СИЛОВАЯ НАГРУЗКА, КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
статья по физкультуре
В работе представлены данные по влиянию силовых нагрузок на функциональное состояние подростков. Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии дополнительных силовых нагрузках на функциональное состояние учащихся 14-16 лет с избыточным весом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СИЛОВАЯ НАГРУЗКА, КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанов Максим Олегович,
учитель физической культуры, МБУ школа №70
г. Тольятти, Самарская область, Россия
СИЛОВАЯ НАГРУЗКА, КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 14-16 ЛЕТ
В работе представлены данные по влиянию силовых нагрузок на функциональное состояние подростков. Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии дополнительных силовых нагрузках на функциональное состояние учащихся 14-16 лет с избыточным весом.
Ключевые слова: физическое здоровье, учащиеся 14-16 лет, возрастные особенности, силовая нагрузка, избыточный вес.
Главным фактором работоспособности организма является здоровье. Под понятием здоровья понимается не только отсутствие заболеваний, болезненных состояний, физических дефектов, но и гармоничное состояние психического, социального и физического благополучия. Необходимость поддержания здоровья учащихся 14-16 лет является актуальной проблемой современной системы образования по всему миру [1].
Уровень нашего физического здоровья определяется такими факторами, как генетическая наследственность (18 – 23%), экологическая обстановка (22-25%), медицинское обеспечение (9 – 12%), условия проживания и образ жизни (55 – 57%) [2].
Также важнейшими показателями физического здоровья выступают уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.
Одним из факторов ухудшения физического здоровья у подростков является избыточный вес. Избыточный вес характеризуется чрезмерным накоплением жировой клетчатки в человеческом организме. Для патологии свойственно хроническое течение, так как процессы накопления и сохранения жира в подкожных структурах длятся годами. В редких случаях пациенты полнеют в течение нескольких недель [3; 4].
Основными причинами избыточного веса принято считать нарушения биохимических процессов внутри организма, вызванных различными внутренними или внешними факторами. Пусковыми механизмами к развитию патологии можно считать метаболические нарушения. Механизм развития нарушения обмена веществ заключается в том, что человек потребляет больше энергии, чем успевает затрачивать за сутки. Генетические факторы также один из факторов, приводящих к лишнему весу. При наследственной предрасположенности вероятность избыточного веса у подростков при полных родителях значительно повышается. Другой фактор – отсутствие режима питания и наличие вредных привычек. Алкоголь (особенно, пиво) способствует нарушению метаболических процессов в организме, приводит к отложению жира в области бедер и живота у мужчин, женщин, подростков. Потребление пищи в разное время, перекусы фастфудом и употребление соленых, острых, жареных продуктов способствует накоплению избыточного веса. Малоподвижный образ жизни выступает еще один важным фактором, который способствует появлению лишнего веса. Спорт и ежедневные тренировки расходуют жиры, провоцируют укрепление мышечной ткани, предотвращают отложение в подкожно жировую клетчатку, позволяя человеку поддерживать вес в норме [5].
Целью исследования явилось улучшение физического здоровья лиц с избыточным весом путем введение силовых нагрузок в образ жизни учащихся.
Материал и методики. В исследовании приняло участие 20 учащихся 14-16 лет с избыточным весом. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. В обеих группах применялась борьба с избыточным весом с помощью введения принципов здорового питания в рацион учащихся. В экспериментальной группе учащиеся дополнительно занимались физической культурой, применяя силовые нагрузки по 40-60 минут два или три раза в неделю. Продолжительность эксперимента составила 5 месяца.
Результаты исходных значений показателей и их значения в динамике у учащихся 14-16 лет экспериментальной и контрольной групп представлены в Таблицах 1 и 2. Анализируя полученные результаты, можно обнаружить, что масса тела в конце эксперимента снизилась у лиц обеих групп. Достоверное снижение массы тела в конце эксперимента наблюдалось у лиц обеих групп в сравнении с началом эксперимента (р<0,001; р<0,01), однако у лиц контрольной группы масса тела была ниже и в сравнении с экспериментальной. Более значительные результаты по уменьшению массы тела были обнаружены у лиц экспериментальной группы, где применялись силовые нагрузки.
Таблица 1 – Функциональные показатели учащихся 14-16 лет с избыточным весом в начале эксперимента
№ п/п | Значение показателя | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Р |
1. | Масса тела (кг) | 63,3±2,002 | 62,1±2,022 | >0,05 |
2. | ИМТ – индекс массы тела (кг/м2) | 25,56±0,09 | 25,94±0,32 | >0,05 |
3. | Индекс талия-окружности бедер | 0,885±0,01 | 0,873±0,06 | >0,05 |
4. | АД систолическое (мм.рт.ст.) | 132,5±3,35 | 132±5,1 | >0,05 |
5. | АД диастолическое (мм.рт.ст.) | 94±3,7 | 94,5±3,5 | >0,05 |
6. | Тревожность (балл) | 33,4±1,62 | 33,9±2,37 | >0,05 |
Таблица 2 – Функциональные показатели учащихся 14-16 лет с избыточным весом в конце эксперимента
№ п/п | Значение показателя | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
1. | Масса тела (кг) | 58,5±2,06*# | 61,5±2,20* |
2. | ИМТ (кг/м2) | 24,71±0,79*# | 25,7±0,79 |
3. | Индекс талия-окружности бедер | 0,78±0,017*# | 0,87±0,06 |
4. | АД систолическое (мм.рт.ст.) | 121±2*# | 128±2,45 |
5. | АД диастолическое (мм.рт.ст.) | 81±2*# | 92±2,45 |
6. | Тревожность (балл) | 19±1,89*# | 36,2±1,25 |
* – р<0,001 – достоверность отличий относительно начала эксперимента;
# – р<0,001 – достоверность отличий относительно контроля.
Положительный результат мы видим и в показателе индекса массы тела (ИМТ). Однако в контрольной группе произошло достоверное (р<0,001) улучшение ИМТ, но среднее значение его не пришел в норму. В то время как в экспериментальной группе достоверный (р<0,001) показатель значительно улучшился и соответствует норме.
Мы также наблюдаем значительные достоверные (р<0,001) изменения индекса соотношения талии и обхвата бедер в экспериментальной группе. В контрольной группе эти изменения не значительны.
Значение величины систолического артериального давления достоверно (р<0,001) уменьшилось в конце эксперимента в сравнении с его началом. Анализируя данные полученные до и после реабилитации можно выявить, что величина диастолического артериального давления достоверно (p<0,001), уменьшилось у лиц экспериментальной группе в сравнении с началом эксперимента и в сравнении с контролем. Следовательно, использование силовых нагрузок способствует нормализации как систолического, так и диастолического артериального давления.
Положительная динамика прослеживалась и в психоэмоциональном состоянии учащихся. У лиц экспериментальной группы наблюдалось значительное и достоверное (p<0,001) уменьшение личностной тревожности, в сравнении с лицами контрольной группы, т.е. психоэмоциональный фактор мы видим преимущественно у лиц экспериментальной группы.
Таким образом, результаты, полученные в ходе эксперимента по реализации программы введения регулярных силовых нагрузок у учащихся 14-16 лет, с избыточным весом свидетельствует об улучшении физиологических показателей учащихся. Результаты исследования показали высокую эффективность применения силовых нагрузок для нормализации веса учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Дворкин Л. С., Воробьев С. В., Хабаров А. А. Особенности интенсивной силовой подготовки юных атлетов 12-13 лет //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, №4, С. 33-40.
- Мотыляская Р.Е. Спорт и здоровье подрастающего поколения // Теория и практика физической культуры - 1979, - № 11, - С.27-29.
- Подскоцкий Б.Е. Содержание занятий и методика тренировки юных тяжелоатлетов// Теория и практика физической культуры. 1956. № 7 - С. 540-546.
- Подскоцкий Б.Е., Ермаков А.Д. Работа с подростками и юношами// Тяжелая атлетика. М: Физкультура и спорт, 1981. - С. 190-207.
- Шабунин Р.А. Возрастные особенности функционирования двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы при статических напряжениях: Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук.- Свердловск, 1969.- 38 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование физического здоровья учащихся через оптимизацию двигательного режима и физической подготовленности (качеств) в процессе здоровьесберегающей деятельности.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников из-за растущей учебной нагрузки и гиподинамии на общем фоне социально-психологического дискомфорта. По о...
Развивающие нагрузки как средство формирования физических качеств учащихся на учебно-тренировочных занятиях
Сама методика развития физических качеств имеет общие основы со всеми у всех видов спорта. Поэтому тренерам-преподавателям будет достаточно просто сделать некоторые изменения в планировании и подаче у...
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Двигательная активность как один из факторов сохранения психофизического здоровья учащихся»
работая в должности преподавателя-организатора ОБЖ , автор данной работы в 2008 году разработал методический проект «Двигательная активность как один...
«Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащихся на уроках физической культуры и внеурочных занятиях»
Из опыта работы..Развитие общей выносливости на уроках физической культуры и внеурочных занятиях. Использование технологии дифференцированного физкультурного образования......
«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»
Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...
СИСТЕМА РАБОТЫ МО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения прежде всего молодёжи, оставляет желать много лу...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Здоровье нации под угрозой. 70% первоклассников имеют отклонения в здоровье. ...