Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету физическая культура 6 класс
рабочая программа по физкультуре (6 класс)

Кузнецова Наталья Валерьевна

Рабочая программа для детей  с НИ по учебному предмету физическая культура 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_nadom._fiz-ra.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

        

Пояснительная записка по учебному предмету «Физическая культура» 6 класса 1 вариант УП

 (Обучение на дому)

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 6 класса разработана для надомного обучения с ребенком с легкой степенью умственной отсталости, программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 №273 ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с уметенной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Министерства образования   и науки РФ. - М. Просвещение, 2017;

- Учебный план ОО.

При разработке рабочей программы были использованы программно - методические материалы:

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 1, под редакцией В. В. Воронковой. 2011;

2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией   И. М. Бгажноковой, 2013.

3. Уроки физической культуры. Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  В. М Мозговой,  Министерство Просвещение,  2009.

Физическая культура является составной частью системы работы с умственно отсталыми обучающимися.  Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым обучением.

Актуальность заключается в том, что физическая культура способствует социальной интеграции в общество.

Цель программы: Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач, направленных на:

  • укрепление здоровья и закаливание организма;
  •  физическое развитие обучающегося;
  • усвоение теоретических сведений и речевого материала, используемого учителем на уроках физкультуры, приобретение знаний в области гигиены;
  • развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, а также физических качеств, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость, развитие чувства темна и ритма, координации движений;
  • коррекцию нарушений общего физического развития психомоторики;
  •  воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
  • воспитание устойчивых морально волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности.

Программа предусматривает проведение нетрадиционных уроков, на которых используются такие формы работы как

  - индивидуальная работа

При проведении уроков физической культуры предполагается использование следующих методов:

  • метод организации и осуществления учебно- познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
  • метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

метод контроля и самоконтроля

- Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки

 - Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков

-Содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности

-Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

3.Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура» и является обязательной частью

учебного плана

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 17 часов

 в год, 0.5 часа в неделю (34 учебных недель).

Количество часов по четвертям

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

    Все за год

4. Планируемые результаты освоения программы

- иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;

- знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

- выполнять несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

- представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

- ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

        В программе по физической культуре обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.        

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по физической культуре в 5 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень:

- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

- знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

- представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:

- практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;

- самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

- владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

- выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;

- подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.

- совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;

- оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;

- знание спортивных традиций своего народа и других народов;

- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;

- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;

- соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Система оценивания учащихся

Уровни

Критерии

Параметры оценки

Система оценки

ПВ

Правильное выполнение упражнений

(отлично)

МО

Мелкие ошибки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относится неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ при приземлении»

(хорошо)

ЗО

Значительные ошибки

К значительным ошибкам относятся, те ошибки, которые не вызывают особого искажения структуры движения, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

- старт не из требуемого положения;

- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину и высоту;

- броски мяча, метание, ходьба с заданием с наличием дополнительных движений;

- несинхронность выполнения упражнения

(удовлетво

рительно)

5. Содержание программы

Раздел 1. Основы теоретических знаний

Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов. К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

Раздел 2. Профилактика заболеваний и травм рук

При утрате нижних конечностей или недостатке их работы, восполняя утрату подвижности и силы ног, к развивается плечевой пояс. В то же время постоянная опора на руки предрасполагает к заболеваниям и травмам. Они вызываются в большинстве случаев мышечным перенапряжением, несбалансированностью движений разных групп мышц и потерей их эластичности. Как известно, любое движение в суставе обязано работе двух противодействующих групп мышц, называемых мышцами-антагонистами. Например, разгибание локтевого сустава требует одновременного сокращения трицепса и растяжения бицепса, а сгибание руки в локте — наоборот. Мышечная несбалансированность как раз и возникает, когда мышцы-антагонисты развиты не в равной степени. Это ставит под угрозу целостность суставов и усиливает риск получить другие травмы, в том числе растяжение сухожилий.

Раздел 3. «Спортивные игры».

В него включены физические упражнения, направленные на развитие двигательных и физических навыков ребёнка. Благодаря играм развиваются такие психические свойства, как внимательность, сообразительность и инициативность. Игры благоприятно сказываются на эмоциональном развитии ребенка.

В данной программе раздел «Спортивные игры» расширен за счет выделения часов для обучения игры с мячом. Эти игры развивают точность зрительного восприятия, быстроту движений, координацию движения. Также как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценка (похвала, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физической культуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с интеллектуальными нарушениями. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы ребенок был охвачен вниманием и помощью педагога.

  1. Содержание учебного предмета

В программу включены следующие разделы:

Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

  • Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения.
  • Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам».
  • Поднимание головы в положении «лежа на животе».
  • Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения.

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза.

  • Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку).
  • Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками.
  • Бросание мяча на дальность
  • Сбивание предметов большим (малым) мячом.
  • Метание в цель (на дальность).
  • Перенос груза (на коляске).

6.Календарно – тематическое планирование

программный материал

Кол-во часов

дата

игры

основные виды

учебной деятельности

1.Введение        

1

Техника Безопасности. Здоровый образ жизни.

1

Повторение правил техникибезопасности.

Раздел 2. Профилактика заболеваний и травм

рук

2

Противопоставление первого пальца остальным на одной руке, пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно.

1

«Колобок»

развитие координации движений рук

3

Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях.

1

«Клад»

развитие внимания, координации движений

4

Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам».

1

«Ловля «лягушек»

развитие внимания, координации движений

5

Упражнения на расслабление мускулатуры плечевого пояса.

1

«Удочка»

развитие внимания, координации движений

6

Упражнения на тонизацию и активную работу плечевым поясом

1

«Удочка»

развитие внимания, координации движений

7

Силовые упражнения на мышцы плечевого пояса.

1

«Силачи»

развитие внимания, координации движений

8-9

Дыхательные упражнения.

2

«Ветерок»

Дыхательные упражнения и релаксация. Развитие координационных способностей

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза.

10

Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку).

1

«Колобок»

развитие ловкости, быстроты, силы.

11-12

Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками.

2

«Клад»

развитие ловкости, быстроты, силы

13

Бросание мяча на дальность

1

«Ловля «лягушек»

развитие ловкости

14

Сбивание предметов большим (малым) мячом.

1

«Гонка мячей по кругу»

развитие ловкости, быстроты, силы.

15-16

Метание в цель (на дальность).

2

«Брось в цель»

развитие ловкости, быстроты, силы.

17

Перенос груза (на коляске).

1

«Соблюдай равновесие»

развитие ловкости, быстроты, силы.

7. Учебно-методическое обеспечение.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;

Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);

Ростомашвили, Л. Н. Адаптивное физическое воспитание: / Л. Н. Ростомашвили., М.М. Креминская  // Ростомашвили, Л.Н.;

Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.

8. Материально техническое обеспечение

Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; компьютер, спортивный инвентарь: мячи разного диаметра, гимнастические коврики, корзины, стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа начального общего образования по учебному предмету "Физическая культура" (раздел "Плавание")

Программа начального общего образования по учебному предмету «Физическая культура» раздел «Плавание» разработана на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения в со...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.(8 класс)

Примерная программа по учебному предмету соответствует требованиям   федерального государственного образовательного стандарта....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. (9 класс)

Предлагаемая программа построена на основе  рабочей авторской программы В.И. Лях «Физическая культура 5-9 класс», в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.(10 класс)

Курс «Физическая культура» изучается  в 10 классе из расчёта 3 ч в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (4 класс)

Программа учебного предмета "Физическая культура"  разработана на основе комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-11 классов,  охватывающая все основные компонент...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ( 6 класс )

Рабочая программа разработана на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 6 класса под общей редакцией А.П. Матвеева и примерной программы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (11 класс)

Курс «Физическая культура» изучается  в 11 классе из расчёта 3 ч в неделю....