Методическая разработка "Развитие координационных способностей юных борцов греко-римского стиля"
методическая разработка по физкультуре

Материал в помощь тренеру-преподавателю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasiliy.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКУДО «ДЮСШ им. Ловчикова Н.В.» Варненского муниципального района

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

        

        

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ЮНЫХ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ  

                                                      Выполнил

                                                                    тренер-преподаватель

                                                       В.А. Муратов

                                             

                                               

Варна,  2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……

3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОРЦОВ

1.1 Греко-римская борьба, как средство всестороннего развития физических качеств и умений …………………………………………….....  

   6

      1.2 Характеристика общих и специфических видов координационных способностей ……………………………………………    

10

1.3 Анатомо-физиологические особенности борцов младшего школьного возраста ………………………………………………………….

  16

Выводы по первой главе……………………………………………….

22

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БОРЦОВ

2.1 Психофизиологические механизмы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста ……………………..

  24

2.2 Методы развития координационных способностей юных борцов..

28

2.3 Средства развития координационных способностей юных борцов ………………………………………………………………………………….

36

Выводы по второй главе……………………………………………….

40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...

44

ВВЕДЕНИЕ

      На  современном  этапе  развития  греко-римской  борьбы  значительно увеличился  объем  двигательной  деятельности,  осуществляемой  в вероятностных  и  неожиданно  возникающих  ситуациях,  который  требует проявления  изобретательности,  скорости  реакции,  способности  к концентрации  и  переключению  внимания,  пространственно-временной точности движений  и их  биомеханической рациональности. Все эти  характеристики  специалисты  связывают  с  понятием координационных способностей. 

      Наиболее  успешно  в  соревновательной  деятельности  выступают спортсмены,  которые  владеют  высоким  уровнем  сенсорно-перцептивных возможностей,  который  проявляется  в  совершенствовании  таких специализированных восприятий, как «чувство дистанции», «чувства ковра», «чувства  соперника»,  «чувства  равновесия»,  «чувства  ритма»,  «чувства темпа» и другое. 

      Существуют основания  считать,  что  методика  подготовки  юных борцов направлена,  в  первую  очередь  на  тщательную  отработку определенных  технических  навыков  и  тактических  умений, концентрированное развитие специальных физических способностей, вместе с  тем  не  создает  необходимых  условий  для  совершенствования психомоторных  способностей,  которые  закладываются  в  основе формирования  координационных  способностей  в  специфической двигательной деятельности. 

      Процесс совершенствования координационных способностей у борцов органично  связан  с  решением  заданий  технико-тактической подготовки,  с развитием  скоростных  и  скоростно-силовых способностей,  выносливости  в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

      Ряд исследователей  считают,  что  наиболее эффективно  развиваются  координационные  способности  в  условиях отсутствия  усталости.  Вместе с  тем,  соревновательная  деятельность  борцов греко-римского  стиля  предусматривает  выполнение  специализированных двигательных  действий  высокой  координационной  сложности  в  различных функциональных состояниях. 

      В  современной  теории  спортивной  тренировки  методика  развития координационных  способностей  остается  наименее  обоснованной.

      Отсутствующее четкое понимание природы координационных способностей, противоречивые  данные  об  их  структуре  и  возрастных  особенностях проявлений,  не  разработанных  критериях  оценки  уровней  развития координационных  способностей,  что  не  обнаружены  особенности технологий  развития  данного  физического  качества  относительно  греко-римской борьбы.

     Противоречивость  и  нерешенность  многих  вопросов  развития координационных  способностей  у юных  борцов греко-римского  стиля обусловливают актуальность данной работы и требуют дальнейших научных исследований.  Указанное выше,  обусловило  формулировку  темы,  цели  и задач работы.

     Цель  исследования – обосновать методы  и оптимальные  средства  развития  координационных  способностей  у юных спортсменов, специализирующихся в греко-римской борьбе.

     Объект  исследования – тренировочный  процесс  юных  спортсменов, специализирующихся в греко-римской борьбе.

     Предмет  исследования – методы, средства и  организационные  формы  развития  координационных способностей у юных борцов греко-римского стиля.

В  соответствии  с  проблемой,  целью,  объекта  исследования  были сформулированы такие задачи:

 - осуществить  анализ  материалов  литературных источников  по  теме исследования;

  - раскрыть  особенности  развития  координационных  способностей  у юных борцов греко-римского стиля;

 - установить  рациональные  условия  и  оптимальные  средства  для развития координационных  способностей  у  юных  борцов  греко-римского стиля.

      Структура  и  объем  дипломной работы.  Состоит  из введения,  двух глав,  выводов,  списка использованных  источников.  

ГЛАВА 1 ТЕОЕРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОРЦОВ

  1. Греко-римская борьба, как средство всестороннего развития физических качеств и двигательных умений

      Греко-римская борьба относится к видам спорта характеризующимся постоянными и скоротечными изменениями условий протекания соревновательного поединка. В связи с этим она предъявляет к борцам высокие требования развития общей выносливости, скоростно-силовых качеств, в частности способности к проявлению взрывных усилий, и координационных способностей, позволяющих находить правильное решение в различных эпизодах поединка. Поединок продолжается 6 минут, что требует от борца высокого уровня развития специфической выносливости, которая обеспечивает необходимую эффективность и надежность технике-тактических действий на протяжении всей схватки и соревнования в целом.

      Борьба достаточно полно удовлетворяет естественные желания человека помериться силой, проявить свою ловкость, смелость, смекалку. Занятия различными видами спортивной борьбы укрепляют здоровье, развивают физически, формирую характер, уверенность в своих силах, мужество и отвагу.  Универсальность борьбы как средства физического воспитания состоит и в том, что единоборство - это не столько противопоставление силы, но, прежде всего умение мгновенно оценить ситуацию и находить правильное решение (защиту, прием или контрприем). Поэтому борец должен быть внимателен, быстр, иметь мгновенную реакцию. Ему необходимы хладнокровие, выдержка и решительность. Быстрая смена ситуаций, в которых оказывается борец в ходе поединка, предъявляет чрезвычайно высокие требования к интеллекту борца.

      Одним словом, борьба - это многогранная, эмоциональная, естественная и в то же время доступная для многих деятельность.

      Если учитывать все виды нагрузок, предъявляемых всем системам организма в процессе выполнения соревновательных упражнений, то из всех видов спортивных упражнений наиболее сложными являются единоборства, поскольку они предъявляют высокие требования: к энергетике (А.А. Виру и др., 1988;. Г.С. Туманян, Коблев Я.К 1973 и др.), скоростно-силовым качествам (Е.Б. Подскоцкий, 1983 и др.), сенсомоторике (Н.А. Бернштейн, 1991;), психике, в плане её помехоустойчивости (Т.Т. Джамгаров, 1979; Л.А.Китаев-Смык, 1983; А.В. Ивойлов, 1986 и др).

      Путь к мастерству, лежит только через массовость (Н.Н. Пархоменко, А.А. Новиков, 1983), а массовость можно обеспечить только насыщением учебно-тренировочного процесса образовательным компонентом. В то же время тренеры по спортивной борьбе, богатой разнообразными сложно-координационными приёмами, увлекаются общефизическими упражнениями, подменяя обучение массированными объёмами тренировочных нагрузок, в ущерб образовательному компоненту (Л.П. Матвеев, 1969), перенося задания, рассчитанные на взрослых, на плечи маленьких детей, неготовых по многим объективным причинам усвоить и осилить координационную или энергетическую нагрузку (Б.А. Никитюк, 1994).

      Результаты опроса проведенные А.С. Кузнецовым (2009) показали, что учащихся ДЮСШ по видам спортивной борьбы свидетельствуют о том, что из секций борьбы, в основном, уходят по причинам:

- слишком сложные упражнения- 27 %:

- боязнь соревновательных схваток - 42%;

- тяжелые физические нагрузки - 98 %.

- не присваивают разрядов - 53%

- мало борьбы - 61 %

- мало приемов единоборств - 72%

- слишком много упражнении, не относящихся к единоборствам - 74%

      Эти цифры свидетельствуют о том, что значительная часть детей идет в секции за образовательным компонентом, а не за физическим развитием, которое происходит само собой, в то время, как основная часть тренеров ориентируется на интенсивные физические нагрузки.

      Чрезмерные физические нагрузки, разрушающие детский организм, особенно в ранний период, обусловлены общей тенденцией спорта - конкуренцией. «Огромная конкуренция в спорте...стимулирует рост спортивных результатов, большинство из которых приближается к пределу возможностей человека» (А.А. Новиков, А.И. Колесов, 1972).

      Увлечение многих тренеров общефизическими нагрузками не может быть оправдано, поскольку на соревнованиях, в конечном итоге, оцениваются не общефизические качества, а специфические действия (А.Н. Ленц, 1972; Г.И. Торопин, 1984). «Спортивная борьба является одним из сложнейших видов, имеющим большой набор технических действий и большую степень неопределенности предстоящих действий. Наша страна богата одаренными людьми, что позволяет в ряде случаев добиваться больших спортивных достижений за счет природных качеств. Но достижение их требует полной отдачи сил на ковре. Намного легче и долговечнее был бы спортивный путь борцов, если бы они приобрели в юношеские годы навыки основ техники борьбы» (А.А. Колмановский, 1963).

      Согласно программы для ДЮСШ задачей этапа начальной подготовки в процессе двух лет занятий является: «Укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка, изучение специальных физических упражнений, простых форм борьбы, выполнение норм 1-й ступени комплекса нормативов».

      Выходит, что ребенок, придя в секцию борьбы, вынужден 2 года заниматься не тем, ради чего он пришел и, самое главное, он не может получить обратной связи, поскольку в течение 2-х лет отсутствует контроль и оценка усвоения специализированных действий. Неудивительны поэтому вышеприведенные результаты опроса учащихся ДЮСШ.

      Способом сохранения контингента обучаемых без ущерба качеству подготовки может стать акцент на техническую подготовку без форсирования спортивных результатов.

      По данным ряда источников специальной литературы (А.Ш. Алахвердиев, Р.А. Пилоян, 1982 и др.) в возрасте с 11 до 18 лет мотивацией к занятиям в секциях спортивной борьбы являются факторы познавательной деятельности и потребности к самоутверждению. Поэтому в учебных программах на первом плане должны стоять требования к содержательному технико-тактическому компоненту, как об этом уже говорилось выше и создаваться условия к формированию щадящего и стимулирующего режима квалификационных требований.

      Из вышесказанного можно заключить, что в проблеме повышения двигательной деятельности единоборцев одним из малоизученных факторов является вопрос мотивации деятельности учащихся спортивных секций в период начальной подготовки. Дети, приходя в спортивную секцию единоборств, вынуждены преимущественно заниматься общефизическими упражнениями, не имеющими ничего общего с избранным видом спорта. Однако в тех случаях, когда программа базовой технической подготовки насыщена специфическими упражнениями, продолжает иметь место отсев по причине отсутствия стимулирующего контроля и оценки усвоения специфических умений.

      Таким образом, возникает серьезная проблема организации мотивирующего контроля и оценки усвоения умений на начальном этапе спортивной подготовки в единоборствах.

1.2 Характеристика общих и специфических видов координационных способностей

      Проблема физических (двигательных) способностей – одна из наиболее значимых в практике физического воспитания детей. Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности. Их формированию новые программы физического воспитания учащихся дошкольного возраста, начальных классов, детских спортивных школ отводят значительное внимание. Это необходимо и обоснованно, поскольку в современных условиях жизни возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, «тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость».

      Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями, трудно справляться с непредсказуемыми обстоятельствами, которые требует проявления находчивости, скорости реагирования, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений.

      Эти способности в теории физического воспитания связываются с понятием ловкость - умением человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Основу ловкости составляют координационные способности.

      Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласованность, объединение, упорядочение и употребляется относительно двигательной деятельности человека для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды. Например, поскользнувшись, один человек с помощью компенсаторных движений восстанавливает равновесие, а другой – падает.

      Очевидно, первый из них имеет более высокий уровень согласованности движений, а, следовательно, и более развитые координационные способности.

      Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

      Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Н.А. Бернштейна, координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы [5, с. 67]

      Н.А. Бернштейн дал это определение в 1946 году. Но еще ранее – более 100 лет тому назад - родоначальник и классик отечественной системы физкультурного образования П.Ф. Лесгафт отметил, что формирование умения управлять собой, своим телом, своими движениями, то есть координации, составляет главную задачу и конечную цель общего среднего образования в сфере физической культуры [23, с. 57].

      В последние 25 - 30 лет ученые начали широко пользоваться понятием «координационные способности». Они трактуются по-разному, например, как совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях А.Г. Карпеев предлагает рассматривать «координационные способности» как способность согласовывать двигательные действия, обеспечивающие высокую эффективность управления движениями в соответствии с поставленной целью и взаимодействием с другими уровнями координации в деятельности человека [22, с. 14].

      В.Н. Платонов считает, что под координационными способностями следует понимать умение человека наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно [29, с. 47].

      Определений много, но, несмотря на их многообразие, мнения авторов схожи в том, что координационные способности обеспечивают выполнение самых разнообразных движений, свойственных различным видам двигательной деятельности, причем способности могут достичь такого уровня, что выполнение осуществляется быстро даже в нестандартных ситуациях.

      Начиная с середины прошлого века, специалисты многих стран пытаются выделить способности, относящиеся к координации. С каждым годом число их растет. Сегодня среди координационных способностей принято выделять общие, специальные и специфические.

      По мнению Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, под общими координационными способностями понимают способность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать сложные и неожиданно возникающие двигательные задачи. При этом авторы подразделяют их на три группы:

1) Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

2) Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие;

3) Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

      Отсюда можно заключить, что общие виды координационных способностей включают следующие характеристики:

- умение управлять произвольными движениями;

- способность сочетать и согласовывать движения звеньев тела в пространстве и во времени;

- экономичность и находчивость при решении сложных и неожиданно возникающих двигательных задач;

- чем больше запас двигательных навыков у человека, тем шире его база для овладения новыми формами двигательной деятельности;

- готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательных действий;

- способность быстро, точно, целесообразно решать новые двигательные задачи.

      В.И. Лях характеризует специальные координационные способности.

      Специальные - относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированным по возрастающей сложности. Специальные координационные способности проявляются:

- во всевозможных циклических (ходьба, бег, ползание, лазанье, перелезание, локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед и т.д.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);

- в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

- в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указания, укола, обвода контура и т.п.);

- в движениях перемещения вещей в пространстве;

- в метательных двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);

- в метательных движениях на меткость;

- в движениях прицеливания;

- в подражательных и копирующих движениях;

- в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств;

- в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях многих подвижных и спортивных игр [20, с. 19].

      Неравномерность развития психофизиологических функций, обеспечивающих процессы координации движений, - причина появления специфических координационных способностей, количество которых может быть бесконечным, как бесконечны различные виды предметно-практической и спортивной деятельности человека. К ним относятся:

- способность к ориентированию – возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении;

- способность к дифференцированию параметров движений – она обуславливает высокую точность и экономичность пространственных (углы в суставах), силовых (напряжение рабочих мышц) и временных (чувство времени) параметров движений и проявляется в плавности движений, способности поддерживать равновесие;

- способность к реагированию – позволяет быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал телом или его частью;

- способность к перестроению двигательных действий – быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям;

- способность к согласованию – соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации;

- способность к равновесию – сохранение устойчивости позы в статических положениях тела, по ходу выполнения движений;

- способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями;

- вестибулярная устойчивость – способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов);

- произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент [20, с. 28].

  1. Анатомо-физиологические особенности борцов младшего

                                                     школьного возраста

      Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся тренеру необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка [10, с. 11].

      Анатомо-физиологические особенности младшего школьника, уровень его физического развития должны учитываться при организации физического воспитания в начальных классах. Ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем. В 9-10 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально [8]. Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников. Мышцы сердца, первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в 9 среднем с 1280 граммов (8 лет) до 1400 граммов (11 лет). Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы [14, с. 23].

      Тренеру-преподавателю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению непоправимого ущерба их здоровью [16, с. 51].

      Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг. Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 8 лет составляет 1400 мл, у девочек 8 лет - 1200 мл. У мальчиков 12 лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста [8, с.18].

      Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого).       Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у детей старшего школьного возраста или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела.

      Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста [17, с. 10]. В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена [8, с. 61].

      Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 8 годам оно равняется 99/64 мм рт. ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт. ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту.

      Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечнососудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста [22, с. 32].

      Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на «пластические» процессы. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях. Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших школьников значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими и взрослыми [24, с. 17]. Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу.

      При систематических занятиях физическими упражнениями «пластические» процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка.

      Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма. Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений [3].  Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы [8, с. 39].

      К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.) [1, с. 15].

      Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание. Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению [34]. Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученный материал недолго удерживается в памяти.

      Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал [1, с.14].

      Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества. Вот почему в этом возрасте малоэффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова [33, с.38].

      Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры.  Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества [14, с.96]. Однако такое положительное влияние достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах.

      Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера.

      В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность. Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств [1, с.14]

      Выводы по первой главе. Таким образом, греко-римская борьба относится к видам спорта характеризующимся постоянными и скоротечными изменениями условий протекания соревновательного поединка. В связи с этим она предъявляет к борцам высокие требования развития общей выносливости, скоростно-силовых качеств, в частности способности к проявлению взрывных усилий, и координационных способностей, позволяющих находить правильное решение в различных эпизодах поединка. Проблема физических (двигательных) способностей – одна из наиболее значимых в практике физического воспитания детей. Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности. Их формированию новые программы физического воспитания учащихся дошкольного возраста, начальных классов, детских спортивных школ отводят значительное внимание. Это необходимо и обоснованно, поскольку в современных условиях жизни возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, «тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость».

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БОРЦОВ

2.1 Психофизиологические механизмы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста

      Ловкость, как физическое качество, основана на координационных способностях.

      Одной из этих способностей является быстрота овладения новыми движениями, другой - быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации. Несомненно, что этими двумя способностями содержание ловкости не исчерпывается, но особенности двигательной деятельности, группируемые под названием ловкость, до настоящего времени изучены недостаточно [20, с.33].

Психофизиологические механизмы ловкости различны. Быстрота образования навыка может зависеть от двигательной памяти, а последняя - от инертности нервных процессов. Быстрота же переделки навыка, наоборот, может определяться подвижностью нервных процессов.

      Выбор измерителей координационных способностей представляет большие трудности. Первым мерилом ловкости считается координационная сложность двигательных действий. Однако сама по себе сложность действия может и не являться показателем ловкости, важно, как быстро осваивает учащийся сложное упражнение. Вторым мерилом ловкости считают точность движений по пространственным, силовым и временным параметрам. Однако говорить о точности движений вообще неправомерно.

      Существует точность воспроизведения, дифференцирования, отмеривания параметров движений, которые, как правило, не связаны друг с другом и являются относительно простыми самостоятельными способностями. Кроме того, говорят еще о точности реагирования на движущийся объект, о меткости (как точности баллистических движений) и т.п., которые являются комплексными двигательными качествами, включающими в себя работу не только проприорецепторов, но и зрительной системы [21, с.51].

      Развитие координационных способностей происходит в процессе обучения человека. Для этого необходимо постоянное овладение новыми упражнениями. Для развития координационных способностей могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.

      Второй путь развития координационных способностей - увеличение координационной трудности упражнений, которая может определяться повышением требований к высокой точности движений, их взаимной согласованности, соответствия с внезапно изменяющейся ситуацией [33, с.45].

      Третий путь - борьба с нерациональной мышечной напряженностью, так как проявление координационных способностей во многом зависит от умения расслабить мышцы в необходимый момент.

      Люди с разными психофизиологическими особенностями обладают разной способностью к расслаблению мышц. Выделяют даже группу так называемых напряженных учащихся, которые при выполнении двигательных действий скованы, а расслабление дается им с трудом даже при длительной тренировке.

      Четвертый путь развития координированности человека - повышение его способности поддерживать равновесие тела.

      Существует два способа развития этой способности:

1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре;

2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями [3, с.64].

      При развитии координационных способностей необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки для их развития. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект.  Школьники младшего возраста очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация. В младшем и среднем школьном возрасте сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений (способность дифференцирования и воспроизведения пространственных, силовых и временных параметров движений). В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество [20, с.74].

      Как мы уже выяснили, координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Координационная способность человека достигает высокого уровня развития к 7 годам жизни. Отмечено также, что дети, занимающиеся спортом, добиваются виртуозности движений, которым их обучают. Это дает основание полагать, что координацию движений можно тренировать и совершенствовать [21, с.48].

      Однако, следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся [2, с.45].

      Как доказано наукой и практикой, обучение новым упражнениям протекает значительно легче, если к этому времени в коре больших полушарий головного мозга ребенка имеются установившиеся условные связи, которые стали звеньями двигательного стереотипа. Результатом тренировки, вероятно, является и рост пластичности нервной системы, т.е. ее способность к переделке старых и выработке новых условных связей. Благодаря пластическим свойствам коры больших полушарий в центральной нервной системе могут быстро образовываться динамические стереотипы на основе ранее выработанных условных связей [34, с.19].

      Из всего сказанного можно заключить, что для развития координации движения могут быть использованы любые физические упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают в себя элементы новизны и представляют для занимающихся определенную координационную трудность. По мере автоматизации навыка значение данного физического упражнения как средства развития координации движений уменьшается.

      При формировании того или иного двигательного навыка всегда важно выяснить его прочность, устойчивость и длительность сохранения [21, с.19]. Это позволит правильно строить педагогический процесс. В научной литературе имеются данные, которые говорят о том, что дети, как правило, затрачивают много времени на овладение тем или иным сложным движением, но, овладев им, сохраняют двигательный навык надолго [33, с.51].

2.2 Методы развития координационных способностей юных борцов

      Физическая подготовка борца - процесс, направленный на развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей. В зависимости от применяемых средств различают общую, вспомогательную и специальную физическую подготовку [19, с.2].

      Общая физическая подготовка решает задачи развития двигательных качеств, которые способствуют достижениям в борьбе. Вспомогательная физическая подготовка создает функциональный фундамент для развития специальных двигательных качеств спортсменов. Специальная физическая подготовка позволяет развивать двигательные качества относительно специфики борьбы.

      Основными средствами для развития основных физических качеств являются упражнения, выполнение их в обычных, облегченных и затрудненных условиях, а также специальные упражнения. Применение упражнений в облегченных или затрудненных условиях, с чем связано изменение кинематики и динамики движений, должно осуществляться в диапазоне подвижности двигательного навыка, по возможности ближе к его верхней границе. Это относится и к специальным упражнениям [10, с. 53].

      В принципе, упражнения, повышающие основную специальную физическую подготовленность спортсмена, выполняются с соревновательной интенсивностью, несколько ниже (85-90%) или выше ее. Эти три режима интенсивности имеют место на последней ступени физической подготовки, при развитии любого двигательного качества [19, с. 25].

      Ловкость (координационные способности) - это возможность быстро, точно, целенаправленно и экономично решать сложные двигательные задачи, которые возникают на ковре. К важным факторам, которые определяют уровень ловкости борца, относятся оперативный контроль параметров движений, выполняемых на ковре, и его анализ. Эффективность этих операций на прямую зависит от уровня мышечно-суставной чувствительности. Повышению последней способствует разнообразие тренировочных упражнений, которые подбираются в строгом соответствии к специфике дзюдо: броски со сменой направления движения; прыжки с нестандартных исходных положений, которые выполняются одновременно с имитацией отдельных технико-тактических действий и другое [26, с. 41].

      Структура координационных качеств состоит из способностей усваивать новые движения, умение оценивать и управлять отдельными характеристиками движений, способностей к импровизации и комбинации движений. Двигательный запас наиболее эффективно обеспечивается к 15-тилетнему возрасту. Для развития координации движений у борцов регламентируются параметры тренировочных нагрузок [42, с. 61].

      Координационные способности борца во многом обуславливаются умением объективно принимать и оперативно переделывать информацию во время поединков. Эффективность управления своими движениями тесно связано с уровнем совершенствования специализированных восприятий - чувство ковра, времени, пространства; развитию усилий и др. [41, с. 11].

Как отмечает В.И. Лях, при воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы:

1) Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

2) Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

3) Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

4) Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению [30, с. 27].

      Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной). Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким. Для ее снятия целесообразно использовать:

а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера;

б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии;

в) плавание;

г) массаж, сауну, тепловые процедуры.

      Координационная напряженность – это неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления. Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы: а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др. [3, с. 45].

      Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

1) стандартно-повторного упражнения;

2) вариативного упражнения;

3) игровой;

4) соревновательный [35, с. 56].

      При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

      Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода - со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения.

      К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы;

- изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа;

- выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе;

-  варьирование конечных положений - бросок мяча вверх из исходного положения стоя - ловля сидя и наоборот);

- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

- «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля - в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо) [29, с. 12].

      Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров [12, с. 18].

      Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации [13, с. 25].

      Координационные способности проявляются у борцов в умении рационально согласовывать движения частей тела при решении двигательных задач. Тренеры-преподаватели при спортивном отборе занимающихся и переводе на последующие этапы подготовки должны отдавать приоритет спортсменам, имеющим более высокий уровень координационных способностей. Эти спортсмены потенциально способны усваивать больше технических действий, комбинировать их между собой, а также перестраивать движения в зависимости от изменения ситуации. Координационные способности у новичков, занимающихся борьбой, проявляются в быстрой обучаемости и умении изменять свои действия в зависимости от условий противоборства [33, с. 52].

Левицкий А.Г отмечает, что у борцов координационные способности имеют несколько видов проявления:

 а) ритм (сочетание акцентированных и неакцентированных фаз движения) при выполнении технических действий;

б) равновесие при проведении атакующих и защитных действий;

в) ориентирование в пространстве и времени;

г) управление кинематическими параметрами движений (временными, пространственными и пространственно-временными), динамическими (силовыми), качественными (энергичность, пластичность) [28, с. 14].

Развитие координационных способностей борцов зависит от различных факторов. Важнейший - двигательная память (запоминание и воссоздание движений) охватывает у дзюдоистов диапазон двигательных умений и навыков любой сложности, проявляемых в вариативных условиях деятельности и в различных состояниях утомления. Важный фактор - межмышечная и внутримышечная координация (переход от напряжения к расслаблению, взаимодействие мышц антагонистов и синергистов). Высокий уровень координационных способностей обеспечивается также пластичностью центральной нервной системы, уровнем физической подготовленности дзюдоистов (развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, гибкости), антиципация действий партнера или соперника (предвосхищение его атакующих или защитных действий), установка на решение двигательной задачи в вариативных условиях [5, с. 27].

      Отмечено, что чувствительные периоды развития координации движений у борцов наблюдаются в 8-9 и 11-12 лет. Средние темпы прироста координации - в 13-14 лет. В учебно-тренировочном процессе можно акцентировать развитие равновесия у всех занимающихся борьбой с 7 до 14 лет. В отдельных случаях показатели координационных способностей одаренных борцов детского и подросткового возраста практически не уступают результатам взрослых спортсменов [8, с. 55].

      Выделяют следующие задачи координационной подготовки борцов:

1) Совершенствовать способность к освоению новых двигательных действий дзюдо и других видов спорта.

2) Научиться перестраивать свою деятельность в зависимости от изменяющихся условий противоборства.

3) Осваивать сложные движения и составлять комбинации из ранее изученных приемов дзюдо [15, с. 23].

      Основные методы развития координационных способностей - игровой, соревновательный, повторный (с интервалами отдыха до полного восстановления) [19, с. 37].

В процессе повышения координационных способностей следует избегать методических ошибок. Поскольку, координационные способности борцов проявляются в тесной взаимосвязи с другими физическими качествами, то практически все вышеуказанные недостатки в организации или в методике развития других качеств могут быть причинами травм и при развитии координационных способностей.

В процессе повышения уровня координационных способностей у борцов детско-юношеского возраста необходимо учитывать следующие рекомендации:

- перед выполнением упражнений на развитие координации движений необходимо тщательно проводить разминку с применением упражнений, имеющих сходство с тренировочным как по форме, так и по содержанию;

- скорость выполнения упражнений, их амплитуду и координационную сложность необходимо увеличивать постепенно, как в отдельном занятии, так и в системе смежных занятий;

- при выполнении упражнений с дополнительными отягощениями нужно согласовывать их величину с индивидуальными возможностями занимающихся, выполнять только хорошо освоенные упражнения [23, с. 11].

2.3 Средства развития координационных способностей юных борцов

Для развития координации борцов в тренировочном процессе используются разнообразные упражнения на равновесие, акробатические упражнения, упражнения с партнёром. К числу данных методических приемов можно отнести:

– варьирование способа выполнения движения;

– изменение внешних условий;

– комбинирование двигательных навыков;

– выполнения упражнения при недостатке времени;

– варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактильной);

– выполнение упражнения после предварительной, значительной подготовки для совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной способностей, а также способности к переключению двигательных действий [11, с. 285].

Основным средством развития и совершенствования координации является физическое упражнение, а если точнее такая его разновидность, как координационное упражнение.

Существует множество координационных способностей человека, каждая из которых имеет свое специфическое содержание, постольку выделяют и большое количество разнообразных координационных упражнений.

Координационные упражнения выполняют следующие функции:

а) базисная функция – формирование фундаментальных координационных способностей в период их ускоренного с целью создания широкого базиса для последующего совершенствования двигательного обучения;

б) подготовительная функция – формирование и совершенствование соответствующих для каждого из этапов двигательного обучения координационных способностей с помощью специально-подготовительных упражнений;

в) функция стабилизации – совершенствование координационных способностей в фазе стабилизации двигательного обучения посредством варьирования навыков.

г) развивающая функция – усиление возможностей совершенствования координационных способностей с помощью специфического содержания того или иного вида спорта.

д) функция гармонизации, предполагающая одновременное совершенствование координационных способностей.

В результате проведения педагогического наблюдения было выявлено, что методика совершенствования координационных способностей важных для борца выглядит следующим образом:

- дифференцировочная способность, в частности способности к дифференциации силовых усилий, связанная с оптимальной регуляцией тонуса мышц и сочетанием предельных напряжений с глубоким расслаблением.

Для этого необходимо сформировать установку нерациональное расслабление с помощью:

– идеомоторных упражнений;

– аутотренинга;

– упражнений на расслабление;

– создание внешних условий, напоминающих о необходимости овладения искусством расслабления (плакаты – обращения);

– предварительное мысленное воссоздание образа движений с концентрацией внимания на их динамике;

– контроль за мимической мускулатурой лица;

– сочетание фаз расслабления с форсированным выходом;

– использование отвлекающее раскрепощающих заданий;

– выполнение упражнений на фоне некоторого утомления при условии, что это не вызывает дискоординации движений.

Ориентационная способность. Для ее совершенствования используют следующие мероприятия:

– сообщение теоретических сведений о: целесообразном процессе движений, целесообразном порядке отдельных двигательных действий в процессе движений; влияние способа выполнения движения на физические и психологические предпосылки достижения, о формах самоконтроля и самооценки способа выполнения движения;

– работа с программой движения, включающая в себя: точную постановку задач, шаги реализации данных задач; особенности наиболее трудных моментов движения, предварительное определение содержания контроля и самоконтроля; временные характеристики объема и процесса реализации задач и требования к самостоятельному совершенствованию программ движений с учетом индивидуальных особенностей;

– использование обратной информации для уточнения ориентировочной основы движения;

– использование идеомоторной тренировки.

Способность к равновесию. Основным средством ее развития являются упражнения в равновесии, отличительной чертой которых является повышенная сложность условий поддержания равновесия.

Для совершенствования способности к статическому равновесию можно использовать следующие методические приемы:

– удлинение времени удержания позы;

– временное исключение зрительного самоконтроля;

– уменьшение площади опоры;

– увеличение высоты опоры;

– введение неустойчивой опоры;

– включение предварительных или сопутствующих движений;

– введение противодействия.

Эту же задачу помогают решать специальные упражнения: в падениях, имитационные упражнения, простейшие формы борьбы, упражнения на мосту. Выявлены следующие специальные упражнения, применяемые тренерами для развития координационных способностей борцов.

Общеразвивающие и специальные координационные упражнения:

– разноименные круговые движения руками;

– имитация беговых движений рук сидя, стоя, с включением работы ног на месте;

– «разножка».

Специально беговые упражнения:

– семенящий бег (для расслабления);

– захлест голени с работой рук (согласование движений рук и ног);

– высокое поднимание бедра с необходимым наклоном туловища(согласованная работа ног, туловища и головы);

– одновременный захлест голени и поднимание бедра (межмышечная координация мышц ног);

– на прямых ногах (согласованная работа мышц стопы);

– бег с крестным шагом (координация работы мышц спины, таза и ног).

Специальные прыжковые упражнения:

– подпрыгивание на стопе с активным продвижением таза вперед (расслабление мышц ног, рук и туловища;

– выпрыгивания с махом рук вверх-вперед (согласование работы рук и ног при толчке);

– прыжки на одной ноге с работой рук (способность к дифференциации силовых и временных параметров движения руками);

– то же, но с имитацией бегового движения маховой ногой (координация работы мышц в различных фазах бегового шага);

– многоскоки (постановка головы и туловища при максимальном проталкивании вперед);

– прыжки на двух выпрямленных ногах за счет активного движения.

Данные упражнения применяются в основной части учебно-тренировочного занятия и часть упражнений включены в комплексы общеразвивающих упражнений.

В каждой части тренировки применяются свои упражнения, направленные на развитие координационных способностей. Так, в подготовительную часть (разминку) включают акробатические упражнения (кувырки, перевороты, сальто), упражнения на мосту (перевороты, забегания, вставание на мост из стойки).

В основной части применяют упражнения с партнёром (продергивание, переталкивание, броски, борьба в активных захватах).

Также по два раза в неделю в тренировки включают спортивные игры: регбол, футбол. Подвижные игры, например, «Выжигало».

Но по результатам педагогических наблюдений мы видим, что слишком мало дается этих упражнений на развитие координационных способностей, и даже те, которые выполняются, выполняются в недостаточном количестве, что приводит к медленному развитию координационных способностей борцов. Нагрузки должны постепенно возрастать, а упражнения усложняться и обновляться для эффективного развития координационных способностей. Так же малоактивная суббота и пассивное воскресенье приводит многих спортсменов обратно к исходному состоянию и все начинается сначала. Это один из очень важных аспектов застоя тренированности многих спортсменов.

Выводы по второй главе 

Таким образом, развитие координационных способностей происходит в процессе обучения человека. Для этого необходимо постоянное овладение новыми упражнениями. Для развития координационных способностей могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны. В процессе повышения координационных способностей следует избегать методических ошибок. Поскольку, координационные способности борцов проявляются в тесной взаимосвязи с другими физическими качествами, то практически все вышеуказанные недостатки в организации или в методике развития других качеств могут быть причинами травм и при развитии координационных способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      На  современном  этапе  развития  греко-римской  борьбы  значительно увеличился  объем  двигательной  деятельности,  осуществляемой  в вероятностных  и  неожиданно  возникающих  ситуациях,  который  требует проявления  изобретательности,  скорости  реакции,  способности  к концентрации  и  переключению  внимания,  пространственно-временной точности движений  и их  биомеханической рациональности. Все эти  характеристики  специалисты  связывают  с  понятием координационных способностей.  

      Наиболее  успешно  в  соревновательной  деятельности  выступают спортсмены,  которые  владеют  высоким  уровнем  сенсорно-перцептивных возможностей,  который  проявляется  в  совершенствовании  таких специализированных восприятий, как «чувство дистанции», «чувства ковра», «чувства  соперника»,  «чувства  равновесия»,  «чувства  ритма»,  «чувства темпа» и другое.

      Существуют основания  считать,  что  методика  подготовки  юных борцов направлена,  в  первую  очередь  на  тщательную  отработку определенных  технических  навыков  и  тактических  умений, концентрированное развитие специальных физических способностей, вместе с  тем  не  создает  необходимых  условий  для  совершенствования психомоторных  способностей,  которые  закладываются  в  основе формирования  координационных  способностей  в  специфической двигательной деятельности.

      Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласованность, объединение, упорядочение и употребляется относительно двигательной деятельности человека для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды.

      Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

      Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Н.А. Бернштейна, координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы.

      Тренеру-преподавателю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению непоправимого ущерба их здоровью.

      Для развития координационных способностей могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны. В процессе повышения координационных способностей следует избегать методических ошибок. Поскольку, координационные способности борцов проявляются в тесной взаимосвязи с другими физическими качествами, то практически все вышеуказанные недостатки в организации или в методике развития других качеств могут быть причинами травм и при развитии координационных способностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бойко, В.Ф. Физическая подготовка борцов: учебник для студентов высших учебных заведений физического воспитания и спорта  / В.Ф. Бойко, Г.В. Данько; - Киев: Олимпийская литература, 2004. -221 с.
  2. Васильков, А.А. Теория и методика спорта / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 192 с.
  3. Евсеев Ю.Н. Физическая культура / Ю.Н. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 162 с.
  4. Евтух, А.В. Приоритетные направления рационализации многолетней спортивной подготовки (обзор современных исследований) / А.В. Евтух // Вестник спортивной науки. -  2009. - № 6. - С. 26-31.
  5. Еганов, В.А. Методика обучения оборонительным тактико-техническим действиям в ситуационных видах единоборств сложнокоординационной направленности / В.А. Еганов, А.О. Миронов, С.В. Олин // Современные проблемы науки и образования. -2009. -№ 2. - С. 29-31.
  6. Еганов, В.А. Обоснование направленности педагогических воздействий и подбора средств тренировки при развитии координационных способностей в спортивных видах единоборств / В.А. Еганов, А.О. Миронов // Современные проблемы науки и образования.- 2011. - № 4. - С. 18-22.
  7. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведен. физ. культуры / Ю.А. Ермолаев. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 443 с.
  8. Ерегина, С.В. Комплексная оценка физической подготовленности дзюдоистов / С.В. Ерегина, К.Н. Тарасенко // Детский тренер. -  2007. - № 2. - С. 10-14.
  9. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведен. физ. культуры / Ю.А. Ермолаев. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 443 с.
  10. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высших 59 педагогических учебных заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: «Академия», 2002. – 264 с.
  11. Закиров, Р.М. Исследование взаимосвязи показателей защитных тактико-технических действий и физической подготовленности с уровнем развития координационных способностей дзюдоистов / Р.М. Закиров, А.И. Миллер, А.С. Перевозников // Спорт и личность: Материалы науч. - практ. конф. Челябинск: УралГАФК, 2000. - С. 58-61.
  12. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.
  13. Зекрин, Ф.Х. Динамика совершенствования средств общей и специальной физической подготовки самбистов на различных этапах многолетней тренировки / Ф.Х. Зекрин //Детский тренер. - 2006. - № 2. - С. 71- 74.
  14. Зекрин, Ф.Х. Обоснованность физиологической направленности применения средств специальных тренировочных воздействий в подготовке дзюдоистов 15-18 лет / Ф.Х. Зекрин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 74-75.
  15. Иванюженков, Б.В. Координационные способности борца / Б.В. Иванюженков, В.В. Нелюбин // Проблемы физкультурно-спортивной деятельности и подготовки физкультурных кадров. -  2003. - № 6. - С. 55-107.
  16. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Е.П. Ильин. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2000. - 486 с.
  17. Калмыков, С.В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе / С.В. Калмыков, А.С. Сагалеев, Б.В. Дагбаев. - Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2007. - 204 с.
  18. Кокорева, В.С. Книга учителя физической культуры / В.С. Кокорева. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 210 с.
  19. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры / В.С. Кузнецов, Г.З. Карнаухова, Ж.К. Холодов. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. – 232 с.
  20. Кузнецов, В.С. Физическая культура. Силовая подготовка детей среднего школьного возраста: метод. пособие  / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 20с.
  21. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник /  Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
  22. Крюкова, В.С. Книга учителя физической культуры / В.С. Крюкова. - М.: Мир, 2003. - 142 с. 53
  23. Леонова, В.А. Развитие двигательных качеств школьников / В.А. Леонова, А.С. Куц. - М.: Винница, 2000. - 78 с.
  24. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях.- М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
  25. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко. - М.: «Физическая культура», 2009. - 496 с.
  26. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений  / А.М. Максименко, издание 2-е. – М.: 4-й филиал Воениздата. 2001. – 319 с.
  27. Маляренко, А.Т. Прогнозирование успешности спортивной подготовки юных самбистов (9-11 лет) на основе результатов тестирования двигательных способностей / А.Т. Маляренко, А.Н. Ткаченко // Физическое воспитание студентов. - 2007.- № 4. - С. 23-28.
  28. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: учеб. пособие. для студ. сред. спец. учеб. заведений / А.П. Матвеев. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 248 с.
  29. Мешавкин, А.С. Методика обучения технико-тактическим действиям дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.С. Мешавкин. - Тюмень, 2007. - 25 с.
  30. Миронов, А.О. Направленность методики повышения надежности защитных действий в единоборствах в зависимости от уровня развития координационных способностей / А.О. Миронов, С.В. Олин // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры. - Челябинск: УралГАФК, 2008. - С. 22-25.
  31. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: «Апрель». 2002. – 864 с.
  32. Свищев, И.Д. Актуальные проблемы спортивной борьбы / И.Д. Свищев. -  М.: СпортУниверПресс, 2004. - 132 с.
  33. Солодков, А.С. Общая физиология: учебное пособие / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2002. – 216 с.
  34. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология: учеб. для студентов педагогических вузов  / Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков . – М.: «Академия», 2002. – 232 с.
  35. Смирнова, Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников  / Л.А. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 160 с.
  36. Туманян, Г.С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности: учебное пособие / Г.С. Туманян, В.В. Гожин, В.Ю. Микрюков. - М.: Советский спорт, 2002. - 250 с.
  37. Туманян, Г.С. Теория, методика, организация тренировочной и соревновательной деятельности / Г.С. Туманян, В.В. Гожин. Часть 3. Система упражнений. – М.: Советский спорт, 2001. – 80 с.
  38. Туманян, Г.С. Интегральная подготовка единоборцев разных весовых категорий  / Г.С. Туманян.  – М., 2002. 89 с.
  39. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
  40. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2002. – 479 с.
  41. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. - М.: «Академия», 2002. - 133 с.
  42. Шестаков, В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина. - М.: Олма Медиа Групп, 2008. - 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные приемы для греко- римской борьбы, ОРУ и СУ для борца

Основные приемы для греко- римской борьбы, ОРУ и СУ для борца. Исходя из задач физического воспитания, формирования всесторонне развитого подрастающего поколения, учитывая современный ритм жизни ...

Методические рекомендации к организации образовательного процесса по греко-римской борьбе

Методические рекомендации к организации образовательного процесса по греко-римской борьбе Весь учебный материал, предусмотренный программой, распределяется в определенной последовательности в...

Учебно-методическое пособие:"Тактическая подготовка борцов греко-римского стиля".

Учебно-методическое пособие обращает внимание на специфику тактической подготовки именно юных(10-14лет) борцов ,обучению приемам борьбы с помощью подвижных.,спортивных игр....

Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов

Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все д...

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МАССАЖЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭФИРНЫХ МАСЕЛ

Занятия спортом подразумевают выполнение  физических нагрузок различной   направленности,    интенсивности   и продолжительности. В определенный  период вы...