Методическая разработка по физической культуре для развити физических качеств школьников
методическая разработка по физкультуре

Гвоздева Ирина Кадимовна

Использование метода " круговой тренировки" для развития физических качеств школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по физической культуре

 « Развитие физических качеств школьников»

Разработчик :

Гвоздева И.К.

учитель физической культуры,

высшей кв. категории


Содержание

1.Круговая тренировка как один из методов воспитания силовых качеств школьников

2.Особенности физического развития младшего школьного возраста

3. Особенности физического развития среднего  школьного возраста

4. Особенности физического развития старшего   школьного возраста

5.Комплексы круговой тренировки

1.Круговая тренировка как один из методов воспитания силовых качеств школьников

Круговая тренировка - это наиболее прогрессивная организационно-методическая форма занятий, направленная на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств; это поточное, последовательное выполнение комплекса физических упражнений. “Круговой” ее называют потому, что упражнения выполняются по кругу, состоящему из нескольких “станций”.

В зависимости от задач урока круговую тренировку можно планировать как в подготовительной, основной, так и заключительной части урока. Включение в подготовительную часть круговой тренировки играет роль в подготовке организма к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части урока. Применение круговой тренировки в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм ещё не устал и готов выполнить работу в большом объёме и оптимальных условиях нагрузки. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью. В них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений. В заключительной части урока комплексы круговой тренировки  планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке недостаточна. Цель таких комплексов – совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части урока. Круговая тренировка хорошо увязывается с программным материалом по лёгкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке и , особенно, гимнастике. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку. Применение метода “круговой тренировки” имеет следующие преимущества:

- Позволяет избежать монотонности урока. Быстрая смена физических упражнений дает возможность получить физическую нагрузку на все мышечные группы и избежать при этом местного утомления.

-В урок включаются простые и доступные упражнения, не требующие сложного оборудования мест занятия.

- Создает условия для самостоятельной работы.

- Этот метод позволяет учащимся регулярно проверять свои физические возможности.

- Наличие соревновательного элемента заставляет ребят концентрировать свои усилия и внимание на выполнении упражнений.

-Значительно повышается двигательная активность учащихся. Урок отличается значительной моторной плотностью.

Приведенные выше положительные стороны круговой тренировки позволяют рекомендовать ее как для уроков физкультуры, так и занятий в спортивных секциях.

В круговой тренировке, время  выполнения упражнений , количество подходов, корректируется в соответствии с возрастными и физиологическим особенностями занимающихся и  подготовленностью учащихся.

2.Особенности физического развития младшего школьного возраста

Для 7-11 лет характерно главное различие морфофункциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. В этом возрасте продолжается окостенение скелета, хотя он ещё содержит значительное количество хрящевой ткани; формируется шейная и грудная кривизна; связочный аппарат обладает высокой эластичностью; мышцы-сгибатели превалируют над разгибателями, а мышцы туловища – над мышцами конечностей; относительная сила конечностей приближается к показателям взрослых.

В 7-11 лет морфофункциональные перестройки системы кровообращения заключаются в увеличении объёма сердца и минутного объёма крови (МОК), урежении пульса. Увеличение количества эритроцитов и гемоглобина повышает кислородную ёмкость крови. Частота дыхания урежается с 23 у 7-летних до 19 у 11-летних, дыхательный объём возрастает от 163мл до 254, т.е. совершенствуется аппарат внешнего дыхания.

В то же время такой важный механизм газообмена, как диффузионная способность лёгких у детей остаётся без изменений. Несовершенство механизмов потребления, транспортировки и утилизации кислорода является лимитирующим фактором адаптации детей этого возраста к длительной мышечной работе.

У детей 7-11 лет снижены и анаэробные возможности: способность выполнять работу субмаксимальной мощности за счёт анаэробных источников энергии ограничивается у них максимальным кислородным долгом 800-1200мл. В этом возрастном периоде сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, преобладают процессы возбуждения. Однако высокая пластичность нервной системы, значительная её возбудимость и реактивность создают предпосылки к быстрому и точному усвоению двигательных рефлексов. Интенсивное развитие мышц-разгибателей конечностей, особенности центральных механизмов регуляции создают предпосылки для высоких темпов развития быстроты и силы.

В соответствии с теорий о так называемых сенситивных (чувствительных) периодах развития физических способностей, возраст 7-11 лет является наиболее благоприятным для воспитания в различной пропорции быстроты, силы, ловкости.

Использование средств и методов, направленных на воспитание различных видов мышечной выносливости, следует ограничить из-за несовершенства механизмов поставки и утилизации кислорода и недостаточного количества сократительных белков в мышечных волокнах. Упражнения для воспитания гибкость включаются в подготовительную стадию каждого тренировочного комплекса.

План занятий круговой тренировки этого возраста включает два равных по объёму (но не по физиологическому воздействию) макроцикла: весенне-осенний и зимний. В зимнем предпочтение отдаётся воспитанию ловкости, силы и силовой выносливости. Для достижения большего тренирующего эффекта комплексы сгруппированы в блоки. Например, в январе-феврале основное внимание уделяется воспитанию силы, в сентябре и мае – быстроты и скоростной выносливости.

Недельный цикл состоит из двух занятий с использованием одного и того же тренировочного комплекса. На первом занятии, несмотря на простую структуру упражнений комплекса, часть времени уйдёт на их освоение. Это позволит второе занятие провести в более интенсивном режиме и тем самым достичь должного тренирующего эффекта. Управление процессом воспитания физических качеств базируется на их контроле и сравнении с исходным значением. Для этого в конце трёхмесячного цикла необходимо проводить измерение и оценку физической подготовленности. Воспитание ловкости должно быть направлено в основном на совершенствование способностей детей 7-11 лет к ориентированию в пространстве, точности движений и силовым характеристикам. Прыжки из различных исходных положений с приземлением по заданию и к определённой отметке, жонглирование мячами, метание теннисных мячей в цель, лазание по гимнастической стенке и наклонной скамейке, подвижные игры и т.п. – это типичные средства воспитания ловкости в этом возрасте.

Основной метод тренировки – повторный, с достаточными интервалами отдыха. Режим работы: 5-10сек низкой и средней интенсивности. При воспитании быстроты в 7-11 лет следует уделять внимание всем её компонентам: времени двигательной реакции, скорости одиночного движения и частоте движений. Для развития первых двух рекомендуется метод максимально быстрого реагирования на сигнал заранее обусловленным способом (стартом, прыжком, хлопком и т.п.) Для совершенствования частоты движений пригодны практически все физические упражнения в максимальном темпе и коротком интервале времени. Режим работы: 5сек средней интенсивности. Совершенствуя силовые способности детей. Следует концентрировать особое внимание на повышении уровня взрывной силы, а второстепенное – на динамической силе. Средства воспитания первой – это метание снарядов небольшого веста, стартовый разбег, разнообразные прыжки; второй – упражнения в сопротивлении с партнёром, растягивание либо сжимание различных амортизаторов. Наиболее целесообразным методом воспитания динамической силы будет метод повторных усилий «до отказа», а «взрывной» - динамических усилий. В 7-11 лет упражнения для совершенствования статической выносливости должны быть строго ограничены.

Ограниченные возможности детей младшего возраста к образованию максимального кислородного долга лимитируют объём средств анаэробной выносливости. При совершенствовании выносливости следует применять элементы игр, различные прыжки, эстафеты и т.п. Упражнения должны быть эмоциональными и простыми по двигательной структуре. Основной метод их применения – повторный в режиме высокой и максимальной интенсивности.

Аэробную выносливость детей 7-11 лет лучше развивать с помощью подвижных игр низкой и средней интенсивности: не исключаются и беговые упражнения равномерного характера, ограниченные 4-6мин и пульсом 140 уд/мин.

Воспитание гибкости у мальчиков 10-11 лет должно быть направлено на её совершенствование, у девочек 8-11 лет – на поддержание достигнутого уровня. Упражнение гибкость включается в подготовительную стадию каждого занятия, без особой необходимости не следует стремиться к достижению максимальной гибкости. Чрезмерное её развитие приводит к ослаблению связок и, как следствие, частым травмам.

3.Особенности физического развития среднего  школьного возраста

В связи с процессом полового созревания возрастной период 12-15 лет является критическим в биологическом развитии. Характерная черта этого периода – неодновременность формирования отдельных систем и органов подростка. Интенсивный рост всего тела и особенно конечностей преобладает над приростом мышечной массы. К 13-14 годам у мальчиков и 11-12 годам у девочек темп роста мышечной массы резко возрастает. Активизация эндокринной системы 12-15 летних детей стимулирует совершенствование центральных механизмов регуляции, повышает их долю в вегетативном обеспечении движений.

В этом возрасте увеличивается концентрация процессов возбуждения и торможения, совершенствуются двигательный и вестибулярный анализаторы. Существенные изменение претерпевают механизмы сердечно-сосудистой системы, интенсивно растут масса и объём сердца, увеличивается относительный МОК и продолжительность сердечного цикла.

Эти структурные перестройки обеспечивают экономизацию работы сердца подростка в покое и расширяет его адаптационные возможности при физической нагрузке. В сравнении с юношами и особенно взрослыми сердце подростка имеет меньшие адаптационные возможности. В 12-15 лет интенсивно идёт процесс развития дыхательной системы; перестраиваются неравная и гуморальная регуляция, совершенствуется аппарат внешнего дыхания, возрастают дыхательный и минутный объёмы, увеличивается диффузионная способность и ЖЕЛ, растут показатели максимальной вентиляции лёгких. Наибольшие темпы прироста МПК и показателей экономичной работы сердца отмечаются у мальчиков в 13-14 лету, у девочек на год раньше.

Несмотря на высокие темпы роста, по абсолютным значениям кислородного пульса подростки уступают юношам и взрослым. Этим и объясняется меньшая экономичность кислородных режимов у подростков при мышечной работе. За период полового созревания в большей степени совершенствуются механизмы аэробной выносливости, в то время как способность выполнять мышечную работу в анаэробных условиях у подростков ограничивается кислородным долгом 2000-2500мл.

По некоторым данным. Наиболее благоприятными периодами для воспитания у мальчиков скоростно-силовых способностей является возраст 14-15 лет, ловкости 12-13, гибкости 14, быстроты и аэробной выносливости 13-14. Такими периодами для девочек будут 13-14, 12-15, 13-14, 12-13 лет.

4. Особенности физического развития старшего   школьного возраста

В старшем школьном возрасте происходит замедление темпов биологического развития – в этом его особенность. Кости утолщаются, мышечные волокна по своим биомеханическим и биохимическим параметрам мало отличаются от мышц взрослых. Наличие жировых прослоек в мышцах девушек обуславливает больше в сравнении с юношами содержание жировой ткани в общей массе тела. Такое соотношение жировой и мышечной тканей снижает у девушек уровень относительной силы. В то же время девушки превосходят юношей в точности и координации движений.

У этой возрастной группы процессы возбуждения ещё доминируют над торможением; заканчивается формирование механизмов кардиореспираторной системы.

Для построения тренировок важен и учёт половых различий. В девушек в сравнении с юношами снижены показатели личной вентиляции и экономичности кислородных режимов. Окончание процесса формирования основных органов и систем предопределяет и темпы развития физических способностей. В сравнении с предыдущими они значительно ниже (с учётом половых особенностей и темпов прироста двигательных способностей).

Исходя из темпов прироста силовых способностей юношей, их тренировочный процесс следует ориентировать на воспитание динамической выносливости в упражнениях по преодолению веса собственного тела. Упражнения с околопредельным и предельным отягощением будут способствовать росту динамической силы; изометрического характера – статической, метание снарядов весом 3-5кг и прыжковые упражнения – взрывной силы. Учебно-тренировочный процесс девушек должен базироваться на воспитании взрывной силы. Кратковременные упражнения прыжкового характера и метание набивных мячей весом 1-3кг из различных исходных положений – основные средства развития этого двигательного качества.


5.Комплексы круговой тренировки

Комплекс 1

 (работа в парах, по станциям, время работы на станции -1 минута)
1 станция. Из положения лёжа на спине подъем и  передача набивного мяча партнёру

2 станция. Стойка ноги врозь на двух скамейках, набивной мяч внизу. Подскоки вверх толчком двух ног с приземлением на скамейки.

3 станция. Из упора лёжа на полу отжиматься от пола, сгибая и разгибая руки.

4 станция. Прыжки через гимнастическую скамейку «змейкой» с последующим повторением задания.

5 станция.  Подъем и опускание туловища из положения лежа

6 станция Стоя одной ногой на скамейке, темповые прыжки над скамейкой со сменой опорной ноги в безопорном положении.

Комплекс 2 (кросс-фит)

1.Кувырок вперед

2. Прыжки скакалкой  на двух ногах (50 раз)

3.Подтягивания на высокой перекладине (м),на низкой перекладине  (д)

 (3-5 раз)

4. Поднимание ног к перекладине (м), до угла 90 градусов(д) (3-5 раз)

5. Упражнение «берпи» (5-10 рз)

6.Прыжки через гимнастическую скамейку на двух ногах (10 прыжков)

7.Отжимания от пола (10 раз)

8. Кувырок вперед

Комплекс 3 (кросс- фит)

1.Кувыроук назад

2. Лазание  по канату (м), подтягивания на низкой перекладине (д)

3. Поднимание опускание туловища из положения лежа (10 раз)

4.Из приседания подъем с одновременным выталкиванием набивного мча вверх (10 раз)

5. Прыжки через скамейку с опорой на одну ногу (10 раз)

6.отжимания от пола (10 раз)

7. Кувырок назад

Комплекс 4 (комплекс ГТО)

1.Поднимание опускание туловища из положения лежа (15 сек)

2.Отжимания от пола (15 сек)

3.Упражнение « берпи»(15 сек.)

4.Из положения планки , подтягивание колена к противоположному плечу (15 сек)

Комплекс 5 (комплекс упражнений для развития ловкости)

1.Стоя ноги врозь, мяч внизу, подбрасывать и ловить мяч, одновременно приседая и касаясь поочерёдно руками пола.

2.Стоя согнувшись, ноги врозь, передача из рук в руки баскетбольного мяча «восьмёркой» вокруг ног.

3.Ведение баскетбольного мяча по кругу с обводкой препятствия.

4.Упор лёжа, переносить ноги через мяч то с левой, то с правой стороны.

5.Присед руки произвольно, прыжки вперёд по отметкам.

6.Отжимнания от пола


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта.Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся.

Уроки "круговой тренировки" помогают избежать монотонности  урока, повысить самостоятельность учащихся, отработать больше двигательных навыков, задействовать развитие различных групп мышц...

Презентация к обобщению опыта. Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся.

Материал содержит презентацию из 20 слайдов и способствует популяризации применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствован...

Текст к презентации обобщения опыта по теме "Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся"

материал содержит текст к презентации обобщения опыта по теме "Применение иметода круговой тренировки на уроках физкультуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков уча...

Методическая разработка по физической культуре Тема: Рекреационная физическая культура в школе

Проведение физкультминуток и динамических перемен с музыкальным сопровождением в течение учебного дня (подвижные игры). Проведение флешмоба (массовое разучивание танцевальных движений с элементами рит...

Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»

Доклад на МО преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура  в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»...

Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Урок физической культуры может быть эффективным средством развития дисциплинированности и самоконтроля, если: уроки будут проходить систематически и методически корректно; в учебном процессе будут исп...

Методическая разработка. Конспект урока физической культуры по разделу физической культуры по разделу программы "Подвижные игры"

Тема урока: "ОРУ. Игры: "прыгающие воробушки", "Зайцы в огороде". Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей"....