др. Художественная интерпретация. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни: любви и ненависти. | 1.Романсы 19 века по выбору учителя. 2.Д. Кабалевский «Сонет №90» и Б. Горбонос «Сонет №90», М. Таривердиев «Сонеты Шекспира». 3. Песня о любви. |
8. | 22.10-27.10 | Знаки и символы в жизни и искусстве | Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в искусстве. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Музыкально-поэтическая символика огня. | 1.Музыкальный фольклор - русские народные песни. 2. Г.В. Свиридов «Тройка», В.Я. Шебалин «Зимняя дорога» 3. Песни современных композиторов. |
9. | 29.10-31.10 | Обобщающий урок «Художественные послания предков. Разговор с потомками» | Искусство как проводник духовной энергии. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Передача представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме | Создание или воспроизведение в образно-символической форме сообщения потомкам о современном человеке средствами разных видов искусств. |
II четверть 7 часов. | ||||
1. | 12.11-17.11 | Что такое красота в музыке | Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни: вечности духа и кратковременности земной жизни. | 1. Д. Каччини, И.С. Бах, Ф. Шуберт «Аве Мария». 2. П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». 3. Песни современных композиторов. |
2. | 19.11-24.11 | Законы красоты | Законы красоты: композиция, симметрия, пропорция, ритм. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. | 1. Г.В. Чичерин Моцарт. Фрагменты из книги. 2. В.А. Моцарт «Симфония № 40» 1 часть. 3. Создание композиции с выразительным художественным образом на тему «Музыка», «Дискотека» и т.д. 4. Песни современных композиторов. |
3. | 26.11-01.12 | Роль творчества в искусстве | Преобразующая сила искусства. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. | 1.Исполнительские интерпретации классической и современной музыки. 2.Создание собственных музыкальных обработок с помощью компьютерных программ, например «Band-in-Box». 3. Песни современных композиторов. |
4. | 03.12-08.12 | Понятие красоты в искусстве | Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза. Воплощение темы экологии, антифашизма, прославления материнства, свершений во благо человечества средствами разных видов искусства. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни: войны и мира. | 1. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке (К.В. Глюк, Л. Бетховен, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Г.В. Свиридов и др.). 2. Д.Д. Шостакович «8 симфония», 3 часть. 3. Песни современных композиторов. |
5. | 10.12-15.12 | Преобразующая сила музыки | Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. Мир современника в песенном творчестве. | 1.Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке (К.В. Глюк, Л. Бетховен, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Г.В. Свиридов и др.). 2. Авторские песни (И. Дунаевский, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Б. Окуджава, А. Розенбаум, Ю. Ким и др.). |
6. | 17.12-22.12 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа. Музыкальные образы весенней сказки «Снегурочка». | Содержательные линии:
| 1.П.И. Чайковский. Музыка к спектаклю «Снегурочка». 2.Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». |
7. | 24.12-29.12 | Обобщающий урок по теме «Искусство в жизни современного человека». | Защита исследовательского проекта по теме «Полна чудес могучая природа. Музыкальные образы весенней сказки «Снегурочка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...