Представление собственного инновационного педагогического опыта. Совершенствование техники броска в баскетболе.
учебно-методический материал по физкультуре
Каждый баскетболист любит делать броски! Наиболее часто практикуемое умение в игре - это бросок. Тренеры уделяют много времени отработке навыков броска для улучшения уровня квалификации своих игроков. В конце концов, если вы не можете забросить мяч, - вы можете не забить очко! Делает ли игрок бросок в прыжке, близкий к кольцу бросок или штрафной, существуют определенные методы, которые нужно использовать для достижения успеха. Приведенные ниже советы позволят игрокам, родителям и тренерам лучше понять технику бросков в баскетболе!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_ped_opyt.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа г. Алдан»
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Совершенствование техники броска в баскетболе
Тренер-преподаватель по баскетболу
Егорова Алена Юрьевна
г. Алдан, 2022 г.
Броски в корзину. Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в кольцо – ее главная цель.
Для успешного участия в состязании каждый баскетболист должен не только умело применять передачи, ловлю и ведение мяча, но и точно атаковать кольцо, выполняя броски из различных исходных положений, с любых дистанций при противодействии соперников. Меняющаяся обстановка игры и стремление использовать каждый удобный момент для атаки определяют необходимость владения разнообразным арсеналом способов выполнения броска с учетом индивидуальных способностей игрока.
Точность броска в корзину определяется в первую очередь рациональной техникой, стабильностью движений и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращения мяча.
Готовясь к броску, игрок должен оценить ситуацию на площадке (не находится ли партнер в более выгодном положении, обеспечивают ли партнеры борьбу за отскок и т.д.), возможную интенсивность и способ противодействия опекающего его защитника, реальные пути выхода для борьбы за отскок и другие моменты. Наметив программу действий и приняв решение, игрок должен психологически настроиться на бросок таким образом, чтобы никакие помехи уже не повлияли на уверенность и устойчивость движений. В заключительный момент броска нужно расслабиться. Практика показала определенное преимущество бросков с отражением мяча от щита.
В бросках лучше придавать мячу вращение вокруг горизонтальной оси в сторону, противоположную направлению полета мяча (обратное вращение).
В броске из-под щита из трудных положений применяется вращение мяча вокруг вертикальной оси. Это позволяет более свободно выбирать точку отражения от щита, не ограничиваясь его частью, расположенной непосредственно над кольцом, полнее использовать пространство за щитом для прохода и броска.
Броски со средних и дальних дистанций целесообразно выполнять сильнейшей рукой. Броски вблизи корзины надо уметь выполнять как правой, так и левой рукой.
Траекторию полета мяча выбирают в зависимости от дистанции, роста игрока, высоты его прыжка и активности противодействия высокорослого защитника.
При бросках со средних (3-6 м. от кольца) и дальних (свыше 6.5м от кольца) дистанций лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча – параболу, при которой высшая точка над уровнем кольца примерно 1.4 – 2 м.
При более навесной траектории несколько удлиняется путь мяча, что снижает точность броска. Чем больше дистанция, тем больше должны быть амплитуда движений при замахе, мощное заключительное усилие при выпуске мяча.
Движение вслед за своим броском должно стать привычкой для любого игрока.
В общей структуре конкретного способа броска в корзину выделяют три фазы: подготовительную, основную и завершающую. Если в подготовительные движения игрок может внести некоторые изменения в зависимости от внешних факторов без заметного ущерба для точности приема, то основные движения должны отличаться стабильностью и рациональной вариативностью в пределах решения конкретных задач, обусловленных установкой на бросок.
Эти установки могут быть направлены на регулирование:
- точки замаха (от плеча, снизу, над головой, за головой);
- точки выпуска мяча (впереди себя, высоко над головой);
- быстроты выполнения;
- высоты траектории полета мяча.
Бросок двумя руками от груди: преимущественно используют для атаки корзины с дальних дистанций, если нет активного противодействия защитника. Этот способ броска обучающиеся осваивают наиболее быстро, поскольку его структура близка к структуре передачи мяча тем же способом.
Бросок двумя руками сверху: целесообразно выполнять со средних дистанций при плотной опеке соперника.
Бросок двумя руками снизу: выполняют преимущественно при стремительных проходах к щиту и атаках кольца в затяжном прыжке под руками накрывающего мяч защитника.
Бросок двумя руками сверху вниз: все чаще начинают использовать игроки высокого роста с отличной прыгучестью.
Помешать этому способу броска соперник почти не в состоянии, так как мяч летит только по нисходящей, очень короткой траектории с большой скоростью.
Основная фаза: резким поворотом кистей и пальцев сверху вниз игрок опускает мяч в кольцо.
Завершающая фаза после выполнения броска баскетболист мягко приземляется на обе ноги, занимая «исходное» положение для дальнейших действий.
Бросок одной рукой от плеча это распространённый способ атаки кольца с места со средних и дальних дистанций. Многие спортсмены используют его также в качестве штрафного броска.
Бросок одной рукой сверху: используют чаще других для атаки корзины в движении с близких дистанций и непосредственно из - под щита.
Подготовительная фаза: мяч ловят под правую ногу (при броске правой рукой). Шаг, под который ловят мяч, наиболее растянут. Последующий шаг должен быть укороченным, стопорящим – игрок должен быстрее и сильнее оттолкнуться почти вертикально вверх.
При отталкивании от площадки мяч выносят над плечом и перекладывают на повернутую часть правой руки.
Основная фаза: в высшей точке прыжка рука выпрямлена для максимального приближения к кольцу, мяч выталкивается мягким движением кисти пальцев, ему придается обратное вращение.
Бросок одной рукой сверху в прыжке: (бросок в прыжке) – основное средство нападения в современном баскетболе.
В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с различных дистанций.
Есть несколько разновидностей данного броска. Выбирают их в зависимости от дистанций и особенностей противодействия защитника. В качестве типового проанализируем этот бросок со средней дистанции.
Подготовительная фаза: игрок получает мяч в движении и сразу делает стопорящий шаг левой ногой. Затем он приставляет к ней правую ногу, сгибая локти, выносит мяч на правой руке над головой, поддерживая его сбоку-сверху.
Основная фаза: игрок выпрыгивает толчком двумя ногами, при этом туловище развернуто прямо к кольцу, ноги слегка согнуты.
При достижении высшей точки прыжка игрок направляет мяч в корзину выпрямлением правой руки вперед-вверх и энергичным, но плавным движением кисти и пальцев. Мячу придается обратное вращение. Левую руку снимают с мяча в момент начала движения кисти правой. Расстояние от места отрыва от площадки до места приземления игрока после броска должно быть минимальным и составлять не более 25-30 см, что позволяет ему избежать столкновения с защитником.
При выполнения броска в прыжке со сравнительно близкого расстояния отпадает необходимость в большой амплитуде разгибания руки с мячом. Основным бросковым движением становится движение кисти и пальцев, благодаря которому повышается уровень исходного положения мяча непосредственно перед броском и точка выпуска мяча – тогда игрок может успешно преодолеть сопротивление соперника.
Бросок в прыжке с отклонением туловища назад стали применять и для атаки кольца с близких и средних расстояний при плотной опеке высокорослого защитника, обладающего хорошей прыгучестью.
Мяч выпускают над головой вне центрального поля зрения игрока – он летит по навесной траектории, что в определенной степени затрудняет достижение высокой точности броска.
Большое значение в состязании приобретает быстрота выполнения броска или, как говорят, его скорострельность. Опыт показывает, что медленно выполненный бросок, как правило, встречает противодействие соперников, которое трудно преодолеть. Скорострельность броска можно увеличить, сократив время на подготовительные движения и их реализацию.
Бросок одной рукой «крюком»: часто используется центровыми игроками для атаки кольца с близких и средних дистанций при активном противодействии высокорослого защитника.
Подготовительная фаза: игрок делает шаг левой ногой в сторону от соперника, поворачивается левым боком к щиту, слегка сгибая левую ногу. Мяч лежит на согнутой правой руке и поддерживается сверху; голову поворачивают к корзине.
Основная фаза: отталкиваясь левой ногой, игрок выпрыгивает вверх, одновременно правую руку с мячом отводит от туловища и дугообразным движением поднимает вверх.
Левая рука, согнутая в локтевом суставе под прямым углом, как бы отгораживает мяч от защитника. Колено правой ноги подтягивают вверх. Мяч выпускают в наиболее высокой точке, когда рука приближается к голове. Потом его направляют в корзину.
При плотной опеке и подстраховке некоторые центровые предпочитают не делать рукой с мячом полную дугу. Они выносят мяч двумя руками в сторону вверх от защитника, затем одной рукой проводят лишь заключительную часть, т.е. бросают мяч получается «крюком».
Бросок одной рукой снизу: применяют примерно в тех же ситуациях, что и бросок двумя руками снизу в прыжке. Кроме того, некоторые центровые игроки с успехом используют этот бросок в сочетании с поворотом и финтами при борьбе вблизи щита соперника.
Упражнения для овладения техникой броска мяча в процессе игры в баскетбол.
Весь процесс подготовки в бросках должен быть подчинен созданию наиболее благоприятных условий для развития навыков точного броска. Точность броска в значительной мере зависит от техники.
Для правильной техники большое значение имеет исходное положение. На этом при обучении сосредотачивается внимание. Важны также согласованность движений и их направлений.
Параллельно обучению движениям броска должен воспитываться навык прицеливания. Занимающихся надо учить видеть одновременно и цель, и мяч, контролируя зрением свои движения до момента их завершения.
Поскольку корзина сама по себе является эмоциональным фактором, отвлекающим внимание начинающего баскетболиста, первые упражнения выполняются без неё в передачах с траекторией, соответствующей полету мяча при броске.
В первых упражнениях с корзиной вначале внимание обращается на прицеливание, затем на траекторию полета мяча.
Акцент на попадании следует делать лишь в том случае, если есть уверенность в правильности движения.
Для облегчения задачи на первом этапе необходимо давать занимающимся дополнительные ориентиры, облегчающие прицеливание, а также позволяющие контролировать свои движения. Изучаются броски в такой последовательности: с близкой дистанции, штрафные, средние и дальние, а затем добивание.
Для бросков с близкой дистанции применяются способы одной рукой.
Первые упражнения выполняются под углом к щиту с использованием его в качестве дополнительного ориентира для прицеливания. Вначале выполняются упражнения для одной кисти с тем, чтобы занимающиеся почувствовали момент выпуска мяча и сами движения кисти, обеспечивающие попадание мяча в цель. Для этого все выстраиваются справа от кольца на расстоянии 1м и, поочередно переводя мяч вверх и «скатывая» его с кисти, выполняют бросок с отражением от щита. Затем выполняются следующие упражнения:
1. Построение на середине боковой линии. Преподаватель с мячом в руках находится на уровне линии штрафного броска. Занимающийся выбегает из колонны, снимает мяч с руки преподавателя и выполняет бросок, не останавливаясь.
2. По мере правильного выполнения упражнения преподаватель подбрасывает мяч с тем, чтобы занимающийся овладел им в воздухе.
3. То же, но мяч ловится с передачи навстречу.
Наиболее часто встречаются следующие ошибки: прыжок в длину, а не вверх; нарушение ритма шагов при ловле (подскок). Первая ошибка исправляется путем объяснения и дополнительных упражнений с толчком одной ногой.
Во втором случае занимающемуся необходимо дольше упражняться в броске со снятием мяча с руки преподавателя.
Штрафной бросок. При изучении этого броска внимание концентрируется не только на технике, но и на процедуре подготовки выполнения. На начальном этапе обучения лучше использовать способ двумя руками сверху, который позволяет в последующем быстрее перейти к броску одной рукой. Необходимо объяснить правила прицеливания (на передний край корзины), уточнить исходное положение, научить расслаблению и подготовке к броску (сосредоточиться, освободиться от излишнего напряжения), выполнению броска в постоянном ритме, с постоянной амплитудой движений.
Порядок упражнений следующий:
1. Встать на линию штрафного броска и принять исходное положение.
2. Встать на линию штрафного броска, выполнить один-два удара мячом в площадку и принять исходное положение.
3. То же, но перед броском сделать вдох и в момент броска задержать дыхание.
4. Исполнить всю процедуру подготовки к броску, освоенную в первых трех упражнениях и выполнить сам бросок.
5. Выполнять серию бросков подряд, не сходя с линии штрафного броска (5-10 бросков, мяч подается партнером).
6. То же, но броски выполняются сериями по два: первый мяч подает партнер, за вторым баскетболист следует сам.
Броски со средних дистанций: требуют специальной подготовки. Для броска выбирается один из наиболее эффективных способов (в настоящее время – это бросок одной рукой сверху). Дистанция устанавливается индивидуально. Основное внимание должно быть уделено правильному исходному положению и согласованной работе рук и ног. Затем обращается внимание на заключительное движение кисти.
Чтобы создать наиболее благоприятные условия для точного броска, исходное положение должно способствовать свободному, без напряжений выполнению необходимых движений. Индивидуальное исходное положение должно отвечать следующим требованиям: угол в точке прицеливания, образованной линией зрения и проекцией траектории полета мяча, должен быть минимальным; для оптимального исходного положения баскетболиста необходимо стремится к совмещению указанных линий.
Уточняя движение броска, основное внимание следует обращать на постоянство амплитуды движения руки. Надо стремиться, чтобы оно выполнялось с полной амплитудой, при полном разгибании руки в локтевом суставе. Все неточности, связанные с недолетом или перелетом мяча, необходимо регулировать (при правильной работе руки работой ног – энергичного короткого толчкового движения за счет разгибания в коленях). Правильно освоенные движения позволяют уточнить работу кисти: если рука работает по полной амплитуде, то кисть будет осуществлять естественное захлестывающее движение, необходимое при броске.
В настоящее время для бросков со средних дистанций наиболее широко применяется бросок в прыжке. Первые упражнения выполняются в виде имитации броска, вернее, передачи мяча в прыжке с траекторией, свойственной броску. Основное внимание должно быть обращено на своевременный вынос мяча в исходное положение, а затем на отталкивание для прыжка. Отталкивание должно быть кратковременным, а бросок выполняться в наиболее высшей точке прыжка.
Ошибки: несвоевременный вынос мяча в исходное положение; несогласованные движения рук и ног; отталкивание с носка, в результате чего получается не прыжок, а подпрыгивание; несвоевременный выпуск мяча.
Овладению своевременным выпуском мяча в безопорном положении помогают также упражнения: встать с мячом на возвышение (скамейку, стул), затем, выпрыгивая вверх, выполнить бросок.
Для правильного отталкивания на прыжок в движении надо упражняться без мяча. При выполнении упражнений необходимо следить, чтобы занимающийся ставил ноги на опору с пятки и соответственно подседал.
Данные советы по забрасыванию мяча в баскетболе являются для игроков, родителей и тренеров отличным способом узнать и понять механизм и технику, которые нужны, чтобы стать метким баскетболистом. Каждый баскетболист любит делать броски! Наиболее часто практикуемое умение в игре - это бросок. Тренеры уделяют много времени отработке навыков броска для улучшения уровня квалификации своих игроков. В конце концов, если вы не можете забросить мяч, - вы можете не забить очко! Делает ли игрок бросок в прыжке, близкий к кольцу бросок или штрафной, существуют определенные методы, которые нужно использовать для достижения успеха. Приведенные ниже советы позволят игрокам, родителям и тренерам лучше понять технику бросков в баскетболе!
Шаги
1.Помните правило BEEF (Balance, (Баланс), Eye (Взгляд), Elbow (Локоть), Follow-through (Сопровождение)) при совершении бросков в баскетболе и сопровождайте мяч для повышения точности. Пусть использование этой техники броска войдет в привычку, особенно во время тренировок, чтобы достичь автоматизма во время игры. Если не отрабатывать технически правильные броски, появляются вредные привычки, которые, зачастую, трудно исправить. Если вы не владеете техникой броска, необходимо ее выработать!
2.Расслабьтесь и сосредоточьтесь на корзине. Сосредоточьтесь на задней части обода, если делаете бросок в прыжке или штрафной бросок. При броске из-под кольца, сосредоточьте внимание на той части щита за корзиной, где должен отскочить мяч.
3.Выберите удачный момент для броска, а затем сделайте его. Найдите правильное соотношение между слишком частыми бросками либо их недостаточным количеством. Наработав уверенность в броске, вы также сможете развить способность знать / чувствовать, когда вы можете сделать удачный бросок.
4.Не раскачивайтесь. При выполнении броска в баскетболе сохраняйте равновесие. Не наклоняйтесь резко в одну сторону или другую. Чувство баланса (как вперед-назад, так и из стороны в сторону) имеет решающее значение для всех бросков и приводит к стабильности.
5.Сопровождайте каждый выполненный бросок. Выполняйте сопровождение, так как это одно из движений, благодаря которому, вы увидите, почему забросили мяч в корзину или промахнулись.
6.Прыгайте естественно. Избегайте резкого прыжка, его нужно делать легко и непринужденно. Нужно плавно подпрыгнуть прямо вверх и сделать бросок в верхней части прыжка, при этом плавно выпустив мяч с кончиков пальцев.
«Прыжок, замах, бросок» - это простой способ запомнить эту технику.
7.Убедитесь, что при каждом броске траектория мяча представляет собой дугу. Высота дуги варьируется, в зависимости от игрока. Некоторые игроки делают бросок с высокой дугой, в то время как другие выполняют более низкие дугообразные броски. Если вы используете правильную технику броска, делаете их последовательно и попадаете, значит, дуга правильная.
8.Расслабьтесь, делая штрафные броски. Сконцентрируйтесь на корзине и слегка согните колени. Следуйте тем же шагам, как обычно. Это поможет вам сосредоточиться на цели. Избегайте чрезмерного и ненужного движения. Делайте только движения, необходимые, чтобы сделать бросок и попасть.
9.Отрабатывайте все виды бросков. Учитесь делать бросок из любой зоны на площадке в вашем диапазоне. Делая это, вы становитесь более универсальным игроком. Стремитесь к достижению следующих целей: 90 и более процентов бросков из-под кольца (лэй-ап), 70 и более процентов штрафных бросков, 45 и более процентов любых бросков, кроме штрафных, 30 и более процентов трехочковых бросков. Эти задачи можно изменить для начинающих игроков
10.Забудьте о промахах. Не принимайте их слишком близко к сердцу, сохраняйте спокойствие и продолжайте тренироваться. На самом деле, это умение является очень важным для того, чтобы стать лучшим игроком.
Советы
Когда делаете бросок, не держите руки жесткими и напряженными. Расслабьте запястья и руки, согните и вытяните их при броске и сопровождении.
Хорошая техника защиты повысит уверенность в себе и поможет создать необходимый для броска момент для вас и ваших товарищей по команде. И, следовательно, появится возможность для улучшения игры при атаке.
То, что вы промахнулись очень много раз подряд, не означает, что вы не способны забросить. Всегда сохраняйте спокойствие и соблюдайте технику броска, чтобы выработать хорошие привычки, развивая навыки игры в разных зонах поля.
Отрабатывайте дриблинг, 1 или 2 дня в неделю уделяйте больше внимания ведению мяча. Убедитесь, что можете использовать любую руку и чувствуете мяч, как продолжение вашего тела.
Будьте настойчивы. Всякий раз, когда тренируетесь, не позволяйте себе покинуть площадку, не сделав определенное количество бросков лэй-ап, штрафных, и т.д. Отрабатывайте броски ежедневно.
Выполняйте упражнения на выносливость и для снижения веса, чтобы быть способным подпрыгнуть, остановиться и снова бежать, делая броски и движения энергично и быстро.
Будьте командным игроком, который не всегда делает бросок. Если есть игрок, который открыт (например, в углу), но имеет мало шансов для броска, передайте ему мяч.
Ведите мяч, только если нет возможности для паса, и делайте бросок, когда вы открыты.
Будьте терпеливы и доверяйте своим товарищам по команде, а также себе самому.
Безусловно, прекрасно забросить мяч, но помните, что помогать и получать помощь тоже приятно, например, когда у вас нет шанса забросить, но вы передали мяч, и он попал в цель.
Когда вы принимаете передачу, делайте бросок, если вы открыты, а если нет, то максимально используйте мяч, передав его открытому игроку.
При тренировке дриблинга или бросков из-под кольца, держите или ведите теннисный мяч рукой, которая не контролирует баскетбольный мяч. Это выработает более эффективную зрительно-двигательную координацию и научит вас использовать нужную руку вовремя броска лэй-ап.
Выработайте "мышечную память" (выработанные привычкой реакции / ответы) вместо медленных продуманных действий. Как? Проработайте броски под каждым углом в темпе игры 1000 раз, постоянно тренируя мгновенное "чтение" даже боковым зрением: площадка, ваши броски, возможности для передачи паса и открытые возможности для принятия мяча. Но, за исключением упражнений на выносливость, избегайте чрезмерных нагрузок до изнеможения, дрожи, болезненных ощущений и сильной отдышки, потери контроля, координации (это может повредить вашей мышечной памяти, препятствуя тем самым правильной работе с мячом и нарушая выработанные привычки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Интеграция на уроках истории и обществознания....
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Представление собственного инновационного педагогического опыта. Обучение технике бросков в баскетболе на уроках физической культуры.
Данная презентация разнообразит средства обучения на уроке физкультуры...
Представление собственного инновационного педагогического опыта. Методика развития ловкости в баскетболе.
Ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения. Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность и время выполнения....
Представление собственного инновационного педагогического опыта. Специальные упражнения для обучения технике барьерного бега
Специальные упражнения барьеристов и собственно барьерный бег способствуют воспитанию многих качеств, необходимых бегунам, прыгунам, метателям. Успех в барьерном беге опр...