Влияние физической нагрузки на организм человека при выполнении физических упражнений
план-конспект урока по физкультуре (8 класс) на тему

Панфилов Петр Викторович

План-конспект урока по физической культуре в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

урока по физической культуре в 8 классе

Учитель учитель физической культуры  – Панфилов Петр Викторович

Тема: «Влияние физической нагрузки на организм человека

при выполнении  физических упражнений»

Цель данного урока: формирование специальных знаний, практических умений и навыков использования средств физической культуры для определения изменений в функционировании систем организма под воздействием физических нагрузок.

Общеобразовательные:

1.Актулизировать теоретические знания о строении и функционировании организма.

2.Обучить практическим навыкам проведения функциональных проб.

3.Обучить приёмам диагностики функционирования (деятельности) систем организма (сердечно - сосудистой, нервной систем) при выполнении физических упражнений.

Оздоровительные:

1.Воспитание физических качеств (скоростно-силовые качества, силовая выносливость, двигательно-координационные качества).

2.Укрепление сердечно - сосудистой , дыхательной, нервной системы.

Воспитательные:

1.Воспитание морально-волевых качеств (настойчивость, упорство, смелость, инициативность).

2.Воспитание нравственных качеств у учащихся ( эмпатия, толерантность, рефлексивность, общительность).

3.Формирование у учащихся устойчивого интереса и положительной мотивации к физической культуре.

Место проведения урока: большой спортивный зал

Оборудование, инвентарь, техническое обеспечение  урока : 3 ноутбука,3  учебных парты, 3 стула, скакалки, гантели гимнастические, 3 корзины, шары воздушные, шарики пластмассовые разных цветов, маркеры, шариковые ручки, секундомеры, цветовые сигнальные круги- штандарты (красный, синий, жёлтый), музыкальное сопровождение.

Время проведения: 40 минут

Ход урока: До урока на занятии факультатива по валеологии проводится диагностика по цветовым ощущениям учащихся («Какой цвет ты бы выбрал?»). Объясняется значение каждого цвета, формируются команды «красных» , «синих» , «жёлтых» .

Учитель:  

Добрый день, уважаемые гости и члены жюри конкурса! Разрешите познакомить вас с учащимися    специализированного спортивного класса 8С. Встречаем ребят! (Звучит музыка «Герои спорта»).

В зал входят команды (по цветовым  группам).

Выстраиваются по диагонали, капитаны докладывают о выборе цвета.

Капитан «зеленой» команды:

Зеленый цвет – это симбиоз двух цветов - синего и желтого, поэтому значение этого цвета будет так же двояким. С одной стороны – безграничная энергия, а с другой – всепоглощающее спокойствие. Зеленый цвет, прежде всего, означает рост, развитие и гармонию
Капитан «синей» команды:

Наша команда  выбрала синий цвет. Его предпочитают люди, которые стремятся к порядку и стабильности. Синий цвет оказывает успокаивающее действие на нервную систему. Синий – это цвет искренности, чести, безопасности, порядка.

Капитан «красной» команды:  

В нашей команде собраны лидеры спортивных секций, так как красный цвет – это цвет лидерства, он стимулирует мозг, улучшает настроение.  Красный – это цвет красоты и здоровья, доброты и отваги, храбрости и энергии.

Учитель: 

 Вы правильно выполнили домашнее задание, команды сформированы, в основу вы положили принципы соответствия психологического значения цвета на личность каждого. Сегодня на нашем уроке предстоит совместно продолжить изучение функциональных возможностей организма. Рассмотрим влияние спортивных занятий на здоровье человека. Я предлагаю  сформулировать гипотезу урока, давайте закончим предложение вместе:

если вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом,  то мы будем здоровыми , успешными, что приведёт к повышению качества жизни.

Молодцы! Проверим в конце урока, как мы смогли подойти к решению данной гипотезы.

Но урок – это процесс, поэтому давайте определим вместе алгоритм выполнения замеров на уроке (подсказка у  каждой команды), чтобы выявить особенности функционирования определенных систем организма. Даю 1 минуту на обсуждение в командах

Ученики: Обсуждают в командах, выдвигают своих представителей для того, чтобы озвучить решение

Учитель: 

Озвучьте алгоритм  наших  действий:

1-й ученик:  Измерить первоначальный показатель ЧСС в состоянии покоя (сказал, отходит в сторону, начинает выстраивать шеренгу).

2-й ученик: Занести  индивидуальные данные в таблицу, компьютер.

3-й ученик: Определить функциональные особенности систем нашего организма.

4-й ученик: Определить, какие физические упражнения дают максимально точные показатели.

5-й ученик: Сделать выводы о влиянии упражнений  на системы организма.

Учитель: 

Алгоритм работы на уроке определен правильно, Я определяю вам круг исследований на уроке:

- работа мышечно-связочного аппарата;

- работа сердечно-сосудистой системы,

- работа нервной системы организма.

Так же нам предстоит  с вами  оценить  показатели  двух учеников из вашего класса, чтобы  мы  могли сравнить в конце урока  функциональные возможности организма  при физических нагрузках. Этими учениками будут Чиликин Артем и Мединская Екатерина

И прежде чем перейдем к весёлой разминке, нам необходимо измерить первоначальный показатель ЧСС в покое. Обратите внимание, что вы сегодня все данные заносите в компьютер, который настроен на построение графика

(УЧАЩИЕСЯ ИЗМЕРЯЮТ ЧСС И ЗАНОСЯТ ДАННЫЕ В КОМПЬЮТЕР)

Учитель: 

Прошу перестроиться в шеренгу,  начинаем 1-й этап исследования. Обратите внимание, что на этом этапе урока мы используем нестандартное оборудование, изготовленное самими учениками для уроков физической культуры .  Вес гантели  -  500 граммов.   Проходит разминка под музыку. Используем  гантели из пластиковых бутылок 0.5 л наполненные крупой.  После измеряем ЧСС после нагрузки.

Учитель: 

Что произошло с организмом? Прошу обсудить и сделать выводы.

(по 1 ученику от каждой команды озвучивают выводы, в это время по 1 представителю вносят данные в таблицу). Увеличилась нагрузка на организм, соответственно участилось сердцебиение. Усилился кровоток, ускорился обмен веществ, мышцы «разогрелись» организм подготовился к интенсивным нагрузкам.

Учитель: 

Продолжаем работу, нам с вами необходимо для следующего этапа сделать выбор. Перед вами 3 вида снарядов (скакалка, мяч, обруч), вам необходимо выбрать самый интенсивный по физической нагрузке предмет.

Учитель:

 Есть другие мнения? Выполняем данное упражнение в группе. Капитанам команд обеспечить соблюдение требований техники безопасности при работе со скакалкой, правильно сгруппировать команды в спортивном зале. (Капитаны команд разводят команды по 3-м секторам зала, дальше от компьютерной техники, расставляют членов команды кругом, но на таком расстоянии друг от друга, чтобы ученики не задевали соседа при прыжках). По свистку учителя начинают выполнять упражнение. По свистку - заканчивают.

Дети выполняют прыжки на скакалке и по окончании упражнения замеряют ЧСС, убирают инвентарь. На какую систему нашего организма сейчас оказывалось значительное влияние? Как физические упражнения повлияли на сердечно-сосудистую систему?

Развивалась и укреплялась сердечная мышца, расширились стенки сосудов, усилился кровоток.

Учитель: 

Прошу представителей команд  сделать выводы и занести свои результаты в таблицу!

Учитель:

Спорт раскрывает  безграничные возможности человека. Еще в Древней Греции в гимназиях  учеников не только приучали к физическим упражнениям, но и развивали их ум. Формировали умение принимать решения, анализировать любую ситуацию и находить правильные выходы из трудных положений. Не случайно культура Древней Греции до сих пор считается эталоном развития человечества.

Сейчас и Вам предстоит сейчас проверить свои знания в различных областях науки. Перед вами задания по разным предметам. Ваша задача как можно быстро и точно решить тестовое задание и вернуться к команде передав эстафету. Капитан команды стартует последним и приносит все ответы к столику, где вы проверяете правильность своих ответов по ключам  и принимаете решение – что же повлияло на решение тестовых заданий, что произошло с организмом и почему именно так, а не иначе?

Эстафетные задания в парах:

1 пара: бег в паре, держа между собой фитбол (руки напарников лежат на плечах, фитоболы  участники держат, прижав его телом, перемещаются   по площадке  приставным шагом).

2 пара:  участники двигаются лицом друг к другу, передавая баскетбольный мячик от груди двумя руками, после выполнения тестов возвращаются тем же способом.

3 пара: участники эстафеты прыгают на обручах, проворачивают в руках его и продвигаются вперёд. Выполнив задание, возвращаются тем же способом.

4 пара: участники выполняют бег с футбольными мячами, обводя фишки на площадке. Один из участников – капитан команды, он же забирает тесты.

Учитель: Измеряем ЧСС. Обращаю ваше внимание, что в компьютере заложены также проблемные вопросы, ответы на которые вы обсудите на факультативе «Валеология» по итогам нашего урока.

 В ноутбуке  – Вопрос: Влияние на какую из систем организма мы изучали? Что заставило работать ваш мозг мобильней? Что способствовало быстрому принятию решения? Объяснить реакцию организма  на ваше действие!

Нервная система. В мозг поступает больше кислорода, он начинает активнее работать. Происходит выделение адреналина, увеличивается скорость принятия решения.

Учитель:

Пока ваши  представители работают с компьютером, Я предлагаю  провести игру. Наш Дальний Восток населяют  люди многих национальностей, среди коренных народностей Приамурья  много представителей  древнего  народа.  И их любимые игры в основном связаны с силовыми упражнениями.  Сегодня мы разучим игру «СИЛОЧИ», т.е. «медведи» Заключается она в следующем: каждый участник  выбирает себе напарника (необходимо выбрать соперника одинакового веса и мышечно-связочного аппарата), далее встать напротив друг друга, взявшись за правую руку.  По моему сигналу начинаем перетягивать соперника за указанную линию. Второй раз повторим, взявшись другой рукой. Побеждает  тот, кому удалось  перетащить соперника за указанную линию.

Учащиеся играют в игру «СИЛОЧИ», под музыку «Цветущая сакура».

Учитель: 

Измеряем ЧСС,   представители команд (после обсуждения с ребятами) работают с ноутбуками, заполняют таблицу.  Представителю команды необходимо сделать вывод - Какие системы организма были задействованы что происходит с организмом. Почему победил тот или иной участник?  Обосновать! Прошу обсудить с членами команды и занести выводы в таблицу. Спасибо!

Мышечно-связочный аппарат, происходит сопротивление внешнему воздействию, в результате мышцы укрепляются, происходит прирост силы

Учитель: 

Программу исследований  данного урока мы выполнили. Сейчас нужно обобщить полученные данные, сделать выводы. Команды у нас были разные, возможно, что и выводы тоже будут немного разниться. У ноутбука работают по два представителя от команды. Вам отводится по 3 минуты, чтобы вы могли ориентироваться во времени, мы под музыку будем с ребятами играть в игру «Удержи шар».

Учитель:         

 Каждой команде даётся по 20 воздушных шаров (красные шары - команде красных футболок, синие шары - обладателям синих футболок, и жёлтые шары - жёлтые футболки). Все участники выстраиваются на стартовой  линии, по команде учителя (свисток) участники надувают по одному шарику воздушному, и начинают двигаться на противоположную сторону игровой площадки  дуя на воздушный шарик. Задача играющего не уронить шарик на пол, удерживать его как можно больше в воздухе. При падении шарика, участник берёт свой шарик (своего цвета, новый) снова его надувает и продолжает игру. Команда считается проигравшей, если на полу окажутся шары её цвета футболок в большем количестве, чем  цвета соперников.

Учитель: 

Давайте определим победителей,  молодцы. Я думаю. что теперь вы догадались  на какую тему будет следующий урок? Какую систему организма мы будем изучать с вами?   Правильно-дыхательную систему!

Учитель: 

Внимание! Сложите, пожалуйста, снаряды, сделайте по 2 глубоких вдоха и выхода. Капитаны, постройте свои команды! (капитаны выстраивают свои команды по диагонали зала).

Сегодня на уроке мы изучили функциональные возможности организма при занятиях физической культурой.  Командам в ходе исследования удалось прийти к определённым выводам. Прошу  озвучить  выводы  (выступают  капитаны с выводами).     А как вы думаете, наши два графика (ваших одноклассников) соответствуют норме? Какие выводы мы можем сделать? Ребята аргументируйте, пожалуйста! Скажите, в ходе занятия вы изменили своё мнение по выбору цвета формы для своих команд или утвердились в правильности решения?  Вспомним ту гипотезу, которую мы выдвинули вместе на начало урока (учитель снова её называет). Было ли наше предположение верно? (капитаны делают вывод). Все ваши замеры и выводы капитаны команд перенесут на флэш-карту, передадут для анализа на занятии  по валеологии.

И это занятие не последнее,  нам в течение четверти  предстоит провести исследования  по влиянию спорта на другие функции организма. А сейчас давайте проведем самоанализ своей деятельности. Я в середине зала выложу разноцветные шары (трёх цветов) вам необходимо оценить свою деятельность на уроке, свои ощущения,  положив шары в корзины по обозначенным цветам. И тем самым вы ответите на вопросы:

1.Я узнал (узнала) много интересного…

2.Я хочу узнать ещё больше, и пополнять свои знания ….

3. Я ничего нового не узнал……

(Ученики раскладывают шары, выстраиваются в шеренгу).

Всем спасибо за работу,  до новых встреч! (Учащиеся  выходят из зала под музыку «Герои спорта»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Влияние физических нагрузок на организм человека"

Представленное занятие является естественным продолжением предыдущих уроков и опирается на теоретические знания и сформированные ранее двигательные умения и навыки. Проведенный урок служит основой для...

Влияние физических нагрузок на организм человека

Мы видим, что одним из основополагающих факторов здоровья человека является его двигательная активность.Нас  заинтересовал вопрос, почему физическая работа так необходима для здоровья?Цель работы...

Влияние физической нагрузки на организм человека при выполнении физических упражнений

Урок служит основой для выявления уровня физической подготовленности учеников, а также возможности применения двигательных умений  и навыков в нестандартных, игровых ситуациях. ...

Влияние физической нагрузки на организм учащихся

В данной презентации представлена работа, в которой учащиеся провели исследовательскую работу по физической культуре.  Мы с учащимися провели иссследование как влияет физическая нагрузка на наш о...

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Целью настоящей статьи стало исследование влияния физических нагрузок на организм человека.В ходе подготовки настоящей статьи:- была изучена литература по темам здоровья и здорового образа жизни;- про...

Статья на тему " Влияние физических нагрузок на организм человека".

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими ...

«Влияние физической нагрузки на работоспособность человека»

В моём исследовании участвовали ученики  2а класса - 25 человек (исследование группы младшего школьного  возраста). Данная возрастная группа и определённый класс выбран не случайно.  С ...