Обобщение педагогического опыта учителя физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему
Обобщение педагогического опыта учителя физической культуры
ГБОУ ЦО №633, Калининского района, С-Петербурга
Соколовской Елизаветы Захаровны
Наименование опыта. Формирование положительного отношения и интереса школьников к урокам физической культуры и самостоятельным занятиям.
Ведущая идея опыта. Создание на уроках физической культуры условий для формирования устойчивого интереса и положительного отношения школьников, к занятиям физической культурой используя игровой метод.
Особенностями моей работы со школьниками является набор средств и методов преподавания, постановка конкретных целей и достижение их с помощью эмоционального ключа, а именно: я придаю огромное значение подвижным играми, соревновательным упражнениям, уделяю большое внимание развитию двигательной инициативы и самостоятельности детей.
Если раньше уроки физкультуры, дети называли в числе любимых предметов, то сейчас это крайне редко. Причин может быть очень много, но на мой взгляд основными являются однотипность, не интересность (программы нацелены на сдачу нормативов). На своих уроках я постаралась заинтересовать детей, вызвать у них положительные эмоции даже в выполнении простых упражнений.
Игровая деятельность, как форма и метод обучения школьников, явился наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания.
Технология опыта:
Работу над проблемой использования подвижных игр для активизации двигательной активности младших школьников начинала с поиска наиболее рациональных методов организации учебного процесса в начальной школе. Традиционно на уроках использую три метода: фронтальный, когда дается одно общее задание всему классу; групповой, когда класс делится на несколько групп, каждой из которых даются разные задания и индивидуальный, когда персональное задание получает каждый ученик. Это позволяет решить задачу овладения младшими школьниками базовыми основами двигательной деятельности, однако не всегда удается решить задачу расширения двигательного опыта учащихся, границ двигательной активности младших школьников. Работая над поиском форм методов обучения учащихся групповому взаимодействию пришла к использованию подвижных игр и соревнований. На любых этапах обучения они помогают решать задачу воспитания наиболее правильного стереотипа движений, содействуют совершенствованию двигательной функции и закладывают основу для подготовки младших школьников, для подготовки к конкретной игровой деятельности.
Личная концепция учителя:
- поиск творческих приемов совершенствования навыков базовых двигательных действий и вариативное использование на уроках физической культуры;
- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений на основе широкого использования подвижных игр;
- расширение границ двигательной активности младших школьников за счет использования подвижных игр;
- активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности школьников (восприятие, память, мышление); – положительные эмоции.
Для решения задач урока мною используется игровой метод. Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей использую в процессе урока не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, но и для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. Также с помощью игрового метода развиваю такие качества и способности, как ловкость, выносливость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность. В моих руках метод является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины.
Игровой метод необязательно связывать с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми. Он применяется на базе любых физических упражнений.
Подвижные игры имеют ряд преимущества, они оказывать значительное воздействие на все стороны развития ребенка.
Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу учащихся, поскольку:
-позволяют найти индивидуальный подход к каждому;
- создают условия для активности;
-предоставляют возможность выбора;
-создают проблемные ситуации, из которых ищут выход сами;
-нацеливают на достижения результата;
-предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования, упражнения;
-учат осмысливать, контролировать и оценивать действия;
-развивают учебно-познавательные мотивы.
Игра сама по себе является формой стихийного поведения ребенка, поэтому нужен комплекс вспомогательных действий, направленный на придание играм упорядоченного характера и достижение определенных воспитательных и развивающих задач при большой свободе двигательной деятельности в атмосфере радости.
Подвижные игры считаю наиболее эффективным средство развития быстроты силы, выносливости, ловкости формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков, делаю все для того, чтобы сделать их популярными, увлекающими детей. К сожалению, все чаще в школу приходят дети с очень низким уровнем физической подготовленности, не желающие заниматься физическими упражнениями и в течении дня мало двигающимися. Чтобы возбудить интерес детей к спортивной деятельности нужно подбирать интересные, увлекательные, доступные для всех учащихся подвижные игры. Вначале дети играют в знакомые игры чаще, используются сюжетно-ролевые, требующие большого внимания, определенных умений и навыков. При выборе игры для урока учитываю степень организованности детей, их возраст, уровень физической подготовки, в первую очередь, задачи решаемые на данном уроке.
Используя подвижные игры нужно формировать у учащихся начальной школы базу для овладения навыками игры в волейбол, баскетбол, при этом работать над тем, чтобы занимательность подвижных игр не была пустой забавой, а была занимательной формой позволяющей активизировать формирование двигательной активности младших школьников.
Включая подвижные игры в занятия, подхожу к этому методически: Выбираю игру. Подготавливаю к игре. Знакомлю с правилами игры. Подвожу итоги игры.
Выбор игры.
Подбирая игру, учитываю Комплексную программу по физической культуре. Перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием для варьирования двигательных заданий в знакомых играх. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует выбирать среди них такие, которые содержат незнакомые движения, чтобы у детей не пропал интерес. Двигательное содержание игр должно сочетаться с условиями проведения.
В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников, она может быть включена во все части урока. Подготовительная часть урока-игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности внимания учеников. Наилучшими движениями для этих игр является ходьба, бег, с несколькими дополнительными упражнениями. В основной части урока игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности. Игры в основной части должны оказывать содействие усовершенствованию техники выполнения тех или других движений. В заключительной части- использую игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они должны оказывать содействие отдыху после интенсивной нагрузки в основной части и завершению его с хорошим расположением духа.
Объяснение игры
Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации. Нужно использовать следующую последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Специально разучивать слова при объяснении не следует – дети естественно запомнят их в ходе игры. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий сохраняется.
Распределение ролей в игре.
Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случиться разные конфликты.
Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.
Руководство ходом игры.
В целом контроль над ходом игры направлен на выполнение ее содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов.
Необходимо следить за движениями школьников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме. То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, а тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (например, помочь подержать второй конец веревочки, под которую подлезают «цыплятки»). Повторение и продолжительность игр для каждого возраста регламентированы, но нужно уметь оценивать и реальную ситуацию. Если дети устали необходимо переключиться на другую, более спокойную игру. Важным моментом руководства является участие учителя в игре. Но иногда учитель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется определенное число играющих. Обязательное подведение итогов.
Варьирование и усложнение подвижных игр.
Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
– увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
– усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);
– изменить размещение играющих на площадке ( водящий находится не сбоку, а в середине площадки);
– сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);
– провести игру в нестандартных условиях ;
– усложнить правила .
Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей, развитию физических качеств.
На уроке использую упражнения, которые носят соревновательный характер, в подготовительных упражнения, вспомогательных играх и упражнениях, где присутствуют элементы соперничества.
Для повышения активности школьников на уроках физической культуры я устраиваю соревнования между группами учащихся в дисциплине, быстроте построения, подготовке и уборке мест занятий и т.д. Это дает очень хорошие результаты в младших и средних классах, поскольку деятельность старшеклассников в меньшей мере зависит от эмоций. В школе провожу достаточное количество внутришкольных мероприятий, многие из которых стали для нас традиционными:
-« Самый сильный» 1-11 класс (подтягивание на перекладине);
-«Самая самая» 1-11 класс (прыжки на скакалке);
- «Бег команд классов».
Результативность:
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности , что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.
Учащиеся с желанием приходят на уроки и уходят с хорошим настроением. В классах почти нет освобожденных, т.к. индивидуальный подход найден к каждому ученику.
Уроки физической культуры проходят живо, интересно, учащиеся занимаются с удовольствием, уровень качества обучения достаточно высокий (порядка 96%). Общий уровень физической подготовленности учащихся начальной школы значительно возрастает к переходу в среднюю школу, учащиеся легко усваивают основы спортивных игр (баскетбол, волейбол).
Для формирования положительного отношения и интереса школьников к урокам физической культуры и самостоятельным занятиям мною также используется ведение БЛОГА.(Результаты соревновании, фотоотчеты, интересная информация)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры и ОБЖ Драгунова В.Д.
«Организация учебной и внеклассной работы по физической культуре и ОБЖ с использованием авторской программы «Школа выживания Экстрим»....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ "Явасская СОШ" Зубово Полянского муниципального района Республики Мордовия...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Седойкина Анатолия Владимировича
laquo;Приобщение учащихся к здоровому образу жизни, физическому развитию посредствам уроков физической культуры и внеурочной деятельности ». Цель: содействие всестороннему...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МОУ «Атемарская СОШ» Лямбирского муниципально района Фадеев Сергей Николаевич «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образ
1. Актуальность и перспективность опытаАктуальность проблемы, над которой я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного т...
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя физической культуры Сергеевой И.В. МОУ СОШ №1 им. А.К. Просоедова «Формирование здорового образа жизни на уроках физкультуры»
Основной моей целью педагогической деятельности по реализации федерального закона является сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие физических способностей, внедрение здоровье...
Тема педагогического опыта учителя физической культуры Тюрина Михаила Михайловича
Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 3 года. С 2015 года я работаю по внедрению в практику здоровьесберегающих технологии, которые модернизирую в соответ...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры Беськаева А.В., 2019 г.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МОУ г.о. Саранск "Центр образования "Тавла" - Средняя общеобразовательная школа №17...