Психологическая подготовка борцов. Особенности социализации и самореализации. Асланян В.О.
методическая разработка по физкультуре
Психологическая подготовка борцов. Асланян В.О.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aslanyan_v.o._psihologicheskaya_podgotovka_bortsov.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара
«Спортивная школа олимпийского резерва №17»
Отделение: вольная борьба
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Психологическая подготовка борцов. Особенности социализации и самореализации.
Составитель:
Асланян В.О. – Тренер
Самара
Июнь 2022
Содержание
1. Понятие, цели и задачи психологической подготовки в спорте 4
2. Система принципов педагогического взаимодействия тренера по вольной борьбе с обучающимися 6
3. Виды психологической подготовки спортсменов и команд 11
Список используемой литературы 13
ВВЕДЕНИЕ
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. И плох тот борец, который не мечтает стать олимпийским чемпионом. Воспитание несгибаемой воли к победе, мужество, сила и благородство – это вольная борьба. Это не просто спорт, это философия, которая воспитывается в борце с малых лет. Конечно, не каждый может стать борцом, для этого необходимо обладать не только определенными физическими качествами, но и психологической подготовкой. Борьба – это силовой вид спорта, поэтому необходимо учитывать, что юный воспитанник начнет испытывать колоссальные нагрузки.
И именно на первом этапе формируется борцовский характер, поэтому на этой ступени становления идет жесткий отбор. И у того, кто выдержал это испытание и остался в строю, есть шанс добиться победы. С ранних лет вольная борьба воспитывает в ребенке целеустремленность, волю к победе и дисциплинированность. А дисциплину можно развить, только находясь в коллективе. Вольной борьбой можно начинать заниматься в возрасте шести лет, не раньше. Необходимо учитывать, что до четырнадцати лет идет активное формирование тела, поэтому интенсивные физические нагрузки на позвоночник повлияют на рост. У борцов, которые занимаются вольной борьбой с детства, как правило, низкий рост. Но это дает преимущество при ведении спарринга и при ведении схватки, при низком росте очень хорошая устойчивость. Но не только индивидуальные данные являются главенствующим фактором при формировании олимпийского характера. Для того, чтобы взрастить зерно таланта бойца, необходимо, чтобы воспитанник попал в хорошие тренерские руки. От тренера зависит половина успеха. Каждый спортивный клуб вольной борьбы имеет своих фаворитов-наставников, под крылом которых взращено не одно поколение чемпионов. С первых шагов опытный тренер поддерживает каждого своего воспитанника, давая ему шанс расправить крылья.
1. Понятие, цели и задачи психологической подготовки в спорте
В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами.
В спорте имеется множество примеров, когда вопреки всем предсказаниям, основанным на оценке физической, технической и тактической подготовленности игроков той или иной спортивной команды, выигрывает относительно слабая команда – объясняют это, как правило, психологическими факторами. Высокий эмоциональный подъем, желание победить нередко приводят к победе над более сильным соперником.
Разработка психологических аспектов проблемы подготовки к соревнованиям в спорте вступила на новый этап.
Психологическая подготовка – процесс, направленный на создание у спортсменов состояния психической готовности к соревнованию. Это и следует считать предметом психологической подготовки к соревнованиям в спорте.
Термин психологическая подготовка чаще всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях.
Впервые проблема психологической подготовки спортсменов была выдвинута в советской психологии спорта 1956 г. на 1-ом Всесоюзном совещании по психологии спорта. Именно с 1956 г. этот раздел подготовки стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил название психологической подготовки.
Психологическая подготовка – это процесс практического применения четко определенных средств и методов, направленных на создание психологической готовности спортсмена.
Основные вопросы психологической подготовки:
- оценка особенностей личности спортсмена – его характера, темперамента, направленности личности, интересов, уровня притязаний в спорте и т.д.;
- социальные аспекты личности и коллектива – психологический климат в спортивной команде, формирование межличностных отношений;
- оценка максимальных возможностей спортсмена, его различных психических качеств;
- оценка психического состояния спортсмена и их регуляция;
- средства достижения максимальной или оптимальной психической работоспособности;
- обоснование применяемых средств реабилитации после большой тренировочной нагрузки, ответственных соревнований, напряженного спортивного сезона.
К компонентам психологической подготовленности относятся:
- свойства личности, т.е. мотивация, притязания, черты характера, темперамент;
- психологические процессы и функции;
- стабильные (положительные) психические состояния.
К числу психических процессов и функций, способствующих совершенному овладению приемами техники и тактики, можно отнести следующие:
- различные виды ощущений и восприятий;
- особенности представлений и воображения;
- особенности внимания;
- особенности мышления и памяти.
Общая психологическая подготовка помогает:
- воспитанию моральных черт личности, правильных идейных установок, мировоззрения, разнообразных интересов, необходимой мотивации и т.д.;
- развитию психических процессов и функций, необходимых для успешного выступления в соревнованиях. Это ощущение и восприятие («чувство мяча», «чувство воды» и т.п.), качества внимания, памяти, мышления и т.д.
Основная цель психологической подготовки – развить психологические черты личности и психические качества, необходимые спортсмену для достижения высокого уровня спортивного совершенства, психической устойчивости и готовности к выступлению в ответственных соревнованиях.
Основная задача психологической подготовки к конкретным соревнованиям состоит в том, чтобы создать у спортсмена состояние психической готовности к выступлению в состязаниях и помочь сохранить ее в ходе спортивной борьбы.
Итак, под психологической подготовленностью следует понимать уровень развития комплекса психических качеств и психологических свойств и особенностей личности спортсмена, от которых зависят совершенное и надежное выполнение спортивной деятельности в экстремальных условиях.
2. Система принципов педагогического взаимодействия тренера по вольной борьбе с обучающимися
- Принцип научной постановки и верификации качества профессионально-педагогической деятельности тренера по вольной борьбе в системе унификации, рационализации, оптимизации и верификации научно-педагогической практики в построении занятий по вольной борьбе:
- принцип научности, последовательности, активности, сознательности, системности, систематичности, прочности, культуросообразности и природосообразности;
- принцип разнообразия методов и форм, средств и условий саморазвития и самореализации личности в структуре учебно-тренировочных занятий, детерминирующих и модифицирующих методику и технологию подготовки обучающихся, занимающихся вольной борьбой у конкретного тренера и выбранной ДЮСШ;
- принцип учета индивидуальных особенностей и норм социокультурного пространства в решении задач самоопределения личности, социализации, самореализации, саморазвития и взаимодействия;
- принцип учета общих и специфических закономерностей и законов, определяющих возможности личности в решении тех или иных задач развития и взаимодействия в вольной борьбе;
- принцип учета нормального распределения способностей выборки и генеральной совокупности обучающихся, занимающихся вольной борьбой;
- принцип доступности и своевременности в формировании, развитии и становлении обучающегося, занимающегося вольной борьбой, в ресурсах заявленных педагогических технологий, формах педагогического взаимодействия и педагогической коррекции и поддержки;
- принцип самостоятельности и гибкости в выборе приоритетов становления личности обучающегося;
- принцип гуманно-нравственного развития и формирования акметраектории личностного, социального и профессионального становления в моделировании и уточнении модели ведущей деятельности и общении;
- принцип объективного контроля уровня и качества достижений обучающегося ДЮСШ, занимающегося вольной борьбой;
- принцип объективности форм и методов, условий и возможностей контроля учебно-тренировочного процесса;
- принцип научно-обоснованного включения обучающегося в систему соревнований как форм определения качества тренировочного процесса в вольной борьбе;
- принцип единства саморазвития и развития спортсмена, самовоспитания и воспитания спортсмена, самообучения и обучения спортсмена, самообразования и образования спортсмена, самоконтроля и контроля спортсмена, обеспечивающих личности своевременный резерв и продукт продуктивного самоопределения и самореализации, основа которых лежит в плоскости таких ценностей, как гуманизация и продуктивность, конкурентоспособность и востребованность, толерантность и объективность;
- принцип единства всех категориальных единиц в структуре постановки и решения задач педагогического взаимодействия в вольной борьбе.
- Принцип здоровьесбережения в подготовке спортсменов, занимающихся вольной борьбой, определяющих перспективность и состоятельность практики включения спортсмена в систему непрерывного профессионального образования, непосредственно связанного с вольной борьбой как одного из направлений социализации и самореализации спортсмена:
- принцип формирования потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ);
- принцип формирования своевременности в выборе активного и интеллектуального отдыха и труда в системе ограничений и возможностей личности как субъекта и носителя культуры, науки, искусства и пр.;
- принцип своевременного восстановления организма в системе биологического, психоэмоционального, физического и прочих видов развития и становления спортсмена;
- принцип гуманизации в выделении и использовании ресурсов саморазвития и самореализации спортсмена;
- принцип своевременной коррекции и защиты спортсмена от несостоятельных, утопических идей профессионального становления в вольной борьбе, основанных на использовании различных психоактивных и прочих запрещенных и условно разрешаемых стимуляторов роста и препаратов, наносящих вред физическому и психического здоровью организма спортсмена.
- Принцип единства и взаимодополнения общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) спортсмена, занимающегося вольной борьбой:
- принцип учета возможностей развивающейся личности спортсмена в технико-тактической подготовке, начиная с упражнений на манекене (кукле), доходя до работы с партнером, спортсмен формирует достаточный, профессионально востребованный уровень специальной выносливости;
- принцип включения упражнений на развитие гибкости и силы в структуре учебно-тренировочных занятий;
- принцип использования акробатических упражнений (кувырки, колесо, фляк, рондат, сальто назад и вперед, арабское сальто, стойка и хождение на руках, подъём со спины прогибом) в учебно-тренировочном процессе по вольной борьбе;
- принцип включения упражнений на развитие техники падений и самостраховки;
- принцип развития дыхательной системы и общей выносливости с использованием таких приемов и ресурсов развития, как применение бега на длинные дистанции, подвижные игры (в тренировочном процессе популярен баскетбол по правилам регби) и пр.;
- принцип акцентирования внимания на формировании силы, которую развивают на снарядах (перекладина, брусья), работой с отягощениями (приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа/стоя, упражнения из пауэрлифтинга, бодибилдинга, тяжёлой атлетики и прочих силовых видов спорта), без отягощения (отжимание от пола), работа со жгутом, включение упражнений отработки подворотов: бедро и пр.
- принцип оптимизации выбора количества тренировочных занятий, времени проведения учебно-тренировочных занятий, тренировочных нагрузок, упражнений и методов ОФП и СФП как условий оптимального развития спортсмена, занимающегося вольной борьбой.
- Принцип своевременного формирования аксиолого-акмеологических основ социальных отношений и приоритетов развития личности:
- принцип своевременного формирования потребности в самоидентификации, самореализации, саморазвития, самосовершенствования, самореализации и взаимодействия в социуме;
- принцип ситуативного формирования и развития культуры самостоятельной работы как вектора развития и формирования, становления и социализации личности;
- принцип гуманизма, толерантности, нравственности, нормативно-правовых отношений в социуме;
- принцип формирования потребности в оптимально высоких результатах ведущей деятельности;
- принцип формирования потребности в общении и внутренней мотивации деятельности;
- принцип формирования необходимого уровня притязаний и адекватной, позитивной самооценки личности;
- принцип единства целей и ценностей, духовного и материального в становлении личности;
- принцип единства сознания и деятельности в постановке и решении внутриличностных противоречий спортсмена;
- принцип ответственности и целеустремленности, дисциплинированности и гибкости в построении полисубъектных и межгрупповых отношений;
- принцип гуманно-личностной универсальности в определении и распределении благ и ценностей, продуктов и ресурсов микро-, мезо-, макрогрупповых отношений.
- Принцип своевременной, объективной, ситуативной, полисистемной самоидентификации и самоутверждения спортсмена в ресурсах муниципальных, региональных, государственных и международных объединений спортсменов, занимающихся вольной борьбой.
- Принцип продолжения основ занятий вольной борьбой в иерархии и связи трех поколений – обучающиеся, мастера, тренеры:
- принцип единства подготовки спортсменов и роста мастерства выступлений на соревнованиях;
- принцип приоритетности формирования мастерства педагогической подготовки тренеров в решении задач и оптимизации условий становления личности в вольной борьбе;
- принцип доверия и трудолюбия, этики и эстетики в выборке вольной борьбы видом профессионального или любительского спорта, формой, механизмом, ресурсом и средством самоидентификации, самореализации, самоутверждения личности.
- Принцип доступного и своевременного включения спортсмена, занимающегося вольной борьбой, в систему непрерывного профессионального образования современного воспитательно-образовательного и культурно-исторического пространства:
- принцип связи и дополнения различными возможностями учебно-образовательного процесса учреждений современного непрерывного образования (ДЮСШ – детско-юношеские спортивные школы, СДЮСШОР – специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, УОР – училище олимпийского резерва, техникумы физической культуры и спорта (ТФКиС), вузы, аспирантура, докторантура, система переподготовки и повышения квалификации и пр.);
- принцип социально-профессиональной страховки личности, детерминируемой, верифицируемой и реализуемой в модели получения образование в условиях конкуренции и многообразия образовательных структур и институтов просвещения, образования, культуры и спорта;
- принцип свободы и ответственности педагога и обучающегося за качество и возможности образовательной деятельности, за непосредственно связанные процессы и процедуры социальных отношений и общения.
3. Виды психологической подготовки спортсменов и команд
В планировании подготовки, в оценке готовности спортсменов и команд, в определении специфики нагрузок тренеры и спортсмены постоянно встречаются с необходимостью определения структуры, то есть знания видов подготовки и взаимосвязей этих видов.
Общая психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных (всеобъемлющих, разносторонних, пригодных для многих целей) свойств личности и психических качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека.
Специальная психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие психических качеств и свойств личности спортсменов, способствующих успеху в особых, конкретных условиях спортивной деятельности.
Каждый из перечисленных видов общей и специальной психологической подготовки (Таблица 1) в практике работы тренеров и спортсменов постепенно наполняется совершенно конкретным содержанием, средствами и приемами.
Таблица 1 - Виды психологической подготовки
Психологическая подготовка | |
Общая | Специальная |
К длительному тренировочному процессу | К данному соревнованию |
Волевая | К конкретному сопернику |
Социально-психологическая | К этапу тренировки |
Развитие координации движений | Ситуативное управление состоянием |
К соревнованиям вообще | |
Самовоспитание | |
Взаимная коррекция |
Выделение видов общей и специальной психологической подготовки целесообразно только с условием их взаимного обогащения и дополнения, взаимной коррекции.
Заключение
Конечно, мечтать о победе полезно, но для достижения цели необходимо действовать. Шаг за шагом, упражнение за упражнением, прием за приемом юный спортсмен, будущий чемпион, оттачивает свое мастерство. Вольная борьба – это тяжелый труд, самодисциплина, умение организовать свои действия в продуманную структуру. Но самое главное качество в борце – это уважение к сопернику, без этого борьба перестала бы быть спортом. Находясь среди соратников, борец-вольник учится мудростям достижения главной победы – победы над собой.
Список используемой литературы
- Аванесян Г.М. Психологические факторы совершенствования физической работоспособности борцов / Г.М. Аванесян // Спортивный психолог. - М., 2003. - С. 6-9.
- Гиссен Л. Д. Психология и психогигиена в спорте.-М., 1973.-345 с.
- Фролов, В.В. Педагогические средства и методы совершенствования надежности высококвалифицированных дзюдоистов: автореф. дис. канд. пед. наук/ В.В. Фролов. - М., 2002.-24 с.
- Щебрюк Н. В., Недзельская О. А., Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и практика моделирования дефиниций категорий социальной педагогики // Актуальные проблемы современного образования: теория и практика: матер. Междун. заоч. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2013. С. 53-56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Интеграция помогает повысить интерес учащихся, в том числе и познавательный, способствует формированию научного представления о целостной картине мира.Формы интеграции могут самыми разными...
УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ...
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В данной статье рассматривается опыт работы педагога-психолога с учащимися классов коррекционного обучения по социализации, самореализации. Педагог -психолог представляет опыт ...
Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы
Рекомендации тренеру- преподавателю вольной борьбы...
Методическое пособие "Силовая подготовка борцов как часть физической подготовки"
В процессе подготовки юных борцов чрезвычайно важное значение придается разносторонней физической подготовленности, гармоническому развитию основных двигательных качеств. Чем выше уровень развития дви...
«Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы»
laquo;Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы»...