Гармоничное развитие личности учащегося и укрепление его здоровья на уроках физической культуры
статья по физкультуре (5 класс)

ХI-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, формулируются основные цели современного образования: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству; воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению;формирование коммуникативных умений и навыков. Основная цель системы образования - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления. Наша задача помочь каждому школьнику стать полноценной личностью, уметь оценивать свои возможности, и быть полезным для общества. Модернизация образования на всех этапах требует нового подхода к преподаванию физической культуры. Основной целью физического воспитания подрастающего поколения является обеспечение гармоничного развития личности и укрепление здоровья школьников. Урок физической культуры должен выполнять свое прямое и главное назначение – способствовать укреплению здоровья, всестороннему развитию личности, обучению основам гигиенических знаний.Развитие личности учащегося включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. И надо не забывать, что личность учащегося имеет свои потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и ум... В совместной деятельности взрослого и ребёнка зарождается сама личность ребёнка, этот процесс многогранен и включает в себя не только процесс учёбы или тренировок, но результаты внутренних противоречий, которые способствуют формированию нравственных ценностей. Формирование нравственных ценностей, способствующих развитию познавательной и творческой активности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями, на основе принципа активности самих учащихся и включает в себя три ступени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях реализации ФГОС приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательной - оздоровительной работы становится гармоничное развитие личности учащегося и укрепление его здоровья.

В настоящее время обучение, воспитание и здоровье – это неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении является одной из главных и актуальных задач всей системы образования. К этому относится создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий как уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности.

Для успешного изучения любого предмета, физкультура — не исключение, необходима положительная мотивация, поэтому я стремлюсь к привлечению детей к самостоятельной работе на уроке.

Именно на интересе детей к занятиям я строю уроки, формируя тем самым, навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На уроках ведущая деятельность учащихся – поисковая и творческая.

Я предлагаю учащимся интересные темы проектов по физической культуре для собственной исследовательской деятельности и проведения нетрадиционных уроков, где в роли учителя и исследователя выступает сам ребенок.

Предложенные актуальные и увлекательные темы исследовательских работ по физической культуре сгруппированы разным темам: физическая культура, здоровье и здоровый образ жизни, вид спорта которым занимается ребенок, олимпийские игры, спортивные и подвижные игры и т.д.

Главное, чтобы тема исследовательской работы по физической культуре была ребенку по душе, а сфера исследования - являлась близкой ему по наклонности.

При подготовке, вместе с учащимся или группой учащихся мы выбираем тему, определяем цель и задачи проекта и составляем план проведения урока.

В рамках реализации проекта учащийся решает сразу несколько задач:

- развивает способность аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;

- учится понимать значение данного вида спорта;

- изучает историю физической культуры;

- учится правилам игры и судейским жестам;

- составляет комплексы и подбирает нужные упражнения для проведения урока;

- моделирует физические нагрузки для развития своих основных физических качеств;

- осваивает навыки по самостоятельному выполнению упражнений;

- организовывает и проводит игры с элементами соревнований;

- показывает роль физических упражнений и занятий спортом в укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

- выявляет факторы, влияющие формирование культуры здорового образа жизни.

Практическая значимость реализации проекта состоит в том, что он может быть использован школьниками для самостоятельного повышения образовательного уровня и проведения занимательного урокаТакже материалы проектов могут использоваться совместно с учителями – предметниками для проведения метапредметных уроков.

Проектные работы могут выполнять учащиеся относящиеся к любой группе здоровья, в том числе, освобожденные по медицинским показаниям от уроков физической культуры, чтобы не просто получить оценку, но ощутить свою причастность к физической культуре и спорту.

Цели проведения таких уроков:

1. обеспечить понимание роли и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни;

2. привить интерес к систематическим занятиям физкультурой, формировать привычку к выполнению физических упражнений;

3. приобрести опыт организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;

4. сформировать умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств, оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее.

5. воспитать нравственную культуру учащихся.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

  Здоровье ученика в норме, если:                                                                  

а) в физическом плане – он умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в) в эмоциональном плане – уравновешен, эмоционально открыт;

г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

д) в нравственном плане – он честен, самокритичен.

Использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе позволят обучающимся сохранить здоровье, успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время физические упражнения широко ис­пользуются, как  эффективное средство развития физических качеств, общего физического развития и  профилактики пограничных состояний  ч...

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося в рамках ФГОС»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными черта...

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание гражданина России как основа гармоничного развития личности учащегося на уроках и во внеурочное время»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с основными  положениями:·        Общество нуждается в подготовке  нравственных людей.·...

Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...

«Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося»

Методический педсовет.Тема: «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося»....

«Духовно – нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося» статья

Статья на тему: Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося".       Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школ...