Рабочая программа для секции "лыжные гонки".
рабочая программа по физкультуре
Рабочая программа для секции "лыжные гонки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_po_sektsii_lyzhnye_gonki.docx | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Причин для этого достаточно: плохая экология, падение уровня жизни во многих слоях населения. Полезно закладывать основы хорошего здоровья в детстве. Здоровье необходимо всем, независимо от сферы их деятельности, возраста, социального статуса.
Лыжи - не только самый массовый в России вид спорта, но и лучший способ укрепления здоровья зимой. Благодаря своей доступности он охватывает спортсменов-любителей всех возрастов и уровней подготовки. Систематические занятия лыжами помогают укрепить здоровье, воспитывают волю и характер.
Программа по лыжной подготовке составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание видов спортивной подготовки, определено исходя из содержания примерной федеральной программы (В. И. Лях, А, А, Зданевич ). Программа включает пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программного материала, средства контроля и др.
Данная программа актуальна, так как трех занятий физической культуры в неделю недостаточно для полноценного физического развития учащихся. С целью повышения двигательного режима учащихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время.
Задача кружка лыжного спорта – выявить и развивать спортивные наклонности у детей младшего школьного возраста (8-11 лет). Следует помнить, что занятия на свежем воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект. Разнообразие форм и методов спортивно-тренировочных занятий формируют у детей устойчивый интерес к посещению данного кружка.
В основе программы лежит принцип дифференциации и вариативности, что позволяет проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами детей.Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность детей младшего школьного возраста, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия лыжным спортом могут только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы младшие школьники. Правильные и рациональные движения сохраняются впоследствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.
Данная программа имеет спортивно-оздоровительную направленность.
Программа рассчитана на 3-летнее обучение учащихся с 8 до 11 лет. Количество занимающихся – 17 человек. Учебная нагрузка – 3 часа в неделю (в год - 102 часа).
Цель программы:
– развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика;
Для реализации данной цели решается следующие задачи:
- прививать устойчивый интерес к занятиям лыжным спортом;
– укреплять здоровье учащихся и закаливать их организм;
– всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств;
– овладеть навыками техники движений основных лыжных ходов;
– выполнять требования контрольных тестовых заданий и контрольных нормативов.
Учебно-тренировочный процесс включает в себя три периода:
1.Подготовительный:
–легкая атлетика (сентябрь, октябрь)
– лыжный спорт (ноябрь, декабрь)
2. Соревновательный:
– лыжный спорт (январь – март)
3. Переходный:
– легкая атлетика (март – май)
Условия зачисления учащихся и переводы на последующие годы обучения на этапе спортивно-оздоровительной подготовки проводиться в следующем порядке:
- принимаются дети, желающие заниматься физической культурой и спортом, не имеющие медицинских противопоказаний, установленных для данного вида спорта, при письменном заявлении родителей и разрешении врача. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста показателей;
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся в учебно-тренировочных группах являются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, овладение знаниями теории лыжного спорта и практическими навыками, успешное выступление в соревнованиях.
Основные направления работы:
1. Проведение теоретических занятий.
2. Проведение практических занятий.
3. Участие в спортивных соревнованиях разных уровней.
4. Проведение воспитательных и культурно- массовых мероприятий.
Ожидаемый результат:
В результате регулярного посещения занятий лыжным спортом занимающиеся должны:
1. Повысить уровень своей физической подготовленности.
2. Уметь технически правильно выполнять двигательные действия (технику ходов, спусков, подъемов, торможений и поворотов).
3. Использовать двигательные действия в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга.
4. У занимающихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям лыжным спортом и дальнейшему самосовершенствованию.
Календарно-тематическое планирование
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
-укрепление здоровья;
-привитие интереса к занятиям лыжным спортом;
-приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
-овладение основами техники передвижения на лыжах;
-выявление задатков, способностей и спортивной одаренности
Наименование темы | Знания, умения, навыки | Критерии определения усвоения заним –ся содержание курса | Всего часов | Тео рия | Практика |
Основы знаний | 6 | 2 | 4 | ||
Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России. | Знать порядок и содержание работы секции; значение лыж в жизни человека, эволюцию лыж | 1 | 1 | ||
Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь | Поведение на улице во время движения к месту занятия Правила обращения с лыжами. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. | 2 | 1 | 1 | |
Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена | Личная гигиена, гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Составление рационального режима дня | 2 | 1 | 1 | |
Краткая характеристика техники лыжных ходов. | Значение правильной техники для достижения высоких результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, подъемах, спусках, повороты. | 1 | 1 | ||
Общая | физическая | подготовка | 10 | 10 | |
Комплексы общеразвивающих упражнений | Выполнять упражнения на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. | Самостоятельное составление комплекса упражнений | 2 | 2 | |
Спортивные и подвижные игры | Знать и уметь играть в игры | Организация игры | 4 | 4 | |
Циклические упражнения | 4 | 4 | |||
Специальная | физическая | подготовка | 23 | 3 | 20 |
Кроссовая подготовка | Пробегать в равномерном темпе до 5-8 мин. | Бег от 500 до 1500м | 3 | 3 | |
Имитационные упражнения | Знать имитационные упражнения | 5 | 1 | 4 | |
Передвижение на лыжах | Передвижение на лыжах разными ходами | Скользящий шаг | 15 | 1 | 14 |
Техническая и | тактическая | подготовка | 45 | 2 | 43 |
Передвижение классическими лыжными ходами | Знать схему передвижений классическими лыжными ходами. | Выполнение одновременных и попеременных ходов | 16 | 1 | 15 |
Специальные подготовительные упражнения | 4 | 4 | |||
Техника спуска со склонов, преодоление подъемов | Знать технику спуска в высокой, средней и низкой стойках. Уметь преодолевать подъемы «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. | 1.Спуски с заданием; 2.Подъемы с препятствиями | 15 | 15 | |
Торможение и повороты | Уметь выполнять торможение «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением, повороты на месте и в движении. | 1.Повороты на месте; 2.Повороты в движении 3.Торможения разными способами | 10 | 10 | |
Знакомство с основными элементами конькового хода. | Знать коньковые лыжные ходы | 5 | 1 | 4 | |
Контрольные | упражнения | и соревнования | 5 | 5 | |
Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности | Уметь выполнять упражнения для общей физической подготовки | Выполнять упражнения на быстроту, координацию, выносливость | 1 | 1 | |
Участие в соревнованиях по ОФП и по лыжным гонкам | Соответствовать уровню показателей контрольных упражнений с учетом индивидуальных возможностей | Учебно-тренировочные соревнования; соревнования районного уровня | 4 | 4 | |
Диагностика | 1 | 1 | |||
Сдача нормативов | 1 | 1 | |||
Итого | 90 | 7 | 83 |
Содержание программы
1.Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Порядок и содержание работы секции. Значение лыж в жизни людей. Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом.
2.Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь. Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятиях. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.
3.Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома.
4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам. Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двушажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двушажного и одновременных лыжных ходов.Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах.
5.Общая физическая подготовка. Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
6.Специальная физическая подготовка. Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика.
7.Техническая и тактическая подготовка. Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двушажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полу ёлочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.
8.Контрольные упражнения и соревнования. Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 10 соревнованиях по ОФП и по лыжным гонкам на дистанциях 1 — 2 км.
9.Диагностика. По теории “Основы знаний”: тесты, беседы. Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке на развитие основных двигательных качеств. Контрольные упражнения на владение техникой движений основных лыжных ходов. Участие в соревнованиях по легкой атлетике и по лыжным гонкам (школьных, районных).
В результате освоения программы первого года обучения дети должны знать / понимать:
- значение лыж в жизни людей;
-индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Значение лыжных мазей.
-подготовку инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.
- формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
- требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом;
- способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.
Уметь:
- планировать индивидуальные и групповые тренировочные занятия по лыжному спорту;
-выполнять приемы страховки и самостраховки;
-выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
- выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта;
- выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
-владеть техникой основных лыжных ходов;
- использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Литература
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М., 2000.
Ляха В.И. Физическое воспитание. – М., 2004.
2.Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие для учащихся педагогических
училищ. - М., 1988.
3.Видякин М.В. Система лыжной подготовки детей и подростков. –
Волгоград: Учитель, 2008 г.
4.Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г.Б, Коньковый ход? Не
только... - М.: Физкультура и спорт, 1988.
5. Козак О.Н. Зимние игры для больших и маленьких. С-Петербург; Союз 1999г.-96с.
6.Лыжный спорт. Под ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина, Б. И. Сергеева. -
М.: Физкультура и спорт, 1989.
7.Лыжные гонки: Примерная программа для системы дополнительного
образования детей: ДЮСШ, СДЮСШОР/ П.В.Кващук и др. – М.:
Советский спорт, 2005.
8.Озолина Н.Г. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов ФК. – М.: ФиС,
1989.
9.Железняк Ю.Д. Спортивные и подвижные игры. – М.: ФиС, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике для 10-11 класса, ФК ГОСь (базовый уровень)
Представлены методические разработки и контрольно-измерительные материалы по физике для основного и среднего образования....
Рабочая программа дополнительного образования "Лыжные гонки"
Рабочая программа дополнительного образования...
Рабочая программа по лыжным гонкам
Рабочая программа по лыжным гонкам ( 117часов)...
Рабочая программа по лыжным гонкам
рабочая программа...
Рабочая программа по лыжным гонкам
Рабочая программа для организации учебно-тренировочных занятий по лыжным гонкам....
Рабочая программа по лыжным гонкам
лыжные гонки...