Методика развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста
методическая разработка по физкультуре
Методика развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_razvitiya_skorostno-silovyh_sposobnostey_u_detey_starshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста
Выполнил: Кириллов Дмитрий Олегович
Благоприятным возрастом для развития скоростно-силовых способностей является возраст от 15-17 лет. В старших классах можно заниматься любым видом спорта. Этот возраст даёт хорошую возможность целенаправленно развивать силу, в том числе в целом преимущество остаётся за теми видами спортивных занятий, которые максимально восполняют «двигательный голод», уменьшают стресс, укрепляют сердечно-сосудистую систему, поднимают иммунитет. Корректирование осанки, достижения лёгкости в движениях, вера в себя − это минимум, что могут дать скоростно-силовые упражнения. Все органы начинают работать лучше. Правильно спланированные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что особенно важно для формирующегося организма.
С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, усилить и укрепить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость.
Актуальность исследования состоит в необходимости определения особенностей развития скоростно-силовых способностей старших школьников, что позволит на базе полученных данных разработать общую направленность в построении учебных занятий.
Объектом является процесс физического воспитания.
Предметом являются средства и методы развития скоростно-силовых способностей школьников старших классов.
Цель – проанализировать средства и методы развития скоростно-силовых способностей школьников старших классов.
Задачи:
- Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
- Дать общую характеристику скоростно-силовым способностям.
- Изучить средства и методы развития скоростно-силовых способностей старших школьников.
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, проявляется относительно спокойно и равномерно в протекании отдельных органах и системах. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек [5].
В 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом[1].
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании [4].
Факторы, влияющие на развитие скоростно-силовых качеств: собственно мышечные, центрально-нервные, личностно-психические, биомеханические, биохимические, физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
К скоростно-силовым способностям так же относят:
1) быструю силу;
2) взрывную силу.
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. [3]
Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).
Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются упражнения с различными отягощениями (с помощью собственного веса и веса партнера, со штангой, гантелями, набивными мячами, жгутами и т.п.), характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых значительная сила проявляется в возможно меньшее время.
Основные средства:
1.Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.;
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела;
3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция и др.);
4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц;
Дополнительные средства:
1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по рыхлому песку, бег против ветра и т.п.);
2. Упражнения с использованием сопротивления других предметов (эспандеры, жгуты и т.п.);
3. Упражнения с противодействием партнера.
В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Наиболее распространенные из них:
– метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги максимального веса);
– метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа);
– метод динамических усилий состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью(максимальная скорость выполнения с помощью непредельного отягощения);
– «ударный» метод характеризуется выполнением специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45-75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину);
– метод статических (изометрических) усилий, т.е. силовые упражнения, при которых напряжение мышц достигается без движения
участвующих в упражнении частей тела; – статодинамический метод характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического;
– метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы;
– игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. [2]
В ходе проделанной работы мы проанализировали методику развития скоростно-силовых способностей. Изучили научно-методическую литературу по теме исследования, и убедились в том, что недостаточно информации по теме методов развития скоростно-силовых способностей.Дали общую характеристику скоростно-силовым способностям. Определили факторы, влияющие на развитие скоростно-силовых качеств это: собственно мышечные, центрально-нервные, личностно-психические, биомеханические, биохимические.
Наиболее эффективными средствами развития скоростно-силовых способностей являются: упражнения с весом внешних предметов, упражнения, отягощенные весом собственного тела, упражнения с использованием тренажеров общего типа, рывково-тормозные упражнения, упражнения с противодействием партнера, упражнения с использованием окружающей среды, упражнения с использованием сопротивлений других предметов.
Для развития скоростно-силовых способностей используют следующие методы: метод максимальных усилий, метод непредельных усилий, метод динамических усилий, «ударный» метод, метод статических усилий, статодинамический метод, метод круговой тренировки, игровой метод.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников / И.В. Еркомайшвили. Екатеринбург, 2004. - 118с.
- Лайзане С.Я. Физическое воспитание школьников / С.Я. Лайзане. - М.:
Просвещение, 2004. 268 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 549 с.
- Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. – 480 с.
- Янсон Ю.А. Физическая культура в школе / Ю.А. Янсон. Ростов н/д «Феникс», 2004. – 624 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"
Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНА
Достичь современных спортивных результатов нельзя без высокой специальной физической подготовки. Проявление мышечной силы характерно для любой спортивной специализации, от уровня ее развития зависи...
развитие координационных способностей у детей старшего школьного возраста
Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклически...
Мастер-класс: Возможности использования бросового материала в развитии элементов творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Ручной занимательный труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, ...
Методика развития скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста
Для учителей физической культуры...
Программа самообразования (на 2016-2019г.г.) «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»
laquo;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»...
Особенности методики развития скоростно-силовых способностей в единоборствах.
В спортивной практике, как правило, при физической подготовке применяется комплексный подход, то есть в ходе тренировочного процесса уделяется внимание воспитанию «комплекса&ra...