Баскетбол, как средство развития выносливости и ловкости учащихся
методическая разработка по физкультуре на тему
Методическая разработка "Баскетбол, как средство развития выносливости и ловкости учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muhametshina.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
Тема: «Баскетбол, как средство развития выносливости и ловкости учащихся»
Автор проекта:
Мухаметшин Р.И. учитель физкультуры
Казань-2016
Содержание
1. Актуальность проекта 3 2.Цель проекта 4
3.Задачи проекта 4
4.Ожидаемые результаты проекта 6
5.Сроки разработки и реализации проекта 4
6. Ресурсы проекта 7.Планирование проекта 8
8.Практическая часть проекта 9
9.Заключение 24
10. Список литературы 24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Двадцать первый век называют веком информатики. Действительно, развитие научно-технического прогресса сделало большой скачок в сторону компьютеризации всех отраслей жизни. Это приводит к постоянному увеличению работников умственного труда, к повышению умственно-психических нагрузок и времени, проводимого за компьютером учениками в школах. В связи с этим возникает проблема укрепления здоровья детей. В первую очередь, это касается учеников общеобразовательных школ. Однако остается открытым вопрос, какие средства физического воспитания являются наиболее целесообразными для школьников, к тому же проводящими большое количество времени за компьютером.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек.
Каждый ученик, который сознает необходимость физических упражнений, выбирает для себя вид спорта, наиболее для него подходящий. И довольно большой процент учеников выбирает именно баскетбол. Поэтому обоснование эффективности применения баскетбола как средства развития выносливости и психофизиологических способностей учеников является актуальным для совершенствования средств и методов физического воспитания учеников.
При игре в баскетбол действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отрабатывание стандартных навыков, а творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор соответствующих действий. Поэтому применение баскетбола является эффективным средством развития творческого мышления учащихся.
Для баскетбола характерны очень высокие соревновательные и тренировочные нагрузки, темп игры, выполнение технических приемов на большой скорости с сопротивлением противника, применение активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга. Длительный соревновательный период, высокая напряженность турниров и отдельных матчей требуют высокого развития выносливости, т. е. способности противостоять появляющемуся в результате соревновательных нагрузок утомлению. Именно поэтому игрокам необходимо развивать выносливость. Баскетболист, обладающий достаточной выносливостью, дольше сохраняет хорошую спортивную форму, проявляет высокую двигательную активность как в одном матче, так и на протяжении турнира, демонстрирует более стабильную и эффективную технику, отличается быстрым тактическим мышлением, он более результативен.
Для баскетболиста важна как общая, так и специальная выносливость. Развивать их целесообразно последовательно в соответствии с этапами круглогодичной тренировки. На этапе общей подготовки подготовительного периода годичного цикла следует заниматься преимущественно вопросами общей выносливости, что предполагает развитие всех физических качеств и создание необходимой базы аэробных возможностей. Особенно важными средствами совершенствования аэробных возможностей служат кроссы, плавание, гребля, ходьба на лыжах и другие упражнения циклического характера, выполняемые с малой, средней и переменной интенсивностью, с постепенным увеличением объема.
Проблема: Ухудшение физической двигательной активности учащихся и здоровья детей.
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание общей выносливости, воспитание скоростной и скоростно-силовой выносливости, воспитание игровой выносливости
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
- Оздоровительные:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
3. Воспитательные:
- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
- Расширение спортивного кругозора детей.
Обьект исследования.
Программа предназначена для детей 12-16 лет.
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с мая до 10 сентября текущего года. Возможен добор отдельных обучающихся в объединения 2-3 годов обучения в случае отчисления из них детей по каким-либо причинам.
Сроки реализации программы - 3 года.
Программа рассчитана на детей и подростков от 12 до 16 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 час,
Количество часов в год 35 ч.
Наполняемость учебной группы по годам обучения
Минимальное количество обучающихся в группе 12-15 чел.
1 год обучения – 15 человек
2 год обучения – 12 человек
3 год обучения – 10 -12 человек
Формы организации обучения:
- командная, малыми группами, индивидуальная.
Формы проведения занятий:
Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.
Ожидаемые результаты:
К моменту завершения программы обучающиеся должны :
Знать
- Основы знаний о здоровом образе жизни.
- Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране.
- Правила игры в баскетбол.
- Тактические приемы в баскетболе.
Уметь
- Овладеть основными техническими приемами баскетболиста.
- Проводить судейство матча.
- Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Развить качества личности
- Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
- Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
- Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
- Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и городского масштабов.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае.
Формы и способы фиксации результатов:
- дневник достижений учащихся;
- портфолио учащихся.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Учебно-тематический план 1-2-3 года обучения
1 час в неделю (35 часов в год)
№ п/п | Название тем | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||
Теория | практика | всего | теория | Практика | всего | теория | практика | всего | ||
1 | Общие основы баскетбола ПП и ТБ Правила игры | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
2 | Общефизическая подготовка | 1 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
3 | Специальная подготовка | 1 | 7 | 8 | 1 | 7 | 8 | 7 | 7 | |
4 | Техническая подготовка | 7 | 7 | 1 | 7 | 8 | 1 | 7 | 8 | |
5 | Тактическая подготовка | 7 | 7 | 7 | 7 | 1 | 7 | 8 | ||
6 | Игровая подготовка | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||
7 | Контрольные и календарные игры | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||
Общее количество часов в год | 3 | 32 | 35 | 3 | 32 | 35 | 3 | 32 | 35 |
Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата | Графа учёта |
1 | Общие основы баскетбола ПП и ТБ Правила игры и методика судейства | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в баскетболе. | Вводный, положение о соревнованиях по баскетболу. | |
2 | Общефизическая подготовка баскетболиста | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего | Тестирование, карточки судьи, протоколы | |
3 | Специальная подготовка | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест. | |
4 | Техническая подготовка баскетболиста | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование | |
5 | Игровая подготовка | групповая, подгрупповая, коллективно-групповая | практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
Содержание программы 1-го года обучения:
- Общие основы баскетбола – 3 часа
- История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- Сведения о строении и функциях организма человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Необходимость разминки в занятиях спортом.
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
баскетболом.
- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.
- Подведение итогов года.
- Методика тренировки баскетболистов.
- Техническая подготовка баскетболистов.
- Психологическая подготовка баскетболиста.
- Общая физическая подготовка – 3 часа
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук плечевого пояса
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития ловкости
-Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития прыгучести.
- Специальная физическая подготовка – 7 часов
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами.
- Техническая подготовка – 7 часов
- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.
- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.
- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.
- Повороты вперед и назад.
- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке
при встречном и параллельном движении.
- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,
при встречном и параллельном движении.
- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,
скорости, высоты отскока.
- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,
с отскоком от щита, в движении.
- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,
с середины, без отскока и с отскоком от щита.
- Обучение технике двух шагов с места, в движении.
- Броски двумя руками от груди с двух шагов.
- Тактическая подготовка – 7 часов
Нападение
- Выход для получения мяча на свободное место.
- Обманный выход для отвлечения защитника.
- Розыгрыш мяча короткими передачами.
- Атака кольца.
- «Передай мяч и выходи».
- Наведение своего защитника на партнера.
Защита
- Противодействие получению мяча.
- Противодействие выходу на свободное место.
- Противодействие розыгрышу мяча.
- Противодействие атаке кольца.
- Подстраховка.
- Система личной защиты.
- Игровая подготовка – 5 часов
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
7. Контрольные и календарные игры – 3 часов
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.
- Товарищеские игры с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игры.
Ожидаемые результаты 1 года обучения
К концу первого года обучения учащиеся должны
знать:
- теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;
- правила техники безопасности и пожарной безопасности;
- упражнения СФП;
- азы технико-тактической подготовки;
- игровую ориентацию в мини-баскетболе;
- правила пожарной безопасности.
- профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
- гигиенические требования к спортсменам.
уметь:
- выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
- выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
- ловить мяч двумя руками на месте;
- передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;
- вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;
- выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;
- выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;
- освобождаться для получения мяча;
- противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;
- останавливаться двумя шагами;
- ловить мяч двумя руками в движении;
- передавать мяч двумя руками в движении;
- передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;
- вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;
- в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;
- в защитных действиях подстраховывать партнера;
- в защитных действиях противодействовать выходу соперника на
свободное место;
- выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,
дальние);
- выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;
- выполнять броски в корзину одной рукой с места;
- выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди;
Содержание программы 2-го года обучения:
- Общие основы баскетбола – 3 часа
- Физическая культура и спорт в России.
- Баскетбол в России. Достижения наших команд на мировой арене.
- Правила техники безопасности на тренировках.
- Основные сведения о спортивной квалификации.
Разряды, звания и порядок их присвоения.
- Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.
- Правила пожарной безопасности.
- Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
- Гигиенические требования к спортсменам.
- Техника и тактика игры в баскетбол, их взаимосвязь.
- Подведение итогов года.
2. Общая физическая подготовка – 3 часа
- Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.
- Упражнения типа «полоса препятствий» с различными заданиями.
- Эстафеты без предметов и с мячами.
- Упражнения для развития силы.
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
- Упражнения для развития гибкости.
- Упражнения для развития ловкости.
- Комбинированные упражнения по круговой системе
- Развитие прыгучести.
- Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам.
3. Специальная физическая подготовка – 7 часов
- Упражнения для развития быстроты передвижения в баскетбольной стойке. Бег змейкой приставными шагами, спиной вперед. Бег с остановками, поворотами, рывками по свистку. Эстафетный бег с передачами мяча.
- Развитие специальной прыгучести. Прыжки с одной и двух ног с доставанием щита, с места и с разбега, одной и двумя руками. Серийные выпрыгивания из приседа. Эстафеты с прыжками на одной и двух ногах в различных вариантах. Прыжки со скакалкой.
- Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения передач, ловли и бросков.
- Упражнения для развития игровой ловкости. Передачи мяча в стену с последующей ловлей. Чередование передач и ведения на месте и в движении. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения из бега, прыжков, ловли, передач, ведения, бросков с предельной интенсивностью.
- Эстафеты и игры с ловлей, передачами и бросками мяча.
4. Техническая подготовка – 7 часов
- Передвижение в баскетбольной стойке с изменением направления и скорости, с работой рук.
- Остановки прыжком и двумя шагами без мяча и с мячом.
- Повороты на месте вперед и назад без мяча и с мячом.
- Ловля и передача мяча изученными способами на месте, в движении, парами, тройками с изменением расстояния, скорости, исходных положений.
- Обучение передачам двумя руками сверху, снизу, одной сверху, снизу, на месте, в движении.
- Ведение мяча левой и правой рукой с изменением высоты отскока, направления, скорости, с остановками.
- Ведение со сменой рук без зрительного контроля.
- Обводка соперника с изменением направления.
- Сочетания ведения, передач и ловли мяча.
- Броски в кольцо двумя от груди и одной от плеча с места и в движении после двух шагов.
- Обучение броску после ведения, после обводки, после ловли и двух шагов слева, справа и с середины.
- Обучение штрафному броску двумя и одной рукой от плеча.
- Обучение технике броска с места со средней дистанции.
- Тактическая подготовка – 7 часов
Нападение
- Розыгрыш мяча игроками команды.
- Организация атаки кольца.
- «Передай мяч и выходи».
- Заслон защитнику партнера.
- Наведение на партнера своего защитника.
- Взаимодействие «Треугольник».
- Взаимодействие «Тройка».
- «Малая восьмерка».
- Скрестный выход.
- Система быстрого прорыва.
- Система нападения без центрового игрока.
Защита
- Противодействие розыгрышу мяча.
- Противодействие атаке.
- Подстраховка партнера.
- Переключение на другого нападающего.
- Проскальзывание.
- Групповой отбор мяча.
- Противодействие «Тройке».
- Противодействие «Малой восьмерке».
- Система личной защиты.
- Игровая подготовка – 5 часов
- Овладение запланированными приемами техники на уровне умений и навыков.
- Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.
- Овладение основами тактики командных действий.
- Воспитание навыков соревновательной деятельности по мини-баскетболу.
7. Контрольные и календарные игры – 3 часов
- Контрольные игры на проверку усвоения технических приемов в игровой обстановке.
- Подготовительные учебные двухсторонние игры.
- Товарищеские встречи с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игры с приглашением родителей.
Ожидаемые результаты 2 года обучения
К концу второго года обучения учащиеся должны
знать:
- представление о баскетболе в России, о спортивной квалификации, разрядах, званиях;
- разнообразную игровую практику;
- правила игры в баскетбол.
- тактические приемы в баскетболе
уметь:
- правильно распределять нагрузки в режиме дня;
- пополнять технико-тактический арсенал игры в баскетбол;
- ловить мяч двумя руками при движении сбоку;
- ловить мяч двумя руками в прыжке;
- ловить мяч одной рукой в движении;
- передать мяч двумя руками в движении (встречные);
- передать мяч двумя руками в движении (сопровождающие);
- передать мяч одной рукой с боку (с отскоком);
- передавать мяч одной рукой снизу (с отскоком);
- передавать мяч одной рукой в прыжке;
- выполнять броски в корзину двумя руками (добивание);
- выполнять броски в корзину одной рукой с отскоком от щита; в движении;
- выполнять броски в корзину за 3-х очковой линией;
- в нападении получат навыки ставить заслон;
- в защитных действиях выполнять переключение на другого игрока;
- защищаться системой личной защиты;
- обводить соперника с изменением высоты отскока;
- ловить мяч одной рукой в прыжке;
- передавать мяч одной рукой (поступательные);
- обводить соперника с изменением направления.
Содержание программы 3-го года обучения:
- Теоретическая подготовка – 3 часа
- Значение физического развития граждан России для их подготовки к труду и защите Родины.
- Планирование и контроль спортивной подготовки.
- Основы техники игры и техническая подготовка.
- Основы тактики игры и тактическая подготовка.
- Спортивные соревнования, организация и правила проведения, положение о соревнованиях.
- Правила по мини-баскетболу.
- Установка на игру и разбор результатов.
- Психологическая подготовка юных спортсменов.
- Этика спортивной борьбы, проявление высоких нравственных качеств (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм).
- Подведение итогов года.
2. Общая физическая подготовка - 3 часа
- Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.
- Беговые упражнения.
- Повторный бег по дистанции от 30 до 60м. Челночный бег. Старты из различных исходных положений.
- Упражнения для развития различных двигательных качеств.
- Комбинированные упражнения.
-Упражнения для развития общей выносливости. Равномерный и переменный бег на 500, 800, 1000м
- Подвижные игры: «10 передач», «Снайперы», различные «Пятнашки».
- Мини-футбол, ручной мяч, пионербол, волейбол.
3. Специальная физическая подготовка - 7 часов
- Подготовительные упражнения для рук. Укрепления лучезапястных суставов (сгибание, разгибание, круговые движения с гантелями). Отталкивания от стены, пола ладонями, пальцами. Ходьба на руках, носки ног вместе (вперед, влево и вправо по кругу). Упражнения с набивными мячами, кистевыми эспандерами.
- Подготовительные упражнения для ног. Быстрота передвижений вперед, назад, влево, вправо. Бег змейкой, челноком, с прыжками, остановками, рывками, поворотами. Прыжки через скамейку с ведением мяча, передачами, круговым вращением вокруг пояса.
- Упражнения для координации движений.
- Упражнения для развития специальной выносливости.
4. Техническая подготовка – 7 часов
- Передвижения в защитной стойке, работа ног, рук. Финты, обманные движения, остановки, повороты.
- Ловля и передачи изученными способами в движении с пассивным и активным сопротивлением, одной и двумя руками.
- Передачи мяча в прыжке в сочетании с ведением и бросками.
- Скрытые передачи.
- Обводка соперника с поворотом и переводом мяча.
- Перевод под ногой, за спиной.
- Броски в кольцо одной рукой сверху, снизу.
- Добивание в кольцо двумя руками в прыжке.
- Обучение броску крюком.
- Разноудаленные броски с места и в движении.
- Обучение технике трехочкового броска.
- Дальнейшее обучение штрафному броску.
- Бросок в прыжке одной рукой.
- Тактическая подготовка – 7 часов
Нападение
- Командная атака кольца противника.
- Дальнейшее обучение заслону на месте и в движении.
- Наведение.
- Треугольник, Тройка.
- Малая восьмерка.
- Скрестный выход.
- Сдвоенный заслон.
- Система быстрого прорыва.
- Система эшелонированного прорыва.
- Система нападения через центрового.
Защита
- Противодействие атаки кольца.
- Подстраховка.
- Переключение.
- Проскальзывание.
- Групповой отбор мяча.
- Система личной защиты.
- Система зонной защиты.
- Система смешанной защиты.
- Система личного прессинга.
- Система зонного прессинга.
- Игровая подготовка – 5 часов
- Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких к соревновательным.
- Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
- Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей юного баскетболиста.
- Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры, независимо от ее исхода).
- Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится в форме бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы учащихся.
- Учащиеся готовятся к роли инструктора, помощника тренера для участия в организации и проведения занятий (отдельных частей тренировки), массовых соревнований в качестве судей, секундометристов, секретарей.
- Освоение терминологии, принятой в баскетболе
- Овладение командным языком, умение отдать рапорт
- Проведение упражнений по построению и перестроению группы
- В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.
- Составление комплекса общеразвивающих упражнений и умение провести
разминку с группой.
7. Контрольные и календарные игры – 3 часа
- Участие в первенстве школы по баскетболу.
- Участие в матчевых встречах по мини-баскетболу.
- Участие в товарищеских играх своего микрорайона.
- Участие сборной команды школы в первенстве района по баскетболу.
- Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств.
- Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по баскетболу.
Ожидаемые результаты 3 года обучения
К концу третьего года обучения учащиеся
знать:
- значение физического развития граждан России для их подготовки к труду и защите Родины.
- планирование и контроль спортивной подготовки.
- основы техники игры и техническая подготовка.
- основы тактики игры и тактическая подготовка.
- спортивные соревнования, организация и правила проведения, положение о соревнованиях.
- правила по мини-баскетболу.
- установку на игру и разбор результатов.
- психологическую подготовку юных спортсменов.
- этику спортивной борьбы, проявление высоких нравственных качеств (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм).
уметь:
- планировать и контролировать спортивную подготовку.
- Улучшат технико-тактическую подготовку.
- Улучшат психологическую подготовку.
- выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
- в нападающих действиях выполнить “ наведение”.
- в командных нападающих действиях выполнить “ скрестный выход”.
- в защитных командных действиях использовать “групповой отбор”.
- в защитных действиях выполнить “ проскальзывание”.
- в защитных командных действиях научатся противодействовать “скрестному выходу”.
- заполнять протокол игры.
- оказать первую помощь при легких травмах.
- ловить мяч одной рукой при встречном движении.
- передавать мяч одной рукой (сопровождающие).
- передавать мяч одной рукой на большое расстояние (14-16 метров)
- выполнять обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход.
- обводить соперника с изменением скорости.
- перехватывать мячи при передаче его соперником.
- действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного защитника(2х1).
- действовать в нападении при выходе трех нападающих против одного или двух защитников(3х1, 3х2).
- в нападающих командных действиях умело использовать систему “быстрого прорыва”.
- в нападающих командных действиях умело использовать “малую восьмерку”.
- умело действовать в защите при выходе двух нападающих против одного защитника(1х2).
- умело действовать в защите при выходе трех нападающих против одного защитника, или двух защитников(1х3, 2х3).
- перестраиваться в защите, чтобы противодействовать “быстрому прорыву” соперников.
Обеспечение программы методической продукцией
1. Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по баскетболу.
- Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе.
- Правила игры в баскетбол.
- Правила судейства в баскетболе.
- Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней.
- Положение о соревнованиях по баскетболу.
2. Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу.
- Инструкции по охране труда.
Материально-техническое обеспечение.
- Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей.
- Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители (кассеты, диски и дискеты).
Заключение.
1. Игра в баскетбол является нагрузкой аэробно-анаэробного характера, и поэтому применение баскетбола в качестве средства физического воспитания учеников является весьма эффективным для развития выносливости, быстроты и силы.
2. Занятие баскетболом оказывает большое влияние на развитие мозга. Разнообразные сигналы во время игры стимулируют функционирования нервных клеток и взаимосвязей между ними, оказывают содействие проявлению и развитию преемственных (генетических) возможностей нервной системы .
3. При игре в баскетбол действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отрабатывания стандартных навыков, а творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор соответствующих действий. Поэтому применение баскетбола в школе является эффективным средством развития творческого мышления учеников.
Список изученной литературы:
1.Физическое воспитание учащихся 8-9 классов под редакцией В.И.Ляха 2005г
2.Методика физического воспитания учащихся 9-11 классов А.В.Березин «Просвещение» 2006 г
3. Уроки физической культуры в школе новые педагогические технологии. Ю.А.Янсон «Еникс» 2005г
4.Баскетбол (методическое пособие для учителей физической культуры и тренеров ДЮСШ) «Школа» 2008г
5. Журналы «Физическая культура в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Баскетбол как средство физического и нравственного воспитания учащихся.
В данной статье раскрываются возможности использования на уроках физической культуры игры баскетбол для развития физических и нравственных качеств учащихся....
Использование игровых технологий в обучении баскетболу как средство развития двигательной активности
Цель исследования:Создание педагогических условий для обучения младших школьников элементам игры в баскетбол через подвижные игры. Задачи: Проанализировать психолого-педагогическую литерату...
Конспект урока по физической культуре в 11 классе на тему: «Равномерный 15 минутный бег, как средство развития выносливости»
Данный конспект разработан с учетом современных требований к урокам...
"Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста"
Практические советы для родителей...
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ БОРЦОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Научная новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что разработанные в рамках данного исследования варианты применения средств развития выносливости позволяют интенсифицировать ...
«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».
Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...