Особенности внедрения и реализация ГТО в образовательном учреждении с вовлечением подростков в волонтерское движение.
статья по физкультуре
В статье представлен опыт волонтерского отряда в школе по пропаганде здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
murmansk_publikatsiya.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Ревнивцева,
Е.А.Печеникина
МБОУ «Кольская СОШ №2»
Особенности внедрения и реализация ГТО в образовательном учреждении с вовлечением подростков в волонтерское движение.
Особенности внедрения и реализация комплекса ГТО в образовательном учреждении с вовлечением подростков в волонтерское движение
Аннотация. В статье представлен опыт работы волонтерского отряда в школе по пропаганде здорового образа, привлечение к регулярным занятиям физической культурой, внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО», этапах становления и работе различных структур волонтерского отряда, структуре, правах и обязанностях, правилах деятельности волонтера, социальных партнерах, ожидаемых результатах.
Ключевые слова: волонтеры, волонтерский отряд, спортивные мероприятия, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «ГТО», здоровый образ жизни.
Summary. The article presents the experience of the school volunteer brigade/team promoting a healthy way of life, the involvement in regular physical training, the implementation of the all-Russian sports complex "GTO” (Civil Defense Squads ), the stages of formation and work of various structures of the volunteer group , the structure, rights and duties , rules of the volunteer’s behavior, social partners, expected results.
Key words: volunteers, volunteer groups, sporting events, all-Russian sports complex "GTO”, a healthy lifestyle.
Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Поэтому целенаправленная работа по организации физкультурно-оздоровительной деятельности позволит не только сохранить здоровье школьников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивировать на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Необходимо существенно увеличить число российских граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни [2]. Исправить ситуацию и достичь указанных целей призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. В связи с этим, Министерство спорта России подписало приказ №575 от 08 июля 2014г. о государственных требованиях к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Главной целью является охват всего населения страны, как взрослых, так и детей, общим спортивным движением. В силу своей специфики комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощных механизмов в формировании таких мировоззренческих качеств личности, как гражданственность и патриотизм. Идея внедрения ВСФК ГТО состоит в создании отвечающей вызовам современности системы физкультурно-оздоровительной работы в школе, разработке рекомендаций по её реализации, а также выявление возможностей реализации данного проекта в любом образовательном учреждении, находящемся на территории Российской Федерации [7]. Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня на наш взгляд является актуальным и принципиальным.
Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтерский отряд «Лидеры» является добровольной организацией учащихся общеобразовательной школы, организуемой в целях пропаганды здорового образа жизни, внедрения физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», привлечение обучающихся к ежедневным занятиям физической культурой, различным формам активного отдыха, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствования нравственного воспитания детей и подростков[13].
Нормативно-правовое обеспечение:
К наиболее значимым документам, определяющим условия и механизмы внедрения модели воспитательных компонентов на федеральном уровне, относятся:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
- Проект Постановления Правительства Российской Федерации от 2014г. «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.
Цель волонтерского отряда в школе: привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой, развитие добровольческого, пропагандистского движения к сдаче норм ВФСК ГТО, вовлечение подростков в социальную активность для самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи:
- сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
- создать систему внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении и разработать рекомендации по ее реализации;
- реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности среди обучающихся;
- пропагандировать здоровый образ жизни через проведение утренней гимнастики перед началом уроков, через тематические выступления, проведение акций, конкурсов;
- привлечение к ежедневной спортивной активности с помощью проведения подвижных перемен;
- организация комплекса мер, направленных на повышение уровня знаний в области физической культуры, презентаций новых видов спорта, спортивных достижений в регионе (Мурманской области);
- выявление взаимосвязи физического воспитания с духовно-нравственным, гражданско-патриотическим воспитанием;
- организация деятельности с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, снижение правонарушений среди обучающихся посредством вовлечения в волонтерский отряд;
- возродить идею шефства как средства распространения волонтерского отряда;
- создать условия, позволяющие обучающимися своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.
Этапы становления волонтерского отряда «Лидеры»:
1 этап: набор в волонтерский отряд - вовлечение обучающихся происходит путем информирования во время презентаций в школе, на спортивных соревнованиях, конференциях, круглых столах;
2 этап: обучение - проводятся базовые мероприятия по волонтерству, профориентация по направлениям деятельности, обучение навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ;
3 этап: волонтерская практика - предполагает волонтерскую практику на спортивных соревнованиях, акциях, презентациях;
4 этап: деятельность по проекту – проведение мероприятий, направленных для решения проблем по всем направлениям волонтерской деятельности отряда;
5 этап: мониторинг и оценка эффективности волонтерского отряда.
Участники волонтерского отряда «Лидеры»: обучающиеся, директор школы, заместители директора по УВР и ВР, зам. директора по АХР, классные руководители, педагоги, школьный психолог, социальный педагог, школьный библиотекарь, родители общеобразовательного учреждения Кольской средней общеобразовательной школы № 2
Прием в члены волонтерского отряда «Лидеры» производится общим собранием движения на основании личного заявления вступающего.
План мероприятий волонтерского отряда по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО состоит:
-Организационный блок (изучение нормативно-правовой документации, моделирование учебного плана, производственное совещание, создание волонтерского отряда, утверждение календаря школьных спортивно-массовых мероприятий, организация);
- Информационный блок: оформление информационного уголка и стендов ВСФК ГТО, создание бренда движения ГТО и дизайна, оформление выставок, создание в сети Интернет на официальном сайте ОУ вкладки «ГТО», проведение тестовых испытаний по ВСФК ГТО для обучающихся и желающих учителей, количество учащихся, получивших знаки отличия ГТО (ведения паспорта достижений), выявление одаренных детей в области спорта, шефская помощь над младшими классами, встречи с ведущими специалистами в области спорта, выпуск и распространение информационного бюллетеня;
- Просветительский блок: проведение проблемных семинаров, мастер-классов для педагогов, педагогов дополнительного образования по организации игровых программ, массовых спортивных праздников, акций, бес родительских собраний, сотрудничество со школьной газетой «Кругозор», сдача физкультурно-спортивного комплекса ГТО родителями в спортивных праздниках в школе («Мама, папа, я – спортивная семья», «Приведи бабушку с дедушкой на ГТО»), выступление волонтерского движения на школьных и муниципальных мероприятиях, спортивных праздниках, использование межпредметных связей с предметом «Физическая культура», утренняя гимнастика перед уроками, экскурсии и походы, динамические паузы, физкультминутки, квесты, брей-ринги, флешмобы, соревнования по видам спорта;
- Материально-технический блок: мониторинг материально-технической базы школы, пополнение и улучшение материально-технической базы необходимыми ресурсами для обеспечения внедрения ВФСК ГТО, приобретение спортивного инвентаря и спортивной площадки комплекса ГТО, договоры о сотрудничестве с социальными партнерами;
- Кадровый блок: направление и прохождение курсов повышения квалификации педагогов по внедрению Всероссийского комплекса ГТО в образовательной организации, обучение на методических мероприятиях по организации проведения испытаний ВФСК ГТО по программе подготовки специалистов по выполнению видов испытаний, нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений ВФСК ГТО, актуальные вопросы;
- Медицинский блок: Медицинский мониторинг, организация системы медицинского сопровождения обучающихся, наблюдение состояния их здоровья, обследование учащихся школы специалистами КЦРБ, беседы с медицинскими работниками;
- Правовой блок: оказание помощи детям и подросткам, в трудной жизненной ситуации, снижение правонарушений среди учащихся посредством вовлечения к спортивной деятельности, снижение правонарушений среди учащихся посредством вовлечения к мероприятиям совместно с КДН.
Функции волонтеров в профилактической работе:
- первичное консультирование и сопровождение по виду деятельности;
- проведение профилактических занятий или тренингов;
- создание и проведение массовых акций, брошюр, видеороликов, выставок, соревнований, игр;
- распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде);
- сбор информации (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.
Формы организации занятий: акции, аукционы, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, гранты, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, походы, праздники, презентации, проекты, размышления, рейды, семинары, соревнования, тренинги, турниры, фестивали, экскурсии, эксперименты, эстафеты, ярмарки и т.д.
Обязанности членов волонтерского отряда «Лидеры»:
- четко и добросовестно выполнять порученную работу;
- знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского отряда;
- соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей);
- следовать инструкциям, выданным при инструктаже;
- беречь материальные ресурсы, предоставленные волонтерским отрядом;
- воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если только это не делается с согласия и предварительного одобрения;
- уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в отряде не менее чем за 2 недели.
Права членов волонтерского отряда «Лидеры»:
- выбрать тот вид добровольческой деятельности (направления), который отвечает потребностям и устремлениям члена движения;
- получать всю необходимую информацию, оборудование для выполнения поставленных перед ним задач;
- просить организацию предоставить документы (справки, рекомендации), содержащие сведения о характере, качестве и объеме выполненных им работ, уровне проявленной квалификации;
- вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности отряда по профилактике;
- получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач;
- отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины);
- прекратить свою деятельность в волонтерском отряде с написанием заявления о добровольном отчислении [4].
В результате реализации волонтёрского отряда в школе «Лидер» обучающиеся должны овладеть следующими навыками:
· позитивного общения;
· принятия решения;
· решения проблем;
· критического мышления;
· межличностных контактов;
· умения постоять за себя и договориться с другими;
· сопротивления негативному групповому давлению сверстников;
· совладения с эмоциями;
· управления стрессом и состоянием тревоги;
· выхода из конфликтной ситуации;
· формирование позитивного «Образа Я».
Ожидаемые результаты:
- Формирование ответственной, здоровой, общественно-активной личности, умеющей аргументировано отстаивать свою позицию;
- Создание Модели школьного волонтерского отряда;
- Формирование позитивных установок и сплочённого коллектива обучающихся на волонтерскую деятельность;
-создание системы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» в образовательном учреждении;
-положительная динамика учебных и внеучебных спортивных достижений обучающихся, увеличение доли обучающихся сдающих ГТО;
- увеличение количество обучающихся, имеющих золотой, серебряный бронзовый знаки в ВФСК ГТО;
-владеть знаниями о здоровом образе жизни и уметь применять;
- формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
- увеличение количества обучающихся, желающих профессионально заниматься спортом;
- рост процента выпускников, поступающих в ВУЗы и колледжи по направлению «Физическая культура», а также военные и силовые структуры.
В заключении хочется сказать, что нам предстоит многолетняя, трудоемкая работа по внедрению комплекса ГТО. Внедрение ГТО – это социально-значимый проект в России. С помощью внедрения ГТО нам удастся увеличить количество занимающихся физической культурой и спортом, повысить уровень физической подготовленности граждан, модернизировать систему физического воспитания и развития массового и школьного спорта, создать современную материально-техническую базу, а главное наши дети будут успешными в дальнейшей жизни.
Литература
- Бальсевич В.К. «Физическая культура для всех и для каждого», Физкультура и спорт, Москва, 1988;
- Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917-февраль 1919): Г.М. Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург., Щит. – М.: 2003Г. – 456 с.
- Бодренкова, Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
- Добровольцы: как их найти и удержать / под.ред. Гриффит, К.М.: Педагогическое объединение «Радуга». 1995г.
- Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы -http://www.isovet.ru/
- Либоракина, М., Якимец, В., Гражданские инициативы и будущее России, — М., 1997
- Лях. Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010 – 160 с.
- Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
- Маркова А.К. «Формирование мотивации учения», Просвещение, Москва,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени...
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени...
Программно-целевой метод управления в реализации межсферного взаимодействия образовательного учреждения
Технология взаимодействия образовательного учреждения со сторонними организациями.Целью творческой работы является создание модели взаимодействия учреждения дополнительного образования со сторонними о...
Доклад "Опыт внедрения инклюзивного образования в рамках образовательного учреждения"
В настоящее время в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5 до 4,5 % детского населения. По мнению экспертов, с каждым годом эта цифра будет увеличиваться. Основным эл...
Особенности внедрения и реализации общеразвивающих программ нового поколения в образовательном процессе по дополнительному образованию детей.
Актуальные вопросы разработки ДООП. Материал полезен педагогам, методистам образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы....
Внедрение спортивной игры гандбол в образовательные учреждения
1. Организация учебных занятий по гандболу в школе.2. Инструктаж по технике безопасности на занятиях игровыми видами спорта (гандбол)3. Краткие сведения об игре в гандбол.4. Правила игры в...
«Развитие коммуникативной компетенции в изучении английского языка посредством вовлечения учащихся в волонтерское движение».
материал полезен учителям, готовящим учеников к волонтерской деятельночсти...