Развитие скоростно-силовых способностей на уроках физической культуры.
статья по физкультуре на тему

Фесенко Алексей Сергеевич

В настоящее время миллионы людей приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями, участвуют в спортивных соревнованиях.

Стремительными темпами развивается спорт высших достижений, еще более широко распространяется массовая физическая культура,

различные формы физической активности людей (в том числе оздоровительный бег, фитнес, плавание, туризм и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фесенко Алексей, студент

Развитие скоростно-силовых способностей на уроках физической культуры.

В настоящее время миллионы людей приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями, участвуют в спортивных соревнованиях. Стремительными темпами развивается спорт высших достижений, еще более широко распространяется массовая физическая культура, различные формы физической активности людей (в том числе оздоровительный бег, фитнес, плавание, туризм и др.)

Все это подтверждает, что в наши дни физическая культура и спорт приобретают такую специальную значимость, какой не имели, пожалуй, никогда в истории человечества. Физическая культура существенно воздействует на различные стороны жизни людей - их трудовую деятельность, общественные отношения, образование, воинскую службу, и как следствие возрастает потребность общества в занятиях физическими упражнениями.

На настоящем этапе существует много систем удовлетворения этой общественной потребности. Одной из таких систем является школьная система физического воспитания.

 Значение в формировании личности школьника придается физическому воспитанию. Существенная сторона физического воспитания -процесс развития двигательных качеств. Одна из главных задач школы -научить детей качественному проявлению двигательных задатков, которыми они наделены от рождения. Управление движениями становится возможным под воздействием нормативных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью [1].

Зачастую учителя физической культуры не придают большого значения целенаправленному развитию физических качеств, сосредотачивая свое внимание лишь на обучении определенным умениям и навыкам, которыми должны овладеть занимающиеся за время обучения в школе.

Значение спорта и физической культуры для гармонического, всестороннего развития личности в наше время трудно переоценить. Спорт, как составная часть физической культуры, является важным средством физического воспитания. В свою очередь физическое воспитание является частью общего воспитания и направлено на укрепление здоровья, гармоническое развитие организма. Это один из показателей состояния физической культуры в обществе.

Принцип всестороннего, гармонического развития личности требует соблюдения единства и взаимосвязи различных сторон воспитания. Практика показывает, что спортивные достижения доступны только всесторонне и физически гармонично развитым людям.

Регулярные занятия физической культурой и спортом улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. Немаловажно, что у тех, кто занимается физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели.

Средствами развития силовых способностей в целом являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:

-упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера, упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.)

-упражнения с преодолением собственного тела (гимнастические силовые упражнения: сгибание- разгибание рук в упоре лежа, на брусьях, в висе; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.)

-изометрические упражнения (упражнения статического характера).

В качестве основных средств развития скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть скоростно-силовыми. Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и, следовательно, использованием менее значительных отягощений. В числе их есть немало упражнений, выполняемых и без отягощений [2,14].

Обязательным методическим условием при развитии скоростно-силовых качеств является выполнение каждого повторения с максимально важным результатом, то есть, коэффициент напряженностью при выполнении должен быть как можно ближе к первому результату [6].

Выбор средств, при помощи  которых развиваются скоростно-силовые, да и собственно силовые способности зависит от методов. К наиболее распространенным  методам развития скоростно-силовых способностей можно отнести следующие:

-метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимально силового напряжения по средствам работы с непредельными отягощениями с максимальной скоростью. Упражнения при этом выполняются с полной амплитудой применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

-«ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которое направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц, например, спрыгивание с возвышений высотой 45-75см с последующим мгновенным выпрыгивание вверх или прыжком в длину. После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.

- игровой метод предусматривает воспитание  скоростно - силовых способностей в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают проявлять большую силу в  минимально короткие промежутки времени.

-соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку соревнующимся приставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимально волевые усилия.

- методы строго регламентированного упражнения включают в себя: методы повторного выполнения упражнения и методы вариативного (переменного) выполнения упражнения с варьированием скорости и веса отягощения по заданной программе в специально созданных условиях[4,5,3].

Таким образом, правильное и гармоническое физическое развитие человека может быть обеспечено лишь при условии разносторонней физической подготовки. Однако нельзя забывать, что при формировании физической культуры необходимо учитывать, что духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое.

Физическая культура и спорт способствуют восстановлению и укреплению общей работоспособности, улучшают деятельность нервной системы, увеличивают умственную работоспособность. Физическое воспитание создает лучшие условия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта, стимулирует развитие потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию.

Литература:

1.Дешле, С.А. Развитие силовых способностей у учащихся 1-3 классов  [текст]// Физическая культура в школе.- М.: физкультура и спорт, 1982.-№4-с.21-23.

2. Гупсаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников [текст]/А.А. Гупсаловский.- Минск, 1978.-88с.

3. Любомирский, Л.Е. Управление движениями у детей и подростков [текст]/Л.Е. Любомирский.-М.: Педагогика, 1970.-96с.

4. Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности [текст]/ М.В. Антропова. М., Просвещение, 1968.-251с.

5. Годик, М.А. Спортивная метрология[текст]/ М.А. Годик.- М.: Физкультура и спорт,1988.-191с.

6.Антропова М.В. Гигиена детей и подростков[текст]/ М.В. Антропова. -М.: Медецина.1977.-334с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация занятий по развитию коммуникативных способностей на уроках физической культуры

В данном материале приводятся коммуникативные игры и упражнения, которые воспитывают согласованность действий при взаимодействии с партнером, группой; командное мышление, чувство взаимопонимания, обще...

Развитие координационных способностей на уроках физической культуры по волейболу

        Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью...

Плиометрика как средство развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры

Плиометрика или прыжковая тренировка. Использование плиометрических упражнений на уроках физической культуры в средней школе....

Проект "Оптимизация развития силовых способностей на уроках физической культуры"

Проблема силовой подготовки школьников представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни общества. Входя в систем...

Организация занятий по развитию коммуникативных способностей на уроках физической культуры

Организация занятий по развитию коммуникативных способностей на уроках физической культуры.      В современной психологии наметилось обособление третьей сферы человеческой психики ...

Развития интеллектуальных и творческих способностей на уроках физической культуры.

Воспитание — это целенаправленное развитие личности для дальнейшего ее участия в культурной и общественной жизни. Цель воспитания — достижение положительных изменений в человеке, кот...

Средства развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры в 5 - 8 классах общеобразовательной школы

Практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последние годы имеет тенденцию к с...