Развитие скоростно-силовых способностей учащихся на уроках баскетбола
методическая разработка по физкультуре (8 класс)

Забелина Наталья Юрьевна

Баскетбол является очень известной и популярной игрой на Земле. Во время игры в баскетбол применяются различные движения, разнообразные повороты, прыжки, броски, бег, ловля и ведение мяча и так далее. Все эти движения при игре в баскетбол происходят в единоборстве с командой соперников. Применение всех перечисленных выше движений активно укрепляют нервную систему, способствуют развитию двигательного аппарата, положительно влияют на обмен веществ и деятельность всей системы организма.

Ведущую роль в баскетболе играют скоростно-силовые способности. По данным науки в баскетболе 70 % движений носят скоростно-силовой характер. Именно поэтому следует уделять большое внимание развитию именно этих качеств.

Под скоростно-силовыми способностями понимают способности человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Иными словами - взрывная сила. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых пасах, борьбе на щите и в контратаках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_sayt.docx68.77 КБ

Предварительный просмотр:

Автореферат

Развитие скоростно-силовых способностей учащихся

на уроках баскетбола

Забелина Наталья Юрьевна

 учитель физической культуры

2021 г.

Содержание

Введение                                                                    

  1. Актуальность исследования
  2. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей
  3. Организация исследования
  4. Результаты исследования

Заключение

Список литературы                            

Приложение 1. Сравнительные гистограммы результатов тестирования скоростно-силовых способностей.

Приложение 2. Примерный комплекс упражнений, способствующий развитию скоростно-силовых способностей обучающихся на занятиях баскетболом.

ВВЕДЕНИЕ

Баскетбол – это спортивная игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств. Двигательная активность игроков носит преимущественно динамический характер и отличается неравномерностью физических нагрузок и аритмичным чередованием работы и отдыха. Среди них основными являются передвижения по площадке, такие как бег, ходьба, прыжки и действия с мячом. И от того, насколько баскетболист хорошо владеет своим двигательным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависят быстрота, точность и своевременность выполнения конкретной тактической задачи.

На развитие специальной подготовки и соответственно на спортивный результат, влияет методика развития скоростно–силовых способностей, которая предусматривает определенный порядок применения средств и методов тренировки, введение последовательной аэробной работы той или иной направленности.

Выявление закономерностей развития скоростно-силовых способностей в возрастном аспекте имеет большое значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений.

  1. Актуальность исследования

Баскетбол является очень известной и популярной игрой на Земле. Во время игры в баскетбол применяются различные движения, разнообразные повороты, прыжки, броски, бег, ловля и ведение мяча и так далее. Все эти движения при игре в баскетбол происходят в единоборстве с командой соперников. Применение всех перечисленных выше движений активно укрепляют нервную систему, способствуют развитию двигательного аппарата, положительно влияют на обмен веществ и деятельность всей системы организма.

Ведущую роль в баскетболе играют скоростно-силовые способности. По данным науки в баскетболе 70 % движений носят скоростно-силовой характер. Именно поэтому следует уделять большое внимание развитию именно этих качеств.

Под скоростно-силовыми способностями понимают способности человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Иными словами - взрывная сила. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых пасах, борьбе на щите и в контратаках.

Во время игрового процесса и в ходе борьбы на площадке, баскетболисты выполняют множество действий скоростно-силовой направленности, в связи, с чем можно с уверенностью говорить о специфике скоростно-силовой подготовленности конкретного спортсмена.  

Проблеме развития скоростно – силовых способностей у спортсменов были посвящены работы таких авторов как О.В. Жбанков[4], Л.Д. Назаренко[7], Ж.К.Холодов [12] и другие.

Обобщая данные литературных источников, можно констатировать, что физические и скоростно – силовые способности развиваются целенаправленно в следующие возрастные периоды:

 1) наибольший прирост координационных способностей наблюдается в период с 5 до 10 лет;

2) развитие быстроты происходят в период от 7 до 16 лет, однако наибольшие темпы прироста отмечаются в 16-17 лет;

3) развитие силы отмечают в период с 12 до 18 лет, в то время как наибольшее развитие прироста силы отмечается в 16-17 лет;

4) развитие скоростно-силовых способностей отмечается в период с 9 до 18 лет, наибольший темп прироста этих качеств наблюдается в 14-16 лет;

 5) развитие выносливости проходит в период с дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет

Вместе с тем, данная проблема остается достаточно актуальной и в настоящее время.

В наши дни существуют различные методы и средства для развития скоростно – силовых способностей. Но эффективность этих методов может сильно отличаться друг от друга.

Таким образом, необходимо выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно – силовых способностей.

  1. Средства и методы развития скоростно-силовых качеств

Основным средством воспитания скоростно-силовой подготовки являются физические упражнения.

Упражнения, направленные на развитие силы мышц и скорости их сокращения, двигательные действия, направленные на развитие скоростных качеств спортсменов и прыжковые упражнения. Для воспитания скоростно – силовых способностей баскетболистов применяются такие основные средства, как:

  1. Физические упражнения с сопротивлением, например,
  • упражнения с весом (набивные мячи);
  • упражнения, отягощенные весом собственного тела (подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазание по канату, поднимание ног на перекладине, удержание равновесия в упоре, в висе)
  1. Прыжковые упражнения (однократные или многократные прыжки на одной или двух ногах, прыжки через барьеры, прыжки «в глубину» с возвышения с последующим отталкиванием вверх и др.); упражнения с преодолением препятствий.
  2. Легкоатлетические упражнения (ускорения из разных ИП, челночный бег, бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, семенящий, спиной вперед и т.д)

Для развития скоростно – силовых способностей используются следующие методы:

1. Метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых способностей позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30 %

  1. Интервальный метод. Этот метод внешне сходен с повторным методом. Но если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают и интервалы отдыха. Между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
  2. Метод круговой тренировки. Этот метод обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 мин, в это время выполняются упражнения на расслабление

Проанализировав средства и методы для развития скоростно-силовых способностей у обучающихся на занятиях по баскетболу, в своем педагогическом эксперименте мы будем использовать и применять метод круговой тренировки и специальный комплекс легкоатлетических упражнений, направленных на эффективное развитие скоростно-силовых качеств.

  1. Организация исследования.

Объектом нашего исследования является учебно-образовательный процесс по физической культуре на занятиях по баскетболу с учащимися 8-х классов

Предмет исследования – использование средств и методов для развития скоростно – силовых способностей обучающихся на занятиях баскетболом.

Цель исследования – разработать систему эффективного использования в образовательном процессе средств и методов для повышения уровня развития скоростно-силовых способностей учащихся на занятиях баскетболом.

Исходя из цели, нами были сформированные следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научно-методических источников по проблематике исследования.

2. Разработать средства и методы для развития скоростно-силовых способностей у обучающихся на занятиях баскетболом.

3. Экспериментально проверить эффективность применяемых средств и методов, направленных на развитие скоростно-силовых способностей обучающихся

      Гипотеза – предполагается, что применение разработанных средств и методов в учебно-образовательном процессе позволят улучшить показатели развития скоростно-силовых способностей обучающихся на занятиях баскетболом.

Для получения надежных результатов опытно-экспериментальной работы мною были сформированы две группы испытуемых:

1) контрольная группа (КГ), в котором обучение велось в соответствии с традиционным программным материалом;

2) экспериментальная группа (ЭГ), в которой занятия проводились с использованием разработанных нами средств и методов, направленных на повышение развития скоростно-силовых способностей обучающихся

В исследовании приняли участие 24 человека из 8-х классов, допущенных к занятиям по медицинским показателям (2 группы по 12 человек).

Учитывая сформированные задачи исследования, проводимое исследование состояло из трех этапов. Временные рамки исследования - август 2021 года - ноябрь 2021 года.

На первом этапе исследования (август 2021 г.) был проведен анализ научно-методической литературы и разработана экспериментальная методика использования средств и методов развития скоростно-силовых качеств.

На втором этапе (сентябрь 2021 г. – третья неделя ноября 2021 г.) на каждом уроках физической культурой по баскетболу с обучающимися экспериментальной группы систематически использовался метод круговой тренировки, а также проводилось тестирование уровня развития скоростно-силовых способностей.

На третьем этапе (4-я неделя ноября 2021 г.) проводился сравнительный анализ и обобщение результатов исследования.

В контрольных группах на уроках баскетбола выполнялась работа по развитию скоростно –силовых способностей в соответствии с традиционным учебным материалом. Вместе с тем, на уроках в  экспериментальной группе включались упражнения для развития скоростно – силовых способностей в основной части урока и выполнялись методом круговой тренировки. Продолжительность комплекса упражнений составляла до 30 минут.

Уровень развития скоростно-силовых способностей оценивался по результатам следующих тестов:

  1. Прыжок в длину с места;
  2. Бег на 30 м;
  3. Бросок набивного мяча (1 кг) из положения сидя
  4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание).

3. Результаты исследования

Достоверность проверки полученных результатов проверяли на основе сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп. С целью выявления динамики показателей развития скоростно-силовых качеств учащихся в начале и в конце педагогического эксперимента нами проводились тесты, позволяющие выявить физические возможности занимающихся.

В начале педагогического эксперимента было проведено исходное тестирование уровня скоростно – силовых способностей, которые сравнивались с контрольными нормативами (табл.1).

Сравнительный анализ исходных результатов с контрольными нормативами показал, что обучающиеся  обеих групп имеют низкий уровень скоростно – силовой подготовки.  Это связано с тем, что испытуемые вернулись к занятиям после летних каникул и еще не набрали свой оптимальный уровень физической подготовки (таб.2,3)

        Контрольная группа, занимающаяся по стандартной методике, включающей в себя упражнения программного материала, показывала прирост, так же как и экспериментальная группа, где рост результатов значительно увеличился. Сравнив показатели начального этапа с заключительным можно проследить динамику развития у обучающихся в обеих группах.

        Анализ результатов контрольных испытаний свидетельствует о том, что за период эксперимента, который длился сравнительно недолго, произошли положительные изменения в большинстве исследуемых показателей (таб.2,3)

Сравнительный анализ выявил, что результаты в прыжке в длину с места увеличились в среднем в ЭГ на 10,8 %, а в КГ на 10,4%,  в сгибании и разгибании рук в упоре лежа (отжимания) на 13,5% и 12,3 % соответственно. Показатели бега на 30 м улучшились в среднем в ЭГ на 7,2 %, а в КГ на 5,3%, и бросок набивного мяча увеличился в среднем в ЭГ на 10,9 %, а КГ на 9,9%

Это свидетельствует о том, что разработанные нами средства и методы, направленные на развитие скоростно-силовых способностей, является эффективными, так как позволяет улучшить результаты в показателях, непосредственно влияющих на эффективность игровой деятельности обучающихся на занятиях баскетболом.

Таблица 1. Контрольные нормативы уровня физического развития обучающихся 8-х классов

Норматив

          Уровень                

Высокий

Средний

Низкий

М

Д

М

Д

М

Д

1

Бег на 30 м, сек

4,7

5,0

5,1

5,4

5,3

5,6

2

Прыжок в длину с места, см

210

180

190

160

170

150

3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

36

15

24

10

20

8

4

Бросок набивного мяча (1 кг) из положения сидя, см

560

480

430

390

390

340

Таблица 2. Результаты тестирования в экспериментальной группе  в начале и в конце эксперимента

№ п/п

ФИ обучающего

Контрольные тесты

Бег на 30 м, сек

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

Прыжок в длину с места, см

Бросок набивного мяча 1 кг сидя, см

Сентябрь

Ноябрь

Сентябрь

Ноябрь

Сентябрь

Ноябрь

Сентябрь

Ноябрь

1

Ученик 1

5,3

5,0

25

35

180

196

400

445

2

Ученик 2

5,1

4,7

30

41

185

200

430

485

3

Ученик 3

5,2

5,0

23

34

179

191

395

440

4

Ученик 4

5,4

5,1

25

33

178

195

380

435

5

Ученик 5

5,6

5,0

21

30

165

181

385

425

6

Ученик 6

5,5

5,2

26

35

172

185

400

440

7

Ученик 7

5,8

5,4

15

19

152

163

345

370

8

Ученик 8

5,5

5,1

20

25

159

172

365

410

9

Ученик 9

5,6

5,2

18

25

156

169

358

390

10

Ученик 10

5,8

5,4

15

19

150

165

355

385

11

Ученик 11

6,0

5,4

18

23

152

163

345

380

12

Ученик 12

6,2

5,6

15

20

146

157

330

375

Среднее

5,5

5,1

20,9

28,2

164,5

178

374

415

Таблица 3. Результаты тестирования в контрольной группе  в начале и в конце эксперимента

№ п/п

ФИ обучающего

Контрольные тесты

Бег на 30 м, сек

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

Прыжок в длину с места, см

Бросок набивного мяча 1 кг сидя, см

Сентябрь

Ноябрь

Сентябрь

Ноябрь

Сентябрь

Ноябрь

Сентябрь

Ноябрь

1

Ученик 1

5,2

5,0

23

26

180

186

390

425

2

Ученик 2

5,1

4,9

25

30

183

191

410

445

3

Ученик 3

5,4

5,1

20

25

175

181

405

430

4

Ученик 4

5,6

5,3

25

30

173

180

380

430

5

Ученик 5

5,6

5,4

20

25

162

170

375

420

6

Ученик 6

5,7

5,3

23

28

170

176

380

415

7

Ученик 7

5,5

5,2

15

18

155

163

350

395

8

Ученик 8

5,8

5,5

16

20

160

169

330

365

9

Ученик 9

5,9

5,6

15

18

152

165

345

370

10

Ученик 10

5,6

5,2

15

20

156

168

340

375

11

Ученик 11

6,0

5,7

15

20

154

163

335

365

12

Ученик 12

6,1

5,8

12

15

145

154

320

360

Среднее

5,6

5,3

18,6

22,9

163,7

172,1

363

399

Заключение

Скоростно – силовые способности, как способности человека к проявлению усилий максимальной мощности в наиболее кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения, проявляемой в большинстве случаев в динамическом режиме, является одним из важнейших физических качеств, необходимых для баскетболистов.

Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующий вывод, что, несмотря, на короткие сроки педагогического эксперимента, позитивная динамика прослеживается во всех группах по всем показателям, однако в экспериментальной группе прирост результатов значительно выше во всех измерениях, что служит подтверждением эффективности использования метода круговой тренировки и специально разработанного комплекса упражнений для повышения уровня развития скоростно-силовых способности у обучающихся на занятиях баскетболом. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась и можно рекомендовать учителям – коллегам использовать в учебном процессе на уроках физической культуры и на занятиях баскетбола специальный комплекс скоростно-силовых упражнений, а также осуществлять мониторинг эффективности применяемых комплексов упражнений для развития скоростно-силовых способностей и регулирования объема выполняемой нагрузки с учетом физической подготовленности обучающихся, корректировать нагрузку для каждого занимающегося с учетом полученных результатов.

Список литературы

  1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека/В.В. Бойко. - М.: 1987. – 144 с
  2. Губа Д.В. Развитие скоростно-силовых способностей на секционных занятиях баскетболом // Физическая культура в школе. - 2012.- № 5. С. 58-59.
  3. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов/ А.М. Грасис. - М.: Физкультура и спорт,2017. – 85 с.
  4. Жбанков О.В.//Развитие прыгучести у юных баскетболистов. М.: Физкультура и спорт №3, 1995
  5. Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2005. – 127 стр.
  6.  Лях В. И. Физическая культура. 8-9 классы: учеб.для общеобразоват. организаций – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 256 с.: ил
  7. Назаренко Л.Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество. М.: Теория и практика физической культуры. 1998.-№4.-С.23-26.
  8. Нестеровский, Д.С. Баскетбол. Теория и методика обучения/ Д.С. Нестеровский. - М.: Академия, 2014. - 336 с.
  9. Рунова М.А. Двигательные качества и методика их развития / М.А. Рунова. – М.: Физкультура и спорт, 2003 (27, 26)
  10. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. / Под общей ред. В. П. Филина. М., 2008. 110 с
  11. Скворцова М.Ю. Совершенствование скоростно-силовых качеств баскетболистов / М.Ю. Скворцова. – М.: 2004. - 171-173 с.
  12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 480 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Сравнительные гистограммы результатов тестирования скоростно-силовых способностей:

1. Бег на 30 м, сек

2. Прыжок в длину с места (см)

3.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

4. Бросок набивного мяча 1 кг из положения сидя, см

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых способностей, применяемых в экспериментальной группе:

  1. Прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки (толчком одной или двумя ногами): 4 подхода  по 10 раз с промежутком времени отдыха  до 30 сек.
  2. Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух и одной ногами:  4 скамейки  по 2 подхода с промежутком времени отдыха до 30 сек.
  3.  Прыжки на скакалке: без учета времени - на двух ногах – 300-350 раз, на одной - 100-120 раз.
  4. Полуприседания с партнером на плечах:  4 подхода по 20 раз с промежутком времени отдыха до 30 сек.
  5. Подъем на носки с партнером на плечах: 4 подхода по 20 раз с промежутком времени отдыха до 40 сек.
  6. Запрыгивание на возвышенность:  толчком двумя (20-25 раз) и одной (15- 20 раз). 4 подхода с промежутком времени отдыха до 30 сек.
  7. Беговые и прыжковые упражнения по прямой с разных ИП (4 подхода  по 20 м).
  8. Прыжок в длину с места: 4 подхода с серией прыжков 6-8с промежутком времени отдыха до 20 сек.
  9. Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди: 4 подхода по 20 раз с промежутком времени отдыха до 30 сек.
  10. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) с выполнением хлопка ладонями: 5 подходов  по 20 раз.
  11. Передачи мяча двумя руками от груди и поочередно (правой, левой рукой) набивного мяча (1-2кг) в парах (15-30 сек.).
  12. Броски набивного мяча из положения стоя, сидя и  прогнувшись назад  из положения "лежа на животе": 4 подхода по 20 раз с промежутком времени отдыха до 30 сек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие скоростно-силовых способностей на уроках физической культуры.

В настоящее время миллионы людей приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями, участвуют в спортивных соревнованиях. Стремительными темпами развивается спорт высших достижений, еще более ш...

Плиометрика как средство развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры

Плиометрика или прыжковая тренировка. Использование плиометрических упражнений на уроках физической культуры в средней школе....

«Развитие скоростно-силовых способностей у школьников на уроках баскетбола»

Человек от природы наделен свойствами, которые относят к так называемой физической сфере – «телесной, плотской» или «относящейся к деятельности мышц, мускулов у живых существ&r...

Развитие скоростно-силовых способностей у школьников на уроках баскетбола

Волейбол (англ. Volleyball от volley – «ударять мяч с лёта»(так же переводят как «летающий», «парящий» мяч) – вид спорта, командная спортивная игра, в п...

Методическая разработка Тема: « Развитие скоростно-силовых способностей у школьников на уроках баскетбола».

Методическая разработкаТема:« Развитие скоростно-силовых способностей у школьниковна уроках баскетбола»/...

Проект «Развитие скоростно –силовых качеств учащихся для сдачи норм ГТО через занятиями «Баскетболом» на уроках физкультуры» .

Цель проекта: физическое совершенствование учащихся с целью подготовки к сдаче норм ГТО.   Актуальность проекта: В настоящее время неуклонно сокращается количество детей, отнесенных по ...

Средства развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры в 5 - 8 классах общеобразовательной школы

Практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последние годы имеет тенденцию к с...