Представление собственного инновационного педагогического опыта. Методика обучения техническим приемам на внеурочных занятиях секции большого тенниса.
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему

Новикова Надежда Фёдоровна

 При выполнении технического приема опытный теннисист сочетает сознательное отношение к своим действиям с автоматизмом ранее выработанных навыков. Соотношение этих двух моментов меняется в процессе совершенствования мастерства теннисиста. Понятно, что начинающий спортсмен, у которого еще совсем не выработан автоматизм движений, должен полностью опираться на сознательное, волевое отношение к указаниям педагога и на критическое отношение к своему исполнению этих указаний. По мере выработки навыков и закрепления их все большую роль начинает играть автоматизм. При этом сознание, освободившееся от необходимости следить за выполнением основных элементов технического приема, переключается на другие задачи, относящиеся к индивидуальным особенностям данного приема в конкретной игровой обстановке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Особенности овладения техникой тенниса

          При выполнении технического приема опытный теннисист сочетает сознательное отношение к своим действиям с автоматизмом ранее выработанных навыков. Соотношение этих двух моментов меняется в процессе совершенствования мастерства теннисиста. Понятно, что начинающий спортсмен, у которого еще совсем не выработан автоматизм движений, должен полностью опираться на сознательное, волевое отношение к указаниям педагога и на критическое отношение к своему исполнению этих указаний. По мере выработки навыков и закрепления их все большую роль начинает играть автоматизм. При этом сознание, освободившееся от необходимости следить за выполнением основных элементов технического приема, переключается на другие задачи, относящиеся к индивидуальным особенностям данного приема в конкретной игровой обстановке (сила удара, направление, вращение мяча и т. д.).

          Как же достичь этой, столь желательной для каждого теннисиста стадии, когда основные элементы технического приема будут выполняться за счет выработанного автоматизма?

        Следует прежде всего помнить, что то, чему занимающийся научился в начале обучения, закрепляется весьма основательно. «Сломать» полученный навык очень трудно, легче поставить правильную технику ударов новичку, чем переучить даже очень способного игрока. Отсюда вывод: тренер не должен жалеть времени, он обязан проявлять максимум настойчивости и терпения во время постановки техники тенниса своим ученикам.

       Вначале тренер дает исчерпывающее, четкое, образное объяснение способов выполнения намеченного упражнения. Объяснение сопровождается показом. Когда занимающийся способен уже продемонстрировать хотя и несовершенный образ движения, следует повторный показ с соответствующими дополнительными объяснениями. Тренер должен объяснениями и показом помочь учащимся расчленить сложное движение на составные части, чтобы учащиеся смогли запомнить его последовательность и как бы мысленно воспроизвести. В начальном периоде обучения большое значение имеют имитационные движения ударов. Но очень важно добиться интереса занимающихся к ним, так как без целеустремленного отношения к упражнениям трудно овладеть двигательным навыком. Нужно, чтобы занимающиеся знали свои ближайшие задачи и стремились поскорее овладеть ими.

        Первый этап овладения техникой надо как при показе, так и при словесных объяснениях акцентировать внимание занимающихся на основных моментах структуры движения. Обычно начинающий создает в своем сознании очень несовершенный образ движения и плохо осознает его. В это время он делает массу ненужных, мешающих ему движений. Отсюда проистекает связанность, неловкость и напряженность новичка. Очень наглядно это заметно при обучении имитационным движениям ударов справа или слева и особенно петлеобразному движению подачи, когда показ и объяснения одинаковы для всей группы, а восприятие начинающих настолько различно, что преподаватель даже нередко теряется. У одних прямые напряженные ноги, у других вытянутые закрепощенные руки, приподнятые плечи, во всех движениях исключительно большое напряжение.

          Постоянное воздействие преподавателя на выполнение отдельных деталей движения приводит к тому, что каждое повторное движение воспринимается новичком иначе, чем предыдущее, и от раза к разу движение совершенствуется.

            Второй этап овладения техникой как бы наслаивается на первый и тесно связан с ним. Здесь идет процесс дальнейшего совершенствования сложившегося навыка, который используется для лучшей координации движений. Так, например, различные удары, разученные на первом этапе, необходимо совершенствовать с целью освободиться от мешающих, невыгодных элементов техники.

C:\Users\PC\Desktop\фото на корте\S2770096.JPG

        Решить эту задачу можно путем сосредоточивания внимания ученика на допускаемых ошибках. Нужно суметь дать почувствовать ученику мышечные ощущения при правильных и неправильных движениях. Для этого преподаватель становится за спиной ученика, берет его за руку и вместе с ним проделывает движение. Часто приходится учить сложному движению, пользуясь возвратом к примитиву, т. е. к начальным упражнениям, где была допущена неточность и создался неверный навык. Так, например, после подачи ученик излишне приседает. Приходится возвращаться к первым упражнениям подброса мяча и восстанавливать правильную точку удара по мячу. И если удается исправить сложившийся навык, то в большинстве случаев именно таким методическим путем.

          Третий этап — более глубокое осмысливание овладения техникой. В этот период ученик уже полностью составляет себе общее представление о структуре целостного движения, и задача тренера педагогически правильно направить ученика на дальнейший, более углубленный анализ этой структуры и более глубокий анализ элементов техники отдельных ударов. Попытка добиваться совершенствования целостного движения только через бесконечное повторение, без осознания каждого недостатка и без расшифровки его причин ошибочна. И, как правило, этим не только не достигается поставленная цель, но и закрепляются неверные навыки.

            В то же время, обучая элементам техники, тренер не должен вдаваться в крайность, добиваясь абсолютно однообразного рисунка движения ударов у всех учеников. Нужно помнить, что каждый из них обладает индивидуальными качествами, которые сказываются на выполнении ударов. Ведь, наблюдая за классными теннисистами, мы почти не видим «близнецов» по характеру выполнения ударов, хотя общие рисунки движений у всех технически правильны.

          Четвертый этап овладения техникой. Когда теннисист добьется значительной автоматизации в выполнении элементов техники, можно считать, что он перешел к четвертому этапу, который является, если можно так выразиться, бесконечным этапом беспредельного совершенствования, не имеющим границ. На этом этапе происходит совершенствование наиболее эффективных приемов техники, индивидуально более подходящих для того или иного теннисиста.

Обучение технике тенниса

          Тренер-педагог по теннису, занимаясь с младшей подготовительной группой, не должен копировать методические приемы физических упражнении и обучения элементам техники и тактики, принятые для взрослых. Многолетний опыт обучения детей показал, что в подготовительной группе основной задачей является всестороннее физическое развитие учащихся, укрепление и закаливание их организма, а также начальное освоение (постановка) техники ударов. Практикой установлено, что в первый год обучения уже с первых занятий целесообразно одновременно обучать «комплексу» технических ударов, а не разрозненно и последовательно каждому удару в отдельности до полного его освоения. В первый комплекс одновременного обучения входит обучение плоским и слегка подкрученным ударам справа и слева по отскочившему мячу, плоской подаче и ударам с лёта.

C:\Users\PC\Desktop\фото на корте\S2770107.JPG

  Изучение новых движений требует от ребенка большого не только мышечного, но и нервно-психического напряжения, ведущего к физическому и психическому утомлению. В особенности  утомляют ребенка однообразные движения и длительное сохранение однообразных положений тела, что как раз имеет место в начальной стадии обучения движениям и элементам техники тенниса. Поэтому при занятиях с детьми необходимо возможно больше разнообразить упражнения, чтобы поочередно вовлекать в работу различные мышечные группы. Такое переключение работы с одних мышечных групп на другие дает возможность мышцам быстро восстанавливать работоспособность.

            Подобный же эффект приносит переключение работы с одной руки на другую, с рук на ноги, с туловища на руки или ноги и т. д. Все эти особенности накладывают свой отпечаток на организацию и методику занятий по обучению технике учащихся подготовительной группы 8—9 лет.

В уроках с детьми этого возраста материал лучше усваивается, если 30—40 процентов от урочного времени используется на подвижные игры. При этом ребенку создаются условия постепенного перехода от игр, к которым он привык в дошкольном возрасте, к более определенным, регламентированным упражнениям для обучения теннису, где требуются точные формы выполнения движений.

H:\DCIM\303CDPFQ\S3030146.JPGC:\Users\PC\Desktop\фото на корте\S2770334.JPG   И последнее, самое главное, надо помнить, что начальный период освоения техники следует рассматривать как фундамент дальнейшего совершенствования юного теннисиста, поэтому на начальный этап обучения тренер должен обращать особое внимание. Приступая к начальному обучению технике тенниса, целесообразно сначала научить учащихся обращаться с теннисным мячом без ракетки, используя для этого специальные упражнения. Такие упражнения способствуют воспитанию ловкости, развивают «верность» глаза, «чувство мяча» и быстроту движений. Играть с теннисным мячом можно одному и вместе с партнером (в парах). Используются также командные игры и эстафеты.

                  Вот примерные упражнения с теннисным мячом.

1. Занимающийся ударяет мячом о землю и последовательными ударами ладони бьет мяч сверху вниз так, чтобы он отскакивал до уровня пояса (рис. 1, а). То же, но упражнение выполняется на ходу или бегом (рис. 1,6).

2. Двое занимающихся становятся на расстоянии 3—5 шагов друг от друга и одновременно бросают каждый свой мяч в землю (рис. 2). Ловить надо мяч партнера. Чтобы бросать одновременно, один из участников дает команду.

3. Занимающиеся стоят лицом к стене — первый за 3 шага от нее, второй за 4 (рис. 3). Первый бросает мяч вперед-вверх в стену. Второй ловит мяч. Играющие быстро меняются местами. Теперь второй занимающийся бросает мяч в стену, а первый ловит.

4. Участники располагаются на расстоянии 8 шагов друг против друга и поочередно бросают мяч друг другу в руки (рис. 4). Упражнение выполняется в следующих вариантах: 1) бросать правой, ловить двумя руками, 2) бросать правой, ловить правой, 3) бросать правой ловить левой, 4) бросать левой, ловить левой.

5. В качестве командных игр с теннисным мячом используются упрощенный футбол на теннисном корте, ручной мяч по упрощенным правилам, баскетбол, русская лапта и т. п.

Все эти игры, отличающиеся большой подвижностью, являются и хорошими общеразвивающими упражнениями. Регулярное проведение игр в начальной стадии обучения будет одним из средств сплочения детей и создания крепкого коллектива.

Преподаватель должен позаботиться о подготовке детского актива, организаторов, которые могут и без преподавателя проводить новые игры. Обычно считают, что существует одно исходное положение теннисиста, пригодное для выполнения всех ударов. Опыт же нашего тренерского коллектива показал, что целесообразно обучать детей младшего возраста различным исходным положениям для ударов справа, слева, с лёта и подачи.

1. Исходное положение для обучения удару справа. Туловище повернуто левым боком вперед и слегка наклонено вперед. Ноги расставлены на ширину плеч и немного согнуты в коленях. Правая рука держит ракетку хваткой для удара справа, левая поддерживает за шейку. Обе руки слегка согнуты в локтевых суставах.

2. Исходное положение для обучения удару слева. Туловище повернуто правым боком вперед и слегка наклонено. Ноги, расставлены на ширину плеч и немного согнуты в коленях. Правая рука держит ракетку хваткой для удара слева, левая поддерживает за шейку. Обе руки слегка согнуты в локтевых суставах и находятся сбоку от туловища.

3. Исходное положение для обучения подаче. Туловище повернуто левым боком к сетке. Левая нога находится на расстоянии ширины ступни от задней линии площадки. Ноги расставлены на ширину плеч. Рука с ракеткой слегка согнута впереди туловища, головка ракетки указывает на направление подачи.

4. Исходное положение для обучения ударам с лёта (справа и слева). Занимающийся расположен лицом к сетке, туловище слегка наклонено вперед, вес тела на передней части ступней, ноги расставлены на ширину плеч и немного согнуты в коленях. Занимающийся держит ракетку двумя руками перед собой.

Изучение каждого из этих четырех исходных положений в начале обучения является самостоятельным упражнением, которое нужно основательно усвоить по команде «Исходное положение для удара справа принять!» или «Исходное положение для подачи принять!» и т. д. Занимающиеся должны правильно их выполнять. В дальнейшем это сбережет много времени, так как процесс обучения технике значительно упростится.

Обучение движениям ударов справа и слева (имитация)

Группа занимающихся строится в две шеренги в шахматном порядке лицом к преподавателю, который объясняет удар справа и демонстрирует его. Затем он дает команду: «Исходное положение для удара справа принять!», после чего проверяет правильность исходной позиции и дает новую команду: «Замах для удара справа начинай!» Обойдя строй и проверив правильность хватки, расположение головки ракетки по высоте, степень отведения ракетки назад, положение туловища, плеч, рук, ног и т. д. и исправив все ошибки занимающихся, преподаватель подает уже команду «Удар!» Занимающиеся имитируют удар по мячу, резким движением выносят вперед ракетку и плечо, поворачивают туловище налево, а правой ногой делают полшага в направлении удара. Выполнив удар, занимающиеся подхватывают ракетку за шейку левой рукой .

 Имитационные движения: а — удары справа; б — удары слева

Упражнение повторяется несколько раз, после чего преподаватель сливает воедино замах и удар, ведя счет во время исполнения, чтобы дать ритм упражнения: «Замах — раз, два; удар — три».

Добившись слитного движения, преподаватель переходит к объяснению удара слева. Подается команда: «Исходное положение для удара слева принять!» После команды «Замах для удара слева начинай!» преподаватель обходит строй, проверяет положение ракетки, туловища и т. п., и лишь затем следует команда «Удар!» Занимающиеся имитируют удар, выносят ракетку вперед и подхватывают в левую руку за шейку, а левой ногой делают полшага вперед в направлении удара. Во время замаха слева, чтобы добиться правильного поворота плеч, можно рекомендовать занимающимся смотреть через правое плечо вперед. Путем ряда повторений нужно добиться слитности замаха и удара и, что самое главное, чтобы правильная схема замаха и удара дошла до каждого занимающегося и чтобы они сами попытались оценить ошибки своих товарищей.

            Работая над отдельными элементами движения, и тренер, и занимающиеся должны все время помнить, что эти элементы являются лишь частью целого, а целое — это определенный технический прием, т. е. тот или иной удар по мячу. Если забыть об этой главной задаче, то легко можно научиться выполнять именно отдельные элементы движения как самоцель. При этом все будет формально как будто правильно — и замах, и проводка ракетки, а движение в целом не получится. Чтобы избежать этого, нужно добиваться сознательного подхода к изучению движения. «Метод» муштровки, натаскивание на выполнение отдельных элементов только повредят делу.

            Когда шлифовка движения ударов справа и слева будет окончена, тренер должен рассказать, что удар по мячу приходится производить в различных точках: на уровне пояса, выше и ниже его. Затем тренер показывает эти движения, и занимающиеся должны их изучить. При этом команды будут такие: 1. «Исходное положение для удара слева принять»; 2. «Удар слева начинай. Раз два — замах, три — удар»; 3. «Удар слева в низкой точке начинай. Раз, два — замах, три — удар»; 4. «Удар слева в высокой точки начинай. Раз, два — замах, три — удар» и т. д. Подобные команды подаются и для удара справа.

Обучение движениям ударов с лёта (имитация)

В отличие от ударов справа и слева по отскочившему мячу ударам с лёта можно обучать с самого начала в движении.Тренер показывает, как из исходного положения для ударов с лёта выполняется имитированное движение. Необходимо заострить внимание детей на работе кисти и предплечья, на коротких замахах ракеткой.

Группа делится на две равные части. Занимающиеся строятся лицом друг к другу на расстоянии 8—10 шагов. Подается команда «Исходное положение для ударов с лёта принять», и занимающиеся, продвигаясь вперед, имитируют удары с лёта справа и слева. Обе подгруппы, на ходу выполняя движение, как бы «фехтуют». Дойдя до середины корта, занимающиеся возвращаются назад и принимают исходное положение.     Имитационное упражнение при обучении удару с лёта

Тренер должен следить за тем, чтобы при выполнении ударов головки ракеток у занимающихся были перпендикулярны земле, а кисти и предплечья легко и свободно имитировали удар впереди туловища. Ноги необходимо слегка согнуть. Плечи все время поворачиваются: для удара справа — левое вперед, для удара слева—правое вперед.

Первоначальное обучение движению подачи

          В подготовительной группе начальное обучение движению подачи — очень сложное дело. Попытки выполнения целостного движения обычно оказываются неудачными. Если, выполняя предыдущие движения ударов справа и слева, дети могли сами глазами проследить за движением ракетки, то во время изучения подачи этого сделать нельзя, так как все сложное петлеобразное движение подачи производится сзади, за спиной. Трудность изучений подачи усугубляется и тем, что ученик должен, кроме сложного движения ракетки, согласованно ему подбросить рукой мяч. Согласованность движения рук, туловища, плеч, ног и является основным в первых занятиях по изучению движения подачи. На обучение подаче тренер должен тратить не менее 30—35 процентов всего времени обучения элементам техники тенниса.

          На качестве техники подачи сказывается еще и то, что трудно в 8—9 лет закрепить полностью хороший навык и добиться автоматизма движений. Дети рано стремятся играть со счетом и при этом начинают подавать кое-как, не обращая внимания на технику движения, и тем самым ломают еще не закрепленный навык движения и приучают себя к подаче с крупными недостатками, с которыми затем борются годами. Поэтому лучше рекомендовать детям, не освоившим подачу, подавать снизу ударом справа, если техника выполнения ударов позволяет уже играть со счетом.

C:\Users\PC\Desktop\презинтация\ракетки\дети.jpeg
Прежде чем приступить к изучению имитации движения подачи, тренер повторяет с учениками исходное положение для подачи. Он строит группу в шахматном порядке так, чтобы при изучении движения занимающиеся не задевали друг друга ракеткой. После этого тренер сам становится вполоборота к группе и, приняв исходное положение, демонстрирует движение подачи в быстром, а затем в медленном. темпе, после чего расчленяет движение на фазы. При объяснении заостряется внимание на «работе» рук.
C:\Users\PC\Desktop\презинтация\6.png

        С самого начала изучения подачи нужно уметь свободно, без напряжения сделать правой рукой замах назад-вверх, одновременно с этим левая рука начинает движение вверх. Практика показала, что если отдельно разучивать замах правой рукой без одновременного подключения к нему движения левой руки, то потом значительно усложняется освоение целостного движения. Ноги при замахе немного сгибаются, туловище слегка повертывается направо и прогибается в пояснице, таз подается вперед. Занимающийся должен сохранять равновесие тела и не «вываливать» преждевременно туловище вперед.

              Вторая фаза. Следующая часть расчлененного движения подачи — петля, описываемая ракеткой за спиной. Ракетка должна описать ненапряженным движением небольшую петлю, при этом туловище нужно слегка прогнуть в пояснице. Головка ракетки всегда почти параллельна спине. Игрок держит ракетку твердо, но без излишнего напряжения. Сделав так называемую петлю за спиной, ракетка выносится резко вверх совершенно вытянутой рукой. Выполняя окончание петли, к моменту удара по мячу надо быстро выпрямить обе ноги. Быстрое пружинистое выпрямление ног сопровождается активным поворотом туловища. Все это необходимо освоить именно в данной фазе, так как, если этого не сделать своевременно, потом будет трудно после подачи двигаться к сетке.

            Третья фаза  — окончание движения ракетки вперед-вниз как бы после удара по мячу. Вес тела перемещается с шагом вперед правой ногой. Нужно предостеречь от распространенной ошибки — приседать в момент удара или после него.  Затем все три фазы расчлененного движения подачи необходимо слить воедино, в одно плавное целостное движение, причем, выполняя его, надо обращать внимание на то, чтобы при первой фазе замаха левое плечо было выше правого.

  Подачу теннисиста можно сравнить с более простым движением — заколачиванием гвоздя в стену, где гвоздь выполняет роль мяча, а молоток — ракетки. Поэтому мы применяем такое упражнение. Занимающийся устанавливает гвоздь на высоте вытянутой левой руки, правую руку он поднимает и, слегка согнув в локтевом суставе, ударяет ею по гвоздю.

 Упражнение при обучении подаче — «забивание гвоздя» Освоению движения подачи мешает плохо развитая подвижность в плечевом и локтевом суставах, отсутствие достаточно развитой кисти. Для устранения этих недостатков необходимо во время первых занятий давать вспомогательные упражнения с ракеткой и мячом для развития плечевого и локтевого суставов и кисти. Большую пользу приносит бросание теннисного мяча с задней линии в поле подачи движением, напоминающим технику подачи. Особенно это необходимо применять в группах девочек, которые очень плохо метают мячи. В качестве общих замечаний для всех имитационных упражнений можно сказать следующее. В процессе овладения техникой необязательно переходить от медленного выполнения упражнения к быстрому. Опыт говорит, что за некоторыми исключениями следует с самого начала изучения упражнения стараться выполнять его в том самом темпе, в котором оно должно проходить в окончательном виде. Едва ли возможно достичь удовлетворительного результата при изучении элементов движений, «ели не повторять на каждом занятии имитационных упражнений. Но нельзя забывать и того, что слишком долгое повторение имитационных упражнений без мяча не представляет для детей младшего возраста интереса, и они быстро им наскучивают. Обучение «работе» ног теннисиста в паузах между ударами и при подходе к мячу.                                                У новичка игра в теннис начинается с того момента, когда он овладевает «работой» ног. Без правильного мягкого, «кошачьего» передвижения по площадке хорошей, ритмичной игры не получится. Практика работы с детьми младшего возраста показала, что если с ними разучено мягкое движение приставными шагами поперек площадки, а также они научатся передвигаться мелкими, танцующими шажками вперед и назад, то это намного облегчает обучение их ударам по мячу, так как у них получается естественный подход к мячу во время игры.

          Мы назвали это передвижение по площадке «танец теннисиста». Сначала тренер демонстрирует передвижение приставными шагами поперек корта, а затем вдоль него, находясь боком к сетке. Полезно показать занимающимся игру сильных теннисистов, чтобы детям была понятнее цель этих мягких приставных шагов, которые теннисист делает в паузах между ударами. Движения «танца теннисиста» так же необходимы, как соединительные шаги в фигурном катании, которые связывают все фигуры воедино. Так и «танец» связывает переход теннисиста от удара к удару. При выполнении упражнения группа строится в затылок с интервалом в два шага, лицом к сетке по средней линии корта. По команде тренера занимающиеся начинают движение приставными шагами вбок, сначала к одному из коридоров, затем к другому. Чтобы усложнить упражнение, команды можно давать неожиданно, на полпути движения занимающихся. Разучивать «танец теннисиста» вначале желательно под музыкальное сопровождение в постоянном ритме, изменяя затем его. Так же занимающиеся учатся передвигаться в положении боком к сетке — сначала левым боком, затем правым, вперед и назад. Упражнения «танца теннисиста» можно включать в первую часть урока в виде разминочных упражнений. В подготовительной группе они должны повторяться очень часто, буквально на каждом занятии.

Упражнение «встречный мяч» — основа быстрого усвоения правильной техники ударов по отскочившему мячу и с лёта. Обычно после имитационных упражнений тренеры используют последующие упражнения в таком порядке: обучение ударам у оградительной сетки перед фоном по мячу, подброшенному самим занимающимся; обучение ударам у тренировочной стенки; обучение ударам в упражнениях на площадке. Такая последовательность существует долгие годы, однако при работе с 8— 9-летними детьми было обнаружено, что этот метод не годится по следующим соображениям. Занимающийся, подбрасывая себе мяч под удар, коренным образом ломает заученное имитационное движение удара справа или слева и даже с лёта. При этом головка ракетки опускается вниз из-за того, что ученик не успевает сделать замах, правая нога выставляется до .удара вперед при ударе справа и левая при ударе слева и удар производится в низкой точке, когда игрок стоит не боком, а лицом к оградительной сетке. Особенно это бросается в глаза на занятиях девочек подготовительной группы. Опыт массового обучения детей 8—9 лет показал, что применение ударов о фон значительно удлиняет процесс освоения ударов, так как все время приходится подправлять технику движения.

          Поэтому нами было применено так называемое упражнение «встречный мяч». Группа занимающихся располагается парами поперек корта с интервалами между парами до 4—5 шагов, на расстоянии 8—10 шагов друг против друга. Одним занимающимся выдаются ракетки, другим — мячи. Упражнение заключается в том, что занимающиеся, у которых в руках мячи, подбрасывают движением руки снизу вперед мяч под удар справа своим партнерам. После показа и объяснения упражнения тренером занимающиеся принимают исходное положение и начинают изучать этот удар по отскочившему от земли мячу. Занимающиеся, у которых в руках ракетки, делая замах, стараются слабо ударить по мячу, чтобы его мог поймать партнер, который подбрасывает мяч. Так как подброс мяча не бывает точным, необходимо, чтобы в паузах между ударами занимающиеся приставными шажками подходили к мячу либо вперед, либо назад, либо немного в сторону.

           Наличие встречно летящего мяча очень часто сразу же делает новичка неловким, связанным, напряженным, но под внимательным контролем тренера и своего сознания у ученика, уже составившего ранее представление о структуре целостного движения удара справа, при многократном повторении этого упражнения число недостатков сокращается. Так осваивается первый удар справа по отскочившему мячу. Через каждые 20—25 ударов партнеры меняются, местами: теперь те, которые выполняли удар, подбрасывают мяч. Поупражнявшись в ударах справа по отскочившему мячу, группа таким же образом начинает изучение удара слева , причем детям, которым трудно производить удар одной рукой, мы разрешаем бить слева двумя руками

 Упражнение «встречный мяч»:

а — удар справа; б — удар слева: в — удар с лёта

            Упражнение начинается после показа и объяснения тренера из исходного положения для удара слева. Особое внимание обращается на то, чтобы ученики "хорошо поворачивали плечи, так как до удара занимающиеся очень часто стоят грудью к мячу, а не боком. Так же занимающиеся обучаются и ударам с лета как слева, так и справа. Тренер расставляет группу парами, как и при обучении ударам по отскочившему мячу, только расстояние между партнерами несколько уменьшается. Ученики, выполняющие удары с лёта, принимают исходное положение, а их партнеры легкими полусвечками набрасывают мяч сначала под удар слева, который, кстати, получается у начинающих лучше, а затем под удар справа.

  Усложняя это упражнение, можно накидывать мяч поочередно. Главное в упражнении — правильная хватка, движения предплечья и кисти и поворот плеч. Занимающийся между ударами должен переминаться с ноги на ногу, движения ног похожи на движения ног боксера.  Упражнение «встречный мяч» значительно ускоряет обучение, так как хорошо соответствует игровым положениям, с которыми занимающиеся сталкиваются на площадке.

            Пока техника движений ударов по встречному мячу не будет достаточно прочной, нельзя переходить к упражнениям у тренировочной стенки. Упражнения у тренировочной стенки мы рассматриваем только как совершенствование ударов, разученных ранее в упражнениях «встречный мяч». Опыт показал, что, если допускать занимающихся к тренировочной стенке, не научив их правильному передвижению по площадке и первоначальным элементам техники ударов по мячу, упражнения у стенки сказываются отрицательно. Объяснение этому простое: от стенки мяч отражается очень быстро, такой ритм еще не доступен новичку в начальной стадии обучения, и он вынужден коверкать с таким трудом освоенные правильные движения. Часто тренер удивляется: хорошо как будто выполнял ученик все движения, а сейчас нет ничего похожего. Это результат раннего допуска к тренировочной стенке. Позднее мы опишем, как нужно начинать упражнения у тренировочной стенки.  При выполнении упражнения «встречный мяч» нужно подбрасывающего ставить у оградительного фона, а производящего удар — на площадке. Это экономит время, которое обычно уходит на собирание мячей. В некоторых случаях, когда удар по встречному мячу осваивается с трудом, целесообразно пользоваться подвесным мячом на так называемой «удочке».

             Для ускорения обучения можно применить и специальное, разработанное автором книги приспособление «желобок». Желобок, изготовленный из жести, крепится на спинке судейской вышки. Один из занимающихся с корзиной мячей забирается на судейскую вышку и в определенном ритме по указанию тренера скатывает по желобку мячи. Мяч, получив поступательное движение, выкатывается из желобка, летит навстречу новичку под изучаемый удар, падая в одно и то же место с доступной скоростью полета. Тренировочное приспособление «желобок» Целесообразно в комплекте с желобком иметь обруч для художественной гимнастики, затянутый старой теннисной сеткой, как детский сачок. Обруч — хорошая мишень, приучающая к ударам с определенным направлением и облегчающая собирание мячей.

            Мячи можно держать в канцелярских проволочных корзинах для бумаги. Они легки и удобны для мячей, в каждой корзине помещается 40—50 штук. Вышку с желобком можно устанавливать в любом месте корта: у задней линии, у линии подачи и между кортами. Вышка с желобком может быть использована не только как средство начального становления ударов, но и для совершенствования движений. Так, например, изучение крученых и резаных ударов очень облегчается, если установить вышку с желобком вблизи задней линии. Выполняя крученые и резаные удары, занимающийся видит результат крутки или срезки по полету мяча через весь корт.

              Обучение подаче с мячом

        Первое упражнение — это тренировка точного подброса мяча левой рукой до нужной высоты для удара. Тренер расставляет группу вдоль оградительной сетки (фона) в исходном положении для подачи лицом к площадке и демонстрирует первую фазу подачи — подброс мяча левой рукой и одновременное отведение правой руки с ракеткой на замах назад-вверх. Тренер должен указать, на какую высоту следует подбросить мяч при подаче, и отметить кружком на земле место, куда должен упасть мяч после подброса, если по нему не ударять ракеткой. Место это находится впереди носка левой ноги на расстоянии ступни. Для контроля и ориентировки в высоте подброса мяча полезно натянуть на соответствующей высоте веревку, прикрепив ее к ограждениям площадки.

           Особое внимание следует акцентировать на том, чтобы левая рука и плечо поднялись насколько можно выше, а правое плечо и локоть составили прямую линию с левым плечом и чтобы во время подброса мяча пальцы кисти левой руки являлись как бы направляющими при выбрасывании мяча. Если это условие не соблюдено, то мяч часто цепляется за пальцы и летит не вверх, а в сторону. Правильное положение пальцев, подбрасывающих мяч при подаче.  Обычно требуется много труда, чтобы освоить первое упражнение. Основная причина этого неразвитость и плохая чувствительность левой руки. Чтобы добиться автоматизации в подбросе   мяча, нужно задавать это упражнение на дом и часто контролировать точность подброса мяча левой рукой, пользуясь ограничителем высоты подброса и отметкой на площадке места, куда мяч должен, упасть. После этого упражнения тренер дает команду «Кругом!», и все ученики становятся в исходное положение для подачи, но уже лицом к оградительной сетке на расстоянии от нее не более 5 шагов.

              Из исходного положения занимающиеся всей группой несколько раз повторяют слитное полное имитационное движение подачи без удара по мячу. Затем подбрасывают мяч и стараются в верхней точке произвести удар по мячу. Если движение, изученное раньше, не очень исказилось, можно уменьшить количество имитационных повторений и увеличить количество ударов по мячу. Тем же, у которых это движение получается плохо, нужно вернуться к повторению имитационного упражнения, может быть даже к начальным его фазам.  Можно также упростить движение подачи, производя его без петли из исходного положения — опустив головку ракетки за спину. Лучше плохо ударить по мячу или даже промахнуться, чем перед ударом присесть или пробить по мячу согнутой рукой. Закончив удар, занимающиеся должны сделать шаг правой ногой и подхватить ракетку за шейку левой рукой, а затем принять исходное положение для повторной подачи. После закрепления движения подачи с мячом можно разрешить занимающимся упражняться у тренировочной стенки у фона. При этом тренер должен каждый раз называть фамилии тех учеников, которым он это разрешает.

Упражнения у тренировочной стенки

         В первом упражнении у тренировочной стенки лучше, если занимающийся не сам подбрасывает себе мяч для выполнения того или иного удара, а партнер или тренер рукой бросает мяч в стенку и после отскока занимающийся производит удар. Затем целесообразно выполнять упражнение «ловить правой». Это упражнение преследует две цели: во-первых, научить производить удар по мячу, подброшенному самим занимающимся; во-вторых, научить после удара поддерживать ракетку левой рукой за шейку. Обычно начинающий после удара держит ракетку только в одной правой руке, в результате рука всегда напряжена, и мышцы ее не получают того расслабления и отдыха в паузах между ударами, которые получаются, если занимающийся поддерживает ракетку после удара за шейку левой рукой.

Как же выполняется упражнение «ловить правой» у тренировочной стенки? Занимающийся из исходного положения для удара справа подбрасывает мяч левой рукой не выше головы вперед-вправо от себя и одновременно отводит правую руку с ракеткой на замах. После отскока он быстро выносит ракетку вперед и несильным ударом по мячу бьет в стенку примерно на уровне пояса. Выполнив удар, ученик перекладывает ракетку в левую руку, а правой ловит мяч, отскочивший от земли после удара о стенку.

        Постепенно упражнение нужно усложнять. Сначала после первого удара о стенку мяч ловят правой рукой, затем выполняют подряд два удара и т. д. (до 10 раз). При выполнении нескольких ударов необходимо после каждого из них дотрагиваться левой рукой до шейки ракетки. Тренер должен следить, чтобы занимающийся не стоял неподвижно после удара, а, переложив ракетку в левую руку, правильно подходил к отскочившему от стенки мячу и ловил его всегда правой рукой примерно на уровне пояса. При этом туловище должно быть повернуто боком к стенке.

          После того, когда занимающиеся научатся без ошибок бить в тренировочную стенку до 10 раз подряд, поддерживая всегда ракетку между ударами левой рукой, можно разрешить им перейти на тренировку с попеременными ударами справа и слева.

            В первый год занятий с подготовительной группой тренировочная стенка, помимо тренировки ударов справа и слева по отскочившему мячу, может быть использована и для тренировки ударов с лёта в упрощенных условиях. Легкими ударами, напоминающими небольшие полусвечки, занимающиеся тренируют удары с лёта сначала только справа с малым замахом, но обязательно ударяя впереди себя, затем слева. К концу учебного года занимающиеся выполняют поочередные удары справа и слева с лёта.

Кроме ударов по отскочившему мячу и с лёта, занимающиеся могут тренировать у тренировочной стенки и подачу, но при этом они должны находиться от тренировочной стенки на расстоянии не менее чем 12 м. Необходимо попасть в тренировочную стенку выше уровня сетки. Занимающихся, хорошо овладевших всеми ударами, в конце учебного года можно допустить к игре у тренировочной стенки парами одним мячом. Поочередное выполнение ударов двумя учениками хорошо подготавливает к игре на площадке.

Первоначальные упражнения у тренировочной стенки:

а — удары после подброса мяча партнером и отскока мяча от земли; б — «ловить правой»; в — удары с лёта полусвечками; г — подача; д — игра вдвоем одним мячом

Первоначальное обучение на площадке с игрой через сетку. Этот этап обучения в подготовительной группе можно назвать заключительным, требующим большого внимания как тренера, так и занимающихся. Самый ответственный момент обучения — это первый выход новичка на площадку.  Первая игра через сетку с тренером приводит к настолько сильному эмоциональному подъему юного теннисиста, что он «заболевает» теннисом и впоследствии вспоминает этот день как крупное спортивное достижение. Большую роль здесь играет то, как тренер сумеет приучить занимающихся к ударам по мячу на площадке.  Занимающиеся подготовительной группы по 2—4 человека ,прикрепляются к опытному игроку старшей группы, хорошо владеющему силой и точностью ударов. Задача его— достаточно точно подкидывать мячи новичку. Эта инструкторская деятельность старших проходит под лозунгом «Научился сам — научи новичка!» Если по какой-либо причине этого сделать нельзя, тренер должен сам выйти на площадку и подкидывать мячи занимающимся. Можно приглашать на тренировки и взрослых теннисистов. К сожалению, нередко приходится наблюдать, как некоторые тренеры просто выпускают новичков на корт, предоставляя им возможность играть друг против друга, и, по сути дела, лишь «пасут» новичков, расхаживая по корту и делая указания. Это порочный метод, и от него нужно отказаться. Занимающиеся, впервые выйдя на корт, очень волнуются, что отрицательно сказывается на их игре. Поэтому первое упражнение на площадке должно быть простым, чтобы занимающиеся почувствовали, что игра у них «получается». В нашей школе в качестве первого упражнения мы используем подбрасывание мяча полусвечками ударами справа друг на друга. На одной стороне площадки находится тренер или опытный игрок, на другой — занимающийся, стоящий за линией подачи. Тренер сначала дает задание игроку повторить «танец теннисиста», затем имитационные движения удара справа. После этого тренер начинает подбрасывать мяч занимающемуся полусвечками под удар справа. Занимающийся старается правильно произвести замах и несильным ударом в том же ритме вернуть мяч.

Первоначальное обучение на площадке: полусвечки на коротком расстоянии справа и слева. Чтобы добиться «плотности» тренировки, можно одного или двух занимающихся ставить на сбор мячей в коробку — корзину, стоящую около тренера (обычно тренер располагает в этом упражнении 10—20 мячами). Тренер должен следить за ошибками ученика и давать задания на их исправление в последующем ударе. Особое внимание обращается на своевременность замаха и удара и правильность «работы» ног. Ученик должен также прочувствовать ритм удара. Однако мелкие ошибки фиксировать не следует, так как это мешает занимающемуся сосредоточиться на главном. Все мелкие недостатки техники отмечаются после исправления главных ошибок. Не надо делать и поспешных выводов по итогам первых занятий о способностях того или иного ученика. Первые занятия в этом плане еще ничего не значат. Во втором упражнении занимающиеся обучаются удару слева по отскочившему мячу, также посылаемому полусвечками. Третье упражнение посвящено обучению удару с лёта в упрощенных условиях. Тренер несильным ударом посылает мяч примерно выше сетки от 0,5 до 1 м, а занимающийся, стоя от сетки на расстоянии двух шагов, старается отбить мяч коротким движением через сетку справа или слева. Очень важно, чтобы занимающийся между ударами все время находился в движении.

Следующий этап — постепенное снижение полусвечки и обучение занимающихся умению поочередно отбивать мячи, направленные под удар справа и слева. Когда занимающиеся будут выполнять это упражнение с удобно подброшенного мяча более 8—12 раз-подряд, можно считать, что первую задачу становления техники по отскочившему мячу тренер выполнил. После этого можно уже подбирать занимающихся в пары. Хорошими парами считаются такие, которым удается двусторонняя перекидка полусвечками друг на друга в пределах полей подач. Нужно добиваться, чтобы каждая пара могла удержать мяч в игре без ошибок несильными ударами 10—20 раз.

На каждом занятий, Независимо от того, получается у партнеров двусторонняя перекидка или нет, тренер должен предварительно покидать мяч каждому занимающемуся хотя бы 4—5 мин., как бы настраивая учеников. Такая практика намного убыстряет обучение ударам. Кстати, подбрасывать мяч полусвечками в пределах линии подачи не такое уж простое дело, и здесь от тренера требуется высокое чувство мяча. Нам приходилось наблюдать, когда хорошие в прошлом игроки без специальной тренировки этого выполнить не могли и игры с новичками у них не получалось.

C:\Users\PC\Desktop\фото на корте\S2770161.JPG

        Следующая ступень — постепенное удаление занимающегося от места у линии подачи к задней линии площадки и соответственно переход от слабых ударов полусвечками к более сильным ударам, с задней линии на всю длину площадки. Свободная перекидка мяча друг на друга

а — на коротком расстоянии; б — с задней линии

           Опять-таки тренер или специальный подкидчик  должен настроить юного теннисиста на такую игру, и лишь затем можно переводить занимающихся на самостоятельную перекидку мяча друг на друга ударами средней силы через сетку на полную длину площадки. Нельзя допускать, чтобы переброска мячей ударами с задней линии достигалась за счет ухудшения техники.  Если все же это происходит, необходимо срочно вернуть занимающихся к игре на коротком расстоянии полусвечками. И лишь когда элементы правильной техники будут прочно закреплены, можно вновь переходить к описываемому упражнению. Параллельно с обучением ударам по отскочившему мячу справа и слева идет обучение ударам с лёта и подаче. Все занятия по технике в этот период делятся на три равные части: на обучение подаче, на игру с лёта и на удары по отскочившему мячу.

           Удары с лёта в первый период обучения вовсе не обязательно производить через сетку. Можно расположить группу поперек площадки, поставить занимающихся парами на расстоянии 6—8 шагов и дать им задание несильными ударами удерживать мяч в игре. Тренер уделяет 2—3 мин. на каждую пару и подкидывает мяч занимающимся легкими ударами, настраивая их на это упражнение. Когда переброска мяча без ошибки доходит до 4— 8 раз, можно считать, что занимающиеся уже кое-чему научились. В процессе совершенствования траектория полета мяча постепенно делается более пологой, и игра друг на друга увеличивается по темпу и скорости.

            Исключительно важным элементом обучения является разучивание подачи. Тренер делит группу на две части — одна часть располагается с одной стороны площадки вдоль задней линии, другая с другой — лицом к сетке. Повторяется пройденный материал: исходное положение для подачи, имитационное движение — первая фаза с подбросом мяча. После некоторой шлифовки этих упражнений обе подгруппы поворачиваются кругом лицом к оградительным сеткам и начинают производить удары по мячу.

            Тренер следит за движениями ракетки, положением туловища, ног и т. п. Если у кого-либо движения подачи получаются неправильно, необходимо повторить имитационное упражнение. Особенно плохо обычно получается подброс мяча. Недостаток же в подбросе мяча влечет за собой и многие другие ошибки.

          Обучение подаче — тяжелое физическое упражнение. Поэтому тренер должен все время наблюдать за тем, чтобы занимающиеся не устали. Этот момент ни в коем случае нельзя упускать, ибо он отрицательно скажется на дисциплине труппы и внимании занимающихся. Обычно ухудшается качество координации движений, появляется вялость, одышка, лицо краснеет или бледнеет. По этим признакам тренер и должен определить, нужно ли прервать выполнение упражнения или же заменить его другим, более легким. Это, кстати, нужно учитывать и при обучении другим элементам техники. После тренировки подачи о фон нужно повернуть обе группы лицом к сетке и по очереди дать каждому произвести по 5—6 подач в поле подачи. Постепенно занимающиеся начинают попадать в поле подачи, но точность попадания не должна достигаться за счет упрощения элементов техники движения. В начальной стадии обучения не нужно требовать сильных подач. Некоторые игроки, стараясь пробить подачу сильно, но не владея еще достаточной техникой, добиваются этого за счет резкого сгибания верхней части тела, а это явится в дальнейшем тормозом для выполнения подачи с выходом к сетке.С каждым занятием количество подач в оградительную сетку уменьшается и увеличивается их количество в поле подачи. Для облегчения освоения подачи можно группу ставить внутри корта, ближе к линии подачи, а не на задней линии. Попадание в поле подачи в этой стадии обучения не имеет никакого значения. Самое основное — это элементы техники. Особенно плохо подачи получаются обычно у девочек. В занятиях с ними можно использовать вспомогательное упражнение в метании теннисного мяча через сетку рукой движением, напоминающим подачу.

Теперь подведем некоторый итог нашим занятиям. Мы научили своих учеников перебрасывать мяч друг на друга вблизи сетки и с задней линии площадки. Они умеют уже держать мяч в игре до 4—10 раз ударами по отскочившему от земли мячу и ударами слёта. Упорно овладевают они и сложной техникой подачи. Научились занимающиеся и тренировать эти удары у тренировочной стенки.

Но для того, чтобы закончить программу первого этапа обучения подготовительной группы по технике, необходимо еще дать занимающимся представление об остальных ударах тенниса: ударе с полулёта, укороченном ударе (их демонстрирует тренер в игре), свече и ударе над головой (которые можно даже опробовать с учениками на площадке).

Так как при обучении ударам по отскочившему мячу занимающиеся уже выполняли удары полусвечками, правда с невысокой траекторией полета мяча, то свечи, как правило, даются занимающимся без особого труда. Но удар над головой требует более длительного разучивания. Во-первых, при этом ударе движение ракетки отличается от движения при подаче. Ракетка при выполнении удара над головой сразу же заносится за голову, занимающийся поворачивает плечи и производит удар в верхней точке. На первом этапе обучения этот удар следует разучивать только „по отскочившему от земли (после свечки) мячу в самых упрощенных условиях. Для непосредственного выполнения его с лёта (уже на втором этапе обучения) необходимо освоить специальную «работу» ног, без которой невозможно хорошо выполнить удар над головой.

                               Список литературы

Жур В.П. Техническая, тактическая и физическая подготовка теннисистов: методические рекомендации / В.П. Жур. – Мн.: БГОИФК, 1991.

Жур, В.П. Теннис: метод. пособие / В.П. Жур. – Мн., 1997.

Иванова Т. С. Путь к мастерству. Организационные и методические основы подготовки юных теннисистов / Т.С. Иванова. – М.: «ИНСОФТ», 1993.

Кондратьева, Г.А., Шокин, А.И. Теннис в спортивных школах / Г.А. Кондратьева, А.И. Шокин. – М.: «Физкультура и спорт», 1975.

Кулишова М.В. Теннис: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – Мн.: НИИФКиС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Методика развития ловкости в баскетболе.

Ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения. Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность и время выполнения....

План-конспект занятия. Представления собственного инновационного педагогического опыта. План учебно-тренировочного занятия

laquo;Технико-тактические действия в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой» ГО «город Якутск» Тарасовой Надежды Михайловны

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития обр...

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Анимационная деятельность как средство мотивации занятий большим теннисом в спортивно-оздоровительных группах в условиях общеобразовательной школы

Теннис – олимпийский вид спорта, которым занимается множество людей разного возраста не только с целью высших спортивных достижений, но и с оздоровительной целью. Не каждый способен стать чемпио...