«Преодолей себя сам» на основе отрывка из рассказа К. К. Осипова «Сильные духом».
классный час по физкультуре (10 класс)
Цели: активизация речевых компетенций учащихся при анализе формирования нравственного подвига героя- паралимпийца Ирека Зарипова,
персонажа рассказа Осипова К.К. «Сильные духом».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий конференции (олимпийской тематики)
Подготовила -Воспитатель Бабий Ольга Антоновна
Тема: «Преодолей себя сам» на основе отрывка из рассказа К. К. Осипова «Сильные духом».
Цели: активизация речевых компетенций учащихся при анализе формирования нравственного подвига героя- паралимпийца Ирека Зарипова,
персонажа рассказа Осипова К.К. «Сильные духом».
Задачи:
Развивающие: учить интерпретировать текст не только с позиции автора, но и с точки зрения читателей, т. е. самих ребят.
Регулятивные: формировать у обучающихся делать правильный выбор в жизни.
Личностные: развивать коммуникативные компетенции в ходе организации делового общения, умения делать выводы на этапе рефлексии, проводить аналогию своих спортивных достижений и достижений паралимпийского чемпиона.
Коррекционные: развивать фонематический слух, произносительные навыки на материале словаря спортивной тематики, память, внимание.
Форма: урок в форме конференции.
Класс: 10 отделения слабослышащих детей.
Оборудование: Отрывок из рассказа К. К. Осипова «Сильные духом. Звезды паралимпийской сборной России. - Издание подготовлено ОАО «Мегафон» совместно с оргкомитетом «Сочи -2014» в преддверии X Паралимпийских игр 2010 г. в Ванкувере, презентация в POWER POINT, песни о спорте, отрывки из гимнов двух стран, российский флаг, тетради с речевым материалом олимпийской тематики, атрибуты паралимпийских игр (кольца, талисманы), географическая карта, сочинения учащихся по теме: «Мы сильные люди», планшет как справочный материал.
Ход конференции.
1. Психологический настрой на работу по теме «Олимпиада. Сочи -2014». Музыка о сильных и выносливых.
- Проверка слуха. Ответы на вопросы олимпийской тематики с использованием здоровьеразвивающей технологии доктора Базарного.
Учитель.
-(Чтобы работать на уроке, необходимо проверить, насколько вы готовы к внимательному восприятию и активным выступлениям.)
( Дифференцированно даются задания. Первые два вопроса для ребят с большой задержкой в развитии.
- Назовите дату начала Олимпиады «Сочи-2014».
-Где проходит Олимпиада?
-Сколько зимних Олимпийских видов спорта? (7 видов)
-Что символизируют 5 колец разного цвета? (5 континентов)
-Обозначьте на карте разноцветными кольцами эти континенты.
-Кто из паралимпийцев нес флаг в Ванкувере? ( Ирек Зарипов и Сергей Шилов, Анна Бурмистрова и Кирилл Михайлов, Николай Полухин).
-Назовите талисманы паралимпийских игр. (Лучик. Снежинка).
3. Словарная работа по олимпийской тематике. Прочитайте виды спорта на экране, соблюдая ударение и правила произношения. Выделите из них паралимпийские виды спорта, которые будут представлены на Олимпиаде в Сочи.
Словарь: теннис, лыжные гонки, хоккей, греко-римская борьба, каратэ, горнолыжный спорт, биатлон, гимнастика, фигурное катание, бейсбол, бобслей, конькобежный спорт, плавание.
(На стене находятся таблички для ребят с 4 степенью тугоухости.) Виды спорта, включенные в паралимпийские игры в Сочи-2014:
Биатлон, следж- хоккей на льду (поиск информации в Google), лыжные гонки, керлинг на колясках, горные лыжи.
- Восприятие на слух отрывков из 2 –х гимнов разных стран. Угадать наш
гимн.
Ребята встают из уважения к нашему гимну и дослушивают его, стоя.
5. Вопрос на размышление:
Воспитатель.
-Скажите свое мнение, почему мы на уроке будем вести разговор о паралимпийском участии в Олимпиаде?
Ученик.
-Я думаю, что на играх в Ванкувере наша олимпийская сборная потерпела поражение. И тогда за честь страны стали бороться паралимпийцы. И смогли сделать невозможное: на 32 спортсмена получили 38 медалей.
Ученик.
-Благодаря этим победам, наша сборная считается одной из сильнейших в мире. 12 золотых медалей, 16 серебряных, 10 бронзовых.
Ученик.
-Российские паралимпийцы доказали, что важны не условия, не физические недостатки людей, а их огромная сила воли и любовь к своей стране.
Ученик.
- Мне кажется паралимпийцы- это мы. Нам тоже приходится преодолевать трудности в спорте, преодолевать свои физические недостатки, связанные с потерей слуха. Нам близка эта тема.
4. Воспитатель
-Посмотрите на экран. Как имя лыжника, который стал сенсацией (словарь) паралимпийских игр в Ванкувере? Кто знает этого великого спортсмена –паралимпийца?
Ученик.
- На слайде Зарипов- четырехкратный чемпион Паралимпийских игр в Ванкувере .
Ученик.
- Это Ирек Зарипов. Мы читали о нем рассказ К.К. Осипова «Сильные люди».
Учитель.
5. - Этот рассказ вы нашли в Интернете.
( Чтение отрывка из рассказа от 3 лица разными учениками с экрана)
Воспитатель читает начало рассказа эмоционально, давая образец речи,
В 2000 (двухтысячном году) Ирек попал в аварию: грузовик переехал ноги… Ирек вспоминает:
Ученик читает от первого лица, инсценируя героя.
«Я думал: как же так? Жил- был нормальный, здоровый парень. И вдруг стал калекой. Я даже не знал, кто такие инвалиды. И уж тем более не знал, что есть спорт для инвалидов. Два года я сидел дома. Отходил от шока. Долгой была реабилитация».
Ученик читает от 3 лица:
Зарипов стал деградировать (словарь): не выходил на улицу. Он жил с родителями на 5 (пятом) этаже, поэтому на коляске не съедешь. Ирек много курил, набирал вес. Не жил, а существовал как растение. Родители очень переживали за него.
Ученики читают предложение по ролям.
И вот однажды, швырнул палку в ведро и сказал сам себе: «Я не растение. Я – человек!»
Ученик.
- Парень взялся за себя: начал читать спортивную литературу, сел на жесткую диету. И за короткий срок согнал 30 килограммов. Затем купил гантели, начал качать мускулы. А в 2004 году участвовал в чемпионате по тяжелой атлетике в Башкирии. Так началась спортивная карьера покорителя лыжных трасс.
6. Беседа Воспитателя.
- Вроде бы не много паралимпийских видов спорта, но ведь за каждым из них целая история становления человека. Ведь не так давно никто и подумать не мог, что люди с ограниченными возможностями будут участвовать в соревнованиях.
Воспитатель
(Вопрос на размышление):
-Как вы думаете, ребята, почему стал бороться с болезнью герой рассказа Осипова?
Ученик.
-Я думаю, что ему стало жалко родителей.
Ученик.
- Мое мнение, что Ирек Зарипов- настоящий мужчина. Он сделал выбор:
решил доказать, что он человек, личность.
Воспитатель
-Кому он решил доказать, что он личность? ( «Люди, смотрите, какой я герой!»)
Ученик.
- Нет, я так не думаю. Человек всегда хочет доказать самому себе, что он может победить болезнь.
7. Ученик.
У Ирека Зарипова прекрасная семья. Жена – волейболистка ( в прошлом). Растет маленький сын. Ирек счастлив. Но не собирается останавливаться на достигнутом.
-От первого лица: «Иду по жизни, пробивая себе дорогу сам. В спорте ставлю только высокие задачи. И надо держать эту планку»…
8 Воспитатель
- Есть такие выражения: Хоровое чтение с экрана.
-«Если хочешь что- то изменить, начни с себя ».
-«Чтобы выбраться из трудностей, пройдите через них».
9. -Релаксация. Мимические загадки. ( Каждый из ребят изображает вид спорта, остальные угадывают и называют.) (музыка)
(футбол, баскетбол, лыжный спорт, фигурное катание, волейбол, теннис)
10. Рефлексия. Обобщение по теме урока.
Воспитатель Рефлексию, ребята, помогут вам провести ваши сочинения на тему «Мы сильные люди». Чтобы перейти к обобщению, скажите, почему я пригласила к нам на урок всеми уважаемую Татьяну Федоровну, нашего школьного врача?
Ученик.
- Послушать, как мы говорим и работаем на уроке.
Воспитатель
-Не совсем так. После того, как мы послушаем нашего врача, мы сделаем выводы, что нас объединяет с Иреком Зариповым?
Врач читает краткие диагнозы ребят, когда они пришли в школу в 1 класс.
Параллельно идут слайды о победах ребят в соревнованиях и в других делах.
-Попробуйте угадать, кто из ребят преодолел свой недуг?
ПРЕОДОЛЕНИЕ СЕБЯ.
Диагнозы учащихся (сообщение школьного врача) | Успехи, достигнутые в спорте (слайды) |
1. Тугоухость 4 степени, внутричерепное давление, частое головокружение. | Неоднократный победитель в соревнованиях по спортивному ориентированию, тренер младших ребят. Призер соревнований по бадминтону. Победитель Всероссийской зимней спартакиады по керлингу 2013 году. |
2. 3 степень тугоухости. Ринит. Постоянные простудные заболевания. Неадекватное поведение в школе. | Дважды Чемпион России по Греко- римской борьбе в Москве в 2012 году и в Рязани в 2013 году. Обладатель значка «Кандидат в мастера спорта», тренер команды мальчиков из отделения глухих детей. |
Большая потеря зрения. | Выдержки из сочинения: «Я не думал, что мне ребята доверят защищать ворота в футбольном матче за честь школы. Но мы победили очень сильных соперников». Посещение секции КАРАТЕ укрепляет так же мое здоровье». |
4. Сосудистая дистания. Проблемы с сердцем . | Но игра в футбол и велосипедный спорт закалили меня. |
5. 4 степень тугоухости, эпилепсия. | Участие в самодеятельности школы- исполнение жестовых песен помогают мне тренировать память, улучшает мое эмоциональное состояние. Лауреат фестиваля «Шире круг». Мои любимые виды спорта: футбол и теннис. |
6. Опущение почки. Сколиоз. | Победитель 1 Всероссийской зимней спартакиады по керлингу. Постоянные тренировки в секции ЮДИ. |
-Поблагодарим нашего врача за данные и сделаем вывод.
-Какие качества необходимы для того, преодолеть себя?
Ученики.
- Выносливость (хором)
-решительность
-отвага
-мужество
-воля к победе
Табличка-
- Преодоление себя –это достижение цели путем преодоления препятствий.
Спасибо всем за урок.
Воспитатель
Желаю дальнейших спортивных достижений. Но, чтобы преодолеть себя и стать активным гражданином нашей страны, надо уметь учиться, узнавать много нового не только в спорте, но и в других областях знаний.
Пожелания ребят олимпийцам и паралимпийцам, участникам Олимпиады «Сочи-2014».
- Мы граждане своей страны! Люди всего мира смотрят и болеют за наших спортсменов. Пожелаем и мы в конце нашего урока всем участникам Олимпиады «Сочи- 2014»: (хоровое проговаривание).
Россия, вперед к победе! Мы с вами!
Играет гимн. Все встают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Ф.В.Чижов - Муж сильного духа и деятельного сердца"
Имя Федора Васильевича Чижова гремело при жизни, но в нашем столетии несправедливо забыто. Ф.В.Чижов был выдающейся личностью в истории России XIX века – талантливый публицист, ученый-математик,...
"Сильные духом"
Творческая работа учащегося 7-го класса о человеке с ограниченными возможностями, сумевшего занять достойное место в жизни....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Сильные духом , крепче стены."
Сценарий литературно – музыкальной композиции « Сильные духом крепче стены», посвященной Битве подМосквой, героям- Панфиловцам.Лазарева Анна Викторовна – педагог дополнительного образования, руководит...
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом"
На изучение поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" я отвожу 4 часа. Урок "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом" является третьим в теме. В течение урока решаются следующие задач...
беседа ко Дню инвалида "Сильные духом"
Эта беседа ко Дню инвалида, который отмечается 3 декабря. Цель беседы: знакомство детей с великими людьми, которые были и есть неизлечимо больны, но не сломались, а долго и упорно работали, дост...
Методическая разработка классного часа "Сильные духом"
Методическая разработка классного часа «Сильные духом» представляет собой информационный материал духовно- нравственного содержания, повествующий о людях непростой судьбы.Основная проблема заявл...
Внеклассное меоприятие "Люди сильные духом"
Внеклассное меоприятие "Люди сильные духом" посвящено международному дню инвалидов (3 декабря)....