Представление собственного инновационного педагогического опыта. Специальные упражнения для обучения технике барьерного бега
учебно-методический материал по физкультуре
Специальные упражнения барьеристов и собственно барьерный бег способствуют воспитанию многих качеств, необходимых бегунам, прыгунам, метателям.
Успех в барьерном беге определяют два основных момента: скорость бега между барьерами и техника их преодоления. Поэтому спортсмены, решившие серьезно заняться барьерным бегом, должны уделить особое внимание воспитанию быстроты и совершенствованию техники барьерного бега.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа г. Алдан»
МР «Алданский район» Республика Саха (Якутия)
Специальные упражнения
для обучения технике барьерного бега
Автор: Изотенко Марина Евгеньевна,
тренер-преподаватель.
Алдан
2021
Содержание.
1. Введение. Техника бега с барьерами. _____________________________________3
2. Основная часть. Специальные упражнения для обучения и тренировки
барьериста. _____________________________________________________________6
3. Заключение. Практические рекомендации.________________________________9
4. Список использованной литературы._____________________________________9
1.Введение. Техника бега с барьерами.
Специальные упражнения барьеристов и собственно барьерный бег способствуют воспитанию многих качеств, необходимых бегунам, прыгунам, метателям.
Успех в барьерном беге определяют два основных момента: скорость бега между барьерами и техника их преодоления. Поэтому спортсмены, решившие серьезно заняться барьерным бегом, должны уделить особое внимание воспитанию быстроты и совершенствованию техники барьерного бега.
Дистанция барьерного бега условно делится на четыре фазы: старт и стартовый разбег, отталкивание и преодоление барьеров, бег между барьерами, финиширование.
Рассмотрим технику бега на 110 м.
Старт и стартовый разбег. Особенность старта в барьерном беге заключается в том, что длина беговых шагов должна быть точно рассчитана. Кроме того, туловищу нужно придать правильный наклон, т.е. в начале бега барьеристу следует быстрее выпрямляться, чем спринтеру, так как до первого барьера расстояние 13 м 72 см.
Расстояние до первого барьера пробегают за 8, реже 7 шагов. При 8 беговых шагах на старте впереди ставится толчковая нога. Примерная длина шагов от старта до первого барьера: при беге в 8 шагов – 55, 115, 130, 145, 160, 180, 205, 175 см и толчок на барьер за 207 см; при беге в 7 шагов – 90, 120, 160, 180, 205, 215, 187 см и толчок перед барьером за 215 см.
Отталкивание и переход через барьер. Толчковая нога приземляется так, как в беге на короткие дистанции. Однако близкое отталкивание перед барьером ведет к слишком высокому подъему о.ц.т. над препятствием, как бы подбрасывает бегуна вверх. Далекое отталкивание ухудшает активное движение над барьером и переход через него.
Чтобы подчеркнуть стремительность, которую необходимо проявить спортсмену в отталкивании и движении на препятствие, часто это движение называют «атакой» барьера. «Атака» начинается с момента постановки ноги для толчка и кончается броском на барьер. В этот момент бегун сильно сгибает в коленном суставе ногу, посылая ее вперед перпендикулярно барьеру, а разноименная ей рука, направляясь вперед, поворачивается ладонью вниз. Очень важно движение рукой вперед начинать не от кисти, а от плеча. Кисть руки направляется к груди, а локоть – к колену маховой ноги. Туловище несколько наклонено вперед к ноге. Надо обратить внимание на выпрямленную до отказа толчковую ногу и подъем бедра маховой ноги вверх. Далее маховая нога быстро разгибается и, выпрямленная в коленном суставе, посылается вперед .
После отталкивания и «атаки» на барьер бегун переходит в безопорную фазу. Эта фаза над барьером должна быть такой стремительной, как и бег до барьера. Оказавшись над барьером с разведенными вперед-назад ногами, т.е. в положении своеобразного шпагат, спортсмен быстро подтягивает толчковую ногу, согнутую в коленном суставе и отведенную, переносит ее вперед-вверх в направлении бега. Необходимо также сохранить наклон туловища вперед. Маховая нога опускается вниз-вперед. В момент, когда маховая нога активно опускается вниз, толчковая, согнутая в колене, быстро движется вперед.
Лучше, если эти два движения будут выполняться одновременно и быстро. В этом случае барьерист быстрее перешагнет через барьер, а значит, сможет в полете сохранить набранную скорость бега по дистанции. В момент схода с барьера меняется положение рук. Так, рука одноименная маховой ноге, выносится вперед, а разноименная, согнутая в локтевом суставе, двигается назад и пропускает под собой толчковую ногу. Приземление производится на маховую ногу, которая под тяжестью тела несколько сгибается и удерживается на передней части стопы. Туловище наклонено вперед. Ногу не следует опускать на пятку. Приземление за барьером происходит на расстоянии 130-160 см от препятствия. Туловище удерживается в небольшом наклоне вперед, без сгибания в области таза. Руки согнуты в локтях, как в обычном беге.
Бег между барьерами. После приземления за барьером бегун стремится преодолеть расстояние между барьерами в три беговых шага. Наиболее трудный из трех шагов первый, когда барьеристу надо сохранить устойчивость, ритм и скорость бега. Кроме того, первый шаг нужно стремиться делать длиннее. В этой фазе колено толчковой ноги стремительно выносится вперед-вверх с одновременным быстрым разгибанием опорной (маховой) ноги в коленном суставе. Длина первого шага примерно 170-180 см. Второй шаг самый длинный из трех. Последний шаг хорошие барьеристы делают короче второго, что создает лучшие условия для толчка и последующей «атаки» на барьер.
Финиширование. Расстояние от последнего барьера до финиша пробегается, как при гладком беге на короткие дистанции, с максимальной скоростью.
Основные ошибки барьеристов
Стартовый разгон
Ошибка: Непопадание на место отталкивания на барьер.
Исправление ошибки: Стартовый разгон выполнять с укороченного расстояния. Высоту барьера несколько понизить. В беге со старта бежать шире, т.е. удлинять каждый шаг на несколько сантиметров.
Ошибка: Барьерист слишком удлиняет последний шаг перед отталкиванием на барьер. Как следствие толчковая нога становится с пятки далеко впереди проекции о.ц.т. и туловище несколько отклоняется назад.
Исправление ошибки: атакуя препятствие, ногу ставить на переднюю часть стопы.
Вход на барьер
Ошибка: Барьерист проделывает слишком выхлестывающее движение маховой ногой вверх, что вызывает ранний наклон туловища, происходит своеобразное подседание. Исправление ошибки: Выполнить в ходьбе нашагивание маховой ногой на гимнастическую стенку. Бедро поднимать вперед-вверх с последующим выпрямлением и движением ноги вперед.
Ошибка: Преждевременный наклон туловища вперед при подъеме маховой ноги на барьер.
Исправление ошибки: Не спешить рано посылать вперед руку, разноименную толчковой ноге. Можно проделать следующее упражнение – «атака» на гимнастического коня или возвышенность (изгородь) через стоящий впереди низкий барьер (30-40 см). Упражнение выполняется с места, с ходьбы или легкого бега. «Атаку» нужно начинать от таза, колено согнутой ноги поднимать вверх-вперед.
Переход через барьер и первый шаг
Ошибка: Толчковая нога находится в пассивном положении над барьером, при этом глень принимает вертикальное положение, что нередко приводит к ушибам стопы.
Исправление ошибки: Взявшись руками на уровне плеч за гимнастическую рейку, стоя рядом с барьером на маховой ноге, перенести толчковую ногу через барьер, установленный на расстоянии 120-150 см от стенки. Стремиться коленом толчковой ноги выполнить движение вперед-вверх до гимнастической стенки. Пробегать сбоку барьера с переносом толчковой ноги через барьер. Одновременно с опусканием маховой ноги за барьером перенести толчковую ногу через барьер, коленом вперед-вверх слитным движением.
Ошибка: Бегун выпрямляет туловище при сходе с барьера, из-за чего пассивно выполняет первый шаг за барьером. Во время схода с барьера спортсмен резко отводит руку назад, что является следствием недостаточно энергичного движения плеча вперед-вниз через сторону.
Исправление ошибки: Сохраняя фронтальное положение осей плеч и таза при входе на барьер, смелее атаковать его, одновременно выполняя движение туловищем вперед. Плечо и руку, одноименную толчковой ноге, опустить вниз, не торопясь отводить ее назад. Имитировать движения рук при преодолении барьеров.
Ошибка: Преодолевая барьер, спортсмен поднимает стопу толчковой ноги выше колена, т.е. забрасывает голень вверх, а колено «топит» вниз.
Исправление ошибки: Стать сбоку барьера, держась руками за опору, и скользить стопой вдоль планки барьера.
Ошибка: При преодолении барьера отклонение туловища назад.
Исправление ошибки: При преодолении барьера удерживать плечи впереди, как бы второй раз наклоняясь за барьером. Руку, разноименную толчковой ноге, посылать дальше вперед.
Ошибка: Слишком короткий беговой шаг после схода с барьера.
Исправление ошибки: Расставит 2-4 низких барьера на расстоянии 3,5-4 м. Бег между барьерами в один беговой шаг.
2.Специальные упражнения для обучения и тренировки барьериста
Упражнения для овладения техникой барьерного бега
Упражнения, способствующие правильному движению маховой ноги
- И.п. – стать у барьера, рукой взяться за планку сверху. Быстро поднять маховую ногу, согнуть в колене и опустить в и.п. Повторить 10-12 раз. Выполнять в среднем и быстром темпе (рис. A).
- И.п. – стать боком у гимнастической стенки (барьера), рукой взяться за перекладину на уровне плеч. Поднять бедро маховой ноги выше горизонтали с последующим выбрасыванием пяткой вперед. Быстро опустить прямую ногу вниз. Повторить 10-15 раз, 2-3 серии (рис. B).
- То же упражнение, только выполняется с резиновым амортизатором.
- И.п. – стать лицом к стенке на расстоянии 110-150 см. Высоко поднимая бедро маховой ноги, активно выбросить голень с последующим касанием стены («атака» барьера). Повторить 10-18 раз. Упражнение выполнять с ускорением в конце (рис. C).
- То же упражнение, только выполняется с ходьбы или с небольшого разбега. Повторить 10-15 раз.
- То же упражнение, только выполняется с последующим продвижением на опору (гимнастический конь). Повторить 10-15 раз (рис. D).
- И.п. – стать лицом в сторону движения. «Атака» на гимнастического коня через стоящий впереди низкий барьер. Повторить 10-18 раз. Упражнение выполняется с места, с ходьбы или легкого бега, во всех случаях с постепенным ускорением движения в конце. Расстояние между барьером и гимнастическим конем 30-80 см.
- Расставить 5-6 невысоких барьеров на расстоянии 8-12 м. Пробегая сбоку барьера, маховую ногу переносить через него, толчковую вне его. Между барьерами бежать с высоким подниманием бедра. Повторить 4-8 раз (рис. E).
Методические указания. Выполняя упражнения 4-7, следить за быстрым продвижением таза вперед за счет активного выноса маховой ноги и за отталкиванием. Упражнение особенно полезно, если спортсмен при «атаке» барьера посылает прямую маховую ногу, не согнутую в коленном суставе. Данное упражнение поможет исправить эту ошибку.
Упражнения, способствующие правильному движению толчковой ноги
- И.п. – стать на расстоянии 90-120 см сбоку барьера, держаться за жердь гимнастической стенки. Перенос толчковой ноги, согнутой в коленном суставе, через барьер сбоку. Повторить 10-15 раз, 2-4 серии. Имитация переноса толчковой ноги проводится из крайне-заднего положения, вначале медленно, затем ускоряя движение над барьером. Следить, чтобы нога была согнута в колене.
- То же упражнение, только выполняется с резиновым амортизатором. При выполнении упражнения проносить толчковую ногу у самого края барьера.
- То же упражнение, только выполнятся без резинового амортизатора и без барьера.
- То же упражнение, только выполняется с двух, четырех и шести шагов. Подойти к барьеру, поднять маховую ногу коленом вперед-вверх, затем активно опустить за барьер. Рукой в этот же момент коснуться опоры.
- Два барьера стоят на расстоянии 180-250 см один от другого. В ходьбе поочередно переносить толчковую ногу сбоку каждого барьера. Повторить 6-12 раз.
- И.п. – стать сбоку от барьера, держаться руками за опору. Один барьер установлен наклонно и перпендикулярно гимнастической стенке. Скольжение стопой вдоль планки барьера. Повторить 8-15 раз., 2-3 серии. Интервал отдыха между сериями – 1-1,5 мин.
- 5-6 невысоких барьеров расставлены на расстоянии 7-12 м. Пробегая сбоку барьера, толчковую ногу переносить через него. До барьера и между барьерами бежать с высоким подниманием бедра или укороченными шагами. Повторить 3-8 раз. Выполняется в среднем и быстром темпе.
Методические указания. При переносе толчковой ноги через барьер обратите внимание на свободный и быстрый вынос бедра вперед. При выполнении упражнений необходимо избегать отклонения туловища назад. Держаться высоко. Следить, чтобы толчковая нога при переносе через барьер была согнута в колене, и движение начиналось из крайне-заднего положения. Если занимающийся во время бега через барьер поднимает стопу толчковой ноги выше колена, т.е. забрасывает голень вверх, а колено «топит» вниз, ему можно рекомендовать упражнение 6 – перенос толчковой ноги вдоль наклонного барьера.
Упражнения, способствующие согласованности движений
- Поставить два барьера и гимнастического коня. Расстояние между барьерами 2-3 м, от второго барьера до гимнастического коня – около 1,5 м. Переход в ходьбе через два барьера с последующей «атакой» гимнастического коня. Повторить 5-10 раз. При переходе через барьер маховую ногу опускать быстро. Сильно вперед не наклоняться.
- Расставить барьеры, как в предыдущем упражнении. Преодоление барьеров на подскоке.
- Поставить пониженного гимнастического коня. Преодолеть препятствие в движении шагом. На носках подойти к гимнастическому снаряду, поднять маховую ногу, согнутую в колене, вверх-вперед и активно опустить вниз; сразу же оттолкнуться толчковой ногой, быстро вывести ее вперед, на первый беговой шаг за препятствием.
- Расставить 3-7 низких барьеров на расстоянии 8-12 м. Бег в 5 шагов между барьерами. Повторить 4-10 раз.
- Расставить 3-5 барьеров на расстоянии 3-4 м. Постепенно расстояние между барьерами можно увеличивать. Бег с высокого старта в один шаг. Повторить 5-10 раз. Выполнять в среднем и быстром темпе.
- Расставить 3-5 барьеров на расстоянии 8,5-9,14 м, высота барьеров 60-106 см. Бег с высокого и низкого старта.
Методические указания. «Атаку» гимнастического коня можно выполнять с места, с одного шага и с нескольких шагов. При выполнении всех упражнений таз не должен отставать. Бросок («атака») проделывается быстро. Стопу толчковой ноги во время «атаки» не разворачивать в сторону. Выполняя упражнение, не нужно спешить слишком рано делать наклон плечами вперед. Для этого «атаку» надо начинать от таза, колено согнутой ноги поднимать вверх-вперед. Во всех упражнениях толчковую ногу переносить с акцентом на быстром выносе ее в положение бегового шага. Между барьерами держаться высоко, т.е. не подседать. Расстояние между барьерами и высота их меняются в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся.
3.Заключение. Практические рекомендации.
Специальные упражнения барьериста специфичны по характеру влияния на технику бега и могут быть в общем случае разделены на локально и интегрально воздействующие.
С целью рационализации тренировочного процесса бегунов на 110 м с барьерами предлагается строго индивидуальное, определяемое диагнозом технических погрешностей, использование специальных упражнений.
I. В случае низкой эффективности техники выполнения отдельных шагов межбарьерного бега рекомендуется использование следующих упражнений:
для первого шага: а) бег с барьерами нестандартной высоты и расстановки: 100 см - 8,9 м; б) бег с барьерами стандартной высоты и расстановки с перенесением маховой ноги через барьер; в) бег с барьерами стандартной высоты и расстановки с разбега большего чем стандартный - 22 м;
для второго шага: а) бег с барьерами стандартной расстановки, пониженной высоты - 91,4 см; б) бег с барьерами нестандартной высоты и расстановки: 100 см - 8,9 м; в) бег с барьерами стандартной расстановки, пониженной высоты - 100 см.
для четвертого шага: а) бег с барьерами нестандартной высоты и расстановки: 91,4 см - 8,9 м; 100 см - 8,9 м; б) бег с барьерами стандартной высоты и расстановки с перенесением толчковой ноги через барьер; в) бег с барьерами стандартной расстановки, пониженной высоты - 91,4 см; 100 см; 103 см.
2. В зависимости от этапа совершенствования технического мастерства барьериста в общем случае рекомендуется следующая последовательность замены при использовании
специальных упражнений:
На этапе от низкого (14,34 с) до среднего (14,04 с) уровня мастерства: а) бег с барьерами нестандартной высоты и расстановки: 91,4 см - 8,8 м, 100 см - 8,9 м; б) бег с барьерами стандартной высоты, расстановка меньше стандартной - 8,9 м; в) бег с барьерами стандартной расстановки, пониженной высоты - 91,4 см; г) бег с барьерами стандартной высоты и расстановки с перенесением маховой ноги через барьер; д) бег с барьерами нестандартной высоты и расстановки: 103 см - 9 м
На этапе от среднего до высокого (13,60 с) уровня мастерства: а) бег с барьерами нестандартной высоты и расстановки: 100 см - 8,9 м; б) бег с барьерами стандартной расстановки, пониженной высоты - 100 см, 103 см; в) бег с барьерами стандартной высоты и расстановки с перенесением толчковой ноги через барьер; г) бег с барьерами стандартной высоты и расстановки с разбега большего чем стандартный - 22 м.
4. Список использованной литературы.
1.Кокунов В.А. Барьерный бег. В кн.: Легкая атлетика./ Под общ.ред.Озолина Н.Г., Воронкина В.И. - М.: Физкультура и спорт, 1979
2. Алабин В.Г., Кривоносов М.П. Специальные упражнения для обучения и тренировки барьериста. В кн.: Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. - М.: Физкультура и спорт, 1976
3. Артюшенко А.Ф. Исследование основных параметров движений в барьерном беге на ПО м и специальных беговых упражнений с барьерами: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Омск, 1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства «Изучение и применение информационно-компьютерных технологий в процессе обучения изобразительному искусству»
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный ИКТ на уроках ИЗО....
Представление собственного инновационного педагогического опыта. Обучение технике бросков в баскетболе на уроках физической культуры.
Данная презентация разнообразит средства обучения на уроке физкультуры...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны
Тема инновационного педагогического опыта«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе»
Тема инновационного педагогического опыта: "Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе"...
Представление собственного инновационного педагогического опыта. Методика обучения техническим приемам на внеурочных занятиях секции большого тенниса.
При выполнении технического приема опытный теннисист сочетает сознательное отношение к своим действиям с автоматизмом ранее выработанных навыков. Соотношение этих двух моментов меняется в процес...
Представление собственного инновационного педагогического опыта. Совершенствование техники броска в баскетболе.
Каждый баскетболист любит делать броски! Наиболее часто практикуемое умение в игре - это бросок. Тренеры уделяют много времени отработке навыков броска для улучшения уровня квалификации своих игроков....