Интегрированный урок "Культура Древней Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Клочкова Нина Валерьевна

6 класс.  Тема: Древнерусская культура (IX-XII вв.)

Тип урока: комбинированный, интегрированный

Цель урока: Сформировать у учащихся представления о культуре Древнерусского государства, развивать навыки работы в группах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древней Руси Авторы: Клочкова Нина Валерьевна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №77; Гасанова Раиса Викторовна, Учитель ОПК, МБОУ СОШ №77 Культура

Слайд 2

Проблема: Можно ли считать культуру Древней Руси самобытной?

Слайд 3

Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.

Слайд 4

Особенности культуры Древней Руси Культура Древней Руси Наследие восточных славян, язычество Культура неславянских народов и соседей Культура Византии

Слайд 5

Двоеверие

Слайд 6

Христианство и славянская письменность. Устное народное творчество.

Слайд 8

Вы постойте-ка за веру, за отечество, Вы постойте-ка за славный стольный Киев-град. В чем своеобразие русских былин?

Слайд 9

Своеобразие русских былин: 1. Основная идея былин – защита русской земли от врагов. 2. Освобождение своей земли. 3. Отсутствует тема борьбы за славу и богатство.

Слайд 11

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Слайд 15

Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

Слайд 16

В 1113 году монахом Киево -Печорского монастыря Нестором была написана летопись «Повесть временных лет».

Слайд 17

Через все произведения красной нитью проходит идея величия Руси, ее особой роли в христианском мире.

Слайд 18

Деревянное зодчество

Слайд 20

София Византийская

Слайд 21

София Киевская

Слайд 23

Изобразительное искусство

Слайд 24

Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной. Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Иконопись - это искусство изображения святых по строго определенным канонам.

Слайд 27

Синквейн Культура. Античная, русская. Просвещает, развивает, совершенствует. Культура всегда появляется из бескультурья. Творчество. Культура Материальная, нравственная! Воспитывает, учит, совершенствует Культура – историческая память человечества! Наследие Культура – Древнерусская, богатая , самобытная Восхищает, учит, воспитывает Я люблю, хочу знать эту культуру, изучаю Гордость



Предварительный просмотр:

6 класс.  Тема: Древнерусская культура (IX-XII вв.)

Тип урока: комбинированный, интегрированный

Цель урока: Сформировать у учащихся представления о культуре Древнерусского государства, развивать навыки работы в группах.

Образовательные ресурсы: Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI века. 6 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Федоров. М. : Дрофа, 2016.

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом, анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.

  • Метапредметные УУД

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

              Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями,                            слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

  • Личностные УУД
  • Добиваются хороших результатов путем стимулирования и получения хороших оценок

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

План урока:

  1. Двоеверие
  2. Литература и письменность
  3. Древнерусское зодчество
  4. Изобразительное искусство Древней Руси.

Формы и методы обучения:

  • Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля
  • Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия: икона, двоеверие мозаика, фреска, миниатюра, летопись житие

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала.

Слава нашей стороны

Слава русской старины

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Что бы дети знать могли

О делах родной земли.

Учитель: В этом году мы с вами стали изучать историю нашей Родины. Мы узнали, как жили наши предки, чем они занимались, с кем воевали, какой они внесли вклад в становление Руси, какие культурные ценности они оставили нам – своим потомкам.

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Давайте сформулируем тему урока.

Слайд 1. Тема: Древнерусская культура. (Записать в путевых листах)

Слайд 2. Личностно значимая проблема: Можно ли считать культуру Древней Руси самобытной?

За первые несколько веков славяне создали обширную, богатую культуру.

Учитель: Ребята, а что такое культура, что вы о ней знаете? Как вы понимаете слово культура?

 Высказывания детей

 

Учитель: У вас на столах лежат конверты, в них вы найдете первое задание. (Составить понятие КУЛЬТУРА (карточки)

Выступление детей  по группам 

Слайд 3. Определение термина – культура.

Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. (Записать в путевых листах)

Учитель: Культура  древних славян формировалась не изолированно, а на базе имеющихся культур. Как вы думаете, каких? (рассуждения учеников)

 Слайд 4.  Культура Древней Руси

- традиции язычества

- культурные достижения соседних народов (печенеги, хазары, балты, половцы, западные славяне)

- культура Византии (Записать в путевых листах)

Учитель: Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала многоликой, интересной. В ней появился ряд особенностей, о которых мы будем сегодня говорить.

Слайд 5-6. Двоеверие.

Учитель: Что такое двоеверие? В чем оно проявилось?

Обратимся к учебнику стр. 80 подтвердите свои рассуждения чтением текста

Учитель: С принятием христианства, языческие традиции никуда не делись. Они плавно вплелись в новую культуру.

Сохранились ли в наше время элементы двоеверия? Приведите примеры  (работа в группах).

Учебник стр.81 подтвердите свои рассуждения чтением текста

Учитель: А сейчас мы познакомимся с разными жанрами древнерусской культуры.

Слайд 7.  Христианство и славянская письменность. Устное народное творчество.

Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были важной составной частью древнерусской культуры. Целый мир русской культуры открывается в былинах. Их основной герой – богатырь, защитник народа. Былины, разумеется, не могут дать не последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов. И тем не менее они вполне историчны. Обратимся к  известным былинным героям перед вами картина известного художника В.Васнецова «Богатыри»

Слайд 8. Картина В.В. Васнецова Богатыри.

Ученик читает:

Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.

Над ними облака безмолвны. С вышины

Спускаются орлы. Плющом оплетены

Крутые склоны гор. И в синей дымке долы.

Овраги глубоки. И странные глаголы

Порою в глубине их заросли слышны:

То ветер кружится, медвяный дух весны

Наполнил все кругом - и сладкий и тяжелый.

На солнце светится, как золото, щиты.

Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:

Илья – крестьянский сын, Алеша и Добрыня!

И кони их молчат. У конских ног цветы

Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.

Богатыри стоят у Киевской заставы.

Описание картины

На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Слайд 9.

Прочтите строки и ответьте, в чём главная идея русских былин, смысл богатырского служения  

Учитель: Сделайте вывод:  В чем своеобразие русских былин

Слайд 10.

  1. Основная идея былин – защита русской земли от врагов.
  2. Освобождение своей земли.
  3. Отсутствует тема борьбы за славу и богатство. (Записать в путевых листах)

Сравните с идеями западноевропейского рыцарского эпоса

Ответы детей: для рыцарского эпоса характерны идеи завоевания, обогащения, крещения иноверцев.

Слайд 11-12.      Картинка рыцарей и богатырей на парту

Учитель:  Скажите пожалуйста, похожи ли богатыри русские и рыцари иноземные?

(ответы детей) выход на понятие патриотизм. Что такое патриотизм?

Слайд 13. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (Записать в путевых листах)

Слайд 14-15.   Письменность и грамотность.

Ученик читает:

В монастырской кельи узкой

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

 Учитель - Как вы думаете, была ли письменность у славян до принятия христианства?
ответы учеников
- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

Найденные берестяные грамоты опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси был уже собственный алфавит. Во второй половине IX века Кирилл и Мефодий создали глаголицу, и которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу. Первые школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже – письмом и счетом.

Писались летописи,  жития местных святых.

Задание: - Докажите, используя текст учебника, что крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности, грамотности? (стр 81)
- Как вы думаете, трудно ли было писать кириллицей?

Слайд 16. Задание: 1 вариант: Напишите с помощью азбуки кириллицы следующую фразу: «Крещение Руси».
2 вариант: Используя цифровые значения кириллицы, решите несколько арифметических примеров.
Слайд 17.
 Учитель Первые книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготавливались из специально выделанной кожи. Каждая буква ( инициал) http://festival.1september.ru/articles/612665/img6.jpgв них была тщательно выписана по строгим правилам – уставу. Книги украшались миниатюрами.
Работа  со словарем Что такое миниатюра?  Обратимся к словорю.
Слайд 18. (Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.).
Слайд 19.  В 1113 году монахом Киево-Печорского монастыря Нестором была написана летопись «Повесть временных лет». 

Учитель Заказчиками книг могли быть только богатые люди. Книги переписывались для княжеских дворцов, боярских семей. Центрами книжности становятся также монастыри. В XII - XIII вв. грамотность и книжность выходят за пределы княжеских и боярских дворов, за пределы монастырей, они в какой-то мере становятся достоянием относительно широких кругов населения.
Слайд 20.   Вывод: Через все произведения красной нитью проходит идея величия Руси, ее особой роли в христианском мире.
 Учитель: Ребята на дом вам было дано задание написать короткую биографию используя древнерусский стиль  проверим задание. (выступление детей).

Физ-минутка. Музыка

Учитель:

Наша работа продолжается, и сейчас мы обратимся к ленте времени.

Давайте ответим на вопрос: Сколько есть земля русская? (1155лет- юбилейный год русской государственности)

Много лет прошло. Даже летописи Нестора существуют в списках, т.е. переписаны.

А что сохранилось до наших дней? Что мы можем увидеть таким, как видели наши предки?

(ответы учащихся)

Слайд 21-29. Зодчество.

Русь долгие годы была страной деревянной,  именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.

Каменное строительство получило развитие в 10-начале 11 вв., что было связано с Крещением Руси, и преобладало в основном в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, сооруженную в 989-996гг.

 Первые русские храмы построены строго в Византийской традиции, что особенно заметно в крупнейшем храме Руси – Соборе Св. Софии в Киеве. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма. Был  заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киевской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии, например венчание князя на престол. В соборе была создана первая библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов.

В 1045 г. была заложена София новгородская.

Индивидуальная работа в путевых листах.  Схема собора. отмечают

Народ постепенно отвыкал от язычества и приобщался к богатствам христианского мира.

 Сделаем вывод.  Обратимся к учебнику стр.84
Учитель: Какая страна дала Руси образец храмового строительства?

Где русские князья брали средства на строительства храмов? 

 

Слайд 30. Учитель: Чтобы продолжить наше занятие необходимо разгадать головоломку  

 

Серфка, зомакаи,  кнаио

Ответы учеников по группам

Работа со словарем:  найдите в словаре новые термины прочтите

Слайд 31. Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.
Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Иконопись - это искусство изображения святых по строго определенным канонам.

Слайд 32. Живопись этого периода представлена достаточно широко – в мозаиках , фресках и иконах.

Своды, стены, купол, столбы, хоры, лестничные переходы храма покрывались фресками и мозаиками, на которых изображались отцы церкви, апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины- величественные и торжественные, в спокойных и сдержанных позах.

Икона «Спас Нерукотворный»

Вывод. Храм в древней Руси был средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески, мозаика, торжественное богослужение, церковное пение составляли в нем удивительное единство.

 Слайд 33-34. Синквейн.

Слайд 35. Рефлексия: Добры молодцы и красны девицы, по старинному, по правилу русскому, соберемся на Вече премудрое. Ждем от Вас приговора справедливого. Любо ли Вам учение нынешнее?

Поскольку Вече наше в учебный час собирается, то решение свое покажите руки поднятием. Если учение впрок пошло – поднимите десницу (правую руку), ну а если кому не понраву учение было – шуецу (левую).

Домашнее задание:

  1. Параграф 11-12, вопросы и задания с.85 (1,3)
  2. Составить экскурсию по одному из древнерусских храмов.
  3. Титульный лист рукописной книги.

Продолжи предложение.

В конце X века на Руси появилась азбука, которая называется………………..................

Первую славянскую азбуку создали братья…………………………………………….........

На основе кириллицы возник современный……………………………..................алфавит.

Зачеркни на рис. 26. буквы из старинного русского алфавита, которые не сохранились до нашего времени. Посчитай, сколько букв осталось. Найди в тексте учебника объяснение,

как в современном русском языке появилось 33 буквы.

Используя цифровые значения кириллицы, придумай и реши несколько арифметических

примеров, например:

ТКД+СПГ = ХЗ (324+283=607)

...………………………………………..

…………………………………………..

…………………………………………..



Предварительный просмотр:

Путевой лист

Ф.И. ученика_________________________________________________

Тема урока___________________________________________________

  1. Культура - ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Культура Древней Руси

_______________     _____________________     ______________________

_______________     _____________________     _______________________

  1. Своеобразие русских былин

_______________     _____________________     ______________________

_______________     _____________________     _______________________

  1. Патриотизм - ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________

  1. Миниатюра - ________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Лента времени (Задание 1): Сколько есть земля русская?

862                                                                                              2017

_________________________________

  1. Подпишите части храма (Задание 2).

F:\открытый урок\i_001.png

Составить синквейн.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Составить синквейн.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Ф.И.________________

Задание

№1 (лента времени)

Задание

№2 (схема)

Активное участие в группе

Итого

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

Твоя оценка_______

Оценка координатора _________

Оценка учителя_______

Критерии оценки

«5» - 15-13 баллов

«4» - 12-10 баллов

«3» -  9-7 баллов

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Ф.И.________________

Задание

№1 (лента времени)

Задание

№2 (схема)

Активное участие в группе

Итого

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

Твоя оценка_______

Оценка координатора _________

Оценка учителя_______

Критерии оценки

«5» - 15-13 баллов

«4» - 12-10 баллов

«3» -  9-7 баллов



Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА

СОВОКУПНОСТЬ

СОЗДАННЫХ

ОБЩЕСТВОМ

И

МАТЕРИАЛЬНЫХ

ДУХОВНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы Древней Руси

урок 5 класс...

тест по теме "Культура Древней Руси"

Контрольный тест по МХК в 10 классе по теме "Культура Древней Руси"...

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Интегрированный урок (история + литература) по теме: «Культура Древней Руси»

Интегрированный урок (история + литература) по теме: «Культура Древней Руси»...