Рабочая программа спортивной секции «Лыжный спорт»
рабочая программа по физкультуре

Болдырева Татьяна Владимировна

Рабочая программа работы спортивной секции «Лыжный спорт» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.

С целью повышения двигательного режима обучающихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время. Для полноценного развития обучающимся нужно двигаться, т.е. выполнять определенный двигательный режим (суточный и недельный).

   Задача секции лыжного спорта – выявить и развивать спортивные наклонности у обучающихся. Следует помнить, что занятия на свежем воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект. Различные формы и методы тренировочных занятий формируют у обучающихся устойчивый интерес к посещению занятий лыжным спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sektsii_lyzhnyy_sport.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно – технологический колледж»

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. Отделом ВР

Черников А.В. ____________

«____»__________20__ г.

Рабочая программа

спортивной секции «Лыжный спорт»

90 часов

Болдырева Т.В.,

 преподаватель физической культуры

г. Мичуринск

Пояснительная записка

Рабочая программа работы спортивной секции «Лыжный спорт» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.

С целью повышения двигательного режима обучающихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время. Для полноценного развития обучающимся нужно двигаться, т.е. выполнять определенный двигательный режим (суточный и недельный).

   Задача секции лыжного спорта – выявить и развивать спортивные наклонности у обучающихся. Следует помнить, что занятия на свежем воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект. Различные формы и методы тренировочных занятий формируют у обучающихся устойчивый интерес к посещению занятий лыжным спортом.

    В основе программы лежит принцип дифференциации и вариативности, что позволяет проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами обучающихся. К занятиям лыжным спортом допускаются обучающиеся в возрасте от 15 до 20 лет, прошедшие медицинскую комиссию и допущенные врачом.

Освоение программного материала осуществляется по трем направлениям:

– оздоровительное;
– воспитательное;
– образовательное.

Цели:

– развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей  организма, совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика;
– воспитание бережного отношения к своему здоровью;
– овладение технологиями современных оздоровительных систем, физического воспитания и прикладной физической подготовки;
– освоение знаний о физической культуре, её связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой;
– формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физкультурой и спортом.

Задачи:

– прививать устойчивый интерес к занятиям лыжным спортом;
укреплять здоровье обучающихся и закаливать их организм;
– всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств;
– овладеть навыками техники движений основных лыжных ходов;
– выполнять требования контрольных тестовых заданий и контрольных нормативов.

Рабочая программа работы спортивной секции «Лыжный спорт»  составлена с учетом психологических и физических особенностей развития обучающихся (15-20 лет) и рассчитана на 90 часов при 6 часах занятий в неделю (2 дня по 3 часа).

Основной формой обучения являются групповые, учено-тренировочные занятия.

Наполняемость группы – 20 человек.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю по 3 часа.

Ожидаемые результаты:

Обучаясь по данной программе, обучающиеся должны:

Знать / понимать:

– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья и  профилактику заболеваний;
– формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
– требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом;
– способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Уметь:

– планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия по лыжному спорту (легкой атлетике);
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
– выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта;
– осуществлять судейство соревнований по лыжам (легкой атлетике);
– оказывать ПМП при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
– владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений);
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Качество полученных знаний, умений и знаний проверяется:

По технике выполнения упражнений:

Контрольные испытания на развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, скорости, выносливости, прыгучести, гибкости, координации движений).

Контрольные упражнения на владение техникой движений основных лыжных ходов. Участие в соревнованиях по лыжным гонкам.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теоретические знания

практические знания

1

2

3

4

5

1.

Развитие лыжного спорта (легкой атлетики) в России.

1

1

-

2.

Гигиена занятий и режим дня спортсмена лыжника.

1

1

-

3.

Основы техники лыжных гонок.

1

1

-

4.

Основы методики обучения техники и тактики лыжника.

1

1

-

5.

Правила техники безопасности и оказание ПМП.

1

1

-

6.

Спортивные базы, оборудование. Инвентарь.

1

1

-

7.

Правила соревнований.

1

1

-

8.

ОФП.

18

-

18

9.

СФП.

25

-

25

10.

Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника гонщика.

29

-

29

11.

Участие в соревнованиях.

Согласно календарному плану

12.

Выполнение контрольных требований и нормативов.

7

-

7

13.

Культурно-массовая работа.

4

-

4

Итого:

90

7

83

Содержание программы.

  1. Развитие лыжного спорта в России.

Возникновение лыжного спорта. Использование лыж в туризме, отдыхе, охоте. Зарождение лыжного спорта в России. Участие наших спортсменов в Олимпийских играх и чемпионатах мира. Их лучшие результаты и достижения.

  1. Гигиена занятий, режим питания спортсменов.

Режим дня лыжника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна, гигиена тела, водные процедуры. Естественные факторы природы для закаливания организма. Комплексы УГГ.

  1. Основы техники лыжника.

Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях лыжника-гонщика. Техника выполнения основных движений в различных лыжных ходах.

  1. Основа методики техники и тактики лыжника.

Основные средства, применяемые в разучивании и совершенствовании техники движений основных лыжных ходов. Краткие сведения о тактическом применении различных способов передвижения на лыжах. Учёт погодных условий, длины дистанции и рельефа местности.

  1. Правила техники безопасности.

Безопасность к местам проведения занятий, одежде, обуви и инвентарю. Влияние погодных условий на тренировочный процесс. Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, ранах, обморожении.

  1. Спортивная база, оборудование, инвентарь.

Характеристика современного инвентаря, одежды и обуви для лыжного спорта. Лыжные мази. Обработка и наложение грунта и смазки на лыжи.

Практическое занятие: выбор лыжных палок, лыж, обуви. Установка креплений. Нанесение лыжных мазей, опробование смазки, внесение коррективов.

  1. Общая физическая подготовка.

Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической лестнице. ОРУ на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.

  1. Специальная физическая подготовка.

Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с СФП. Строевые упражнения на лыжах.

Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением). Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска и торможений.

  1. Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника.

Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники передвижения на лыжах. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов (скользящего шага, попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного, одновременно одношажного, одновременно двухшажного, полуконькового, конькового). Владение техникой движений основных лыжных ходов. Владение техникой преодоления подъемов и спусков. Спортивные игры (баскетбол, футбол). Подвижные игры, эстафеты.

  1. Участие в соревнованиях.

Городских, областных – согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий.

  1. Выполнение контрольных упражнений и сдача нормативов.

Тесты по контролю за развитием основных двигательных качеств (силы, быстроты, гибкости, прыгучести, выносливости, координации движений. Тесты на владение техникой основных лыжных ходов. Преодоление дистанций: 1 км, 2 км, 3 км, 5 км на время. Выполнение разрядных нормативов. Тесты на выполнение легкоатлетических упражнени

Календарно-тематическое планирование по лыжному спорту

п/п

Дата

Содержание

Кол - во

часов

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Общая физическая подготовка. ОФП.

3

Кросс 1 км, СФП, упражнения на растяжение.

3

Кросс 1 км. Специальная физическая подготовка. Краткая характеристика техники лыжных ходов, ОФП, круговая тренировка.

3

Свободное катание на лыжах. Свободный ход.

3

 Коньковый ход. ОРУ на растяжение, расслабление.

3

Коньковый ход. 2км.

3

Коньковый ход 2-4 км. Работа без палок – скользящий шаг. ОФП. Упражнения на растяжение.

3

Свободное прохождение дистанции 2 -4 км. Коньковым ходом. ОФП. ОРУ на растяжение.

3

Техническая тренировка. Передвижение по учебной лыжне попеременным 2-ух ш. ходом. Дистанция 2 - 5 км. ОРУ на расслабление.

3

Скоростно-силовая тренировка. ОРУ.

3

Техническая тренировка. ОФП.

3

Силовая тренировка. Работа одновременными ходами. Заминка 2-3 км. ОРУ.

3

Работа на выносливость, дистанция 6-8 км. 

3

Одновременные ходы, работа на технику. Дистанция 3 км. ОРУ.

3

Техническая подготовка. Дистанция3 -5км.

3

Скоростная выносливость, работа на отрезках. Разминка, заминка 3 км. ОФП на силу.

3

Техническая тренировка. Передвижение попеременным 2-ух ш. ходом по учебной лыжне с плавным переходом на спуск: спуск в низкой стойке Дистанция 5-6 км. ОРУ на растяжение.

3

Свободное катание на выносливость до 6-9 км. ОРУ на расслабление.

3

Прохождение дистанции до 5 -8 км. Работа на выносливость равномерно.

3

Коньковый ход 5 км.

3

Равномерно 3-5 км.

3

Коньковый ход. Отработка одновременных ходов. ОФП. ОРУ на растяжение.

3

Коньковый ход 5-6 км. ОФП силовая тренировка.

3

Техническая подготовка. Дистанция -5км.

3

«Лыжня России» Дистанция 3 км.

Техническая тренировка. Отработка подъемов, с хода на ход, равномерно 5 км. ОРУ.

3

Тактическая и техническая подготовка на лыжной трассе 6-8 км. ОРУ.

3

Контрольная тренировка коньковый ход 5-3 км.

Анализ результатов.

3

Сдача норм ОФП.

3

Равномерная тренировка. Вольный стиль.

3

Сдача норм ОФП.

3

Всего:

90

Библиографические источники:

  1. Преображенский В. С. Учись ходить на лыжах . – М.: Сов.спорт, 1989.
  2. Барышников А.Н. Лыжный спорт: программа для лыжных секций. – М.: ФиС, 1971.
  3. Зверева М. С. Программы для ДЮСШ и образовательных школ. Спортивные кружки и секции. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Жудов В.А. Лыжные гонки: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1986.
  5. Кардюков В.В. Лыжный спорт: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1971.
  6. Озолина Н.Г. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов ФК. – М.: ФиС, 1989.
  7. Малюков Е.А. Подружись с королевой спорта. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Ляхов В.И. Лёгкая атлетика: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1989.
  9. Говердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. – М.: ФиС, 1986.
  10. Семашко Н.В. Баскетбол: Учебник для институтов ФК. – М.: ФиС, 1976.
  11. Цирик Б.Я. Футбол: Азбука спорта. – М.: ФиС, 1982.
  12. Железняк Ю.Д. Спортивные и подвижные игры. – М.: ФиС, 1984.
  13. Вайнбаум Я.С. Дозирование физической нагрузки школьников. – М.: Просвещение, 1991.
  14. Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по ФК. – М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спортивной секции баскетбол в школе

Пояснительная записка Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, пре...

Авторская рабочая программа спортивной секции "Меткий стрелок" на 140 часов

Программа расчитана на работу с детьми 12-17 лет. Расчитана на три года . В материалах присутствует пояснительная записка, содержание программы, учебно- тематическое планирование....

Рабочая программа спортивной секции (кружка) "ЗОЖ и ОБЖ в направлении «Street Workout»"

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе практических рекомендаций и методики ведущих спортсменов и мастеров направления «Street Workout» с элементами Джимбарр (Gimbarr), «Дво...

Рабочая программа спортивной секции - Волейбол

Рабочая программа спортивной секции - Волейбол...

Рабочая программа для секции "лыжные гонки".

Рабочая программа для секции "лыжные гонки"....