Особенности занятий физической культурой детей среднего школьного возраста
статья по физкультуре
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6- 7 до 17- 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья детей школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм ребенка.
Представители младшего, среднего и старшего подросткового возраста имеют значительные отличия друг от друга как в физическом, так и в психологическом плане. Проведение урока физической культуры с пятиклассниками существенно отличается от проведения аналогичного урока в седьмом классе, и тем более в девятом. Во многом эти отличия связаны с изменением физических возможностей и предпочтений в выборе средств двигательной активности у мальчиков и девочек, наступающем в период полового созревания. Если младшие школьники достаточно спокойно взаимодействуют в подвижных играх и совместном выполнении самых разнообразных упражнений вне зависимости от половой принадлежности, то с наступлением полового созревания они начинают все сильнее различаться и по строению тела, и по уровню развития двигательных качеств, и по тому набору упражнений, которые хотели бы выполнять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6- 7 до 17- 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья детей школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм ребенка.
Представители младшего, среднего и старшего подросткового возраста имеют значительные отличия друг от друга как в физическом, так и в психологическом плане. Проведение урока физической культуры с пятиклассниками существенно отличается от проведения аналогичного урока в седьмом классе, и тем более в девятом. Во многом эти отличия связаны с изменением физических возможностей и предпочтений в выборе средств двигательной активности у мальчиков и девочек, наступающем в период полового созревания. Если младшие школьники достаточно спокойно взаимодействуют в подвижных играх и совместном выполнении самых разнообразных упражнений вне зависимости от половой принадлежности, то с наступлением полового созревания они начинают все сильнее различаться и по строению тела, и по уровню развития двигательных качеств, и по тому набору упражнений, которые хотели бы выполнять.
Цель физической культуры детей среднего школьного возраста- способствовать всестороннему, гармоническому развитию и подготовке детей к жизни, в первую очередь, к приобретению профессии и успешному включению в трудовую деятельность.
В теории и практике физическом культуры детей всё многообразие задач приведено в стройную систему. Её основу составляют общие задачи, рассчитанные на решение во всех формах направленного использования средств физической культуры. К общим задачам относятся:
1. Содействовать нормальному формированию, гармоническому развитию растущего организма; укрепить здоровье, повысить сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды; повысить общую работоспособность;
2. Обучать основам техники движений; формировать и совершенствовать необходимые в разнообразной двигательной деятельности знания, умения и навыки, обучить сознательному, творческому применению их в изменяющихся условиях двигательной практики; формировать культуру двигательных действий, воспитывать стремление к обеспечению их целесообразности, экономичности, практической эффективности и эстетической выразительности;
3. Совершенствовать двигательные и связанные с двигательной деятельностью, интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества; приучить детей к рациональной организации физических усилий, разумному использованию сил в соответствии с задачами и конкретными условиями соответствующей деятельности;
4. Воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и использовании других средств физической культуры; обучить элементарным организаторским и методическим знаниям и умениям, обеспечивающим самостоятельное использование средств физической культуры в личной жизни и при руководстве занятиями других лиц; приобщить к доступной спортивной деятельности и обеспечить постепенное повышение спортивных достижений;
5. Воспитывать высокие нравственные качества, приучить к организованности, дисциплинированности, ответственности за свои действия и поступки; воспитывать любознательность, трудолюбие, активность и самостоятельность в ученье и труде, творческую инициативность; формировать эстетические потребности и взгляды, воспитывать эстетические чувства.
Ведущей направленностью физического воспитания и использования других форм физической культуры в школьном возрасте является общеподготовительная. Подрастающее поколение должно получить широкое физическое образование, всестороннее физическое развитие и воспитание, гарантирующее освоение любого общественно полезного вида деятельности, достижения в ней высоких результатов. На базе общего физического развития, образования и воспитания осуществляется начальная спортивная подготовка, а с определённого возраста - для желающих - специализация в избранном виде спорта. Значительной части молодёжи, посвятившей себя определённой профессии, обеспечивается соответствующая профессионально-прикладная физическая подготовка. Такое единство обусловлено общими для всех направлений методическими основами физкультурной работы.
Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).
В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.
При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.
Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.
В этом возрасте наиболее интенсивно увеличивается мышечная сила. У мальчиков прирост силы начинается в 13-14 лет, у девочек раньше – с 10-12 лет, это связано с более ранним наступлением у девочек полового созревания. В 13-14 лет четко проявляются половые различия в мышечной силе, показатели относительной силы мышц девочек значительно уступают соответствующим показателям мальчиков. Выносливость к динамической работе в 14 лет составляет 50-70%, к 16 годам увеличивается до 80% выносливости взрослого человека. Наиболее интенсивные темпы роста наблюдаются в пубертатном периоде. До 10 лет у мальчиков и девочек темпы роста примерно одинаковые. В 11-12 лет девочки опережают мальчиков в темпах роста. Но уже через 1-2 года мальчики догоняют девочек и сохраняют преимущество в темпах роста до периода зрелости. У подростков отмечается угловатость и скованность в движениях.
И только к концу периода полового созревания координация движений становится упорядоченной. Движения приобретают плавность и гармоничность. Это результат совершенствования функций центрального и периферического аппарата движений. В 13-14 лет отмечаются высокие показатели скоростных качеств. К этому возрасту достигают совершенства отдельные характеристики пространственной ориентировки, например, различение амплитуды и точности движений. Однако без специальной тренировки существенных изменений в развитии этих качеств у девочек после 13-14 лет и у мальчиков после 15-17 лет не наблюдается.
К 12-14 годам происходит повышение меткости бросков, метаний в цель, точности прыжков. Дальность прыжка в длину с места возрастает у мальчиков до 13 лет, у девочек - до 12-13 лет. После 13 лет разница в прыжках в длину в зависимости от пола становится ярко выраженной, а при прыжках в высоту эта разница проявляется уже с 11 лет.
Показатель максимальной частоты шагов (в беге на месте) у мальчиков с 9 до 16 лет увеличивается на 10%. При этом с 10 до 14 лет этот показатель не развивается, и лишь с 14 до 16 лет он возрастает. У девочек с 9 до 13 лет это качество увеличивается на 11% (с максимумом в 9-10 лет), с 13 до 15 лет частота шагов уменьшается до значения 10-12 лет и сохраняется на этом уровне до 17 лет. В беге на 30 метров с хода у школьников с 9 до 17 лет скорость увеличивается на 32,5 % с равномерным увеличением с 10 до 15 лет и наибольшим темпом в 15-16 лет. У юношей, отстающих в половом развитии, показатели резко увеличиваются к 17 годам. У девочек показатели скорости бега на 30 метров с хода с 9 до 16 лет увеличиваются на 20%, время пробегания достоверно ежегодно уменьшается в 10-13 лет, а с 14 до 17 лет изменения не достоверны.
Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте заключаются в обеспечении связи с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Характерные физические способности (или разнообразные их сочетания) проявляются лишь в условиях конкретной двигательной деятельности, в единстве с двигательными действиями. Следовательно, только используя разнообразные виды и элементы двигательной деятельности, систематически упражняясь в них, можно добиться желаемого развития способностей. В практике физического воспитания школьников используют два основных пути развития физических способностей:
Первый путь сводится к попутному стимулированию способностей, проявляющихся в процессе формирования новых двигательных умений и навыков, а также при дальнейшем варьировании и совершенствовании их в усложнённых условиях.
Второй путь характеризуется специальной организацией развития способностей, опираясь, главным образом, на использование усвоенных действий. Для этого, с одной стороны, широко используются общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения - беговые, прыжковые, метательные, плавательные, спортивно-игровые и другие, имеющие общие элементы, сходство со структурой изучаемого двигательного действия (метод, так называемых, сопряжённых воздействий). С другой стороны, всегда, в конечном счёте, используются и основные для данной двигательной деятельности (в частности - соревновательные) движения или их разновидности. При этом методами строгого регламентированного, игрового, частично соревновательного упражнения обеспечиваются специальные воздействия на организм в целях развития необходимых способностей. Упражнения расчётливо дозируются возрастающим количеством или продолжительностью повторений, ус-корением темпа или повышением скорости движений, использованием отягощений и другими приёмами.
Оба пути развития физических способностей правомерны и необходимы на всех возрастных ступенях физического воспитания. Первый играет ведущую роль в младшем школьном возрасте. Второй путь становится ведущим, начиная со среднего школьного возраста.
Список литературы:
- Баева Н.А. Анатомия и физиология детей школьного возраста : учебное пособие; Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск : [б. и.], 2003. - 56 с.
- Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст] : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование"- 12-е изд., испр. - Москва : Академия, 2014. - 478, [1] с. : ил. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат). - Библиогр.: с. 472-473. - ISBN 978-5-4468-0491-7
- Теория и методика физической культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Сов. спорт, 2003. - 463 с. : ил. - Гриф: Доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. - ISBN 5-85009-747-3
- Теория и методика физической культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Сов. спорт, 2003. - 463 с. : ил. - Гриф: Доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. - ISBN 5-85009-747-3
- Грецов, А.Г. Возрастные особенности развития и педагогического взаимодействия в сфере физического воспитания [Текст] : [методическое пособие] : в 3 кн. Кн. 3. Подростки; под общ. ред. С. П. Евсеева. - Санкт-Петербург : [Изд-во СПбНИИ физической культуры], 2009. - 61, [2] с. - Библиогр.: с. 61-62
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната
Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...

Исследование физической подготовленности детей среднего школьно возраста занимающихся регби
Исследование физической подготовленности детей среднего школьного занимающихся регби...

Программа дополнительного образования по физической культуре для детей среднего школьного возраста "СТРИТБОЛ".
Программа предназначена для учителей физической культуры, тренеров ДЮСШ, педагогов дополнительного образования, а так же, кого интересуют проблемы физической культуры детей и подростков....

Физическое воспитание детей среднего школьного возраста.
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V – VIII классы).Данный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годи...
Особенности обучения английскому языку детей среднего школьного возраста
Особенности обучения английскому языку у детей среднего возраста. Основные компоненты успешной реализации практики английского языка у подростков (5-9 классы)...

Использование креативных (художественно-музыкальных) видов двигательной активности в процессе инклюзивного физического воспитания детей среднего школьного возраста
Одной из основных задач современного общества по отношению к инвалидам является максимальная их адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, овладению профессией. Проблема нормального фун...
Особенности занятий физической культурой детей 1-2 вида
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающ...