Урок ФК7
учебно-методический материал по физкультуре
Урок ФК7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_na_uroke_fizkultury_1.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Мусаев Тимур Курманалиевич., учитель физической культуры
ГБОУ Лицей №211 Центрального района
Санкт-Петербурга
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физкультуры.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, обучение его средствам психологической защиты.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Организация учебной деятельности
- строгие дозированные физические нагрузки;
- использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
- использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
- учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
- построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
- соблюдение гигиенических требований;
- благоприятный эмоциональный настрой;
- создание комфортности.
Создание комфортных условий на уроке
- температура и свежесть воздуха;
- рациональное освещение зала;
- исключение монотонных звуковых раздражителей;
- влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
- наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
- наличие аптечки;
- спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст- №5, старший возраст- №7, лыжный инвентарь, набивные мячи от 1кг до 3 кг);
- наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).
Учёт динамики работоспособности на уроке
1 фаза врабатывание 8-10 минут.
2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 минут.
3 фаза преодолеваемого утомления.
Индивидуально-дифференцированный подход
1. Работа в индивидуальном темпе.
2. Использование источников информации.
3. Возможность обратиться за помощью.
4. Отсутствие страха ошибиться.
5. Положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности.
6. Высказывание и аргументирование своего мнения.
7. Контрольные испытания, задания, тестирования должны лишь давать исходную информацию для разработки индивидуальных заданий. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня.
Создание условий для заинтересованного отношения к учебе
Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, таким образом, реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.
Оздоровительные моменты
- Дыхательные упражнения.
- Сочетание нагрузки с восстановлением
- Закаливающее влияние уроков на свежем воздухе.
Технологии на уроках физической культуры
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Последние статистические данные российских детей свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. В результате, по данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, общий уровень физической подготовленности детей и молодежи в стране становится недопустимо низким. Неудержимо растет число нервных заболеваний. По статистике последних лет, 43 % российских школьников страдают различными хроническими болезнями; 63 % — имеют нарушение осанки; 50 % — обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22 % — обладают признаками гипертонической болезни; 60-65 % —каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д.
Результаты диагностики привели к мысли о необходимости создания условий для формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников. Что нужно сделать, чтобы они росли крепкими и веселыми, легко адаптировались к школьной жизни, осваивали учебную программу, не получая при этом сколиоз и гастрит, хроническую усталость, чтобы девочки и мальчики жили интересно и ярко, не приобщались к вредным привычкам, а вели здоровый образ жизни, занимались спортом, учились с увлечением.
В любой школе в первый класс приходят ученики с разным уровнем физической подготовленности. От 25 до 35 % обучающиеся имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1-го класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки — с 1,9 до 17,2%.
Эти проблемы уже вышли из разряда педагогических и обрели социальное значение, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни с помощью здоровьесберегающих технологий сегодня очень актуальны.
Таким образом, нами установлено объективно - существующие противоречия между:
- потребностью школьников в самореализации в процессе занятий физическими упражнениями и отсутствием достаточного методического обеспечения современного физического воспитания, стимулирующего проявление природной потребности школьников самореализовать свои задатки и способности;
- между уровнем состояния здоровья, с которым пришел ребенок в 1 класс и требованиями учебной программы;
- между знаниями и представлениями о здоровом образе жизни и практическими навыками и умениями в плане сохранения своего здоровья;
- между отрицательным влиянием на школьников внешней среды и возможностью противостоять приобретению негативных привычек.
Все это побуждает к всестороннему анализу практики своей работы, самооценке сложившейся системы преподавания, поиску наиболее эффективных способов обучения, нацеленность на собственные оригинальные подходы в работе.
Ведущая педагогическая идея опыта — теоретическое обоснование и практическое изучение применения здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися как средства по формированию здорового образа жизни в условиях современной школы.
Формирование мотивации здорового образа жизни, безусловно, сложнейшая педагогическая задача, которая может быть решена только на основе добротной психологической теории. И такая теория, а именно, концепция потребностно–информационного подхода к воспитанию была предложена академиком П.В. Симоновым. По его мнению, в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая (или доминирующая), выступающая «ядром» его личности, то есть самой существенной личностной чертой человека. Следовательно, формирование у него мотивации здорового образа жизни следует связывать прежде всего с удовлетворением потребностей, актуализирующихся (доминирующих) у него в тот или иной возрастной период развития.
Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.
В связи с этим урочная и внеурочная деятельность, а также работа с детьми была направлена на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентаций на изучение вопросов здоровья и здорового образа жизни, воспитание потребности к системной целенаправленной двигательной активности.
Основная цель моей работы учителя - воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-целостного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
- Развитие основных физических качеств и способностей ребенка, умений и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуального здоровья, привычек здорового образа жизни.
- Формирование культуры движений, понимание зависимости своей жизни и здоровья от ведения здорового образа жизни.
- Формирование системы элементарных теоретических знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе жизни, основах самостоятельных занятий физическими упражнениями.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию, формирование осанки и стопы.
- Обучение навыкам безопасности жизнедеятельности.
В основе успешной реализации педагогической деятельности лежат следующие основополагающие принципы:
- Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
- Учет познавательной активности в двигательной активности.
- Единство психического и физического развития.
- Наглядность.
- Принцип целостности человека, психосоматического, социокультурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.
- Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
- Принцип дифференцированного подхода.
- Учет возрастных и половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
Наиболее эффективной формой организации физической активности учащихся является традиционный урок физической культуры. Несомненные преимущества урока физической культуры: регулярность, систематичность, профессиональный контроль нагрузки со стороны учителя, возможность реализации наиболее перспективных и продуктивных методов обучения, научно обоснованная последовательность решения задач и планирования учебного материала, комплексный охват широкого круга аспектов физического воспитания, эмоциональная насыщенность и широкие возможности поддержания высокой мотивации.
Всесторонняя программа здоровья в организованном детском коллективе, должна включать следующие компоненты: образование в области здоровья, физическое воспитание, школьную медицинскую службу, службу питания, школьную психологическую службу, социальную службу, формирование здоровой среды школы, вовлечение в реализацию программы родителей и общественности.
Для успешной реализации цели и решения задач при работе учитель использует следующие педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающая технология: создание условий для сохранения здоровья учащихся; соблюдение необходимых мер профилактики травматизма; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; выполнение требований к месту занятий, инвентарю и оборудованию, внешнему виду учащихся; подбор упражнений и дозирование физической нагрузки, которая способствует сохранению здоровья учащихся.
2. Здоровьеформирующая технология: создание условий для укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и развития основных двигательных способностей обучающихся; подбор упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, развития дыхательной и сердечнососудистой систем. Сообщение теоретических сведений о ценности здоровья, о преимуществах ведения ЗОЖ, о пагубном воздействии вредных привычек; формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
3. Личностно-ориентированный подход:
учет особенностей, возможностей, способностей и уровня физического развития каждого ребенка;
соответствие предлагаемых упражнений и физической нагрузки возрасту, полу и уровню развития двигательных способностей;
оценивание индивидуальных достижений каждого учащегося; индивидуальная работа с одаренными учащимися.
4. Технология физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей:
развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты как путь всестороннего, гармонического развития школьника. На развитие двигательных способностей направлено 40% программного материала.
5. Игровая и соревновательная технология: применение игровой и соревновательной технологии, позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. Немаловажна и образовательная роль данных технологий. «Игра это упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни» - оценивал игру П.Ф. Лесгафт. При правильном использовании игровой и соревновательной технологий раскрываются широкие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины. А проблемные ситуации, возникающие в играх и соревнованиях, требуют срочного принятия решения, что совершенствует и психологические функции учащихся.
Библиографический список:
- Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников/ М.В.Антропов.– М.: Просвещение, 2004, - с.5-6.
- Давыдова, М.М. Если хочешь быть здоров/ М.М.Давыдова. – М: Аквариум, 2001.- с.15-18.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья/ Н.И.Дереклеева. – М.: ВАКО, 2004.- с.7-9.
- Исаева, С.А. Организация переменок и дидактических пауз в начальной школе/ С.А.Исаева. – М.: Айрис, 2004.- с.4-5.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе/ – М.: ВАКО, 2004.- с.9-11.
- Методическая газета для учителей «Здоровье детей», Время активного внимания/ А.Витковский. - М: Издательский дом «Первое сентября», 2008.- с.3-4.
- Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса/ Н.Е.Щуркова. – М.: Просвещение, 1993.- с.21-22.
- Якиманская, И.С. Личностно–ориентированное обучение в современной школе/ И.С.Якиманская, – М.: Просвещение, 1996.- с.10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...