СИЛОВАЯ НАГРУЗКА, КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
статья по физкультуре

Степанов Максим Олегович

В работе представлены данные по влиянию силовых нагрузок на функциональное состояние подростков. Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии дополнительных силовых нагрузках на функциональное состояние учащихся 14-16 лет с избыточным весом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанов Максим Олегович,

учитель физической культуры, МБУ школа №70

г. Тольятти, Самарская область, Россия

СИЛОВАЯ НАГРУЗКА, КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 14-16 ЛЕТ

В работе представлены данные по влиянию силовых нагрузок на функциональное состояние подростков. Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии дополнительных силовых нагрузках на функциональное состояние учащихся 14-16 лет с избыточным весом.

Ключевые слова: физическое здоровье, учащиеся 14-16 лет, возрастные особенности, силовая нагрузка, избыточный вес.

Главным фактором работоспособности организма является здоровье. Под понятием здоровья понимается не только отсутствие заболеваний, болезненных состояний, физических дефектов, но и гармоничное состояние психического, социального и физического благополучия. Необходимость поддержания здоровья учащихся 14-16 лет является актуальной проблемой современной системы образования по всему миру [1].

Уровень нашего физического здоровья определяется такими факторами, как генетическая наследственность (18 – 23%), экологическая обстановка (22-25%), медицинское обеспечение (9 – 12%), условия проживания и образ жизни (55 – 57%) [2].

Также важнейшими показателями физического здоровья выступают уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Одним из факторов ухудшения физического здоровья у подростков является избыточный вес. Избыточный вес характеризуется чрезмерным накоплением жировой клетчатки в человеческом организме. Для патологии свойственно хроническое течение, так как процессы накопления и сохранения жира в подкожных структурах длятся годами. В редких случаях пациенты полнеют в течение нескольких недель [3; 4].

Основными причинами избыточного веса принято считать нарушения биохимических процессов внутри организма, вызванных различными внутренними или внешними факторами. Пусковыми механизмами к развитию патологии можно считать метаболические нарушения. Механизм развития нарушения обмена веществ заключается в том, что человек потребляет больше энергии, чем успевает затрачивать за сутки. Генетические факторы также один из факторов, приводящих к лишнему весу. При наследственной предрасположенности вероятность избыточного веса у подростков при полных родителях значительно повышается. Другой фактор – отсутствие режима питания и наличие вредных привычек. Алкоголь (особенно, пиво) способствует нарушению метаболических процессов в организме, приводит к отложению жира в области бедер и живота у мужчин, женщин, подростков. Потребление пищи в разное время, перекусы фастфудом и употребление соленых, острых, жареных продуктов способствует накоплению избыточного веса. Малоподвижный образ жизни выступает еще один важным фактором, который способствует появлению лишнего веса. Спорт и ежедневные тренировки расходуют жиры, провоцируют укрепление мышечной ткани, предотвращают отложение в подкожно жировую клетчатку, позволяя человеку поддерживать вес в норме [5].

Целью исследования явилось улучшение физического здоровья лиц с избыточным весом путем введение силовых нагрузок в образ жизни учащихся.

Материал и методики. В исследовании приняло участие 20 учащихся 14-16 лет с избыточным весом. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. В обеих группах применялась борьба с избыточным весом с помощью введения принципов здорового питания в рацион учащихся. В экспериментальной группе учащиеся дополнительно занимались физической культурой, применяя силовые нагрузки по 40-60 минут два или три раза в неделю. Продолжительность эксперимента составила 5 месяца.

Результаты исходных значений показателей и их значения в динамике у учащихся 14-16 лет экспериментальной и контрольной групп представлены в Таблицах 1 и 2. Анализируя полученные результаты, можно обнаружить, что масса тела в конце эксперимента снизилась у лиц обеих групп. Достоверное снижение массы тела в конце эксперимента наблюдалось у лиц обеих групп в сравнении с началом эксперимента (р<0,001; р<0,01), однако у лиц контрольной группы масса тела была ниже и в сравнении с экспериментальной. Более значительные результаты по уменьшению массы тела были обнаружены у лиц экспериментальной группы, где применялись силовые нагрузки.

Таблица 1 – Функциональные показатели учащихся 14-16 лет с избыточным весом в начале эксперимента

№ п/п

Значение показателя

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Р

1.

Масса тела (кг)

63,3±2,002

62,1±2,022

>0,05

2.

ИМТ – индекс массы тела (кг/м2)

25,56±0,09

25,94±0,32

>0,05

3.

Индекс талия-окружности бедер

0,885±0,01

0,873±0,06

>0,05

4.

АД систолическое (мм.рт.ст.)

132,5±3,35

132±5,1

>0,05

5.

АД диастолическое (мм.рт.ст.)

94±3,7

94,5±3,5

>0,05

6.

Тревожность (балл)

33,4±1,62

33,9±2,37

>0,05

Таблица 2 – Функциональные показатели учащихся 14-16 лет с избыточным весом в конце эксперимента

№ п/п

Значение показателя

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1.

Масса тела (кг)

58,5±2,06*#

61,5±2,20*

2.

ИМТ (кг/м2)

24,71±0,79*#

25,7±0,79

3.

Индекс талия-окружности бедер

0,78±0,017*#

0,87±0,06

4.

АД систолическое (мм.рт.ст.)

121±2*#

128±2,45

5.

АД диастолическое (мм.рт.ст.)

81±2*#

92±2,45

6.

Тревожность (балл)

19±1,89*#

36,2±1,25

* – р<0,001 – достоверность отличий относительно начала эксперимента;

# – р<0,001 – достоверность отличий относительно контроля.

Положительный результат мы видим и в показателе индекса массы тела (ИМТ). Однако в контрольной группе произошло достоверное (р<0,001) улучшение ИМТ, но среднее значение его не пришел в норму. В то время как в экспериментальной группе достоверный (р<0,001) показатель значительно улучшился и соответствует норме.

Мы также наблюдаем значительные достоверные (р<0,001) изменения индекса соотношения талии и обхвата бедер в экспериментальной группе. В контрольной группе эти изменения не значительны.

Значение величины систолического артериального давления достоверно (р<0,001) уменьшилось в конце эксперимента в сравнении с его началом. Анализируя данные полученные до и после реабилитации можно выявить, что величина диастолического артериального давления достоверно (p<0,001), уменьшилось у лиц экспериментальной группе в сравнении с началом эксперимента и в сравнении с контролем. Следовательно, использование силовых нагрузок способствует нормализации как систолического, так и диастолического артериального давления.

Положительная динамика прослеживалась и в психоэмоциональном состоянии учащихся. У лиц экспериментальной группы наблюдалось значительное и достоверное (p<0,001) уменьшение личностной тревожности, в сравнении с лицами контрольной группы, т.е. психоэмоциональный фактор мы видим преимущественно у лиц экспериментальной группы.

Таким образом, результаты, полученные в ходе эксперимента по реализации программы введения регулярных силовых нагрузок у учащихся 14-16 лет, с избыточным весом свидетельствует об улучшении физиологических показателей учащихся. Результаты исследования показали высокую эффективность применения силовых нагрузок для нормализации веса учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дворкин Л. С., Воробьев С. В., Хабаров А. А. Особенности интенсивной силовой подготовки юных атлетов 12-13 лет //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, №4, С. 33-40.
  2. Мотыляская Р.Е. Спорт и здоровье подрастающего поколения // Теория и практика физической культуры - 1979, - № 11, - С.27-29.
  3. Подскоцкий Б.Е. Содержание занятий и методика тренировки юных тяжелоатлетов// Теория и практика физической культуры. 1956. № 7 - С. 540-546.
  4. Подскоцкий Б.Е., Ермаков А.Д. Работа с подростками и юношами// Тяжелая атлетика. М: Физкультура и спорт, 1981. - С. 190-207.
  5. Шабунин Р.А. Возрастные особенности функционирования двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы при статических напряжениях: Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук.- Свердловск, 1969.- 38 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование физического здоровья учащихся через оптимизацию двигательного режима и физической подготовленности (качеств) в процессе здоровьесберегающей деятельности.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников  из-за  растущей учебной нагрузки и гиподинамии на  общем фоне социально-психологического дискомфорта. По о...

Развивающие нагрузки как средство формирования физических качеств учащихся на учебно-тренировочных занятиях

Сама методика развития физических качеств имеет общие основы со всеми у всех видов спорта. Поэтому тренерам-преподавателям будет достаточно просто сделать некоторые изменения в планировании и подаче у...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Двигательная активность как один из факторов сохранения психофизического здоровья учащихся»

работая в должности преподавателя-организатора ОБЖ , автор данной работы в 2008 году разработал  методический   проект  «Двигательная   активность  как  один...

«Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащихся на уроках физической культуры и внеурочных занятиях»

Из опыта работы..Развитие общей выносливости на уроках физической культуры и внеурочных занятиях. Использование технологии дифференцированного физкультурного образования......

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

  СИСТЕМА РАБОТЫ МО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения прежде всего молодёжи, оставляет желать много лу...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ  —Здоровье нации под угрозой.  70% первоклассников имеют отклонения в здоровье.  ...