Внедрение спортивной игры гандбол в образовательные учреждения
методическая разработка по физкультуре (7 класс)

Каряжкин Александр Дмитриевич

 

 

1. Организация учебных занятий по гандболу в школе.

2. Инструктаж по технике безопасности на занятиях игровыми видами спорта (гандбол)

3. Краткие сведения об игре в гандбол.

4. Правила игры в гандбол.

5. План-конспект урока по гандболу.

6. Соревнования в школе по мини-гандболу.

Список литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka_gandbol.docx409 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 582 Приморского района,              

 г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка

 «Внедрение спортивной игры гандбол в образовательные учреждения»

учитель физической культуры:

Каряжкин Александр Дмитриевич

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Организация учебных занятий по гандболу в школе.

2. Инструктаж по технике безопасности на занятиях игровыми видами спорта (гандбол)

3. Краткие сведения об игре в гандбол.

4. Правила игры в гандбол.

5. План-конспект урока по гандболу.

6. Соревнования в школе по мини-гандболу.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Школьной программой по физической культуре предусмотрено ознакомление учащихся со спортивными играми, такими, как баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол. Но если первые из трех названных игр в той или иной степени культивируют в школьных спортивных залах, то гандбол или, как его еще называют, «ручной мяч» незаслуженно, на мой взгляд, обделен и вниманием, и временем. Занимаясь с учащимися практическим овладением техникой и тактикой гандбола, а также изучением правил игры, можно не только добиться высоких спортивных показателей, но и приобрести необходимые знания, умения и навыки, используемые и во многих других спортивных дисциплинах.

Гандбол развивает сердечную систему, улучшает координацию движений. А объем легких у гандболистов почти такой же, как у пловцов!

Гандбол – универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов – это бег, ускорения, перемещения, отрывы, опорные броски в прыжке по воротам, передача и ловля мяча самыми различными способами, борьба за мяч и позицию и т. д., а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ГАНДБОЛУ

Основной формой организации учебных занятий является урок, продолжительность которого 45 минут. Схема урока состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть решает задачу подготовки организма занимающихся к наилучшему выполнению упражнений основной части урока. Преподаватель сообщает задачи урока и проводит упражнения для разогревания организма. Упражнения в подготовительной части должны отвечать задачам урока. Продолжительность подготовительной части 15-20 минут.

Основная часть решает задачи повышения физической подготовленности, воспитания и совершенствования специальных качеств, изучения и закрепления тактических навыков, а также игровой подготовки. Нагрузка в основной части должна быть наиболее высокой.

Основная часть обычно имеет следующую структуру. Вначале повторение ранее изученных элементов, затем изучение новых приемов техники или тактики, после этого упражнения для закрепления и совершенствования материала. в заключение, как правило следует учебная игра.

Продолжительность основной части 25-30 минут.

Заключительная часть решает задачи постепенного перехода от высоких нагрузок основной части урока к нормальному состоянию. Здесь применяются ходьба, упражнения на расслабление. После этого следует построение класса, подводятся итоги пройденного урока.

Продолжительность этой части урока 3-5 минут.

При многочисленном классе не всегда можно уделять достаточное внимание всем занимающимся. Поэтому, чтобы ликвидировать отставание нужно давать им индивидуальные задания для самостоятельной работы.

Преподаватель должен знать состояние здоровья, физического развития, подготовки учащихся. На основании этих данных преподаватель должен определять индивидуальные нагрузки в каждом занятии.

На каждый урок составляется поурочный план. В нем указывается конкретный материал и задачи каждого урока.

2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА (ГАНДБОЛ)

I.Общие требования безопасности.

Для занятий игровыми видами спорта спортплощадка и оборудование должны соответствовать мерам безопасности.

К занятиям допускаются учащиеся:

- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

- прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Учащийся должен:

- иметь коротко остриженные ногти;

- заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

- знать и соблюдать простейшие правила игры;

- знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.

II. Требования безопасности перед началом занятий. 

Учащийся должен:

- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

- убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

- под наблюдением учителя положить мячи на стеллажи или в любое другое место, чтобы они не раскатывались по залу и их легко можно было взять для выполнения упражнений;

- убрать в безопасное место инвентарь и оборудование, которые не будут использоваться на уроке;

- по команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время занятий.

При выполнении упражнений в движении учащийся должен:

- избегать столкновений с другими учащимися, «перемещаясь спиной» смотреть через плечо;

- исключать резкое изменение своего движения, если этого не требуют условия игры;

- соблюдать интервал и дистанцию;

- быть внимательным при перемещении по залу во время выполнения упражнений другими учащимися;

- по окончании выполнения упражнений потоком вернуться на своё место для повторного выполнения задания с правой или левой стороны зала.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях. 

Учащийся должен:

- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий. 

Учащийся должен:

- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

- организованно покинуть место проведения занятия;

- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

- вымыть с мылом руки.

Гандбол

Ведение мяча

Учащийся должен:

- выполнять ведение мяча с поднятой головой;

- при изменении направления убедиться, что на пути нет других учащихся, с которыми может произойти столкновение;

- после выполнения упражнения взять мяч в руки и крепко его держать.

Передача

Учащийся должен:

- ловить мяч открытыми ладонями, образующими воронку;

- прежде чем выполнить передачу, убедиться, что партнёр готов к приёму мяча;

- следить за полётом мяча;

- соизмерять силу передачи в зависимости от расстояния партнёра;

- помнить, что нельзя бить мяч ногой, бросать друг в друга.

Бросок

Учащийся должен:

- выполнять бросок по воротам способом, указанным учителем;

- при подборе мяча от штанги контролировать отскок мячей других учащихся.

Не рекомендуется:

- толкать учащегося, бросающего мяч в прыжке;

- при броске в движении хвататься за одежду и руки бросающего;

- не бросать одновременно, нескольким игрокам, мячи во вратаря;

- не висеть на воротах.

Во время игры учащийся должен:

- следить за перемещением игроков и мяча на площадке, избегать столкновений;

- по свистку прекращать игровые действия.

Нельзя: 

- толкать друг друга, ставить подножки, бить по рукам;

- хватать игроков соперника со спины, виснуть на них;

- широко расставлять ноги и выставлять локти;

- во время броска дразнить соперника, размахивать руками перед его глазами;

- ученику, который находится на скамейке запасных, выбегать на площадку.

3. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИГРЕ В ГАНДБОЛ

Гандбол (дат. håndbold, англ. Handball – ручной мяч)— командная игра с мячом 7×7 игроков (по 6 полевых и вратарь в каждой команде). Играют мячом, руками. Цель игры − забросить как можно больше мячей в ворота (3×2 м) противника.

Датой зарождения спортивной игры с мячом, зарегистрированной в международной спортивной классификации под названием «гандбол» (ручной мяч), принято считать 1898г., когда преподаватель физического воспитания реального училища датского города Ордруп Хольгер Нильсен ввел в уроки физической культуры женских групп игру с мячом, названную «хаандболд» («хаанд» - рука и «болд» - мяч), в которой на небольшом поле соревновались команды из 7 человек, передавая мяч друг другу и стремясь забросить его в ворота.

Признание гандбола международным видом спорта в 1926г. дало толчок к развитию игры в ряде стран. Появились клубы, культивирующие гандбол в Люксембурге и Швейцарии, Испании и других странах. В 1928г. в Амстердаме была создана Международная любительская федерация гандбола (ИАГФ), действовавшая до 1944г. В ее актив входило 11 стран, активно развивавших гандбол. В 1936г. гандбол был впервые включен в олимпийскую программу ХI Олимпиады в Берлине. Олимпийским победителем стала команда Германии.

Во время проведения Олимпийских игр состоялся IV конгресс ИАГФ, принявший решение о проведении чемпионатов мира по гандболу 7х7 и 11х11.Чемпионаты должны были состояться с участием сначала только мужских команд. В 1938г. в Германии первенство мира выиграли немецкие спортсмены.

Новый подъем в развитии гандбола начался с создания в 1946г. новой международной федерации гандбола - ИГФ. ИГФ утвердила программу действий, направленную на возрождение мирового гандбола, наметила проведение чемпионатов мира по гандболу 11х11 с участием мужских и женских команд. В 1949г. в Будапеште на женском чемпионате мира сильнейшей оказалась команда Венгрии. В дальнейшем первенства мира проводились раз в четыре года. Всего было проведено 7 мужских и 3 женских чемпионатов по гандболу 11х11. В 1966г. состоялся VII, последний чемпионат мира по гандболу 11х11, прекративший свое существование в ранге международной игры, тем самым, дав возможность развиваться гандболу 7х7. В 1954г. в Швеции состоялся чемпионат мира по гандболу 7х7 мужских команд. Победу одержали шведы, а женщины провели первый чемпионат по гандболу 7х7 в 1957г. в Югославии.1-е место у команды ЧССР.

Возникновение отечественного гандбола относится к началу ХХ столетия и связано с проникновением в Россию сокольской системы физического воспитания. Решающая заслуга в развитии гандбола в дореволюционной России принадлежит доктору Э.Ф.Малы, который к 1914г. завершает работу по созданию высокоподвижной и эффективной игры с мячом и разрабатывает первые в нашей стране официальные правила украинского гандбола. По этим правилам игра велась командой из 7 игроков на площадке 45х25м, разделенной на три зоны: защиты, центрального поля и нападения. Площадь вратаря ограничивалась линией бросков по воротам с 4 м, составляя прямоугольник 4х8м. Броски мяча выполнялись в ворота шириной 200 и высотой 225 см. Игра длилась два тайма по 30 минут.

Первые достоверные сведения о начале развития гандбола и ручного мяча в СССР относятся к 1922г., тогда играли в гандбол 11х11. Первые встречи проходили в Москве на опытно-показательных площадках Всевобуча. Инициатором стал М.С.Козлов - основатель кафедры спортивных игр ГЦОЛИФКа. Игру с 11-ю игроками называли «ручной мяч», в основном она распространялась в РСФСР, а игру с 7-ю игроками называли гандболом. Эти названия игры в нашей стране сохранялись до конца 40-х годов. В 1928 г. гандбол был включен в программу I Всесоюзной спартакиады. Неудачный дебют гандбола и ручного мяча на I Всесоюзной спартакиаде на многие годы подорвал авторитет этого вида спорта. В конце 30-х годов интерес к игре снизился.

Первые всесоюзные соревнования сборных мужских и женских команд городов СССР по ручному мячу 11х11 состоялись в Риге, в 1955г. Среди женщин победительницами стали киевские студентки, среди мужчин - рижане. В период с 1956 по 1961гг. было проведено 6 чемпионатов СССР по ручному мячу 11х11, сыгравших определенную роль в развитии игры. Стало очевидным, что игра теряет свои позиции в стране и за рубежом. Федерация принимает решение о прекращении проведения первенств СССР по ручному мячу 11х11. С 1962г. проводятся первенства СССР только по гандболу 7х7.

На международную арену мужская сборная команда страны вышла в 1960г., женская - в 1962г. Первые большие успехи пришли к нашим сборным спустя полтора десятка лет. Женская сборная команда стала победительницей на чемпионатах мира 1982 г. (Венгрия), 1986г. (Голландия), 1990 г. (Южная Корея), а также олимпийскими чемпионами на ХХI и ХХII Олимпиадах, завоевала серебряные награды на ХХIV и ХХV Олимпийских играх. Путь к признанию мужского гандбола был сложнее. Серебряные награды на чемпионатах мира 1978 и 1990 гг., золото -  на чемпионате мира в 1982 г. Олимпийские победители: 1988 (Сеул) и 1992 (Барселона), серебряные призеры Олимпиады 1980 (Москва). В олимпийских играх 1984г. наши команды не принимали участие.

В настоящее время гандбол заслуженно именуется атлетической игрой, одинаково популярной у мужчин и женщин.

Игровая площадка

Игровая площадка (Рис. 1) представляет собой прямоугольник 40 метров длиной и 20 метров шириной и включает две площади ворот и игровую зону. Длинные ограничительные линии называются боковыми линиями, а короткие - линиями ворот (между стойками ворот) и наружными линиями ворот (с обеих сторон ворот).

 Вокруг игровой площадки должна располагаться зона безопасности, ширина которой составляет не менее 1 метра вдоль боковых линий и 2-х метров сзади наружных линий ворот.

 Характеристики игровой площадки не могут быть изменены в процессе игры в пользу одной из команд.

Ворота (Рис. 2) устанавливаются по центру каждой наружной линии ворот. Ворота должны быть надежно закреплены к полу или к стенке сзади них. Внутренние размеры ворот: высота - 2 метра, ширина 3 метра.

 Стойки ворот скреплены горизонтальной штангой. Задняя кромка стоек ворот должна совпадать с внешней кромкой линии ворот. Стойки ворот и штанга имеют квадратное сечение со стороной 8 см. Три поверхности ворот, которые можно видеть со стороны площадки, должны быть окрашены поперечными полосами в два контрастных цвета, четко отличающимися от цвета площадки.

 Ворота должны иметь сетку, которая крепится таким образом, чтобы мяч, брошенный в ворота, обычно оставался в воротах.

Все линии на площадке являются составной частью площади, которую они ограничивают. Линии ворот между стойками ворот должны быть 8 см шириной, в то время как все другие линии должны быть 5 см шириной.

 Линии между двумя соседними зонами могут быть образованы границей различных цветов этих зон.

Перед каждыми воротами располагается площадь ворот. Площадь ворот ограничивается линией площади ворот (шестиметровая линия), которая проводится следующим образом: непосредственно перед воротами проводится линия длиной 3 метра параллельно линии ворот на расстоянии 6 метров от нее (измерение производится от внешней кромки линии ворот до внешней кромки линии площади ворот); 3-х метровую линию с наружной линией ворот соединяют две четверти окружности каждые радиусом 6 метров (измерение производится от заднего внутреннего угла внешней стороны стоек ворот).

Линия свободных бросков (9-метровая линия) является пунктирной линией и проводится на расстоянии 3-х метров от внешней стороны линии площади ворот. Размеры сегментов линии, как и расстояние между сегментами составляют 15 см.

7-метровая линия - это линия длиной 1 метр, проведенная непосредственно перед воротами. Она проведена параллельно линии ворот и на расстоянии 7 метров от нее (измеряется от внешней кромки линии ворот до внешней кромки семиметровой лини).

Линия ограничения вратаря (4-х метровая линия) - это линия 15 см длиной, проведенная непосредственно перед воротами. Она проведена параллельно линии ворот на расстоянии 4-х метров от нее (измеряется от внешней кромки линии ворот до внешней кромки 4-х метровой линии).

Центральная линия соединяет средние точки двух боковых линий.

Линия замены (часть боковой линии) для каждой команды включает участок боковой линии от центральной линии до точки, расположенной на расстоянии 4,5 метра от центральной линии. Линия замены заканчивается линией, которая проводится параллельно центральной линии на расстоянии 15 см внутрь от боковой линии и 15 см с внешней ее стороны.

Время игры

Обычно продолжительность времени игры для всех команд с игроками в возрасте от 16 лет и старше составляет два тайма по 30 минут. Время перерыва между таймами составляет 10 минут.

 Обычно продолжительность времени игры для детских команд в возрасте 12-16 лет составляет 2 х 25 минут и 2 х 20 минут для возрастных групп 8-12 лет. В обоих случаях время перерыва между таймами обычно составляет 10 минут.

Дополнительное время игры назначается после пятиминутного перерыва, если основное время игры закончилось вничью и необходимо выявить победителя. Дополнительное время включает два тайма по 5 минут с одноминутным перерывом между ними.

 Если же после первого дополнительного времени вновь не выявлен победитель, то после пятиминутного перерыва играется второе дополнительное время. Это дополнительное время также включает два тайма по 5 минут с одноминутным перерывом.

 Если же и в этом случае победитель не будет определен, то решение принимается в соответствии с регламентом данных соревнований.

Финальная сирена

Игровое время начинается по свистку судьи в поле на исходный начальный бросок. Оно заканчивается по финальной сирене, которая срабатывает автоматически по информационному счетчику времени или по сигналу секундометриста. В случае отсутствия такого сигнала, судья подает свисток на окончание времени игры.

Комментарии:

 В случае отсутствия информационного счетчика времени с автоматической финальной сиреной, секундометрист использует настольные часы или секундомер и сам подает финальный сигнал.

 При использовании информационного счетчика времени, желательно, чтобы игровое время отсчитывалось от 0 до 30 минут.

Нарушения правил или неспортивное поведение, которые имели место до или в момент финального сигнала (на окончание тайма или игры), также наказываются судьями и после сигнала, если они не смогли это сделать до сигнала. Судьи заканчивают игру только после того, как станет известен результат назначенного свободного броска (за исключением свободных бросков в соответствии) или 7-метрового броска.

Бросок необходимо повторить, если финальная сирена (на окончание тайма или игры) прозвучала в момент выполнения свободного броска или 7-метрового броска или, когда мяч уже находился в полете. Только после того, как будет известен результат повторного броска, судьи заканчивают игру.

Игроки или официальные лица подлежат персональному наказанию за нарушения правил или неспортивное поведение, которые имели место при выполнении свободного или 7-метрового бросков. Однако, за нарушения, которые имеют место во время выполнения таких бросков, не может быть назначен свободный бросок в противоположном направлении.

Если судьи констатируют, что секундометрист подал финальный сигнал (на окончание тайма или игры) слишком рано, то они обязаны оставить игроков на площадке и доиграть оставшееся время.

 Команда, которая владела мячом, когда прозвучал преждевременный сигнал, возобновляет игру в соответствии с прерванной ситуацией. Если мяч не был в игре, то игра возобновляется броском в соответствии с ситуацией. Если же мяч был в игре, то игра возобновляется свободным броском.

 Если первый тайм игры (или тайм дополнительного времени) продолжался дольше положенного времени, то второй тайм должен быть сокращен на соответствующее время. Если же второй тайм игры (или тайм дополнительного времени) продолжался дольше, то судьи в этом случае не вносят каких-либо изменений.

Тайм-аут

Судьи принимают решение, когда и на сколько может быть прервано время игры (тайм-аут).

 Тайм-аут является обязательным, если:

- имеет место удаление на 2 минуты, дисквалификация или исключение;

- назначен 7-метровый бросок;

- предоставлен командный тайм-аут;

- имеет место нарушение правил замены, или на площадку вышел "лишний" игрок;

- прозвучал свисток секундометриста или технического делегата;

- необходимы консультации между судьями в соответствии с Правилом 17:8.

 Тайм-аут обычно также предоставляется в стандартных ситуациях, определяемых создавшимися условиями.

 Нарушения, имеющие место во время тайм-аута, должны иметь такие же последствия, как и во время игры.

 Судьи подают сигнал секундометристу на остановку времени игры и его пуске в соответствии с тайм-аутом.

 Время игры прерывается секундометристом после того, как только он зафиксирует три коротких свистка и жест №16.

 После тайм-аута игра возобновляется всегда по свистку.

Каждая команда имеет право на получение минутного командного тайм-аута по одному в каждом тайме основного времени игры.

Мяч

Мяч изготавливается из кожи или из синтетического материала. Он должен быть круглым. Оболочка не должна быть скользкой и блестящей.

Размеры мяча, т.е. его окружность и вес, для различных возрастных категорий команд должны быть следующими:

58-60 см и 425-475 г (Размер 3 ИГФ) для мужских и юношеских (старше 16 лет) команд;

54-56 см и 325-375 г (Размер 2 ИГФ) для женских команд, команд девушек (старше 14 лет) и команд юношей (от 12 до 16 лет);

50-52 см и 290-330 г (Размер 1 ИГФ) для команд девочек (от 8 до 14 лет) и мальчиков (от 8 до 12 лет).

На каждую игру должно быть предоставлено, по крайней мере, два мяча. Запасной мяч должен находиться непосредственно у стола секундометриста на протяжении всей игры.

 Судьи решают, когда необходимо будет использовать запасной мяч. В этих случаях судьи должны ввести в игру запасной мяч как можно быстрее, чтобы уменьшить время перерыва и избежать тайм-аута.

Команда

Команда состоит из 12 игроков.

 Не более 7 игроков одновременно могут находиться на площадке. Остальные игроки являются запасными.

 В течение всей игры команда должна иметь на площадке одного из игроков в качестве вратаря. Игрок, который является вратарем, может в любое время стать полевым игроком. Аналогично и полевой игрок может в любое время стать вратарем.

Команда должна иметь не менее 5 игроков на площадке в начале игры.

Количество игроков может быть увеличено в любое время на протяжении игры и дополнительного времени до 12-ти.

 Игра может быть продолжена, если даже число игроков команды на площадке становится меньше 5. Только судьи могут принять решение будет ли игра окончательно остановлена.

На протяжении всей игры в команде может быть максимум 4 официальных лица команды. Эти официальные лица команды не могут быть заменены на протяжении всей игры. Один из них должен быть заявлен как "официальный представитель команды". Только он имеет право обращаться к секундометристу/секретарю и, возможно, к судьям.

Официальное лицо команды, в основном, не имеет права выходить на площадку во время игры. Нарушение этого правила наказывается как неспортивное поведение.

Игрок или официальное лицо имеют право принимать участие в игре, если они присутствуют на площадке к моменту начала игры и их фамилии внесены в протокол.

 Игроки и официальные лица, которые прибыли после начала матча, должны получить разрешение на участие у секретаря или секундометриста и их фамилии должны быть внесены в протокол.

 Игрок, имеющий право играть, в принципе, может в любое время выйти на площадку через линию собственной зоны замены.

 Игрок, не имеющий права на участие в игре, должен быть дисквалифицирован, если он вышел на площадку. Игра возобновляется свободным броском командой

Замена игроков

Запасные игроки могут многократно включаться в игру в любое время игры без разрешения секундометриста или секретаря, как только заменяемые игроки покинут игровую площадку.

 Игроки всегда должны выходить на площадку и покидать ее только через линию собственной зоны замены (4:5). Эти требования также относятся и к замене вратарей.

 Правила замены действуют также и при тайм-ауте (за исключением командного тайм-аута).

Игрок, допустивший нарушения правил замены, наказывается 2-минутным удалением. Если более одного игрока одной команды нарушают правила замены в одной ситуации, то только первый игрок, допустивший нарушения, должен быть наказан.

 Игра возобновляется свободным броском командой соперников  

Если дополнительный игрок вышел на игровую площадку без замены, или если запасной игрок противозаконно вмешивается в игровую ситуацию из зоны замены, то он должен быть наказан 2-минутным удалением. Команда сокращается на игровой площадке на одного игрока в течение следующих 2-х минут (независимо от того, что вышедший на площадку дополнительный игрок должен будет покинуть игровую площадку).

 Если удаленный игрок вышел на игровую площадку до окончания 2-минутного удаления, то он должен быть наказан дополнительно удалением на 2 минуты. Время удаления должно начаться немедленно, так чтобы команда была сокращена еще на одного игрока на тот отрезок времени, сколько "недосидел" до конца своего предыдущего удаления вновь удаленный игрок.

 В обоих случаях игра возобновляется свободным броском командой соперников.

Форма игроков

Все полевые игроки команды должны иметь единую игровую форму. Комбинация цветов и дизайн формы одной команды должны четко отличаться от другой. Игрок, который выполняет функцию вратаря, должен иметь форму, цвета которой четко отличаются от цвета формы полевых игроков обеих команд и вратаря команды соперника.

Игроки должны иметь номера по крайней мере 20 см высотой на спине футболки и по крайней мере 10 см впереди. Желательно использовать номера от 1 до 20.

 Цвет номеров должен четко отличаться от цветов и дизайна футболки.

 Капитан каждой команды должен иметь повязку на предплечье. Она должна быть шириной 4 см., а цвет ее должен отличаться от цвета футболки.

Игроки должны быть обуты в спортивную обувь.

 Не разрешается использовать предметы, которые могли бы быть опасными для игроков. Например, к ним относятся защита для головы, маски для лица, браслеты, наручные часы, кольца, ожерелья и цепочки, серьги, очки без защиты или в жесткой оправе, а также любые другие предметы, которые могли бы нанести травму.

 Допускается использовать головную повязку, если она изготовлена из мягкого эластичного материала.

 Игроки, которые не выполнили эти требования, к участию в игре не допускаются до тех пор, пока не устранят недостатки.

Если имеет место кровотечение у игрока или наличие крови на его теле или форме, этот игрок должен самостоятельно немедленно покинуть игровую площадку (согласно правилам замены) для того, чтобы остановить кровотечение, обработать рану, удалить кровь с тела или формы. Игрок не имеет права возвращаться на игровую площадку, пока не будут выполнены эти действия.

 Если же игрок пытается не выполнить решение судей в соответствии с изложенными требованиями, то его поведение считается неспортивным.

 Если имеет место травма игрока, то судьи могут разрешить (используя спец. жесты) двум лицам выйти на игровую площадку во время тайм-аута с целью оказания помощи травмированному игроку своей команды.

4. ПРАВИЛА ИГРЫ В ГАНДБОЛ

Начало игры

Игра начинается вводом мяча. Он осуществляется с середины поля, причем игрок, который получает подачу, должен находиться не ближе, чем за 3 метра. Такая подача осуществляется после каждого забитого гола и в начале второго тайма.

Игроки могут касаться мяча любой частью тела, кроме ног, могут свободно передвигаться по полю, ведя мяч (ударяя его одной рукой о пол), или делать пас. Перебрасывать мяч партнеру можно, если он находится не менее чем в трех метрах от игрока. В гандболе действует правило «трех секунд» (именно столько можно держать мяч, прежде чем сделать пас, бросок в ворота или ударить мяч о пол) и «трех шагов» (с мячом в руках можно сделать не более трех шагов).

Вратарь

Во время игры вратарь может:

- касаться мяча любой частью тела в процессе защиты в пределах площади ворот;

- передвигаться с мячом в пределах площади ворот;

- покидать площадь ворот без мяча и принимать участие в игре в игровой зоне, при этом вратарь подчиняется общим правилам для игроков в игровой зоне. Считается, что вратарь покинул площадь ворот, как только он любой частью тела коснется площадки за пределами линии площади ворот.

Вратарю запрещается:

- подвергать опасности соперника в процессе защиты ворот;

- покидать площадь ворот с мячом, находящимся под его контролем;

- касаться мяча за пределами площади ворот после броска, пока любой другой игрок не коснулся его;

- вносить мяч в площадь ворот, если он лежит или катится за пределами площади ворот;

- возвращаться с мячом в площадь ворот из игровой зоны;

- пересекать линию ограничения вратаря (4-метровая линия) или ее продолжение по обе стороны, пока мяч не покинул руку соперника, выполняющего 7-метровый бросок.

В площади ворот может находиться только вратарь.

Мяч «вне игры»

Когда мяч уходит за боковую линию поля по вине одной из команд, то игрок из команды противников вводит мяч в игру с той точки, где он пересек границу поля. Когда мяч уходит за линию ворот по вине игрока нападения или вратаря, то его вводит в игру вратарь; когда мяч уходит за линию ворот от защитника, назначается угловой.

Если мяч ударяется о потолок, то судья производит розыгрыш спорного мяча, подбрасывая его в воздух. Игроки обеих команд борются за него в прыжке.

Тайм-аут

В течение игры тренеры команд могут взять по одному тайм-ауту. Тайм-аут длиться 1 минуту. Кроме того, судья останавливает время и объявляет тайм-аут в следующих случаях:

- чтобы зафиксировать удаление на 2 минуты, дисквалификацию;

- если назначен семиметровый бросок;

- если произошло нарушение правил замены или на площадку вышел лишний игрок;

- если судьям необходимо посоветоваться.

Замена игроков

В гандболе замены игроков не ограничены. Заменяемый игрок должен выйти с поля в зоне замены, после этого на поле выходит заменяющий игрок тоже через поле замены. Пересечение поля в любом другом месте во время замены строго запрещено. Эти же правила действуют при замене вратарей.

Если игрок нарушил правило замены, то он наказывается двухминутным удалением. Если несколько игроков одновременно нарушают правило, то только первый из них наказывается удалением. В этом случае игра продолжается свободным броском командой соперников.

Если на поле вышел лишний игрок или запасной игрок вмешивается в игру из зоны замены, то этот игрок наказывается двухминутным удалением, а команда следующие две минуты играет в меньшем составе. Игра возобновляется свободным броском командой соперников.

Пассивная игра

Команда, владеющая мячом, должна вести его в зону нападения и совершать броски в ворота соперников. Если же она не пытается перевести мяч из зоны защиты в зону нападения, это расценивается как пассивная игра. Команда наказывается свободным броском с того места, где мяч находился в момент остановки игры. Свободный бросок по их воротам осуществляет команда противников.

Команда может преднамеренно затягивать игру, чтобы не дать противникам завладеть мячом и сделать бросок по их воротам. Если судья заметил любую попытку ведения пассивной игры, то он делает команде предупреждение. Если и после этого команда не меняет тактику и не делает бросок по воротам, то назначается свободный бросок против команды, владеющей мячом.

Нарушения и наказания

В гандболе разрешается:

- использовать руки и кисти рук для блока и овладения мячом;

- использовать открытую ладонь для «снятия» мяча с руки соперника с любой стороны;

- использовать тело для заслона соперника, даже если он не владеет мячом;

- вступать в физический контакт с соперником спереди и касаться его руками, для того, чтобы помешать выполнить действия.

Не разрешается:

- вырывать или выбивать мяч из рук соперника;

- блокировать или отталкивать соперника руками или ногами;

- обхватывать, задерживать, толкать, набегать и запрыгивать на соперника;

- мешать, препятствовать действиям соперника или подвергать его опасности (с мячом или без мяча), при этом нарушая правила.

Каждое нарушение, в зависимости от степени тяжести, наказывается предупреждением, двухминутным удалением, дисквалификацией, свободным или семиметровым броском. Меры наказания применяют по степени возрастания. Игрок может быть дисквалифицирован без предупреждения, если он подвергает опасности здоровье соперника или наносит ему вред, не зависимо от того, произошло это во время игры или в перерыве.

Семиметровый бросок назначается при грубых нарушениях, которые прямо или непосредственно связаны с последующей остановкой игры, что лишает соперников явного шанса забросить гол. Этот бросок выполняется с линии, находящейся в семи метрах от ворот, соперники не должны мешать игроку или перехватывать мяч. Вратарь во время пенальти не может выходить за четырехметровую линию.

Взятие ворот

Судья засчитывает гол, если мяч всей своей окружностью пересек всю ширину линии ворот, при условии, что не было нарушения правил со стороны игрока, бросавшего мяч, или другого члена команды до броска или во время броска. За этим следит судья у линии ворот. Если все в порядке, он двумя короткими свистками и жестом показывает, что гол засчитан.

Гол может быть засчитан, даже если игрок защищающейся команды допускает нарушение правил в момент полета мяча в ворота. Гол не засчитывается, если судья или секундометрист прерывают игру до полного пересечения мячом линии ворот. Гол засчитывается команде соперников, если игрок бросает по собственным воротам, за исключением ситуации, когда вратарь выполняет вратарский бросок.

В игре побеждает команда, забившая к концу второго тайма больше голов.

План-конспект урока

для учащихся 7 класса по теме:

Тема: Воспитание игровой ловкости и обучение передаче и ловле при встречном движении партнеров.

Задачи урока:

Задачи:

  1. 1.Образовательные: игровая ловкость, обучение передаче и ловле на месте и при встречном движении.
  2. 2.Развивающие: развивать находчивость, сообразительность, инициативу, умение взаимодействовать в команде. Развитие игровой ловкости.
  3. 3.Воспитывающие: воспитание самостоятельности, взаимовыручки, соблюдение техники безопасности. Воспитание нравственных и волевых качеств гандболиста.

Время: 45 мин.(1 ч)

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: гандбольные мячи, свисток.

5 «Б» класс

Дата занятия:

Части

урока

Содержание урока

Дозировка

ОМУ

Подготовительная часть-12 мин

1. Построение, приветствие, сообщение задач урока

2.Разминка (с гандбольными мячами)

а) Ходьба

-мяч внизу, на носках;

-мяч сзади, на пятках;

-мяч на уровне груди, с перекатом пятки на носок;

-мяч вверху, чередованием на пятках и на носках;

-мяч на уровне груди, в приседе;

-на каждый шаг «восьмерка» вокруг ног;

-мяч на вытянутой правой руке в сторону, подбросили, поймали на левую;

б ) Бег

-мяч на уровне груди, приставными шагами правым боком;

-мяч на уровне груди, приставными шагами левым боком;

-приставными шагами попеременно правым, левым боком;

-по диагонали, прыжками на правой ноге;

-по диагонали, прыжками на левой ноге;

-по диагонали, с ведением мяча правой рукой;

-по диагонали, с ведением мяча левой рукой;

-по диагонали, с ведением мяча попеременно правой, левой рукой;

-по диагонали, катим мяч левой рукой;

-по диагонали, катим мяч правой рукой;

3. ОРУ без предметов:

1.И. п. – о.с. 1 – 2 – наклон головы назад до отказа; 3 – 4 – и.п.; 5 - 6 - наклон головы вперед; 7 – 8 – и. п.

2. И. п. – о.с. 1 – 2 – наклон головы вправо; 3 – 4 – и. п.; 5– 8 – то же в другую сторону

3. И. п. – о.с. 1  – 2 – поворот головы вправо; 3 – 4 – и. п.; 5 –8  –то же  в другую сторону.

4. И. п. – руки к плечам. 1 – 2 – два круга согнутыми руками вперед; 3 – 4 – то же назад; 1 – 4 – поочередные круговые движения вперед; 5– 8 – то же назад.

5. И. п. – о.с. 1 – 2 – круг руками вправо; 3 – 4 – то же влево.

6. И. п. – стойка руки за головой. 1 – 3 – три пружинящих наклона, стараясь головой коснуться колена; 4 – и. п.

7. И. п. – широкая стойка ноги врозь. 1 – наклон к правой, хлопок у пятки; 2 – и. п.; 3 – 4 – то же к другой ноге.

8. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – сгибая левую, наклон вправо, левую руку вверх, правую за спину; 2 – 3 – два пружинящих наклона вправо; 4 – и. п.; 5 – 8 – то же в другую сторону.

9. И.п. – о.с. 1 – мах правой ногой, хлопок под ней; 2 – и. п. 3 – 4 – то же в другую сторону.

10. Приседание в среднем темпе.

4. Упражнения с мячами(один мяч на пару)

-двумя руками от груди;

-двумя руками из-за головы;

-правой рукой;

-левой рукой;

-боковые передачи: правой, левой рукой;

-передача с отскоком;

-передача кистевая за спиной.

1 мин

2 мин

2 мин

3 мин

4-5 раз

4-5 раз

4-5 раз

3-4 раза

4-5 раз

4-5 раз

6-8 раз

3-4 раза

4-5 раз

10 – 15 раз.

4 мин

В одну шеренгу – становись! равняйсь!

смирно!

здравствуйте!

Спина прямая.

Мяч не ронять.

Наклон туловища вперед.

Бегом марш!

Нога за ногу не заходит.

Ноги согнуты в коленях.

Мяч ногами не задевать.

Шагом марш! Восстанавливаем дыхание!

Во всех упражнениях обратить внимание на осанку

Учащиеся перестраиваются в две шеренги по всей длине зала, выполняют передачи мяча на месте

Передачи выполняются с набеганием на мяч

Основная часть – 30 мин

Игровая ловкость, обучение передаче и ловле на месте и при встречном движении

- передача мяча в движении во встречных колоннах (схема 1);

-передача мяча в двух колоннах лицом к воротам с уходом в конец своей колонны(схема 2);

-передача мяча в двух колоннах лицом к воротам с уходом в конец противоположной колонны(схема 3);

Передачи мяча в парах:

- передача мяча в парах в движении, с броском по воротам;

-передача мяча в парах в движении;

- «отрывы».( схема 4)

Подвижная игра «лови и берегись».

Игроки распределяются на группы по 4 чел., Все находятся в квадрате. По сигналу 1-й ловит 2-го, 2-й- 3-го, 3-й-4-го, 4-й- 1-го (схема 5).

Двусторонняя игра в гандбол, с измененными правилами.

10 мин

2 мин

2 мин

2 мин

2 мин

12 мин

Смотреть не на мяч, а вокруг.

в опорном положении, с прыжка

со скоростным перемещением и броском в ворота

-3 чел. слева, 3 чел. справа, с атакой на ворота.

Касаются только:

-плеча;

-ног;

-спины.

За бросок с «отрыва» команда получает 2 очка.

(2 тайма по 5 мин с перерывом 2 мин).

Заключительная часть – 3 мин

Упражнения для восстановления дыхания.

Построение, подведение итогов урока.

3 мин

Легко бегом «марш»!

6.СОРЕВНОВАНИЯ В ШКОЛЕ ПО МИНИ-ГАНДБОЛУ

Положение (примерное) о внутришкольных соревнованиях по мини-гандболу

I. Цель и задачи.

Соревнования по мини-гандболу проводятся с целью популяризации этой спортивной игры в школе и выявления лучшей команды.

Основными задачами соревнований являются:

1) укрепление здоровья, воспитание у школьников устойчивого интереса к занятиям гандболом, овладение основами техники и тактики игры;

2) активизация и совершенствование секционной спортивно-массовой работы;

3) обучение и воспитание организаторов внеклассной спортивно-массовой работы.

II. Руководство соревнованиями.

Внутришкольные соревнования по мини-гандболу проводит секция гандбола

III. Участники соревнований.

К соревнованиям допускаются ученики 5-6 классов (11-13 лет).

Состав каждой команды 10 игроков. Играют (6х6) 5 полевых игроков 1 вратарь. В заявку могут быть внесены юные гандболисты, прошедшие медицинский осмотр и допущенные к соревнованиям школьным врачом.

IV. Время, место и условия проведения соревнований.

Соревнования проводятся с 17 по 21 февраля 2014 г. по правилам (по упрощенным) мини-гандбола в школьном спортивном зале. Продолжительность игры для девочек и мальчиков два тайма по 10 мин (перерыв между таймами 5 мин). Игра проходит по круговой системе в один круг. За выигрыш начисляются 2 очка, за ничью -1, за проигрыш - 0.

V. Судейство соревнований.

Судейство соревнований возлагается на школьную секцию гандбола.

VI. Определение победителей.

Команда-победительница определяется по наибольшему количеству набранных очков. В случае равенства очков у двух команд, претендующих на первое место, преимущество получает команда, победившая в личной встрече. При ничейном результате между ними победитель определяется по лучшей разнице забитых и пропущенных мячей. Если и эти показатели не могут выявить победителя, преимущество отдается команде, имеющей лучшие результаты в выполнении технических упражнений. Таков же принцип определения победителя в случае равенства очков у трех и более команд.

VII. Награждение победителей.

Команда-победительница награждается переходящим кубком, а игроки команды - школьными грамотами.

В зависимости от количества команд соревнования по гандболу можно проводить по круговой, олимпийской или смешанной системе.

Круговая система позволяет всем командам встретиться между собой. Ознакомься со схемой проведения соревнований по этой системе (для четырех команд):

1 день: 1—4 и 2—3

2 день: 1—2 и 4—3

3 день: 3—1 и 2—4

Помни, что круговая система соревнований для выявления победителя самая справедливая. Но ее недостаток в том, что при большом количестве команд соревнования растягиваются на много дней. Если сроки проведения соревнований ограничены, рекомендуется пользоваться смешанной или олимпийской системой.

Соревнования по олимпийской системе более просты и коротки: просто выбывает проигравшая команда. Сетка игр по этой системе (для восьми команд):

сетка игр по олимпийской системе

В настоящее время уже можно говорить об оценке эффективности мероприятия, причём я рассматриваю эффективность мероприятия по нескольким основополагающим направлениям:

Воспитательный эффект:

-Формирование нравственных, морально-волевых качеств;

-Формирование понимания необходимости вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом;

-Формирование навыков коллективизма.

Социальный эффект:

-Профилактика вредных привычек, наркомании, алкоголизма и табакокурения;

-Отвлечение подростков от антисоциальной деятельности;

-Профилактика негативного поведения.

Оздоровительный эффект:

-Привлечение подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

-Эффективное оздоровление, развитие физической выносливости, способности переносить повышенные физические нагрузки;

-Приобретение необходимых навыков по выполнению общефизических упражнений.

Развивающий эффект:

-Активизация познавательной активности;

-Расширение и углубление знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

-Формирование чувства осмысления необходимости полученных знаний, эффективности проводимых практических мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

2. Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

3. Игнатьева В.А. Тренировочные задания по специальной подготовке гандболистов: Метод. разраб. для студ., слушателей ВШТ и фак.повышения квалификации ГЦОЛИФКа/ В.А. Игнатьева, Н.М. Ганченко, И.Г. Шестаков. - М.: Б.и. ч.1: Упражнения по физической и технической подготовке. - 1992. - 62 с.

4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

5. Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.

6. Шестаков М.П. Гандбол: Такт. подготовка/ М.П.Шестаков, И.Г. Шестаков. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 129 с. - (Методика спорт. тренировки).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1 Игровая площадка

Размеры указаны в сантиметрах.

Рис. 2: Ворота

Передача мяча в движении во встречных колоннах

        Передача мяча

                    Движение игрока

Схема . 1

Передача мяча в двух колоннах лицом к воротам с уходом в конец своей колонны

                     Передача мяча

                     Движение игрока

       

Схема .2

Передача мяча в двух колоннах лицом к воротам с уходом в конец противоположной колонны

                     Передача мяча

                     Движение игрока

Схема .3

«отрывы».

                         Передача мяча  

                        Движение игрока                                                                                        Схема4

Подвижная игра «лови и берегись».

Игроки распределяются на группы по 5 чел., Все находятся в квадрате. По сигналу 1-й ловит 2-го, 2-й- 3-го, 3-й-4-го, 4-й-5-го, 5-й- 1-го.(рис 5)

Схема 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени...

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени...

Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями

Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, дейст...

Элективный курс по ОФП "Спортивные игры-гандбол" 9 класс

Рабочая  программа по элективным курсам ОФП для 9 класса составлена на основе методических разъяснений по определению третьего дополнительного часа физической культуры в 9х классах и письма...

Доклад "Опыт внедрения инклюзивного образования в рамках образовательного учреждения"

В настоящее время в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5 до 4,5 % детского населения. По мнению экспертов, с каждым годом эта цифра будет увеличиваться. Основным эл...

План-конспект урока физической культуры в 5 классе на тему: "Спортивные игры. Гандбол"

Цель урока: Обучение – ловля и передача мяча на месте– ведение мячаРазвитие – быстроты, ловкости.Задачи: 1) Ловля и передача мяча;2) Ведение мяча;3) Учебная двусторонняя игра «гандбол».Место – сп...

Особенности внедрения и реализация ГТО в образовательном учреждении с вовлечением подростков в волонтерское движение.

В статье представлен опыт волонтерского отряда в школе по пропаганде здорового образа жизни...