ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ БОРЦОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре
Научная новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что разработанные в рамках данного исследования варианты применения средств развития выносливости позволяют интенсифицировать подготовку борцов-юношей, что с одной стороны позволяет совершенствовать специальную выносливость, а с другой снижает вероятность возникновения перетренированности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_primeneniya_sredstv_razvitiya_vynoslivosti_bortsov_yunosheskogo_vozrasta.docx | 129.45 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 796.82
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ БОРЦОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Куванов Ярослав Анатольевич, педагог ДО
Дворец творчества детей и молодёжи «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс»
Аннотация
Научная новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что разработанные в рамках данного исследования варианты применения средств развития выносливости позволяют интенсифицировать подготовку борцов-юношей, что с одной стороны позволяет совершенствовать специальную выносливость, а с другой снижает вероятность возникновения перетренированности.
Ключевые слова: спортивная борьба, вольная борьба, развитие выносливости, интервально-круговой метод.
ВВЕДЕНИЕ
Практика соревнований по борьбе предусматривают большое число схваток в течение одного дня. Помимо этого современные правила значительно активизировали поведение схваток, таким образом, успешное выступление на ответственных соревнованиях возможно только при высоком уровне развития специальной выносливости. Недостаточность знаний, связанных с вопросами целесообразности использования различных по интенсивности и направленности тренировочных средств в подготовке борцов – юношей нередко вынуждает тренеров недостаточно полно использовать в тренировочном процессе, эти средства, являющиеся важнейшим компонентом спортивной подготовки борцов.
Гипотеза исследования – предполагалось, что применение средств развития выносливости интервально-круговым методом, значительно повысит выносливость юных борцов.
Объект исследования – тренировочный процесс борцов-юношей.
Предмет исследования – эффективность развития выносливости у борцов при помощи использования различных методик применения средств развития выносливости.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – разработать методику совершенствования специальной выносливости борцов-юношей на основе интервально-кругового метода.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, физиологическое тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проходило на базе КШВСМ г. Санкт-Петербурга. Были сформированы две тренировочные группы. Группы были равны по количеству спортсменов – 9 человек борцов-юношей 16-17 лет. Отсутствие различий в уровне развития выносливости в двух группах было подтверждено начальным тестированием. Эксперимент проводился восемь недель (два месяца). В основу структуры планирования тренировки в экспериментальной группе был положен десятидневный микроцикл с применением одного занятия с максимальной нагрузкой, выполняемого интервально-круговым методом проведения тренировочных схваток с меняющимися партнерами по формуле 1+1+1 с интервалом отдыха между кругами 1 минута. В других занятиях цикла применение средств развития выносливости также осуществлялось интервально-круговым методом, но без максимальных нагрузок (интенсивность 70-75% от максимальной). Интервально-круговым методом дозировались упражнения специального характера, направленные на совершенствование и выносливости и технико-тактического мастерства, проводимые с умеренной и большой интенсивностью (ЧСС до 160-170 уд/мин).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Таблица 1 - Сопоставление показателей выносливости борцов в ходе педагогического эксперимента
Вид теста | Группа | Исходные результаты М±σ | Итоговые результаты М±σ | t-тест Стьюдента | р |
Результатвбегена 1000м Мин-сек | КГ | 3.26 | 3.25 | 0,60 | --- |
ЭГ | 3.50 | 3.18 | 3,50 | <0,05 | |
ЧССпослетестауд | КГ | 27,7 | 27,6 | 3,67 | --- |
ЭГ | 27,8 | 27,0 | 3,08 | <0,05 | |
Коэффициентэнерготрат Услед | КГ | 31,1 | 30,1 | 1,46 | --- |
ЭГ | 31,3 | 28,8 | 6,12 | <0,05 |
Рис. 1 Динамика коэффициента энергозатрат в ходе эксперимента
Рис. 2 Динамика результата в беге на 1000 м. в ходе эксперимента
Рис. 3 Динамика ЧСС после теста в ходе эксперимента
Проведенное тестирование до эксперимента показало, что обе группы борцов средне статистически обладают примерно одинаковым уровнем выносливости. В экспериментальной группе Кэн = 31,3, а в контрольной группе Кэн = 31,1 (Р<0,05).
Анализ ЧСС в экспериментальной группе показал, что начальный уровень до теста в среднем равнялся 17,5 уд/мин, а уровень ЧСС на третьей минуте восстановления в среднем равнялся 19,8 уд/мин. Следовательно, можно сказать, что борцы экспериментальной группы на предэкспериментальном периоде после предлагаемой нагрузки не смогли восстановиться до исходного уровня ЧСС.
Исследование контрольной группы до эксперимента показало, что спортсмены этой группы также не смогли восстановиться после нагрузки. ЧСС до тестирования в среднем равнялся 17,3 уд/мин, а на третьей минуте восстановления - в среднем равнялся 19,5, Кэн = 31,1.
Анализ результатов тестирования после эксперимента выявил, что прирост показателей общей и специальной выносливости в контрольной группе не является достоверным так как Кэн после эксперимента равнялся 30,1 а до 31,1. Здесь можно говорить лишь о тенденции повышения специальной выносливости, так как (Р>0,05). ЧСС непосредственно после теста – 27,7 в начале эксперимента и 27,6 после эксперимента. Прирост результата в беге на 1000 м. также недостоверен (Р>0,05): 3.26 до эксперимента и 3.25 после.
Результаты полученные в тестировании экспериментальной группы после эксперимента показывают достоверные приросты уровня общей и специальной выносливости Кэн= 28,8, а до эксперимента - Кэн = 31,3 (Р<0,05). Говоря о ЧСС можно сказать, что спортсмены экспериментальной группы после нагрузки на третей минуте успели восстановиться, и их ЧСС в среднем равнялся 17,6. ЧСС непосредственно после теста – 27,8 в начале эксперимента и 27,0 после эксперимента. Показатель общей выносливости – результат вбеге на 1000 м. увеличился также достоверно (Р<0,05) и составил 3.18 после эксперимента ( в то время, как до он составлял - 3.50).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ полученных результатов показал, что методика занятий с применением средств развития специальной выносливости интревально-круговым методом на каждом занятии и одного занятия с максимальной нагрузкой в микроцикле с трехкруговым проведением поединков с меняющимися партнерами с максимальной интенсивностью по формуле 1+1+1, значительно повысили уровень специальной и общей выносливости у борцов-юношей вольного стиля. Таким образом, можно говорить, что для развития общей и специальной выносливости наиболее эффективно и рационально применять предложенную методику использования средств развития специальной выносливости интревально-круговым методом, которая позволяет эффективно совершенствовать общую и специальную выносливость и подготавливать борцов-юношей вольного стиля к современным условиям соревновательной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Куванов, В.А. Методика предотвращения травмоопасных ситуаций в тренировочной и соревновательной деятельности по вольной борьбе / И.В. Бобров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. - №5 (147). – С. 91-93.
2. Куванов, В.А. Управление мышечным тонусом в спортивной борьбе / Е.Н. Коростелев, А.В. Зайцев // Теория и практика физической культуры: Ежемесячный научно-теоретический журнал. / под ред. Л. Лубышевой. – М.: 04, 2018. – 57-59 с.
3. Куванов, В.А. Методика развития скоростно-силовых способностей борцов 13 – 14 лет // В.А. Дорофеев, Е.Н. Коростелев // Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 3 (157) – 2018 год ISSN 1994-4683. – СПб, 2018. 185-188 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться ...
Конспект урока по физической культуре в 11 классе на тему: «Равномерный 15 минутный бег, как средство развития выносливости»
Данный конспект разработан с учетом современных требований к урокам...
Сборник диагностических методик "Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направления воспитания"
В данном сборнике представлены диагностические методики для изучения особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по разным направлениям воспитания: гражданско-правовому, п...
Мастер-класс для родителей "Подвижная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс...
Баскетбол, как средство развития выносливости и ловкости учащихся
Методическая разработка "Баскетбол, как средство развития выносливости и ловкости учащихся"...
Методическое пособие "Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Цель: данное методическое пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, а также может оказать практическую помощь студентам-практикантам педагогических колледжей музыкально...