Курсовая работа "Исследование физического развития, физической подготовленности и морфофункциональных особенностей у мальчиков среднего школьного возраста (12-13 лет), занимающихся в спортивной секции киокушинкай каратэ-до".
методическая разработка по физкультуре
Актуальность данного исследования заключается в том, что Киокушинкай карате-до предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Но мало кому известно, как Киокушинкай карате-до влияет на физическое развитие растущего организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_-_evdohin_v.v.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПМ.01. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта
ПМ.02. Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения
Тема: Исследование физического развития, физической подготовленности и морфофункциональных особенностей у мальчиков среднего школьного возраста (12-13 лет), занимающихся в спортивной секции киокушинкай каратэ-до
г. Новокузнецк
2020
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Содержание задания:
- Проанализировать научно-методическую литературу по изучаемой проблеме.
- Рассмотреть морфофункциональный особенности физического развития и физической подготовленности мальчиков 12-13 лет.
- Составить план исследования физического развития, физической подготовленности мальчиков в исследуемой группе спортсменов.
Содержание
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 5
1.1. Морфофункциональные особенности физического развития школьников 12-15 лет 5
1.2. Физическая подготовленность школьников (12-15лет) 12
1.3. Единоборства как средство физического воспитания 17
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Задачи исследования
2.2. Антропометрические исследования 21
2.5. Оценка силовых способностей 25
2.6. Оценка скоростных способностей 25
2.8. Оценка двигательных качеств 27
2.9. Оценка специальной подготовленности школьников занимающихся в спортивной секции Киокушинкай Карате-до 27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в том, что Киокушинкай карате-до предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Но мало кому известно, как Киокушинкай карате-до влияет на физическое развитие растущего организма.
Карате-до включает в себя внезапные и быстрые передвижения, удары руками и ногами, прыжки, падения и другие действия. В этой связи каратист должен обладать моментальной реакцией, отличной физической подготовкой, хорошей гибкостью и другими качествами в различных сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами, и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой, в юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и выносливости.
Цель исследования - исследовать уровень физической подготовленности, физического развития мальчиков (12-13лет), занимающихся в секции киокушинкай карате-до
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что занятия в секции Киокушинкай карате-до способствуют совершенствованию физических качеств и благотворно влияют на морфофункциональные показатели физического развития организма мальчиков (12-13 лет).
Задачи исследования:
- Анализ научно - методической литературы по изучаемой проблеме.
- Выявление особенностей физического развития мальчиков (12-13 лет), занимающихся в секции восточных единоборств.
- Выявление физической подготовленности каратистов 12-13-летнего возраста.
Предмет исследования: физическая подготовленность, физическое развитие мальчиков (12-13 лет) занимающихся в секции киокушинкай каратэ -до.
Объект исследования: воздействие комплекса упражнений восточных единоборств на организм подростка (12-13 лет).
Методы исследования:
- антропометрические исследования;
- проведение функциональных проб;
- тестирование.
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
1.1. Морфофункциональные особенности физического развития школьников 12-13 лет
Подростковый возраст один из самых сложных периодов развития ребенка (критический период) - переход от детства к взрослому состоянию, как в биологическом, так и в социально - психологическом плане. У подростков сформированы все основные механизмы управления движениями, свойственные взрослому организму. Это обеспечивает не только совершенство выполнения длительных упражнений, когда возможны коррекции моторных программ по ходу движения, но и выполнение кратковременных двигательных актов - бросков, ударов, прыжков, метаний. Специфика развития в подростковом возрасте (12-13 лет) в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - половым созреванием. Процесс полового созревания, в особенности его начальный период, сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему. [13]
Опорно-двигательный аппарат
Основной частью опоры туловища является позвоночный столб, состоящий из 24 свободных позвонков шейного, грудного и поясничного отделов, крестца и копчика. Свободные позвонки, соединенные между собой связками и эластичными межпозвоночными дисками, обеспечивают подвижность позвоночного столба. Наибольшей подвижностью обладает позвоночник у детей до 8-9-летнего возраста.
Взрослому человеку присущи четыре четко выраженные изгибы позвоночника: шейный, грудной, поясничный и крестцовый. У детей к началу школьного периода формируется шейный и грудной изгибы. Поясничный изгиб полностью оформляется только к периоду совершеннолетия. [3]
Окостенение скелета у детей происходит неравномерно. Раньше всего, к 9-11 годам, заканчивается окостенение фаланг пальцев руки, несколько позднее, к 10-13 годам, - запястья и пястья.
Сращение трех частей безымянной кости начинается в возрасте 5-6 лет и заканчивается только к 20-21 году.
Окостенение ключицы, лопатки, костей плеча и предплечья завершается к 20-25 годам. У молодых людей к 15-21 году происходит окостенение фаланг пальцев ног, а к 17-21 году костей плюсны и предплюсны.
Особенности формирования скелета должны обязательно приниматься во внимание при занятиях физическими упражнениями. Резкие толчки во время приземления в прыжках с большой высоты, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если процесс окостенения еще не закончился, приводят к появлению плоскостопия.
В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц - быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит неравномерно. Прежде всего, развивается быстрота и ловкость движений.
Быстрота (скорость) движений характеризуется числом движений, которое ребенок в состоянии произвести за единицу времени. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движений. Скорость одиночного движения значительно возрастает у детей с 4-5 лет и к 13-14 годам достигает уровня взрослого. К 13-14 годам уровня взрослого достигает, и время простой двигательной реакции, которая обусловлена скоростью физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате. Максимальная произвольная частота движений увеличивается с 7 до 13 лет. Максимальная частота движений в заданном ритме также резко увеличивается в 7-9 лет. [3]
Мышечная система
В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высокие темпы роста. Интенсивный рост скелета в 11-14 лет опережает рост мышц, в результате увеличивается количество подростков с дефицитом массы тела. Они становятся худыми, неуклюжими, с длинными руками и ногами. В возрасте 12-16 лет развиваются все мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела - статические мышцы (подвздошно-поясничная, мышцы стенок живота и др.). Рост мышц в длину происходит в зоне перехода ее волокон в сухожилие, и мышцы становятся длинными и тонкими. Эти изменения приводят к снижению силы и выносливости мышц, их аэробных возможностей. [6]
Максимальный прирост силы происходит от 13-14 лет. После этого темпы прироста относительной силы снижаются. У подростков, занимающихся Киокушинкай карате-до мышечная система развивается равномерно, это связано с особенностью данного вида спорта. Особенность в том, что нагрузка при выполнении различных технических и тактических приемов, распределяется равномерно на все тело в целом. Например, в сравнении с Таэквон-до, в этом стиле восточных единоборств распределение силы, 20% - защита руками, 80% - работа ногами. В Киокушинкай карате-до, 50% - работа и защита руками, 50% - защита и работа ногами. [5]
Дыхательная система
Подростковый период — это благоприятный период для развития общей выносливости. Но организм в данном возрасте быстро приходит в состояние утомления, это связано с тем, что возрастные особенности деятельности сердца и сердечно-сосудистой системы не могут обеспечивать полноценную работу организма, и поэтому подростки в период пубертатного ростового скачка не могут долго выполнять трудную физическую или умственную работу - они быстро устают. [2]
В единоборствах существует ряд дыхательных упражнений, способствующих развитию, поддержанию и восстановлению системы дыхания. Подростки, занимающиеся восточными единоборствами, обладают хорошей системой дыхания, так как это необходимо для занятий данным видом спорта.
Высшая нервная деятельность
Возраст с 11-12 до 15-17 лет называется подростковым периодом. Это время больших эндокринных преобразований в организме подростков и формирования у них вторичных половых признаков, что в свою очередь сказывается и на свойствах высшей нервной деятельности. Нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы.
Электрофизиологический анализ биотоков мозга свидетельствует об усилении подкорковых влияний, что сопровождается различными нарушениями со стороны вегетативной сферы (одышка, гормональные расстройства, сосудистые нарушения, боли в сердце и др.). О преобладающем влиянии подкорки на корковую деятельность свидетельствует также повышенная эмоциональность подростков. Отмечается легкая утомляемость подростков при физической и умственной работе.
Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности подростка (вспыльчивость, «взрывная» ответная реакция даже на незначительные раздражения) и частым конфликтам с родителями и педагогами. Положение подростка, как правило, усугубляется все более усложняющимися требованиями к нему со стороны взрослых и прежде всего школы.
Только правильный здоровый режим, спокойная обстановка, твердая программа занятий, физическая культура и спорт, интересная внеклассная работа, доброжелательность и понимание со стороны взрослых являются основными условиями для того, чтобы переходный период прошел без развития функциональных расстройств и связанных с ним осложнений в жизни ребенка. [19]
Особенности органов чувств
Зрение также играет решающую роль в развитии пространственных представлений и совершенствовании двигательных реакций человека, которые необходимы в данном виде спорта. Ни одно сложное движение не обходится без зрительного контроля. [21]
В процессе постнатального развития органы зрения человека претерпевают значительные морфофункциональные перестройки. Например, длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса – 3,0г, к 20 годам эти цифры соответственно увеличиваются до 23 мм и 8,0 г. В процессе развития меняется и цвет глаз. У новорожденных в первые годы жизни радужка содержит мало пигментов и имеет голубовато-сероватый оттенок. Окончательная окраска радужки формируется только к 10-12 годам.
В процессе развития существенно меняются цветоощущения ребенка. Своего максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается. С возрастом повышается также острота зрения и улучшается стереоскопическое зрение. Наиболее интенсивно стереоскопическое зрение изменяется до 9-10 лет и достигает к 17-22 годам своего оптимального уровня. С 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Глазомер у девочек и мальчиков 7 - 8 лет значительно лучше, чем у дошкольников, и не имеет половых различий, но приблизительно в 7 раз хуже, чем у взрослых. В последующие годы развития у мальчиков линейный глазомер становится лучше, чем у девочек.
Поле зрения особенно интенсивно развивается в школьном возрасте, и к 7 годам оно составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого. В 6 лет поле зрения у мальчиков больше, чем у девочек, в 7-8 лет наблюдается обратное соотношение. В последующие годы размеры поля зрения сравниваются, а с 13-14 лет его размеры у девочек больше. Указанные возрастные и половые особенности развития поля зрения должны учитываться при организации дифференцированного индивидуального обучения детей и подростков. Поле зрения определяет объем учебной информации, воспринимаемой ребенком, т.е. пропускную способность зрительного анализатора и, следовательно, учебные возможности учащихся. В процессе онтогенеза пропускная способность зрительного анализатора также изменяется. До 12-13 лет существенных различий между мальчиками и девочками не наблюдается, а с 12-13 лет у девочек пропускная способность зрительного анализатора становится выше, и это различие сохраняется в последующие годы. К 10-11 годам этот показатель приближается к уровню взрослого человека, который в норме составляет 2-4 бит/с. [20]
Количество информации, которое мозг получает через слуховые каналы, существенно меньше, чем зрительной, и тем не менее от нормального функционирования слухового анализатора в значительной степени зависят успехи учащихся в усвоении учебного материала. В первую очередь, от нормального функционирования органов слуха зависит развитие речи, оказывающей решающее влияние на психическое развитие ребенка в целом.
Функциональное состояние слухового анализатора находится в зависимости от действия многих факторов окружающей среды. Специальной тренировкой можно добиться повышения его чувствительности. Например, занятия музыкой, танцами, фигурным катанием, спортивной гимнастикой вырабатывают тонкий слух. С другой стороны, физическое и умственное утомление, высокий уровень шумов, резкое колебание температуры и давления значительно снижают чувствительность органов слуха. Более того, сильные звуки вызывают перенапряжение нервной систем, способствуют развитию нервных и сердечно-сосудистых заболеваний.
Вестибулярный анализатор имеет важное значение в регуляции положения тела в пространстве и его движений. Развитие вестибулярного аппарата у детей и подростков в настоящее время мало изучено. Существуют морфологические данные, что ребенок рождается с достаточно зрелыми подкорковыми отделами вестибулярного анализатора.
Также, как и у взрослых, у детей встречается явление укачивания, возникновение которого возможно при поездке в автомобилях, поездах, самолетах и т.д. Важное значение в снижении возбудимости вестибулярного аппарата имеет его специальная тренировка. [19]
Двигательный анализатор, так же как вестибулярный аппарат, имеет важное значение в регуляции положения тела в пространстве и обеспечивает координацию абсолютно всех двигательных действий человека – от локомоторных движений до сложнейших трудовых и спортивных двигательных навыков.
К моменту рождения проприорецепторы и корковые отделы двигательного анализатора достигают высокой степени морфологической зрелости и способны к выполнению своих функций. Особенно интенсивно идет совершенствование всех отделов двигательного анализатора до 6-7 лет. С 3 до 7-8 лет быстро нарастает чувствительность проприорецепции, идет созревание подкорковых отделов двигательного анализатора и его корковых зон. В 6-7 лет объем подкоркового отдела составляет уже 94-98% от его величины у взрослого, а объем корковых зон - 74-84%. Формирование проприорецепторов, расположенных в суставах и связках (суставно-связочный аппарат), заканчивается морфологически и функционально к 13-14 годам, а проприорецепторов мышц - к 12-15 годам. К этому возрасту они уже практически не отличаются от проприорецептивного аппарата взрослого человека. Кинестетические механизмы регуляции парной деятельности рук и ног интенсивно развиваются с 7-11 до 14-15 лет. Интенсивная двигательная деятельность существенно стимулирует развитие всех отделов двигательного анализатора, способствует его функциональному совершенствованию. Например, юные и взрослые спортсмены лучше ориентируются в пространстве, более точно координирую свои движения (действия) во времени и пространстве, более точно способны дифференцировать мышечные усилия.
Под кожным анализатором понимают совокупность рецепторных образований, обеспечивающих температурные, тактильные и болевые ощущения.
Температурные рецепторы имеют важное значение в сохранении постоянства температуры нашего тела, без которого была бы невозможна жизнедеятельность организма. Существует два типа температурных рецепторов: воспринимающие холод и тепло. Рецепторы, воспринимающие холод, расположены ближе к поверхности кожи, и их количество значительно больше. Показано, что чувствительность температурных рецепторов на первых этапах постнатального развития ниже, чем у взрослых. [19]
Тактильные рецепторы обеспечивают восприятие механических воздействий, чувство давления, прикосновения, вибрации. Плотность тактильных рецепторов в различных участках тела не одинакова. Исследование возрастных особенностей тактильного восприятия показало, что чувствительность рецепторов у детей ниже, чем у взрослых. Уменьшение порогов происходит до 18-20 лет.
Боль воспринимается специальными рецепторами, представляющими собой свободные нервные окончания. Ощущения боли возникают при участии подкорковых и корковых нервных структур. Болевые рецепторы называют «стражниками безопасности», они возбуждаются при действии любого сверхсильного раздражителя и информируют мозг об опасности. Болевые рецепторы у новорожденных детей имеют более низкую чувствительность, чем у взрослых. Особенно быстро возрастает болевая чувствительность с 5 до 6-7 лет.[2, 13, 5]
1.2. Физическая подготовленность школьников (12-13лет)
Физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, а также уровнем развития основных физических качеств – быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости.
Физическая подготовленность подразделяется на общую, вспомогательную и специальную. [16]
Общая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей организма и систем организма. В современных представлениях о спортивной тренировке, в отличие от бытовавших ранее, общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, опосредованно оказывающих влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.
Вспомогательная подготовленность служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей. Под ней подразумеваются функциональные возможности спортсмена, проявляемые в двигательных действиях, родственных избранному виду спорта, способность организма к перенесению высоких специфических нагрузок, интенсивность протекания процессов восстановления.
Специальная подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
При характеристике различных сторон физической подготовленности, особенно вспомогательной и специальной, учитывают не только абсолютный уровень функциональных возможностей основных систем организма спортсмена и развития физических качеств, но и способность его реализовать имеющийся функциональный потенциал в процессе соревновательной деятельности. Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. [7, 9]
Процесс занятия различными видами единоборств направлен на развитие физических качеств и способностей. Под физическими качествами следует понимать функциональные свойства организма, определяющие успех двигательной деятельности, а точнее работоспособность человека. Некоторые специалисты подразделяют все многообразие физических качеств на две группы: кондиционные (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и координационные (ловкость, экономичность, способность к расслаблению, способность к поддержанию равновесия и др.).
Условия соревновательной деятельности требуют одновременно проявления силы и скорости. При этом ни сила, ни скорость не достигают своего максимума. Существуют три группы факторов, определяющих специфику и уровень скоростно-силовых возможностей: внутримышечная координация, межмышечная координация, собственная реактивность мышц.
Сила и быстрота как физические качества - это прежде всего характеристики деятельности организма и по сути лишь абстрактные понятия, обозначающие сложные физиологические процессы, взаимосвязанные друг с другом зачастую не так, как кажется на первый взгляд.
Принято выделять собственно силовые и скоростно-силовые способности. Собственно, силовые способности являются главными и, говоря условно, характеризуют статическую силу, определенные величины усилий, которые могут быть проявлены в быстрых движениях. Предпосылкой для движения с большой скоростью служат высокие показатели максимальной силы, развиваемой в статических или близких к ним условиях. [2]
Показатели динамической силы измеряются скоростью ее нарастания (кгс/с) и характеризуют способность быстро проявлять значительные усилия в начале рабочего напряжения мышц и быстро развивать кинетический эффект при уже начатом рабочем напряжении мышц.
Скоростно-силовую подготовленность каратистов также могут характеризовать максимально быстрое реагирование на различные рода раздражения и в какой-то мере максимальная частота движений.
Для занимающихся карате-до характерно проявление взрывной силы, которая во многом определяется временем нарастания максимальных усилий.
Термин «гибкость» обозначает способность выполнять движения с большой амплитудой. Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Важнейшими признаками для классификации гибкости являются:
- режим работы мышечных волокон;
- наличие или отсутствие внешней помощи при выполнении упражнений.
На основании этих признаков различают динамическую гибкость, проявляемую в движении; статическую - при сохранении позы, положения; активную - за счет собственных мышечных усилий и пассивную - за счет внешней помощи.
Выносливость - это способность человека длительно или в пределах конкретного отрезка времени совершать умственную, физическую или другую работу без существенного снижения ее интенсивности и эффективности.
Особую значимость для спорта имеет физическое утомление, характер которого различен при выполнении разных физических упражнений. Физическое утомление может быть локальным, региональным и глобальным (в зависимости от объема мышечной массы, участвующей в работе); компенсированным и декомпенсированным (в зависимости от возможности сохранения исходного уровня работоспособности за счет компенсаторных механизмов организма); острым и кумулятивным (в зависимости от времени, в течение которого оно накапливается). [2]
Соответственно существуют региональная и локальная выносливость, статическая и динамическая мышечная выносливость. Специальная работоспособность каратистов определяется прежде всего уровнем анаэробных возможностей. Это обязывает тренера ориентироваться в способах оценки уровня развития отдельных метаболических функций и уметь направлять тренировку на совершенствование любой из этих функций.
Общие координационные способности должны совершенствоваться в рамках общей технической подготовки с использованием в основном обще подготовительных упражнений, обще подготовительных методов тренировки.
Специальные координационные способности совершенствуются в процессе технической подготовки с применением специально-подготовительных и особенно соревновательных упражнений и методов тренировки; общие кондиционные способности - в процессе общей физической подготовки, а специальные – в процессе специальной физической подготовки.
Контролировать физическую подготовленность - значит следить за состоянием здоровья, динамикой телосложения и развитием физических качеств.
Состояние здоровья контролируется спортивными врачами. Если на начальных этапах многолетней подготовки врачебный контроль может быть относительно поверхностным, то по мере становления спортивного мастерства он все более детализируется Тесные контакты врача и тренера необходимы, чтобы намечать и реализовывать программы по профилактике типичных заболеваний борцов, использовать лечебные и восстановительные процедуры и т.п. [2]
Контроль за динамикой телосложения возможен при систематических изменениях тотальных размеров, пропорций и конституции тела. Антропометрические процедуры позволяют выявить тенденции акселерации (или ретардации), динамику полового созревания подростков, а на более поздних этапах многолетней тренировки - состояние тренированности квалифицированных спортсменов (по процентному соотношению мускульной, жировой и костной тканей). Это помогает определить оптимальный момент перехода в более тяжелую весовую категорию, необходимость и возможность принудительного снижения веса тела перед конкретным соревнованием и др. [19]
Уровень развитости физических качеств можно определить при помощи физиологических или феноменологических методов исследования. Физиологические методы позволяют выявить факторы, определяющие развитость физических качеств на уровне организма, органа, клетки и молекулы. Феноменологический путь предусматривает оценку внешних параметров двигательной одаренности человека (например, величины выполненной механической работы, времени преодоления дистанции, величины поднятого отягощения). Первый путь типичен для научного контроля, а второй - для педагогического контроля и самоконтроля.
Психологический контроль - с позиции тренера это наблюдение за динамикой моральной, волевой, теоретической подготовленности и в меньшей степени за интеллектуальным и эстетическим развитием воспитанников.
С позиции спортивного психолога основное содержание психологического контроля - это наблюдение за нервно-психическим компонентом работоспособности спортсменов, что предполагает умственную работоспособность, психическую выносливость, устойчивость психических процессов и психическую надежность в условиях учебно-тренировочного процесса.
Самоконтроль направлен на более тонкое управление личным состоянием и на коррекцию применяемых тренировочных зданий. В подготовке каратистов нужно шире использовать все многообразие разновидностей и способов само регуляции и ориентировать их на поиск индивидуальной направленности и форм организации тренировочной деятельности.
Отличительная сторона самоконтроля - это комплексность. Борцу приходится делать обобщающие самооценки на основе не столько объективных, сколько субъективных критериев.
Наблюдения за личным состоянием обязательно для начинающих спортсменов. Записи самоконтроля могут быть различными: и предельно развернутыми, полными, и самыми сжатыми. Чаще всего используются дневники самоконтроля, гораздо реже - персональный компьютер, куда заносятся и результаты отдельных схваток, соревнований, и другие обобщающие данные. [3, 6, 9]
1.3. Единоборства как средство физического воспитания
Восточные единоборства, получающие в последнее время все большее распространение в нашей стране, имеют вековые традиции, а некоторые из них зародились, по свидетельству исторических источников, в Корее и Маньчжурии еще до новой эры. Окруженные ранее ореолом экзотичности и таинственности, они последовательно приобретали черты и атрибуты современного спорта. Так, дзюдо - первым из восточных единоборств - вошло в программу современных Олимпийских игр, в этом виде спорта проводятся континентальные и мировые чемпионаты. В нашей стране дзюдо начало культивироваться в конце 50-х годов, и сегодня многие советские спортсмены носят высшие спортивные звания - чемпионов Европы, мира и Олимпийских игр. [17]
Вслед за дзюдо уже в конце 60-х годов у нас появляются первые (в то время «нелегальные») секции каратэ-до. Молодежь страстно увлеклась этим новым видом единоборств, хотя мало кто представлял себе, что это такое. В стране начали возникать секции каратэ, преподавали в них энтузиасты, которые, не имея живых контактов с мастерами высокого уровня, вынуждены были сами обучаться по редким книгам, доверяясь своей интуиции. Эта оторванность от источников, от традиционных стилей каратэ-до, а также ряд других факторов привели к возникновению в нашей стране некого «советского каратэ», спорта, имевшего чисто внешнее сходство с тем искусством, что зародилось и развивалось на Востоке. Если обратиться к Советскому энциклопедическому словарю издания 1983 года, то найдем там следующее определение каратэ: «Японская система самозащиты без оружия, основанная на ударах рукой или ногой по наиболее уязвимым местам человеческого тела». У неискушенного читателя создавалось впечатление, что каратэ - это жестокость; именно такое мнение и утвердилось в умах многих.
Да, конечно, каратэ - это, прежде всего боевое искусство, но это еще и система самовоспитания, опирающаяся на философию буддизма, это также «До» - путь, следуя по которому, человек стремится к совершенству. То же можно сказать и о других восточных боевых искусствах. [15]
Каратэ - самооборона без оружия - относится к древнейшим видам боевого искусства, в котором используются различные блокирующие приемы (защита), удары руками и ногами, броски. Каратэ в том виде, в котором оно сейчас известно миллионам его поклонников, получило свой прикладной и спортивный статус благодаря усилиям и таланту выдающегося мастера и учителя Гичина Фунакоши (1868-1957). Кстати, Фунакоши на самом деле не «изобрел» технику каратэ вновь, а лишь обобщил и систематизировал приемы окинава-тэ («руки Окинавы»), издревле культивировавшегося на о.Окинава, и именно в тот момент, когда его традиции были почти утеряны.
Архипелаг Рюкю в Восточно-Китайском море, в который входит и этот остров, издавна имел культурные и торговые связи с континентальным Китаем и Японией. Многие местные мастера самообороны проходили обучение в Китае у учителей ушу (кунфу). Кроме китайских стилей на архипелаге была известна и техника школ боевых искусств Малайзии, Индонезии, Кореи, Таиланда. Творческое развитие техники этих школ, ее совершенствование привели к появлению своего самобытного окинавского вида самозащиты.
В начале 50-х годов в Японии состоялись первые крупные соревнования по каратэ, тогда же каратэ сделало первые шаги в Америке и Европе. В 60-е годы начинается бурное развитие каратэ как спорта, возникают крупные японские и международные организации. В 1970 году был создан Мировой союз организаций каратэ (ВУКО), который в настоящее время объединяет более 120 стран, входящих в 4 региональных объединения - Европейский союз (ЕКУ), Панамериканский (ПУКО), Азиатско-тихоокеанский (АПУКО) и Африканский (УАК). Президентом ВУКО является Р.Сасакава (Япония), исполнительным президентом - Ж.Делькур (Франция), официальным представителем по связям со странами Восточной Европы - Ж.Поппер (Венгрия). [15]
В 1990 году на 10-м конгрессе ВУКО наша страна была принята в эту организацию на правах постоянного члена, а советские спортсмены впервые участвовали в чемпионате мира.
В каратэ-до, и еще в большей степени тхэквондо, айкидо, джиу-джитсу и других видах восточных боевых искусств, мы только в начале пути. И очень важно с самого начала не растерять того спортивного и духовного богатства, которое бережно накоплено здесь за многие века
Спецификой Киокушинкай карате-до является то, что данный вид спорта развивает не только тело, но и духовные, этические качества. В данном стиле восточных единоборств очень хорошо развита культура отношений. [10]
Рассматривая тренировочную деятельность каратистов, нужно раскрыть ее цели, задачи, принципы, средства, методы и формы организации спортивной подготовки. Так, если цель определяет общую устремленность тренера и его воспитанников, то задачи конкретизируют ее, определяя наиболее важные составляющие. Среди них четыре воспитательные задачи (моральная, интеллектуальная, эстетическая, волевая подготовка), три образовательные (техническая, тактическая, теоретическая подготовка) и одна оздоровительная (физическая подготовка).
На пути к цели тренер обязан соблюдать принципы подготовки. Это основные, отправные положения, придерживаясь которых невозможно уклониться в сторону. Например, соблюдение принципа оздоровительной направленности подготовки означает, что прежде всего следует укреплять здоровье занимающегося, а не стремиться к высоким достижениям в ущерб здоровью. [1]
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
Практическая часть исследовательской работы будет состоять из контроля за физической подготовленностью, в которую входит динамика телосложения и развитие физических качеств подростков, а также прирост показателей специальной физической подготовки школьников, занимающихся Карате-до.
Уровень развития физических качеств будет определен при помощи физиологических методов исследования. Физиологические методы позволяют выявить факторы, определяющие развитость физических качеств на уровне организма. Этот путь характерен для педагогического контроля и самоконтроля спортсмена.
Эксперимент планируем провести на базе ДЮСШ №6 (Киокушинкай Карате – до) и МНБОУ «Лицей№76».
Затем мы планируем отобрать обучающихся с примерно равной физической подготовкой и сформировать две группы.
Контрольная группа - подростки 6 класса общеобразовательной школы, возраст 12-13 (9 человек).
Экспериментальная группа - подростки, занимающиеся в секции восточных единоборств (Киокушинкай карате-до), возраст 12-13 лет (9 человек).
Будут подобраны таким образом, чтобы уровень физического развития и физической подготовки, был примерно равный. В экспериментальной группе будут взяты показатели специальной подготовки.
Экспериментальная часть будет состоять из оценки состояния подростков:
- Оценка функционального состояния организма по тестам.
- Определение уровня физического развития.
- Определение уровня физической подготовленности (сдача контрольных нормативов). А также определение уровня специальной подготовки
Будет проведено сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп, сделан вывод.
За гипотезу при проведении серии экспериментов мы взяли предположение, что занятия карате-до (Киокушинкай) влияют на физическую подготовленность подростков.
2.2. Антропометрические исследования
Длина тела измеряется антропометром или деревянным ростомером. При измерении роста обследуемый становится на платформу спиной к вертикальной стойке в позе “смирно”, при этом он должен касаться вертикальной стойки пятками, тазом (область крестца) и спиной (межлопаточная область). Точность измерения - 0.5см
Масса тела
Измерение массы тела производят на рычажных медицинских весах. Перед взвешиванием весы проверяют, точность взвешивания до 50гр. Обследуемый становится на середину площадки весов без обуви и верхней одежды. Лучшее время для измерения - утром натощак или через 2-3 часа после приема пищи. Результат: килограммы. [12]
Окружность грудной клетки
Обхватные размеры тела измеряются с помощью гибкой металлической или матерчатой сантиметровой лентой. Окружность груди измеряют в паузе, на вдохе и выдохе. Ленту накладывают по нижним углам лопаток и верхнему краю четвертого ребра. [12]
Определение абсолютной мышечной массы
Для определения абсолютной мышечной массы используют формулу Matiegka:
М = L x r2 x k (1)
где М - абсолютная масса мышечной ткани (кг); L - длина тела (см);
r – среднее значение радиуса плеча (а), предплечья (б), бедра (в) и голени (г) без подкожного жира и кожи (см); k - константа, равная 6,5.
Радиусы сегментов (r) рассчитываются по результатам измерения соответствующих охватов с вычетом средней толщины подкожного жира:
сумма обхватов а, б, в, г сумма тощих жировых складок (а) спереди (б,в,г) и сзади
r = −−−−−−−−−−−−−−− - −−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−− (2)
25,12 100
Оборудование: линейка
Процедура тестирования. Испытуемый обмеряется линейкой, натягивая кожу плеча, предплечья, бедра, голени.
Результат: килограммы. [8]
2.3. Функциональные тесты
Частота сердечных сокращений (ЧСС) - важная характеристика, динамика ее позволяет судить об адаптации системы кровообращения к потребностям организма. Существует ручной пальпаторный метод исследования частоты сердечных сокращений и автоматический. Пальпаторный метод позволяет оценить частоту сердечных сокращений по ощущению пульсации лучевой артерии, которая находится в области запястья. Пальпация осуществляется на тыльной внутренней поверхности предплечья над лучезапястным суставом в ямке между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием лучевой мышцы.
Оборудование: секундомер.
1. ЧСС в покое: в положении лежа или сидя нащупать пульс, и на секундомере засечь 10-15 с. Результат умножить на 6 - 4.
2. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку:
1.Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10с. (ЧСС 1)
2. В течение 90с 20 наклонов вниз с опусканием рук.
3. Повторно сосчитать пульс за 10 с сразу после выполнения наклонов. (ЧСС 2)
4. Сосчитать пульс за 10с через 1 мин после выполнения наклонов. (ЧСС 3)
Затем рассчитать по формуле:
(ЧСС1+ЧСС2+ЧСС3-33):10 (3)
Артериальное давление (АД). АД измеряется при помощи надувания манжеты. Определяется АД в положении сидя или лежа при умеренном сгибании руки (правой или левой) в локтевом суставе. Исследуемый и исследователь должны находиться в спокойном положении. Отмеряют АД систолическое и диастолическое.
При появлении первых звуков отмечают уровень систолического АД (САД), резкое ослабление или исчезновение звуков - диастолическое АД (ДАД). Измеряют давление 2-3раза, регистрируют средние значение.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Измеряется с помощью водяного или воздушного спирометра.
Испытуемый стоит или сидит. Выполняет максимальный вдох, задержка дыхания, плотно обхватить мундштук к губам и медленно выдохнуть в трубку. На делениях спирометра показывается ЖЕЛ. Исследование проводят 2-3 раза, фиксируется наибольший.
Оборудование: спирометр, секундомер.
Индекс Скибинской. Производят измерение ЖЕЛ (мл) и Штанге (с). [6]
С помощью комбинированного теста производят оценку кардио-респираторной системы, по формуле:
жел
100 задержка дыхания (4)
чсс
Проба Штанге. Измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха. При этом рот должен быть закрыт, и нос зажат пальцами. Здоровые люди задерживают дыхание, в среднем на 40-50 сек, спортсмены высокой квалификации до 5 мин. С улучшением физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки увеличивается. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расценивается как улучшение подготовленности спортсмена.
Оборудование: секундомер. [12]
2.4. Оценка выносливости
При помощи тестов на выносливость определяется, прежде всего, функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Использование этих тестов позволяет дать количественную оценку способности этих систем выдерживать определенную физическую нагрузку нормально функционировать в экстремальных условиях. При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений (измеряется пальпаторно) и кровяного давления (измеряется сфигмоманометром). Мы взяли за основу тест уровня силовой выносливости.
Для оценки уровня силовой выносливости применяются следующий тест. [18]
1. Удержание в висе на согнутых руках. Тест для оценки показателя силовой выносливости рук. Оборудование: перекладина, секундомер, свисток.
Процедура тестирования. Испытуемый с помощью партнера или стула принимает исходное положение - вис на согнутых руках (хват сверху), подбородок расположен над перекладиной. По сигналу учителя он стремится удержать это положение как можно дольше. После того, как подбородок испытуемого опустится ниже жерди, секундомер останавливается.
Результат. Время удержания.
2.5. Оценка силовых способностей
Как известно, различают два типа силы: статическую (изометрическую) и динамическую (изотоническую). Для измерения уровня развития статической силы различных мышечных групп используются динамометры.
Тесты, измеряющие силу кистей, сгибателей предплечья, сгибателей туловища, разгибателей туловища, разгибателей бедра и голени.
В средних школах разных стран для оценки уровня развития силы наиболее часто используются приведенные ниже тесты. Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. [11]
1.Подтягивание. Используются для оценки уровня развития силы и выносливости мышц-сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса. Показатель силы - количество подтягиваний.
Оборудование. Перекладина, свисток. Процедура тестирования. Перекладина устанавливается на уровне груди испытуемого, он берется за нее хватом сверху (ладони от себя) и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90°. После этого, сохраняя прямое положение туловища, учащийся выполняет подтягивание.
Результат. Количество подтягиваний.
2.6. Оценка скоростных способностей
Эти тесты делятся на четыре основные группы:
- для оценки быстроты простой и сложной реакции;
- для оценки скорости одиночных движений;
- для оценки максимальной частоты движений в разных суставах;
- для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
1. Время реакции на свет, звук, прикосновение. Определяется с помощью различных реакциомеров, измеряющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001с. Для оценки времени простой реакции используется не менее 10 попыток, определяется среднее время реагирования из 10.
Как варианты применяется ловля различных гимнастических палок. Испытуемый должен поймать падающую палку за наиболее короткое время (определяется по наименьшему расстоянию).
2. Время удара, передачи, одного шага.
3. Частота движений рук и ног оценивается с помощью простейших приборов (теппинг-тестов).
Результат — число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5 - 20 с.
4. Бег на 60, м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Проводится по правилам легкой атлетики. Бег на 60 и 100 м рекомендуется учащимся с 11 лет.
Оборудование: Секундомер, свисток.
Результат: Время бега. [14]
27. Оценка гибкости
Для измерения гибкости используются, как правило, схожие тесты. Для выполнения отдельных контрольных испытаний «на гибкость» требуется определенный инвентарь (угломеры, линейки). Проведение тестирования не представляет для тренера особой трудности.
Наклоны туловища вперед в положении седа.
Оборудование: скамья, сантиметр.
Процедура тестирования. Испытуемый садится на пол, упирается ногами в линейку, (перпендикуляр), наклоняет туловище вперед - вниз.
Результат: Количество сантиметров. [4]
2.8. Оценка двигательных качеств
В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания). Такие тесты называются двигательными или моторными.
В настоящее время еще не существует единой классификации двигательных тестов. Известна классификация тестов по их структуре и по их преимущественным показаниям.
С помощью учебного теста оценивается способность к двигательному обучению (по разности окончательной и начальной оценок за определенный период обучения технике движений).
Тестовая серия дает возможность один и тот же тест использовать в течение длительного времени, когда измеряемая способность существенно улучшается. При этом задачи теста по своей трудности последовательно повышаются. К сожалению, эта разновидность единичного теста пока недостаточно используется как в науке, так и на практике.
С помощью комплексного теста оценивается несколько признаков или компонентов разных, или одной и той же способности, например, прыжок вверх с места (с взмахом рук, без взмаха рук, на заданную высоту). На основании этого теста можно получить информацию об уровне скоростно-силовых способностей (по высоте прыжка). [4, 18]
2.9. Оценка специальной подготовленности школьников занимающихся в спортивной секции Киокушинкай Карате-до
1.Сила Удара. Испытуемый наносит 3 удара из боевой стойки по специальному щиту, который выдает результат в очках. Удар наноситься одной сильной рукой. В таблицу заносятся наибольший результат. Этим тестом оценивается сила удара, непосредственно относящегося к данному виду спорта.
2.Удары за 1 мин. Испытуемый из боевой стойки в течении 1 минуты наносит разноименные удары руками, затем после полного восстановления, наносит разноименные удары ногами (удары наносятся в воздух). Этим тестом оценивается силовая выносливость (специальная выносливость).
Результат: количество ударов (руками, ногами).
3.Удары за 15 секунд. Этим тестом оценивается физическое качество - быстрота. Испытуемый из боевой стойки в течении 15 секунд наносит с максимальной скоростью разноименные удары руками. результат: количество ударов.
4. Гибкость. Оценивается уровень гибкости каратиста по двум параметрам: поперечный и продольный шпагаты. Испытуемый садится на шпагат, замеряется расстояние от пола до паховой области (до кимоно).
Результат: расстояние в сантиметрах. [1]
3. Результаты исследования
Полученные результаты исследования физического развития будут занесены в таблицу 1
Таблица 1
Показатели физического развития подростков
Показатели Группы | Сроки наблюдения | Длинна тела (см) | Масса тела (кг) | Окружность грудной клетки (см) | Абсолютная мышечная масса (кг) |
Контрольная группа | до | ||||
после | |||||
Экспериментальная группа | до | ||||
после |
Исследования функционального состояния обеих групп - занесены в таблицу 2.
Таблица 2
Функциональные показатели подростков
Сроки наблюдения | ЧСС (уд\мин) | Артериальное давление | ЖЕЛ (мл) | Проба Штанге (сек) | ИКРС | ||
АДС | АДД | ||||||
Контрольная группа | до | ||||||
после | |||||||
Экспериментальная группа | до | ||||||
после |
Показатели уровня физической подготовки у школьников, планируем занести в таблицу 3
Таблица 3
Показатели физической подготовки подростков
Показатели Группы | Сроки наблюдения | Прыжок в высоту (см) | Удержание в висе на перекладине (сек) | Подтягивание (кол-во раз) | Бег на 60 м | Ловля гимнастич. палки (см) | Гибкость (см) |
Контрольная группа | до | ||||||
после | |||||||
Экспериментальная группа | до | ||||||
после |
В практической части работы мы планируем использовать информативные тесты для контроля за специальной подготовленностью спортсменов каратистов.
1. Сила удара (измеряется в очках при помощи измерительной подушки (щиту), по которой наносится удар рукой);
2. Количество ударов за 1 минуту (руками, ногами);
3. Шпагаты (поперечный, продольный);
4. Количество ударов за 15 сек (руками).
Все показатели специальной физической подготовки внести в таблицу 4.
Таблица 4
Средние показатели специальной физической подготовки школьников, занимающихся в секции Карате-до(12-15лет)
Группа | Сроки наблюдения | Сила удара (очки) | % | Удары за 1 мин (кол-во) | Шпагаты (см) | Удары за 15сек (кол-во) | % | ||||||
Р | % | Н | % | Прод | % | Попер | % | Р | |||||
Экспериментальная | Начальный этап | ||||||||||||
Итоговый этап |
Затем планируем провести анализ полученных результатов и формирование выводов по проделанной работе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитию физической культуры и спорта в нашей стране уделяется большое внимание, забота о состоянии здоровья детей, занимающихся спортом, является одной из приоритетных задач государства.
Двигательная деятельность оказывает существенное влияние на становление и совершенствование организма ребенка. В первую очередь это касается аппарата кровообращения, оптимизация функционирования которого является необходимым условием не только для достижения спортивных результатов, но и для правильного роста и развития детского организма в целом.
Известно, что длительные многочасовые занятия спортом вызывают изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, именуемые термином «спортивное сердце» и рассматриваемые как проявление адаптационных реакций в ответ на воздействие физических нагрузок.
В свою очередь сохраняется дискуссия о влиянии спортивной деятельности и роли физических нагрузок, их адекватности возрастным особенностям детей школьного возраста.
Изучению особенностей сердечно-сосудистой системы при интенсивных физических нагрузках посвящено значительное количество работ, несмотря на это, по-прежнему остается актуальной проблема своевременной диагностики нарушений адаптации к интенсивным физическим нагрузкам [4,5].
Киокушинкай карате-до, является популярным видом спорта, как среди взрослых, так и среди детского возраста. Данных литературы, касающихся влияния скоростно–силового вида спорта – каратэ-до на сердечно – сосудистую систему среди детей и подростков – единичны. В связи с этим целью нашей работы будет изучение уровня физического развития и состояние сердечно–сосудистой системы у детей, занимающихся каратэ-до.
Для характеристики функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей, систематически занимающихся каратэ, нами будут исследованы ее показатели в состоянии покоя и после выполнения физической нагрузки.
Изучение состояния сердечно-сосудистой системы у детей, занимающихся каратэ-до и выявление ее особенностей позволит оценить адаптационные возможности сердца и сосудов на физическую нагрузку.
Теоретическое значение работы, на наш взгляд, состоит в обосновании системы подготовки каратистов подросткового возрастов, направленной на решение важной прикладной задачи - воспитание подрастающего поколения, в достаточной степени хорошо физически подготовленным к преодолению максимальных физических и психологических нагрузок в их жизнедеятельности. С социально-педагогических позиций доказывается целесообразность использования, начиная с детского возраста занятий каратэ для развития физических и функциональных возможностей, воспитания патриотизма, спортивного трудолюбия, дисциплины, уважения к старшим, духовной зрелости, смелости и решительности в достижении цели.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Вихманн А.Д. Школа каратэ-до. Искусство ката. / М.: Советский спорт, 1991 – 178с., ил.
- Высочина Ю.В. Физическое развитие и здоровье детей / Ю.В. Высочина, В.И. Шапошникова // Физическая культура в школе. – 1999. - № 4
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов.– М.: Высш. шк., 1985. – 384с., ил.
- Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В.А.Кашкаров, И.П.Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384с.
- Захаров Е.Н. Рукопашный бой /Под ред. Е.Н. Захарова, А.В. Карасева, А.А. Сафонова - М.: Культура и традиции, 1992. – 238 с., ил.
- Казин Э.М. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика» /Отв. ред. Г.Г. Солодова, Э. М. Казин, С.И. Петухов; ГОУ ВПО «Кем ГУ». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - 279с.
- Лях В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков/ В.И. Лях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996.- №1.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры/ Л.П.Матвеев, А.Д.Новиков. – М.: Физкультура и спорт. – 1976.– Т.2.– 256 с.
- Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. / Н.Г.Озолин. – М.: Издательство Астрель, 2003. – 485с., ил.
- Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г.Озолин. – М.: Издательство Астрель, 2003. – 863с., ил.
- Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. /Авт.-сост. Погадаев. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 496с., ил.
- Практикум по психофизиологической диагностики: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 128 с., ил.
- Фарбер Д. А. Физиология подростков. – М.: Педагогика, 1988.- 208с.
- Фарбер Д.А., Корниенко И.А. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1991. – 543 с.
- Фомин В.П., Линдлер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока./Предислов. авт.- М.: Мол. гвардия, 1990.-367 с.
- Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт. – 1972. – 176с.
- Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству.- М.: Физическая культура и спорт. 1986.-159с.
- Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Холодов Ж.К., Кузнецов В.С./ – 2-е изд., и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480с.
- Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов /А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319с., ил.
- Хрипкова А.Г. Здоровье школьников. Биология в школе. 1997.№2с. 11-14.
- Хрущев С.А. Физиологические особенности подростков. – М.: Просвещение, 1997. – 345 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста в процессе занятий спортивными играми на уроках физической культуры
работработа имеет практическое значение для учителей физической культуры, так как в процессе эксперимента мы выясним, что применение упражнений из предложенного комплекса качественно повысят уро...
Исследование физической подготовленности детей среднего школьно возраста занимающихся регби
Исследование физической подготовленности детей среднего школьного занимающихся регби...
Мониторинг физического развития, физической и функциональной подготовленности учащихся 7-х классов
В данном мониторинге дается анализ физического развития, физической и функциональной подготовленности учащихся 7-х классов...
Развитие равновесия у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития, на уроках по адаптивной физической культуре
Выпускная квалификационная работа...
Особенности занятий физической культурой детей среднего школьного возраста
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6- 7 до 17- 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательны...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: Развитие общей выносливости посредством подвижных игр у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития на уроках адаптивной физической культуры в школе
Известно, что выносливость как одно из основных двигательных качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость...
Особенности физической подготовки девочек среднего школьного возраста занимающихся в секции легкой атлетики
Актуальность темы: обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деяте...