Интегрированный урок "Физическая культура и физика" по теме "Состязание с наукой"
методическая разработка по физкультуре (9 класс)
Урок проведен в рамках метапредметной недели "ФИЗИКА" и "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА". Педагогическая цель: - повысить мотивацию к изучению предметов: физика и физкультура; - показать возможности интеграции предметов, связь науки со спортом; - создать условия для осознания и осмысления учебной информации, применения знаний и умений в новых учебных ситуациях. Постараться совместить занятие физкультурой и физикой, чтобы учащиеся смогли на практике увидеть связь этих двух предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 26.9 КБ |
Конспект - сценарий урока | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок «ФИЗКУЛЬТУРА и ФИЗИКА»
в рамках проведения «Муниципальной предметной недели
по физической культуре»
Тема | «Состязание с наукой» |
Класс | 9Г |
Педагогическая цель | Повысить мотивацию к изучению предметов: физика и физкультура. Показать возможности интеграции предметов, связь науки со спортом. Создать условия для осознания и осмысления учебной информации, применения знаний и умений в новых учебных ситуациях. |
Тип урока | Комбинированный (соревновательный, игровой, общеразвивающей направленности) |
Задачи: - Образовательная - Оздоровительная - Воспитательная | Активизация познавательной деятельности по предмету физика, физическая культура; развитие координации движений, быстроты и ловкости; совершенствование двигательных умений и навыков. Развитие функциональных возможностей организма; укрепление здоровья и повышение общей физической подготовки; улучшение таких необходимых качеств, как психологическая уравновешенность, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности. Воспитание интереса к активной двигательной деятельности; воспитание моральных и волевых качеств; развитие целеустремленности, воспитание коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки в команде. |
Личностные результаты | Формирование самооценки и личностное самоопределение к видам деятельности; формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности. Познавательные: понимать значение выполняемых действий, умение соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания. Коммуникативные: умение видеть ошибки других учащихся и подсказать пути их исправления. |
Методы и формы работы | Словесный, наглядно - практический; групповая. |
Образовательные ресурсы | Свисток, магнитная доска, плакаты с заданиями, маркеры; набор для электризации, султанчики; воздушные шарики, дротики; легкие мячи, гимнастическая палка; скакалка; барьеры; конусы; «магнитная удочка»; обруч, «рыбки». |
Место проведения | Спортивный зал |
Время занятия | 45 минут |
Ссылка на видеоролик урока |
Технологическая карта урока
Организационная структура занятия | ||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||
Деятельность этапа | Основная форма работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||
Организационно-мотивационный | Учитель. Предлагает план урока, делает установку на урок, которая помогает обучающимся сформулировать цели и задачи на урок. Учащиеся.Знакомятся с планом, формулируют задачи урока. | Личностные: формирование знаний о связи двух предметов: физики и физической культуры через совмещенное занятие физкультурой и физики. | ||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе выполнения заданий. | ||||
Деятельность этапа | Основная форма работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||
Работа в командах | Учитель. Предлагает начать урок с разминки (разминка помогает подготовить организм к переходу от обычного состояния к занятиям спортом, уменьшает вероятность травм и обеспечивает лучший результат). Деление класса на 2 команды, которые выполняют задания, соревнуясь между собой: 1. «Гонка мячей» 2. « Сопоставить физические законы и физические понятия с их формулами» 3. «Взаимодействие заряженных тел с помощью электризации» 4. «Найди дорогу» 5. «Траектория баллистического движения» 6. «Физическая рыбалка». Учащиеся. Выполняют задания в командах, выполняя физкультурные упражнения и физические задания. | Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте. Регулятивные: учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные: Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами. | ||
Этап 3. Дискуссия. Организация обратной связи. | ||||
Деятельность этапа | Основная форма работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||
«Осмысление» | Учитель. Предлагает учащимся проанализировать выполненные задания и свои ответы. Какое явление все время «вмешивалось» в игру, мешало вам в эстафете? Почему происходит взаимодействие тел, которые вы зарядили? Какой оптимальный угол, при котором можно попасть в цель? Учащиеся. В командах анализируют и находят правильные ответы по физике. | Познавательные: Показывают свои способности в выполнении физических упражнений; знания физических законов и физических понятий; названия приборов, что они измеряют, единицы измерения и как они выглядят; умение находить ответы на вопросы викторины. Оценивают взаимосвязь физики и физической культуры. Высказывают собственное мнение о влиянии физики на достижение хороших результатов в спорте. Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и самооценку. Коммуникативные: Находят адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности. | ||
Этап 4. Проверка полученных результатов | ||||
Деятельность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | ||
«Рефлексия» | Учитель. Задает вопросы по теоретической части урока: что общего между спортом и наукой, между физикой и физкультурой? Предлагает высказать своё мнение. Учащиеся. Отвечают на поставленные вопросы, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы, оценивают уровень собственного эмоционального состояния на уроке. | Познавательные: Осуществление комплексного анализа своей деятельности. Регулятивные: Принимать и осуществлять учебную задачу, вносить необходимые коррективы на основе оценки и учёта сделанных ошибок. Коммуникативные: Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время диалога. | ||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||
Деятельность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатом | Формируемые УУД | ||
Подведение итогов Домашнее задание | Учитель. Подводит итоги урока, благодарит учащихся за хорошую работу. Объясняет сущность домашнего задания: найти дополнительную информацию по пройденной теме: «А важен ли спорт для физики и физиков?» Учащиеся. Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. | Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. Регулятивные: Адекватно осуществлять самооценку. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
Учитель физической культуры МБОУ Лицей №11 г. Химки - Л.А. Марусяк
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интегрированный урок «ФИЗКУЛЬТУРА и ФИЗИКА» Тема урока: «Состязание с наукой». Педагогическая цель: Повысить мотивацию к изучению предметов: физика и физкультура . Показать возможности интеграции предметов, связь науки со спортом. Создать условия для осознания и осмысления учебной информации, применения знаний и умений в новых учебных ситуациях. Тип урока: Комбинированный (соревновательный, игровой, общеразвивающей направленности).
Задачи урока: Образовательная: Активизация познавательной деятельности по предмету физика, физическая культура; развитие координации движений, быстроты и ловкости; совершенствование двигательных умений и навыков. Оздоровительная: Развитие функциональных возможностей организма; укрепление здоровья и повышение общей физической подготовки; улучшение таких необходимых качеств, как психологическая уравновешенность, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности. Воспитательная: Воспитание интереса к активной двигательной деятельности; воспитание моральных и волевых качеств; развитие целеустремленности, воспитание коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки в команде.
Место проведения: спортивный зал; Время урока: 45 минут. Образовательные ресурсы: свисток, магнитная доска, плакаты с заданиями, маркеры; набор для электризации, султанчики; воздушные шарики, дротики; легкий мяч, гимнастическая палка; скакалка; барьеры; конусы; «магнитная удочка»; обруч, «рыбки».
План урока: Части урока Содержание урока Дозировка Методические указания Подготовительная часть 6 – 7 мин. Построение, приветствие, сообщение задач урока. Учитель: В словах «физика» и «физкультура» есть одинаковые корни. На первый взгляд, что общего между спортом и наукой? Однако, если хорошо подумать, мы поймем - спорт без физики бессилен. Ведь чтобы правильно бегать, высоко и далеко прыгать, хорошо метать, научиться плавать, надо знать и использовать законы физики. Сегодня мы постараемся совместить занятия физкультурой и физикой, и увидеть связь этих предметов. Класс делится на 2 команды. 1 мин. 2 – 3 мин. Проведение урока в формате соревнований – эстафет.
Основная часть 35 мин. Разминка. Учитель: Любое занятие спортом начинается с разминки. разминка помогает подготовить организм к переходу от обычного состояния к занятиям спортом, уменьшает вероятность травм и обеспечивает лучший результат. Эстафета – «Гонка мячей» Учитель: Какое явление все время «вмешивалось» в вашу игру, мешало вам в эстафете? (инерция) Учитель: Быстрее, выше, сильнее! – этот спортивный девиз выбит на олимпийских медалях. Но некоторые физические явления (тяготение, трение, инерция) могут стать преградой на пути к спортивным достижениям. С другой стороны, правильное использование соответствующих физических законов может помочь спортсмену в достижении успеха. Эстафета – «Сопоставить физические законы и физические понятия с их формулами» 3 – 4 мин. 6 – 7 мин. Игроки поочередно ведут легкий мяч гимнастической палкой вокруг кеглей . Оценивается быстрота и правильность выполнения упражнений. По свистку первые участники команд добегают до скакалки, которая размещена в квадрате 1,5 х 1,5 , выполняют 5 прыжков назад, 5 прыжков вперед, далее бегут к доске, где размещен плакат с заданием на сопоставление, выбирают один из 8 сопоставлений. Возвращаются к своей команде, передают эстафету следующему. Второй, и последующий, выполняет тоже самое задание.
Основная часть 35 мин. Эстафета - «Взаимодействие заряженных тел с помощью электризации» Учитель: При электризации трением оба тела приобретают заряды. Электроны переходят с шерсти на палочку. В процессе электризации оба тела заряжаются. А теперь вы попробуете это сделать. По свистку первые участники команд добегают до столика (у каждой команды палочка ПВХ и шерстяная ткань – «набор для электризации») и с одного раза должны наэлектризовать палочку, затем коснуться ей султанчика и быстро вернуться к команде, передав эстафету следующему. Эстафета – «Найди дорогу» Учитель : Вы знаете, что физика – наука экспериментальная. А в ходе эксперимента физикам приходится производить измерения. Производят измерения и во время спортивных соревнований, иначе как сравнить достижения спортсменов? Сейчас мы проверим, знаете ли вы названия приборов, что они измеряют, единицы измерения и как они выглядят. Надо соединить все четыре показателя 5 – 6 мин. 6 – 7 мин. Важное условие: султанчик руками не трогать. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Та команда, у которой султанчик зарядился больше, получает дополнительное очко. По свистку первые участники команд добегают к доске, где размещен плакат с заданием на сопоставление, выбирают один из 6 сопоставлений, при этом необходимо преодолеть 5 барьеров, выполняя прыжки двумя ногами. Возвращаются к своей команде, передают эстафету следующему. Второй, и последующий, выполняет то же самое задание.
Основная часть 35 мин. Эстафета - «Траектория баллистического движения». Учитель : В учебнике физики написано, что дальность полета тела при одной и той же начальной скорости зависит от угла, под которым тело брошено к горизонту. То есть вы должны выбрать оптимальный угол, чтобы попасть в цель. Учитель (после эстафеты) : Оптимальный угол, при котором можно попасть в цель? ( Ответ: 30° ) Конкурс – «Физическая рыбалка». Учитель : С помощью физики и ее законов, стало появляться больше видов спорта. Мы тоже придумали для вас новый вид состязаний под названием «Физическая рыбалка». 5-6 мин. 9 – 10 мин. По свистку первые участники обеих команд добегают до отмеченной линии и один раз кидают дротик, стараясь попасть в воздушный шарик, потом сразу возвращаются, передавая эстафету следующему. Выигрывает команда, пришедшая первой. За большее количество лопнувших шаров команда получает дополнительное очко. В аквариум (или на площадку внутри положенного на пол обруча) помещают картонных рыбок, на обратной стороне которых записаны вопросы. С помощью магнитной удочки (к палке привязывается нить с магнитом на конце, а к рыбам – скрепка) команды по очереди ловят рыбу, отвечают на вопрос и при правильном ответе оставляют рыбу в команде . За верное решение задачи команда получает 1б. В конце конкурса рыбу сдают жюри для подсчета очков.
Заключительная часть 3 – 4 мин. Приложение (Протокол) Подведение итогов, подсчитывая общую сумму баллов. Объявление результатов. Учитель: Вот и подошел к концу наш урок - игра. Я думаю, вы убедились в связи физики и физкультуры, поняли как знание физики важно для достижения хороших результатов в спорте. Хочется вам пожелать, чтобы знание физики помогли достигнуть результатов в спорте, а спорт помог сохранить здоровье, воспитать выносливость и волю к победе. Домашнее задание: найти дополнительную информацию по пройденной теме: «А важен ли спорт для физики и физиков?» 1,5 -2 мин. 1,5 – 2 мин. Отметить лучших учеников урока. Помощники – ассистенты на уроке – освобожденные учащиеся. № п/п Эстафеты 1 команда 2 команда 1 Разминка 2 «Сопоставление» 3 «Электризация» 4 «Найди дорогу» 5 «Дротики» 6 «Физическая рыбалка» Итоговый р езультат
РЕФЛЕКСИЯ: Учащиеся выполнили работу, запланированную на уроке в полном объеме, хорошо усвоив материал. Отвечали на поставленные вопросы, осуществляли взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивали ответы. Некоторые сложности возникли в процессе выполнения заданий по физике. Отмечено положительное отношение детей к содержанию урока, учащиеся активно взаимодействовали друг с другом в процессе занятия. Отношение к учителю - положительное, высокая дисциплина обучающихся во время урока, ученики были внимательны к объяснениям и замечаниям учителя. Работа всех учащихся, включая освобожденных, оценена учителем на «отлично».
Урок физической культуры в 9«Г» классе МБОУ Лицей №11 г. Химки по теме: «Состязание с наукой» метапредметная связь « Физультура и физика». Ссылка на YouTube : https://youtu.be/_zOVcrL6cXM Учитель физической культуры – Марусяк Лариса Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Культура Древнего Египта"
Разработка урока, проведенного совместно с учителем истории, с привлечением инсценировки мифа об Осирисе и египетской сказки "О красноречивом поселянине"...
интегрированный урок "Современная наука и искусство - два "крыла" культуры"
Этот урок я проводила в 11 классе в конце учебного года, когда по химии идет тема "Металлы". Учащиеся работают в группах постоянного состава и выполняют задания, цель которых показать, что любая творч...
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....
Интегрированный урок "Культура России в 19 веке. Живопись, музыка"
Цели урока сформировать у учащихся представление о российской культуре 19 века обратив внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения искусстваЗадачи урока Учить:-...
Разработка интегрированного урока "Культура XVIII века".
Для совершенствования литературного образования учащихся, их художественно-эстетического развития большое значение имеет проведение интегрированных уроков литературы, на которых соединяются сведения и...
Внеурочное интегрированное занятие по физике и химии "Нескучная наука"
Нескучные опыты по предметам физика и химия...
Интегрированный урок "Культура Древней Руси"
6 класс. Тема: Древнерусская культура (IX-XII вв.)Тип урока: комбинированный, интегрированныйЦель урока: Сформировать у учащихся представления о культуре Древнерусского государства, развивать на...