Гимнастика. История гимнастики
план-конспект урока по физкультуре (5 класс)

Данный урок даст представления обучающимся об истории гимнастики, повысит интерес к курсу "Гимнастика". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл История гимнастики45.71 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ФИЗКУЛЬРУРЫ

 

Тема: Гимнастика.  История гимнастики.

 5 класс

учитель  физкультуры

Протасов Сергей Николаевич

1 кв. категория

МБОУ Боханская СОШ №2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поиск инновационных технологий в процесс обучения физической культуре в период  удаленного обучения  привел  меня к внедрению такой формы работы, как технология смешанного обучения.

Технология смешанного обучение – это образовательная концепция и универсальное средство реализации ФГОС, т.к. представляет собой сочетание очного и электронного обучения на основе принципов дифференциации, индивидуализации и персонализации.

Концепция смешанного обучения представляет собой сочетание трех составляющих: дистанционного обучения (Distance Learning), обучения в классе (Face-To-Face Learning) и обучения через Интернет (Online Learning). Применение модели «Перевёрнутый класс» как одного из компонентов технологии смешанного обучения на уроках физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС считаю для себя, на сегодняшний день , наиболее оптимальной моделью при построении урока, так как это позволяет отимизировать временные затраты на уроках, сделать его более насыщенным и продуктивным.  Многие задают вопросы: Как можно совместить компьютер и уроки физкультуры? А как же двигательная активность на уроке? Из опыта работы могу утверждать, что используя разные технологии, методические приемы, коллекции электронных ресурсов и Интернет сервисы – двигательная активность не страдает, лишь видоизменяется.

         Модель «Перевёрнутый класс» я использую для организации  самостоятельной учебной деятельности учащихся по освоению программного учебного материала. Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения. При работе в режиме «Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося.

Проектирование представленного урока по теме «Гимнастика» в 5 классе   выполнено с использованием заявленной. В данном уроке предложена модель урока, где предлагается самостоятельная деятельность обучающихся дома, где происходит знакомство с основными понятиями и терминами и последовательная деятельность обучающихся на уроке, где необходимо выйти на продуктивный и творческий уровень. Учащиеся просматривают видеоролик дома, выполняя задания, необходимые для дальнейшей работы в классе (выделить и записать контрольные точки кувырка назад). Ученик может спокойно просматривать и прослушивать задание, делать паузу в любом месте или повторять нужный фрагмент в видеоролике в замедленном темпе (что невозможно сделать на уроке, когда показывает ученик или учитель). Если учащемуся, что-то не понятно, то он может задать вопрос учителю в контакте или через электронный журнал. Видеоролики доступны также и для отсутствующих школьников. При таком подходе перед учеником оказывается идеальный образец выполнения упражнения, с необходимым зрительным восприятием определенных особенностей.

Далее на уроке организуется практическая деятельность. Уже нет необходимости подробно объяснять учебный материал учащимся. В начале основной части урока, учащиеся повторяют теоретические основы техники выполнения кувырка назад, уточняя контрольные точки изучаемого элемента. Затем работа на уроке продолжается в парах. Одним из школьников с помощью телефона, планшета ведется запись выполнения кувырка назад вторым учащимся. Затем учащиеся просматривают видеозапись, по каждой контрольной точке выявляют ошибки, проблемы, находят пути решения. В конце урока учащиеся самостоятельно оценивают технику выполнения кувырка назад.

Работа продолжается дома – учащиеся работают над ошибками, используя свои видеоролики. Выделив проблему, им необходимо подобрать упражнение для устранения ошибки. Записать, на следующем уроке исправить свою ошибку и выступить в роли эксперта.

Таким образом, при использовании модели «Перевернутый класс» на уроке физической культуры:

- повышается мотивация, познавательный интерес и ответственность за свое обучение;

- учитель выступает в роли координатора познавательной деятельности учащихся

- ученик становится активным участником учебного процесса, базируясь на знаниях, полученных во время выполнения домашнего задания;

- при освоении техники сложных элементов, снимается тревожность, так как ученик изучает новый материал в доступном, для него, темпе;

- учитель больше внимания может уделить тем учащимся, у которых возникают проблемы с домашней работой, а одаренные школьники имеют возможность выполнять более сложные элементы. 

Технологическая карта урока физической культуры.

МБОУ Боханской СОШ№2, учитель  первой квалификационной категории  Протасов Сергей Николаевич

Название предмета  

Физическая культура

Тема

 Гимнастика.  История гимнастики.

(Правила поведения и техника безопасности на уроках гимнастики. Оборудование и гимнастические снаряды. Основные гимнастические термины. Повторение акробатических упражнений за 4 класс.)

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания, комплексный

Направленность урока

Оздоровительно-развивающий

Форма организации

Индивидуальный,  групповой, метод соревнования, наглядный, метод упражнения.

Технология

«Перевернутый класс»

Личностно – ориентированная

Методы

  • Использования слова
  • Практический
  • Наглядного восприятия

Цель урока

  • повышение интереса к изучению раздела школьной программы  «Гимнастика», знакомство  с исторей  возникновения и развития гимнастики;  
  • сформировать у обучающихся общее представление о «Гимнастике»
  • воспитывать чувство уверенности при работе на снарядах

Учебные задачи урока:

Образовательная: Ознакомить с правильным названием гимнастических снарядов. Терминология. Выполнение подготовительных и специальных упражнений в лазании по канату и шесту. Повторение акробатических упражнений за 4 класс.

Воспитательная: Воспитание морально-волевых качеств. Воспитание правильного отношения к оценке действий одноклассников.

Оздоровительная: Укрепление мышц спины и рук. Формирование правильной осанки.

Основные термины, понятия

Группировка, перекат, суставная гимнастика, пирамида,  пульсограмма.

Планируемые результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

 научатся: осваивать технику выполнения акробатического упражнения, элементов демонстрировать выполнение акробатического упражнения, названию гимнастических снарядов и терминологии, правильному показу  выполнению упражнений в лазании по канату и шесту

получат возможность научиться:  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении акробатических упражнений.

Регулятивная  УДД – умение технически правильно выполнять двигательные действия.

Познавательная УУД овладеют способностью оценивать свои результаты, указывать на свои ошибки и ошибки одноклассников, формирование представления о технике выполнения упражнений;

Коммуникативная УУД – работа в парах при выполнении акробатических упражнений выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, формирование навыка работать в группе, развивать внимание, ловкость, координацию; умения соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время выполнения упражнений.

Место проведения

Спортивный зал

Время урока

40 минут

Наглядность

Видео. Памятка работы в группах.

Оборудование

Гимнастические снаряды, гимнастические маты, секундомер.

Оценка

На уроках гимнастики оценка за выполнение гимнастических упражнений выводится в зависимости от значимости и числа допущенных ошибок.

Оценка «5» ставится за упражнение, выполненное легко, четко, уверенно, без допуска средних и грубых ошибок;

«4» — за упражнение, исполненное с допуском средних ошибок;

«3» — за упражнение с допуском грубой ошибки, но с сохранением основного звена двигательного навыА;

«2» — за упражнение с допуском грубой ошибки и без  сохранения основного звена двигательного навыА;

«1» —  за  невыполнение упражнения;

Дополнения

На предыдущем уроке обучающиеся получают задание просмотреть видео, посмотреть комплекс упражнений на видео

Эл ресурс

https://resh.edu.ru/subject/lesson/382/

ХОД УРОКА

Этап образовательного процесса

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительная часть –  7 минут

  1. Построение, рапорт, сообщение целей
  2. Эмоциональный настрой – упражнение «Улыбка»
  3. Постановка  задач урока.

3 мин.

Упражнение «Улыбка» (поворот головы влево, улыбнись соседу, поворот головы вправо, улыбнись соседу). Сообщить учащимся цели и задачи урока

Выполняют упражнения, внимательно слушают

Разминка - Строевые приемы на месте. ОРУ в движении, на месте

  1. Выполнение поворотов на месте:
    Напра-ВО!  Нале-ВО!  Кру-ГОМ!
  2. Ходьба на носках руки на поясе.
  3. Ходьба на пятках руки за голову.
  4. Бег в равномерном темпе в колонну по одному.
  5. Ходьба на внешней стороне стопы, руки на плечи.
  6. Ходьба на внутренней стороне стопы, руки за спиной.
  7. Бег с высоким подниманием бедра.
  8. Бег с захлестыванием голени.
  9. Ходьба в полу-приседе, руки за головой.
  10. Бег шагом галопа правым и левым боком, руки на пояс.
  11. Движение в полном приседе, руки на колени.
  12. Бег скрестным шагом правым и левым боком.
  13. Движение обычным шагом для восстановления дыхания.
  14. Построение в движении из одной колонны в колонну по три, для выполнения ОРУ на месте.
  15.  И.п. – Стойка ноги врозь руки на плечи
  • 1 – 2 Круговые движения рук в плечевом суставе вперед
  • 3 – 4 Круговые движения рук в плечевом суставе назад

17.  И.п. – Стойка ноги врозь, руки в стороны.
Пальцы в кулак.

  • 1 – 2 Круговые движения рук в локтевом суставе. Два во внутрь.
  • 3 – 4 Круговые движения рук в локтевом суставе. Два наружу.

18.  И.п. – Стойка ноги врозь, пальцы в «замок».

  • Круговые движения в кистевом суставе.

19. И.п. – Стойка ноги врозь, руки за головой.
Локти в стороны.

  • 1 – 2 Повороты туловища влево.
  • 3 – 4 Повороты туловища вправо.

7 мин

Правильно подавать команды

  • Акцентировать внимание на правильность выполнения команд
  • Обращение внимания у обучающихся на основные ошибки при выполнении упражнений в движении.
  • Правильно подавать команды
  • Правильный выбор своего месторасположения

Перестроение из одной колонны в колонну по три. 

  • Выполнение строевых приемов без ошибок
  • Сосредоточиться на своем, качественном, выполнении поворотов на месте.
  • Соблюдение дистанции.
  • Правильность выполнения заданий
  • Правильное выполнение перестроения
  • Формирование понятия последовательности при выполнении ОРУ в движении и на месте

 

 

Основная часть – 20 минут

Этап 1. Актуализация знаний полученных при выполнении домашнего задания

1. История становления гимнастики, как вида спорта.
2. Техника безопасности на уроках гимнастики при работе на снарядах.
3. Ознакомить с основными гимнастическими терминами. 

4. Памятка для работы в группах

 4 мин

  • Актуализация знаний по просмотренному видео при помощи наводящих вопросов
  1. Что вы узнали из видео?
  2. Когда возникла гимнастика?
  3. Какие   элементы   вы увидели ?
  4. Какие элементы, которые вы изучали ранее, отсутствовали?
  5. Какую с техникой безопасности при гимнастических упражнениях нужно соблюдать на уроках?
  • Отвечают на поставление вопросы, в ходе беседы происходит формирование интереса к гимнастике, как к виду спорта
  • Понимание того, как опасно работать на снарядах без соблюдения техники безопасности на уроках Физической культуры.

Деление на 6 групп ( расчет из колонны на 1-5)( 1 мин)

Этап 2.  Работа   в   группах  

(по повторению  упражнений,  акробатических элементов за 4 класс)

Обучающиеся в группах берут любое понравившееся упражнение,  которое выполняли  в 4 классе и видели на видео и повторяют его. Обучающиеся из других групп, смотрят и анализируют правильность выполнения

Примерный перечень:

1. Выполнить упор присев.
2 .Выполнить группировку.
3 .Выполнить перекат назад в группировке
4 .Выполнить перекат назад в группировке с по следующей опорой руками за головой.
5. Выполнить перекат назад и перекат вперед в группировке.
6. Прийти в упор присев после переката назад – переката вперед в группировке.
7. Выпрыгивание, вверх прогнувшись из упора присев
8. Равновесие на правой или левой ноге.

5 мин

  • Постановка задачи.

-Предлагаю продемонстрировать элементы,   которые   вам известны Акробатическое   упражнение состоит   из   нескольких элементов,  связанных  между собой.

 Задание группе -  создайте    акробатическое упражнение   из   раннее освоенных элементов

  1. Что   необходимо,   чтобы упражнение было красивым?  
  2. Как   будем   оценивать результат?   Правильное объяснение и показ упражнений и элементов.
  • Рассмотреть ошибки на примерах учащихся. Показ ошибок при выполнении заданий. Объяснение, что может случиться, если неправильно выполнять элементы акробатики.
  • Правильная последовательность выполнения
  •  Четкость выполнения  (отсутствие ошибок)
  • Правильное выполнение заданий и упражнений.
  • Наблюдать за правильным выполнением упражнений, одноклассниками.
  • Найти ошибки в выполнении акробатических элементов у одноклассников.
  • Исправление своих ошибок.
  • Внимательно следить за терминологией.

Этап 3. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Создание информационного продукта Каждая группа изготавливает свое упражнение  в зависимости от вытянутой карточки.

Стойка на лопатках          

Мост из пол. лежа

 Кувырок вперед

Прыжки и выпрыгивания

Выпады Наклоны 

10 мин

  Учитель дает задание, командиры групп вытягивают карточку и получают алгоритм выполнения упражнения. Правильность выполнения упражнение отслеживают по видео.  

Демонстрация классу

  • Каждая группа изготавливает свое упражнение
  • Следить за ошибками одноклассников.
  • Упражнения выполнять неторопясь.
  • Умение правильно реагировать на замечания одноклассников.

Заключительная часть. Рефлексия.

1.Общее построение всего класса.
2. Задать вопросы по пройденному уроку.
3. Отчет командиров групп ( что получилось, что нет)

4. Отметить лучших учащихся.

 6 мин

  • Задать вопросы по технике без-сти, отметить, лучших учащихся.
  • Акцентировать внимание на часто встречающихся ошибках

1. Каков был проблемный   вопрос урока? 

2. Какой вывод можно сделать?

  • Правильное выполнение команд: Равняйсь, Смирно, Вольно.
  • Высказать своё мнение по содержанию урока.

Самооценка работы на  уроке.

Упражнение «Плюс-минус-интересно» (Эдвард де Боно ) 

• В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы.

• В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь.

• В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 1 мин.

 В тетради записывают самооценку урока

Домашнее задание.

Составить комплекс акробатических упражнение, снять на видео ролик- 30 сек, отправить учителю  

 Выполнить упражнение , записать видео, быть готовым  на следующем уроке исправить свою ошибку и выступить в роли эксперта.

учащиеся работают над ошибками, используя свои видеоролики. Выделив проблему, им необходимо подобрать упражнение для устранения  ошибки

Приложение 1.

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

1.Будьте вежливы с товарищами в группе. Умейте выслушать мнение каждого внимательно.

2. Выберите руководителя группы, который поможет вам организовать работу        

3. Договоритесь, как вы представите свой проект.

Приложение 2.

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕКАТАМ.

Выполняя упражнения, подводящие к перекатам и кувыркам, занимающиеся должны получить четкое представление о позах «группировка» и «согнувшись» и о технике перекатов вперед и назад в этих позах.

ГРУППИРОВКИ.

Группировка — положение с плотно согнутыми к груди ногами и наклоненной на грудь головой. Плотность группировки увеличивается за счет захвата кистями рук за середину голеней. В момент захвата колени следует развести так, чтобы подбородок оказался между ними.

Группировка сидя (рис. 1, а). И. п.— сед с опорой на руки. 1—2 — группировка; 3—4 — и. п. То же,, но на каждый счет. То же, но из положения лежа на спине.

Группировка в приседе. И, п.— упор присев. 1—2 — группировка в приседе на носках; 3— 4 — упор присев. То же, но на каждый счет. То же, но из основной стойки (о,  с.) приседая.

Группировка лежа на спине (рис. 1, б). И. п.— лежа на спине, руки вверху. 1—2 — группировка, поднимая согнутые ноги и таз; 3—4 — и. п. То же, но в более быстром и максимально быстром темпе.

Во всех перечисленных упражнениях вначале отрабатывают точность группировки, для чего ее выполняют с паузой в 1—2 сек., затем добиваются четкости и быстроты: движения делают быстрее и очень быстро, по 4—8 раз подряд. Темп движений учитель регулирует хлопком в ладони или свистком.

ПЕРЕКАТЫ В ГРУППИРОВКЕ.

1.перекат назад из седа.  И.п. – сед, руки в стороны.1—2 — перекат назад, группируясь, до опоры затылком о пол; 3—4 — не останавливаясь, перекатом вперед и. п. То же, но из седа углом с опорой на руки сзади.

2. Перекат назад из упора присев. И. п.— упор присев. 1—2 — группируясь, перекат назад до опоры затылком о пол; 3—4 — не останавливаясь и сохраняя группировку, перекат вперед в и. п. То же, но из о. с. приседая и группируясь. То же, но после прыжка вверх выпрямившись.

3. Перекат назад до опоры ладонями у плеч (рис. 2). И. п.— упор присев. 1—2 — группируясь, перекат назад, в конце' переката опереться ладонями на пол у плеч; 3—4 — не останавливаясь и группируясь, перекат вперед в и. п. То же, но из о. с. То же, но после прыжка вверх.

4. Перекат вперед из стойки на лопатках. И. п.— стойка на лопатках с согнутыми ногами, с опорой руками под спину. 1—2— группируясь, перекатом вперед встать в упор присев; 3—4 — перекатом назад и. п. То же, но из стойки на лопатках с выпрямленными ногами.

Перекаты выполняют в спокойном темпе 3— 6 раз подряд. По мере освоения темп,- регулируемый педагогом, увеличивают.

ПОЗА СОГНУВШИСЬ.

Поза согнувшись — положение тела с выпрямленными и приближенными к груди ногами, голова наклонена на грудь, ладони у носков ног. Сгибание можно увеличивать за счет захвата руками за голени сзади и притягивания туловища к ногам.

1. Поза согнувшись сидя. И. п.-— сед, руки в стороны. 1 —2 — наклон вперед, приближая грудь к ногам (рис. 3, а); 3—4

И. п. То: же, но увеличивая фиксацию до 3—6 сек. То же, но сгибаясь и разгибаясь в быстром темпе.

2. Поза согнувшись стоя. И. п.— о. с,, руки в стороны. 1—2 — наклон вперед, приближая грудь к выпрямленным ногам (рис. 3, б); 3—4 — и. п. То же, но на каждый счет. То же, но увеличивая время фиксации наклона до 3—б сек.

3. Поза согнувшись лежа на спине. И. п лежа на спине, руки вдоль туловища. 1—2 — поднять выпрямленные ноги и приблизить их к груди; 3—4 — и. п. То же, но в положении руки вверху.

Вначале, осваивая позу согнувшись, необходимо добиться полного разгибания ног с оттянутыми носками, затем — увеличения амплитуды наклона (желательно до касания грудью бедер) и более длительного времени фиксации позы. Далее сгибания выполняют более быстро сериями (пружинящие сгибания по нескольку раз в темпе).

ПЕРЕКАТЫ СОГНУВШИСЬ.

 1. Перекат назад из седа. И. п.— сед, руки в стороны. 1 — наклон вперед, руки вниз; 2—3 — перекат назад на лопатки в положении согнувшись, руки на полу; 4 — перекатом вперед согнувшись (не сгибая ног) и п. То же, но из седа ноги врозь, соединяя ноги во время переката назад и разводя, возвратиться в и. п.

2. Перекат назад до опоры ладонями о пол у плеч. И. п. — сед, руки в стороны. 1 —наклон вперед, руки вперед; 2—3 — перекат назад согнувшись на лопатки, сгибая руки к плечам до опоры ладонями о пол; 4 — перекатом вперед согнувшись и. п. То же, но из седа каты в группировке. 1. Перекат назад из седа. И. п.— сед, руки в стороны. углом с опорой на руки сзади.

3. Перекат вперед из стойки на лопатках. И. п.— стойка на лопатках с опорой руками под спину. 1—2 — перекат вперед согнувшись (приближая ноги к груди и не сгибая их) в сед, переводя руки на пол; 3—4 — и. п. То же, но перекат согнувшись в сед углом с опорой на руки. То же, но перекат вперед согнувшись в сед ноги широко врозь с наклоном вперед.

Перекаты выполняют по 3—6 раз подряд в заданном учителем вначале медленном, затем слегка ускоренном темпе. Типичные ошибки: сгибание ног и их быстрое опускание на пол (с ударом пятками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Урок по физической культуре в 10 классе (девушки) "Гимнастика. Современные виды гимнастики."

— В современном мегаполисе при сидячей работе это лучший способ израсходовать нерастраченную энергию, сменить род занятий — от умственного труда к физическому действию, да и просто в хорошей ком...

Обобщение педагогического опыта. Сохранение и повышение здоровья у учащихся. «Утренняя гимнастика. Правила выполнения утренней гимнастики».

Самая первая ступенька для укрепления вашего здоровья, физического развития и повышения работоспособности – утренняя гимнастика (обычная зарядка). Утренняя гимнастика способствует правильному фи...

Конспект урока из разделов: гимнастика, атлетическая гимнастика для юношей 11 класса

На уроке: Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные, коллективные, групповые. Методы обучения: стимулирования и мотивации познавательной деятельности, контроля и самоконтр...

Гимнастика-история развития и современное значение.

Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств , направленных на всестороннее физическое развитие человека....

Презентация "Гимнастика. Виды гимнастики. Техника выполнения"

Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков (эллинов) в VIII в. до н. э. Занятия физическими упражнениями они проводили в специальных заведениях - гимнасиях. В те времена гимнаст...

презентация к уроку "История гимнастики"

В презентации отражена история и развитие гимнастики , как вида спорта...