Развитие скоростно-силовых способностей учащихся на уроках баскетбола
методическая разработка по физкультуре (8 класс)
Баскетбол является очень известной и популярной игрой на Земле. Во время игры в баскетбол применяются различные движения, разнообразные повороты, прыжки, броски, бег, ловля и ведение мяча и так далее. Все эти движения при игре в баскетбол происходят в единоборстве с командой соперников. Применение всех перечисленных выше движений активно укрепляют нервную систему, способствуют развитию двигательного аппарата, положительно влияют на обмен веществ и деятельность всей системы организма.
Ведущую роль в баскетболе играют скоростно-силовые способности. По данным науки в баскетболе 70 % движений носят скоростно-силовой характер. Именно поэтому следует уделять большое внимание развитию именно этих качеств.
Под скоростно-силовыми способностями понимают способности человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Иными словами - взрывная сила. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых пасах, борьбе на щите и в контратаках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_sayt.docx | 68.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Автореферат
Развитие скоростно-силовых способностей учащихся
на уроках баскетбола
Забелина Наталья Юрьевна
учитель физической культуры
2021 г.
Содержание
Введение
- Актуальность исследования
- Средства и методы развития скоростно-силовых способностей
- Организация исследования
- Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Сравнительные гистограммы результатов тестирования скоростно-силовых способностей.
Приложение 2. Примерный комплекс упражнений, способствующий развитию скоростно-силовых способностей обучающихся на занятиях баскетболом.
ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол – это спортивная игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств. Двигательная активность игроков носит преимущественно динамический характер и отличается неравномерностью физических нагрузок и аритмичным чередованием работы и отдыха. Среди них основными являются передвижения по площадке, такие как бег, ходьба, прыжки и действия с мячом. И от того, насколько баскетболист хорошо владеет своим двигательным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависят быстрота, точность и своевременность выполнения конкретной тактической задачи.
На развитие специальной подготовки и соответственно на спортивный результат, влияет методика развития скоростно–силовых способностей, которая предусматривает определенный порядок применения средств и методов тренировки, введение последовательной аэробной работы той или иной направленности.
Выявление закономерностей развития скоростно-силовых способностей в возрастном аспекте имеет большое значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений.
- Актуальность исследования
Баскетбол является очень известной и популярной игрой на Земле. Во время игры в баскетбол применяются различные движения, разнообразные повороты, прыжки, броски, бег, ловля и ведение мяча и так далее. Все эти движения при игре в баскетбол происходят в единоборстве с командой соперников. Применение всех перечисленных выше движений активно укрепляют нервную систему, способствуют развитию двигательного аппарата, положительно влияют на обмен веществ и деятельность всей системы организма.
Ведущую роль в баскетболе играют скоростно-силовые способности. По данным науки в баскетболе 70 % движений носят скоростно-силовой характер. Именно поэтому следует уделять большое внимание развитию именно этих качеств.
Под скоростно-силовыми способностями понимают способности человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Иными словами - взрывная сила. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых пасах, борьбе на щите и в контратаках.
Во время игрового процесса и в ходе борьбы на площадке, баскетболисты выполняют множество действий скоростно-силовой направленности, в связи, с чем можно с уверенностью говорить о специфике скоростно-силовой подготовленности конкретного спортсмена.
Проблеме развития скоростно – силовых способностей у спортсменов были посвящены работы таких авторов как О.В. Жбанков[4], Л.Д. Назаренко[7], Ж.К.Холодов [12] и другие.
Обобщая данные литературных источников, можно констатировать, что физические и скоростно – силовые способности развиваются целенаправленно в следующие возрастные периоды:
1) наибольший прирост координационных способностей наблюдается в период с 5 до 10 лет;
2) развитие быстроты происходят в период от 7 до 16 лет, однако наибольшие темпы прироста отмечаются в 16-17 лет;
3) развитие силы отмечают в период с 12 до 18 лет, в то время как наибольшее развитие прироста силы отмечается в 16-17 лет;
4) развитие скоростно-силовых способностей отмечается в период с 9 до 18 лет, наибольший темп прироста этих качеств наблюдается в 14-16 лет;
5) развитие выносливости проходит в период с дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет
Вместе с тем, данная проблема остается достаточно актуальной и в настоящее время.
В наши дни существуют различные методы и средства для развития скоростно – силовых способностей. Но эффективность этих методов может сильно отличаться друг от друга.
Таким образом, необходимо выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно – силовых способностей.
- Средства и методы развития скоростно-силовых качеств
Основным средством воспитания скоростно-силовой подготовки являются физические упражнения.
Упражнения, направленные на развитие силы мышц и скорости их сокращения, двигательные действия, направленные на развитие скоростных качеств спортсменов и прыжковые упражнения. Для воспитания скоростно – силовых способностей баскетболистов применяются такие основные средства, как:
- Физические упражнения с сопротивлением, например,
- упражнения с весом (набивные мячи);
- упражнения, отягощенные весом собственного тела (подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазание по канату, поднимание ног на перекладине, удержание равновесия в упоре, в висе)
- Прыжковые упражнения (однократные или многократные прыжки на одной или двух ногах, прыжки через барьеры, прыжки «в глубину» с возвышения с последующим отталкиванием вверх и др.); упражнения с преодолением препятствий.
- Легкоатлетические упражнения (ускорения из разных ИП, челночный бег, бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, семенящий, спиной вперед и т.д)
Для развития скоростно – силовых способностей используются следующие методы:
1. Метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых способностей позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30 %
- Интервальный метод. Этот метод внешне сходен с повторным методом. Но если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают и интервалы отдыха. Между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
- Метод круговой тренировки. Этот метод обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 мин, в это время выполняются упражнения на расслабление
Проанализировав средства и методы для развития скоростно-силовых способностей у обучающихся на занятиях по баскетболу, в своем педагогическом эксперименте мы будем использовать и применять метод круговой тренировки и специальный комплекс легкоатлетических упражнений, направленных на эффективное развитие скоростно-силовых качеств.
- Организация исследования.
Объектом нашего исследования является учебно-образовательный процесс по физической культуре на занятиях по баскетболу с учащимися 8-х классов
Предмет исследования – использование средств и методов для развития скоростно – силовых способностей обучающихся на занятиях баскетболом.
Цель исследования – разработать систему эффективного использования в образовательном процессе средств и методов для повышения уровня развития скоростно-силовых способностей учащихся на занятиях баскетболом.
Исходя из цели, нами были сформированные следующие задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методических источников по проблематике исследования.
2. Разработать средства и методы для развития скоростно-силовых способностей у обучающихся на занятиях баскетболом.
3. Экспериментально проверить эффективность применяемых средств и методов, направленных на развитие скоростно-силовых способностей обучающихся
Гипотеза – предполагается, что применение разработанных средств и методов в учебно-образовательном процессе позволят улучшить показатели развития скоростно-силовых способностей обучающихся на занятиях баскетболом.
Для получения надежных результатов опытно-экспериментальной работы мною были сформированы две группы испытуемых:
1) контрольная группа (КГ), в котором обучение велось в соответствии с традиционным программным материалом;
2) экспериментальная группа (ЭГ), в которой занятия проводились с использованием разработанных нами средств и методов, направленных на повышение развития скоростно-силовых способностей обучающихся
В исследовании приняли участие 24 человека из 8-х классов, допущенных к занятиям по медицинским показателям (2 группы по 12 человек).
Учитывая сформированные задачи исследования, проводимое исследование состояло из трех этапов. Временные рамки исследования - август 2021 года - ноябрь 2021 года.
На первом этапе исследования (август 2021 г.) был проведен анализ научно-методической литературы и разработана экспериментальная методика использования средств и методов развития скоростно-силовых качеств.
На втором этапе (сентябрь 2021 г. – третья неделя ноября 2021 г.) на каждом уроках физической культурой по баскетболу с обучающимися экспериментальной группы систематически использовался метод круговой тренировки, а также проводилось тестирование уровня развития скоростно-силовых способностей.
На третьем этапе (4-я неделя ноября 2021 г.) проводился сравнительный анализ и обобщение результатов исследования.
В контрольных группах на уроках баскетбола выполнялась работа по развитию скоростно –силовых способностей в соответствии с традиционным учебным материалом. Вместе с тем, на уроках в экспериментальной группе включались упражнения для развития скоростно – силовых способностей в основной части урока и выполнялись методом круговой тренировки. Продолжительность комплекса упражнений составляла до 30 минут.
Уровень развития скоростно-силовых способностей оценивался по результатам следующих тестов:
- Прыжок в длину с места;
- Бег на 30 м;
- Бросок набивного мяча (1 кг) из положения сидя
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание).
3. Результаты исследования
Достоверность проверки полученных результатов проверяли на основе сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп. С целью выявления динамики показателей развития скоростно-силовых качеств учащихся в начале и в конце педагогического эксперимента нами проводились тесты, позволяющие выявить физические возможности занимающихся.
В начале педагогического эксперимента было проведено исходное тестирование уровня скоростно – силовых способностей, которые сравнивались с контрольными нормативами (табл.1).
Сравнительный анализ исходных результатов с контрольными нормативами показал, что обучающиеся обеих групп имеют низкий уровень скоростно – силовой подготовки. Это связано с тем, что испытуемые вернулись к занятиям после летних каникул и еще не набрали свой оптимальный уровень физической подготовки (таб.2,3)
Контрольная группа, занимающаяся по стандартной методике, включающей в себя упражнения программного материала, показывала прирост, так же как и экспериментальная группа, где рост результатов значительно увеличился. Сравнив показатели начального этапа с заключительным можно проследить динамику развития у обучающихся в обеих группах.
Анализ результатов контрольных испытаний свидетельствует о том, что за период эксперимента, который длился сравнительно недолго, произошли положительные изменения в большинстве исследуемых показателей (таб.2,3)
Сравнительный анализ выявил, что результаты в прыжке в длину с места увеличились в среднем в ЭГ на 10,8 %, а в КГ на 10,4%, в сгибании и разгибании рук в упоре лежа (отжимания) на 13,5% и 12,3 % соответственно. Показатели бега на 30 м улучшились в среднем в ЭГ на 7,2 %, а в КГ на 5,3%, и бросок набивного мяча увеличился в среднем в ЭГ на 10,9 %, а КГ на 9,9%
Это свидетельствует о том, что разработанные нами средства и методы, направленные на развитие скоростно-силовых способностей, является эффективными, так как позволяет улучшить результаты в показателях, непосредственно влияющих на эффективность игровой деятельности обучающихся на занятиях баскетболом.
Таблица 1. Контрольные нормативы уровня физического развития обучающихся 8-х классов
№ | Норматив | Уровень | |||||
Высокий | Средний | Низкий | |||||
М | Д | М | Д | М | Д | ||
1 | Бег на 30 м, сек | 4,7 | 5,0 | 5,1 | 5,4 | 5,3 | 5,6 |
2 | Прыжок в длину с места, см | 210 | 180 | 190 | 160 | 170 | 150 |
3 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) | 36 | 15 | 24 | 10 | 20 | 8 |
4 | Бросок набивного мяча (1 кг) из положения сидя, см | 560 | 480 | 430 | 390 | 390 | 340 |
Таблица 2. Результаты тестирования в экспериментальной группе в начале и в конце эксперимента
№ п/п | ФИ обучающего | Контрольные тесты | |||||||
Бег на 30 м, сек | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) | Прыжок в длину с места, см | Бросок набивного мяча 1 кг сидя, см | ||||||
Сентябрь | Ноябрь | Сентябрь | Ноябрь | Сентябрь | Ноябрь | Сентябрь | Ноябрь | ||
1 | Ученик 1 | 5,3 | 5,0 | 25 | 35 | 180 | 196 | 400 | 445 |
2 | Ученик 2 | 5,1 | 4,7 | 30 | 41 | 185 | 200 | 430 | 485 |
3 | Ученик 3 | 5,2 | 5,0 | 23 | 34 | 179 | 191 | 395 | 440 |
4 | Ученик 4 | 5,4 | 5,1 | 25 | 33 | 178 | 195 | 380 | 435 |
5 | Ученик 5 | 5,6 | 5,0 | 21 | 30 | 165 | 181 | 385 | 425 |
6 | Ученик 6 | 5,5 | 5,2 | 26 | 35 | 172 | 185 | 400 | 440 |
7 | Ученик 7 | 5,8 | 5,4 | 15 | 19 | 152 | 163 | 345 | 370 |
8 | Ученик 8 | 5,5 | 5,1 | 20 | 25 | 159 | 172 | 365 | 410 |
9 | Ученик 9 | 5,6 | 5,2 | 18 | 25 | 156 | 169 | 358 | 390 |
10 | Ученик 10 | 5,8 | 5,4 | 15 | 19 | 150 | 165 | 355 | 385 |
11 | Ученик 11 | 6,0 | 5,4 | 18 | 23 | 152 | 163 | 345 | 380 |
12 | Ученик 12 | 6,2 | 5,6 | 15 | 20 | 146 | 157 | 330 | 375 |
Среднее | 5,5 | 5,1 | 20,9 | 28,2 | 164,5 | 178 | 374 | 415 |
Таблица 3. Результаты тестирования в контрольной группе в начале и в конце эксперимента
№ п/п | ФИ обучающего | Контрольные тесты | |||||||
Бег на 30 м, сек | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) | Прыжок в длину с места, см | Бросок набивного мяча 1 кг сидя, см | ||||||
Сентябрь | Ноябрь | Сентябрь | Ноябрь | Сентябрь | Ноябрь | Сентябрь | Ноябрь | ||
1 | Ученик 1 | 5,2 | 5,0 | 23 | 26 | 180 | 186 | 390 | 425 |
2 | Ученик 2 | 5,1 | 4,9 | 25 | 30 | 183 | 191 | 410 | 445 |
3 | Ученик 3 | 5,4 | 5,1 | 20 | 25 | 175 | 181 | 405 | 430 |
4 | Ученик 4 | 5,6 | 5,3 | 25 | 30 | 173 | 180 | 380 | 430 |
5 | Ученик 5 | 5,6 | 5,4 | 20 | 25 | 162 | 170 | 375 | 420 |
6 | Ученик 6 | 5,7 | 5,3 | 23 | 28 | 170 | 176 | 380 | 415 |
7 | Ученик 7 | 5,5 | 5,2 | 15 | 18 | 155 | 163 | 350 | 395 |
8 | Ученик 8 | 5,8 | 5,5 | 16 | 20 | 160 | 169 | 330 | 365 |
9 | Ученик 9 | 5,9 | 5,6 | 15 | 18 | 152 | 165 | 345 | 370 |
10 | Ученик 10 | 5,6 | 5,2 | 15 | 20 | 156 | 168 | 340 | 375 |
11 | Ученик 11 | 6,0 | 5,7 | 15 | 20 | 154 | 163 | 335 | 365 |
12 | Ученик 12 | 6,1 | 5,8 | 12 | 15 | 145 | 154 | 320 | 360 |
Среднее | 5,6 | 5,3 | 18,6 | 22,9 | 163,7 | 172,1 | 363 | 399 |
Заключение
Скоростно – силовые способности, как способности человека к проявлению усилий максимальной мощности в наиболее кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения, проявляемой в большинстве случаев в динамическом режиме, является одним из важнейших физических качеств, необходимых для баскетболистов.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующий вывод, что, несмотря, на короткие сроки педагогического эксперимента, позитивная динамика прослеживается во всех группах по всем показателям, однако в экспериментальной группе прирост результатов значительно выше во всех измерениях, что служит подтверждением эффективности использования метода круговой тренировки и специально разработанного комплекса упражнений для повышения уровня развития скоростно-силовых способности у обучающихся на занятиях баскетболом. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась и можно рекомендовать учителям – коллегам использовать в учебном процессе на уроках физической культуры и на занятиях баскетбола специальный комплекс скоростно-силовых упражнений, а также осуществлять мониторинг эффективности применяемых комплексов упражнений для развития скоростно-силовых способностей и регулирования объема выполняемой нагрузки с учетом физической подготовленности обучающихся, корректировать нагрузку для каждого занимающегося с учетом полученных результатов.
Список литературы
- Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека/В.В. Бойко. - М.: 1987. – 144 с
- Губа Д.В. Развитие скоростно-силовых способностей на секционных занятиях баскетболом // Физическая культура в школе. - 2012.- № 5. С. 58-59.
- Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов/ А.М. Грасис. - М.: Физкультура и спорт,2017. – 85 с.
- Жбанков О.В.//Развитие прыгучести у юных баскетболистов. М.: Физкультура и спорт №3, 1995
- Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2005. – 127 стр.
- Лях В. И. Физическая культура. 8-9 классы: учеб.для общеобразоват. организаций – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 256 с.: ил
- Назаренко Л.Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество. М.: Теория и практика физической культуры. 1998.-№4.-С.23-26.
- Нестеровский, Д.С. Баскетбол. Теория и методика обучения/ Д.С. Нестеровский. - М.: Академия, 2014. - 336 с.
- Рунова М.А. Двигательные качества и методика их развития / М.А. Рунова. – М.: Физкультура и спорт, 2003 (27, 26)
- Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. / Под общей ред. В. П. Филина. М., 2008. 110 с
- Скворцова М.Ю. Совершенствование скоростно-силовых качеств баскетболистов / М.Ю. Скворцова. – М.: 2004. - 171-173 с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 480 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Сравнительные гистограммы результатов тестирования скоростно-силовых способностей:
1. Бег на 30 м, сек
2. Прыжок в длину с места (см)
3.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)
4. Бросок набивного мяча 1 кг из положения сидя, см
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых способностей, применяемых в экспериментальной группе:
- Прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки (толчком одной или двумя ногами): 4 подхода по 10 раз с промежутком времени отдыха до 30 сек.
- Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух и одной ногами: 4 скамейки по 2 подхода с промежутком времени отдыха до 30 сек.
- Прыжки на скакалке: без учета времени - на двух ногах – 300-350 раз, на одной - 100-120 раз.
- Полуприседания с партнером на плечах: 4 подхода по 20 раз с промежутком времени отдыха до 30 сек.
- Подъем на носки с партнером на плечах: 4 подхода по 20 раз с промежутком времени отдыха до 40 сек.
- Запрыгивание на возвышенность: толчком двумя (20-25 раз) и одной (15- 20 раз). 4 подхода с промежутком времени отдыха до 30 сек.
- Беговые и прыжковые упражнения по прямой с разных ИП (4 подхода по 20 м).
- Прыжок в длину с места: 4 подхода с серией прыжков 6-8с промежутком времени отдыха до 20 сек.
- Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди: 4 подхода по 20 раз с промежутком времени отдыха до 30 сек.
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) с выполнением хлопка ладонями: 5 подходов по 20 раз.
- Передачи мяча двумя руками от груди и поочередно (правой, левой рукой) набивного мяча (1-2кг) в парах (15-30 сек.).
- Броски набивного мяча из положения стоя, сидя и прогнувшись назад из положения "лежа на животе": 4 подхода по 20 раз с промежутком времени отдыха до 30 сек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие скоростно-силовых способностей на уроках физической культуры.
В настоящее время миллионы людей приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями, участвуют в спортивных соревнованиях. Стремительными темпами развивается спорт высших достижений, еще более ш...
Плиометрика как средство развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры
Плиометрика или прыжковая тренировка. Использование плиометрических упражнений на уроках физической культуры в средней школе....
«Развитие скоростно-силовых способностей у школьников на уроках баскетбола»
Человек от природы наделен свойствами, которые относят к так называемой физической сфере – «телесной, плотской» или «относящейся к деятельности мышц, мускулов у живых существ&r...
Развитие скоростно-силовых способностей у школьников на уроках баскетбола
Волейбол (англ. Volleyball от volley – «ударять мяч с лёта»(так же переводят как «летающий», «парящий» мяч) – вид спорта, командная спортивная игра, в п...
Методическая разработка Тема: « Развитие скоростно-силовых способностей у школьников на уроках баскетбола».
Методическая разработкаТема:« Развитие скоростно-силовых способностей у школьниковна уроках баскетбола»/...
Проект «Развитие скоростно –силовых качеств учащихся для сдачи норм ГТО через занятиями «Баскетболом» на уроках физкультуры» .
Цель проекта: физическое совершенствование учащихся с целью подготовки к сдаче норм ГТО. Актуальность проекта: В настоящее время неуклонно сокращается количество детей, отнесенных по ...
Средства развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры в 5 - 8 классах общеобразовательной школы
Практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последние годы имеет тенденцию к с...