Педагогическая практика «фитнес-аэробика» на внеурочных занятиях.
статья по физкультуре

Приоритетным направлением работы современной школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Актуальность современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества в целом и каждого отдельного ученика школы в частности. Учитель физической культуры, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества детей, но и развивать творческий потенциал обучающихся. В работе рассматривается применение одной практики из современной педагогической методики – фитнес-аэробика. Рассмотрены теоретические и практические условия реализации данной практики. Фитнес-технологии – это прежде всего технологии, обеспечивающие результативность в занятиях фитнесом. Грамотное и целенаправленное внедрение фитнес-технологий в систему непрерывного физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков, является в настоящее время одной из основных и актуальных задач модернизации учебных планов, программ. Ярким моментом на уроке физкультуры являются упражнения под музыку, элементы ритмики и танцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_praktika_fitnes-aerobika.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая практика «фитнес-аэробика»

на внеурочных занятиях.

Информационный лист:

1. Фамилия, имя, отчество автора - Овчинников Максим Сергеевич, учитель физической культуры

2. Полное название ОО - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №451 Колпинского района Санкт-Петербурга

3. Краткое описание методической разработки. Приоритетным направлением работы современной школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Актуальность современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества в целом и каждого отдельного ученика школы в частности. Учитель физической культуры, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества детей, но и развивать творческий потенциал обучающихся. В работе рассматривается применение одной практики из современной педагогической методики – фитнес-аэробика. Рассмотрены теоретические и практические условия реализации данной практики. Фитнес-технологии – это прежде всего технологии, обеспечивающие результативность в занятиях фитнесом. Грамотное и целенаправленное внедрение фитнес-технологий в систему непрерывного физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков, является в настоящее время одной из основных и актуальных задач модернизации учебных планов, программ. Ярким моментом на уроке физкультуры являются упражнения под музыку, элементы ритмики и танцев.

  1. Методическая разработка
  1.  Название рабочей программы – «Фитнес-аэробика» (7-9 кл.)
  2.  Авторство – Е.Г.Сайкина (к.п.н РГПУ им. Герцена)
  3.  Педагогические условия. Реализация педагогической практики «фитнес-аэробика» предусматривает теоретическую, физическую, техническую, хореографическую, психологическую и профессиональную подготовки. Для реализации практики необходимо обеспечить постепенный переход от общей физической подготовки и обучения технике двигательных действий фитнес-аэробики к ее совершенствованию на базе роста специальной физической подготовленности; планомерный рост арсенала и качества выполнения двигательных действий; постепенный переход от общеподготовительных средств к специализированным для фитнес-аэробики; увеличение объема собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки; постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных и соревновательных нагрузок.

1.4.  Описание и содержание этапов, особенностей данной практики. 

Данная практика включает в себя следующие этапы: первый этап – спортивно-оздоровительный.

Задачи и преимущественная направленность данного этапа:

- Привлечение детей и подростков к систематическим занятиям фитнес- аэробикой.

- Формирование установки к здоровому и двигательно-активному образу жизни.

- Содействие естественному физическому, психическому и интеллектуальному развитию детей и обеспечение гармоничности развития ребенка, укрепление здоровья,  профилактика неблагоприятных состояний заболеваний, закаливание.

- Общеобразовательная двигательная подготовка.

- Знакомство с базовыми шагами фитнес-аэробики.

Второй этап – начальная подготовка.

Задачи и преимущественная направленность данного этапа:

- Укрепление здоровья обучающихся и содействие гармоничному развитию функциональных систем  организма занимающихся.

- Формирование правильной осанки и аэробного стиля (школы) выполнения  упражнений.

- Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное воздействие на развитие  специальных физических качеств.

- Специальная двигательная подготовка– развитие умений ощущать и дифференцировать различные параметры движений.

- Начальная техническая подготовка – освоение подготовительных, подводящих и базовых элементов и шагов низкой интенсивности фитнес-аэробики.

- Начальная хореографическая подготовка – освоение простейших связок   классической аэробики.

- Начальная музыкально-двигательная подготовка – композиции под музыку 120-130 ударов в минуту с использованием базовых элементов, шагов и стилей фитнес- аэробики.

- Воспитание интереса к регулярным занятиям фитнес-аэробикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.

Третий этап - учебно-тренировочный.

Задачи и преимущественная направленность данного этапа:

- Выполнение прыжков высокой интенсивности, махов.

- Сборка в комбинированную композицию связок, состоящих из низкоударной (шаги)  и высокоударной (прыжки) аэробики. Темп музыки - 140 ударов в минуту.

- Общая физическая, техническая подготовка.

- Участие в показательных выступлениях и соревнованиях.

1.5. Описание примеров применения практики во внеурочной деятельности.

Фитнес-уроки требуют от учителя искреннего желания, ответственности и компетентности. Моей задачей является соблюдение баланса между возможностями школьника и его потребностями. Важно помочь школьнику найти "золотую середину" (вид и объем тренировочной деятельности, способный не расточать, а созидать), которая приносила бы максимальное удовлетворение обучающемуся и возможность действовать в нужном направлении, совершая только созидающие поступки для своего тела. В последнее время отмечается рост популярности фитнеса, в том числе и в школьной среде.

Анализируя последние исследования и публикации, я пришел к следующему выводу: в  литературных источниках достаточно подробно излагается учебный материал по данному направлению.  В частности, программы занятий и их оздоровительный эффект, работа мышц, ощущения, ошибки и советы эксперта по их исправлению, а также положительные результаты фитнес-уроков. Однако методический подход к преподаванию фитнес-аэробики школьникам в доступной нам литературе освещен недостаточно.

Целью моей работы является следующее: поиски путей решения проблемы, повышение интереса школьников к физической культуре и спорту с использованием во внеурочном процессе элементов или занятий фитнес-аэробики.

Танец дарит легкость и свободу. Несет красоту и грациозность, развивает гибкость, пластику, координацию движений, приводит в тонус мышцы, повышает психоэмоциональный уровень. Сегодня танцевать - это модно. Тысячи школьников ежедневно записывают короткие видео под музыку и выкладывают их в TikTok, большинство из них желает развить в себе навыки пластичности, выносливости, музыкального слуха. Фитнес-аэробика может реализовать данные ожидания школьников.

Вовлекать в данную педагогическую практику можно и юношей.  BODY COMBAT; BODY PUMP - эти виды уроков с высокой интенсивностью, разработанные на основе движений из целого ряда единоборств: карате, кикбоксинг, тхэквондо, тай-чи. Хореография движений и музыка подбираются таким образом, чтобы создать энергичную атмосферу. Увлеченные боем участники получают прекрасную кардионагрузку. К силовому классу можно отнести такой вид аэробики, как BODY PUMP, сюда входят упражнения с отягощениями (гантели, штанги, боди бары, амортизаторы). Силовой блок обеспечивает рост мышечной силы, прорабатывает, укрепляет и приводит в тонус все мышцы тела.

Существует еще один вид аэробики, способный контролировать не только тело, но и сознание: фитнес-йога; MINDBODY; BODY BALANCE; Pilates; Gyrokinesis. Такие уроки включают в себя контроль над дыханием, а концентрация и тщательно подобранная последовательность движений, поз и стретчей создает целостную систему, которая погружает тело в состояние гармонии и баланса, дает энергию, снижает напряжение, приводит мышцы в тонус и вселяет чувство спокойствия и уравновешенности.

Также в системе фитнеса широко используется аква-аэробика. Ее преимущество в том, что физические упражнения в воде оказывают всестороннее, положительное воздействие на тех, кто этим занимается. При этом аква-аэробика снижает артериальное давление, нормализует работу нервной системы, улучшает подвижность нервных процессов, развивает гибкость и формирует правильную осанку, гармонично развивает основные мышечные группы.

1.6. Описание педагогической практики.

Структура занятий может видоизменяться в зависимости от целей, задач, вида аэробики. Большое влияние на занятие оказывает тип урока и, в первую очередь, однонаправленность его, например, только кардио или силовой занятие или комбинированность кардио-силовой. Структура такого урока (на выносливость и силу) несколько видоизменяется, хотя традиционные части (подготовительная, основная, заключительная) сохраняются. Подготовительная часть не зависит от того, какое количество задач решается в уроке.

Основная часть четко разделяется на два блока: аэробика и силовая нагрузка. Продолжительность каждой должна составлять приблизительно 50 на 50%. Содержанием их могут быть различные виды танцевальной аэробики и силовой аэробики.

Если главной задачей на занятии стоит воспитание выносливости, то основную часть стоит начать с кардио-блока. Если акцент смещается в пользу силовой тренировки, то рекомендуется начинать основную часть именно с силового блока, так как силовые упражнения необходимо выполнить на фоне оптимального состояния центральной нервной системы, только в этих условиях происходит формирование и совершенствование нервно-координационных отношений, обеспечивающих рост мышечной силы.

Задача данной части занятия - подготовка организма к последующей работе. В процессе разминки повышается температура тела, развертывается деятельность сердечно-сосудистой, двигательной и других систем организма.

Особое значение имеет подготовка опорно-двигательного аппарата. К тому же в этой части осуществляется психологический настрой к предстоящей работе.

Темп музыки не превышает 124-136 ударов в минуту. Разминка составляет 10-15 минут. Упражнения, применяемые в разминке, должны воздействовать по возможности на большие группы мышц и суставы. А также необходимы упражнения на растягивание с небольшой амплитудой. Немаловажное значение имеет грамотный подбор упражнений и их дозировка. Слишком большая интенсивность в разминке может привести к усталости, что негативно скажется на дальнейшей тренировке.

Первый блок в подготовительной части включает в себя упражнения локального характера для мышц шеи, малоамплитудные движения туловищем, изолированные движения для таза и бедер. Чаще всего это отдельные элементы, не объединенные в соединения. Основной метод проведения упражнений в этом блоке - линейный. Второй блок - это упражнения всего тела, включающие различные шаги аэробической  хореографии.

Это важная часть урока аэробики, продолжительность которой составляет 30-50 минут. Лишь после 20 минут интенсивной работы начинает происходить активное энергообеспечение за счет жирового обмена. Тем музыки во время аэробики Low Impact составляет в среднем 128-152 ударов в минуту, в программах High Impact - до 160 ударов в минуту. Именно кардиоблоки способствуют улучшению деятельности кардиоресперативной системы. В основной части выделяют несколько блоков. Это так называемый "аэробный разогрев" - блок, в котором выполняются элементы средней интенсивности (Step-touch, step lap и т. д.). Следующий блок - пиковый. Это блок с наибольшей кардионагрузкой. Основными средствами являются: кики, бег, скачки и т. д., так как это упражнения высокой интенсивности. Задачи последнего блока основной части (coll-down) - постепенное снижение физической нагрузки, темп музыки - 124-136 ударов в минуту. Постепенное снижение нагрузки осуществляется за счет уменьшения амплитуды, темпа. Далее интенсивные элементы и комбинации меняются на менее нагрузочные.

Заключительная часть урока включает в себя упражнения на гибкость, они выполняются обычно в положении сидя, лежа. Программа должна строиться со сбалансированной нагрузкой на все суставы. Особое внимание следует обращать на растягивание мышц, участвовавших в предыдущей работе. Нельзя забывать об упражнениях на расслабление. Не исключается применение психорегулирующей тренировки, а также дыхательных упражнений. Для заключительной части подойдут такие виды аэробики, как "Фитнес-йога", Pilates, MIUD BODY.

1.7. Практическая часть

В начале занятия проходит построение обучающихся в шахматном порядке, далее обсуждаются цели и задачи урока. После обсуждения начинается разминка. Упражнения на координацию и усиление кровотока необходимо выполнять в среднем темпе с увлечением амплитуды. Когда учитель называет название шагов, то они должны быть знакомы детям и неоднократно использованы на предыдущих занятиях. Педагогу и школьникам необходимо следить, чтобы не происходило перегибание конечных суставов (при выполнении базовых шагов аэробики ноги в коленях согнуты, полностью не выпрямляются). Руки должны быть в зоне видимости. Обучающимся необходимо соблюдать дистанцию.

На занятия можно использовать следующие блоки упражнений:  

3. Разминка «warming up» (15 минут).

3.1. Повороты головы, круговые движения плечами, движения стопой.

3.2. March – ходьба на месте, р.р. 1-2 – круг руками снизу вверх; 3-4 – повторить.

3.3. Step touch – И.п. – сомкнутая стойка, 1) шаг правой в сторону, 2) приставить левую к правой на носок, 3-4) то же, но в другую сторону;

р.р. – Frontlaterals – поднимание рук вперед, И.п. – руки внизу, 1 – не сгибая рук поднять их вперед, до уровня плеч, 2 – И.п., 3-4 – тоже самое; – Sidelaterals  – поднимание рук в сторону из И.п. – руки внизу, кисти внутрь, 5 – не сгибая рук поднять их в стороны до уровня плеч, 6  – вернуться в И.п., 7 – 8 – то же.

3.4. Open step – открытый шаг, 1) шаг правой на месте, 2) полуприсед на правой с полунаклоном вправо, левую сторону на носок, центр тяжести на правой, 3-4) то же в другую сторону; р.р. – И.п. руки на поясе – 1 – левая вперед книзу, 2 – и.п., 3 – правая вперед книзу, 4 – и.п., 5 – левая вверх вправо, 6 – и.п., 7 – правая вверх в лево, 8 – и.п.

3.5. Heel touch – касание пяткой пола, и.п. – стойка ноги врозь, 1) правой скрестно вперед на пятку, 2) И.п. 3-4) то же на другую ногу; р.р. – bicepscurl – И.п. руки согнуты, локти вниз, кисти в кулаке. Выпрямить руки вдоль туловища, локти остаются слегка согнутыми; вновь согнуть руки.

3.6. Toe touch – касание носком пола , 1) правой скрестно вперед на носок, 2) И.п. 3-4) то же самое на другую ногу; р.р. – И.п. руки согнуты, локти вниз, кисти в кулаке. Выпрямить руки вверх;  вновь согнуть руки.

3.7. Leg curl – захлест голени, р.р. butterfly– И.п. руки согнуты в стороны, предплечья вверх, кисти в кулаке. 1 – сохраняя вертикальное положение, руки вперед, ладонями к себе, 2 – и.п.

3.8. Grepewine – И.п. – сомкнутая стойка, 1) шаг правой в сторону на пятку,  2)  скрестный шаг  левой сзади, 3) то же, что и на 1 счёт,  4) jump (прыжок с двух ног на две),  р.р. 1  – обе вверх, 2 – вниз, 3 – в стороны, хлопок руками перед собой

Стретчинг – упражнения для развития гибкости. Изолированные движения для мышц бедра и голени.

1. И.п. – ноги шире плеч. 1 – выпад в правую сторону (правая нога сгибается в колене, левая остается прямая),  левая рука книзу – коснуться стопы, правая назад и вверх;  2 –  поменять положение ног.

Далее: 1-4 – две пружинки на правую ногу; 5-8 – на левую ногу, р.р. на бедре

1-8 – 8 пружинок на правую ногу

1-8 – 8 пружинок на левую ногу

2. И.п. – ноги шире плеч. 1 – выпад в левую сторону – переместить вес тела на левую ногу, правую вытянуть, р.р. вверх, разворачивая туловище вправо на 90 градусов, переместить вес тела на правую ногу, левую выпрямить, перейти в положение выпад вперед, р.р. в стороны. То же на другую ногу.

3. И.п. – правая нога согнута в коленном суставе под углом 90, левая нога остается сзади прямая; руки на правом бедре, 8 пружинящих движений, то же на левую.

4. И.п. – то же, но руками упираемся в пол по обе стороны от правой стопы 1  – выпрямляем правую ногу в колене, 2 – и.п. , 3 – опустить левое колено к полу, 4 – и.п. То же на левую ногу.

5. И.п. – стоя согнувшись, правая нога впереди, левая сзади на расстоянии одного шага. Перенести тяжесть тела на левую ногу и присесть на ней, не отрывая пятку от пола, правая нога прямая.

1-2  – подъем правого носка вверх, зафиксировать положение носка вверх, р.р. потянуть носок на себя

3-4 – и.п. То же на другую ногу.

6. И.п. – стойка ноги врозь, в наклоне, руки на бедрах. 1-2 прогнуться в спине, 3-4 – максимально округлить спину.

7. И.п. – стойка ноги врозь, правая за голову, левая внизу. 1-2 – наклон вперед, правым локтем касаясь левого колена, 3-4 – И.п. То же на другую сторону.

8. И.п. – то же, рр.  вдоль туловища. 1-2 – наклон вправо, руки скользят вдоль тела. 3- 4 – и.п. 5-6 - то же, но влево. 7-8 – И.п.

Основная часть внеурочного занятия (25 минут).

Педагог проводит разучивание танцевальных соединений в среднем темпе на месте и с продвижением в различных направлениях. Используется, в основном, метод – блок.

Блок 1

1. 1 – Toe Tap правой вперед (скрестный)

2 – Toe Tap правой в сторону

3-4 – Mambo (первый шаг правой назад, 3-4 левой вперед)

5-8 – V – step правой

Блок 2

Танцевальная комбинация на левую ногу. Первая аэробная «заминка».

1. Knee Up – 1 – шаг правой, круг двумя руками через вверх влево, 2 – левая нога, согнутая в колене, р.р. коснуться бедра,  вверх, 3 – шаг левой ногой назад, р.р. круг через верх вправо, 4 – стойка ноги вместе, р.р. вдоль туловища. То же на другую ногу.

2. Open step, р.р. в стороны, согнутые в локтях, предплечья смотрят вверх, разворот туловища вправо и влево.

3. И.п. – то же – правая согнута в колени и прижата к груди, руки на голени или лодыжке,  левая нога прямая. 1-2 – выпрямить правую ногу в колени и тянуть к себе. 3-6 удержанием позы, 7-8 – и.п. 1-8 – 8 пружинок на правую ногу. То же на левую ногу.

4. И.п. – то же, но перехватиться правой рукой изнутри за стопу или голень правой ноги. 1 – 2 – отвести ногу в сторону, 3 – 6 – удерживать, 7 – 8 – И.п. То же на левую ногу.

5. Растяжка мышц, приводящих ногу и области паха. «Бабочка» – И.п. – сед ноги врозь, колени согнуты, стопы соединены вместе. 1 – На вдохе тянуть колени в пол, на выдохе – расслабить ноги. 2 – На вдохе руки через стороны поднять вверх, на выдохе плавно наклониться вперед, начиная движение от бедер

Для юношей можно использовать силовую часть.

Упражнения для рук и плечевого пояса

1. О.с., отведение рук в стороны до уровня плеч.

2. О.с., руки с гантелями развернуты ладонями вверх. 1-2 – сгибать-разгибать руки в локтях.

3. И.п. – о.с., руки с гантелями развернуты вниз.

1-2 – подтягивать руки с гантелями к груди, локти в стороны – вверх, 3-4 – и.п.

Упражнения для мышц брюшного пресса

1. И.п. – лежа на спине, руки за головой. Ноги согнуты в коленях. 1 – поднять туловище, округляя спину, 2 – и.п.

2. И.п. – лежа на спине, упор на предплечья. Ноги прямые. 1 –  поднять прямые ноги вверх, 2 – и.п.

1-8 – 8 счетов держать прямые ноги над полом.

Тоже, но выполняем «ножницы» на 1 – ноги врозь, 2 – ноги скрестно, правая над левой, – 3 – ноги врозь, 4 – скрестно, левая над правой.

Заключительная часть.

И.п. – сед ноги вместе, правая нога согнута в колене (колено «смотрит» вверх»), 1-2 – скручиваемся в сторону согнутой ноги, правая рука сзади, левая – цепляется локтем за колено. 3-6 – удержание позы, 7-8 – И.п.

Упр. на растяжку мышц, разгибающих шею – И.п. – о.с., руки в замок на затылке. 1-2 – наклонить голову вперед; руками аккуратно надавать.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Организованный выход из спортзала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по фитнес-аэробике

Цель: совершенствовать технику выполнения базовых элементов и связок классической аэробики.Задачи: Разучить танцевальную композицию и совершенствовать навыки ее исполнения;Развивать координационные сп...

Конспект внеурочного практического занятия по фитнес-аэробике для девушек 10-11 классов

Занятия по аэробике позволяют повысить мотивацию к занятиям физической культурой, качественнее усвоить необходимые знания, двигательные умения и навыки, способы физкультурной и спортивной деятельности...

Презентация к открытому занятию "Здоровьесберегающие технологии при реализации программы по фитнес-аэробике"

ull;Что такое «здоровьесберегающие технологии»?• Принципы здоровьясбережения.• Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.• Комплексное использо...

Методическая разработка . Открытое занятия по фитнес-аэробике с элементами классического танца "Вальс цветов"

Пояснительная записка.         Для детей возраста 7-8-ми лет (третий год обучения) характерна жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Внимание детей неусто...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ

Цель занятия: совершенствование техники выполнения базовых элементов и связок классической аэробики Инвентарь и оборудование: гимнастические маты, секундомер, музыкальный центр, утяжелителиЗАДАЧИ ЗАНЯ...