Рабочая программа для секции "лыжные гонки".
рабочая программа по физкультуре

Пашина Вера Александровна

Рабочая программа для секции "лыжные гонки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_po_sektsii_lyzhnye_gonki.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Причин для этого достаточно: плохая экология, падение уровня жизни во многих слоях населения. Полезно закладывать основы хорошего здоровья в детстве. Здоровье необходимо всем, независимо от сферы их деятельности, возраста, социального статуса.

Лыжи - не только самый массовый в России вид спорта, но и лучший способ укрепления здоровья зимой. Благодаря своей доступности он охватывает спортсменов-любителей всех возрастов и уровней подготовки. Систематические занятия лыжами помогают укрепить здоровье, воспитывают волю и характер.

Программа по лыжной подготовке составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание видов спортивной подготовки, определено исходя из содержания примерной федеральной программы (В. И. Лях, А, А, Зданевич ). Программа включает пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программного материала, средства контроля и др.

Данная программа актуальна, так как трех занятий физической культуры в неделю недостаточно для полноценного физического развития учащихся. С целью повышения двигательного режима учащихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время.

Задача кружка лыжного спорта – выявить и развивать спортивные наклонности у детей младшего школьного возраста (8-11 лет). Следует помнить, что занятия на свежем воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект. Разнообразие форм и методов спортивно-тренировочных занятий формируют у детей устойчивый интерес к посещению данного кружка.

В основе программы лежит принцип дифференциации и вариативности, что позволяет проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами детей.Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность детей младшего школьного возраста, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия лыжным спортом могут только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы младшие школьники. Правильные и рациональные движения сохраняются впоследствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.

Данная программа имеет спортивно-оздоровительную направленность.

Программа рассчитана на 3-летнее обучение учащихся с 8 до 11 лет.  Количество занимающихся – 17 человек. Учебная нагрузка – 3 часа в неделю (в год - 102 часа).

Цель программы:

– развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика;

Для реализации данной цели решается следующие задачи:

- прививать устойчивый интерес к занятиям лыжным спортом;

– укреплять здоровье учащихся и закаливать их организм;

– всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств;

– овладеть навыками техники движений основных лыжных ходов;

– выполнять требования контрольных тестовых заданий и контрольных нормативов.

Учебно-тренировочный процесс включает в себя три периода:

1.Подготовительный:

–легкая атлетика (сентябрь, октябрь)

– лыжный спорт (ноябрь, декабрь)

2. Соревновательный:

– лыжный спорт (январь – март)

3. Переходный:

– легкая атлетика (март – май)

Условия зачисления учащихся и переводы на последующие годы обучения на этапе спортивно-оздоровительной подготовки проводиться в следующем порядке:

- принимаются дети, желающие заниматься физической культурой и спортом, не имеющие медицинских противопоказаний, установленных для данного вида спорта, при письменном заявлении родителей и разрешении врача. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста показателей;

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся в учебно-тренировочных группах являются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, овладение знаниями теории лыжного спорта и практическими навыками, успешное выступление в соревнованиях.

Основные направления работы:

1. Проведение теоретических занятий.

2. Проведение практических занятий.

3. Участие в спортивных соревнованиях разных уровней.

4. Проведение воспитательных и культурно- массовых мероприятий.

Ожидаемый результат:

В результате регулярного посещения занятий лыжным спортом занимающиеся должны:

1. Повысить уровень своей физической подготовленности.

2. Уметь технически правильно выполнять двигательные действия (технику ходов, спусков, подъемов, торможений и поворотов).

3. Использовать двигательные действия в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга.

4. У занимающихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям лыжным спортом и дальнейшему самосовершенствованию.

Календарно-тематическое планирование

Задачи и преимущественная направленность тренировки:

-укрепление здоровья;

-привитие интереса к занятиям лыжным спортом;

-приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;

-овладение основами техники передвижения на лыжах;

-выявление задатков, способностей и спортивной одаренности

Наименование темы

Знания,

умения,

навыки

Критерии определения усвоения заним –ся содержание курса

Всего часов

Тео

рия

Практика

Основы знаний

6

2

4

Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.

Знать порядок и содержание работы секции; значение лыж в жизни человека, эволюцию лыж

1

1

Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь

Поведение на улице во время движения к месту занятия Правила обращения с лыжами. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение.

2

1

1

Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена

Личная гигиена, гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Составление рационального режима дня

2

1

1

Краткая характеристика техники лыжных ходов.

Значение правильной техники для достижения высоких результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, подъемах, спусках, повороты.

1

1

Общая

физическая

подготовка

10

10

Комплексы общеразвивающих упражнений

Выполнять упражнения на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости.

Самостоятельное составление комплекса упражнений

2

2

Спортивные и подвижные игры

Знать и уметь играть в игры

Организация игры

4

4

Циклические упражнения

4

4

Специальная

физическая

подготовка

23

3

20

Кроссовая подготовка

Пробегать в равномерном темпе до 5-8 мин.

Бег от 500 до 1500м

3

3

Имитационные упражнения

Знать имитационные упражнения

5

1

4

Передвижение на лыжах

Передвижение на лыжах разными ходами

Скользящий шаг

15

1

14

Техническая и

тактическая

подготовка

45

2

43

Передвижение классическими лыжными ходами

Знать схему передвижений классическими лыжными ходами.

Выполнение одновременных и попеременных ходов

16

1

15

Специальные подготовительные упражнения

4

4

Техника спуска со склонов, преодоление подъемов

Знать технику спуска в высокой, средней и низкой стойках. Уметь преодолевать подъемы «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом.

1.Спуски с заданием;

2.Подъемы с препятствиями

15

15

Торможение и повороты

Уметь выполнять торможение «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением, повороты на месте и в движении.

1.Повороты на месте;

2.Повороты в движении

3.Торможения разными способами

10

10

Знакомство с основными элементами конькового хода.

Знать коньковые лыжные ходы

5

1

4

Контрольные

упражнения

и соревнования

5

5

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности

Уметь выполнять упражнения для общей физической подготовки

Выполнять упражнения на быстроту, координацию, выносливость

1

1

Участие в соревнованиях по ОФП и по лыжным гонкам

Соответствовать уровню показателей контрольных упражнений с учетом индивидуальных возможностей

Учебно-тренировочные соревнования; соревнования районного уровня

4

4

Диагностика

1

1

Сдача нормативов

1

1

Итого

90

7

83

Содержание программы

1.Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Порядок и содержание работы секции. Значение лыж в жизни людей. Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом.

2.Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь. Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятиях. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.

3.Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома.

4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам. Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двушажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двушажного и одновременных лыжных ходов.Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах.

5.Общая физическая подготовка. Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

6.Специальная физическая подготовка. Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика.

7.Техническая и тактическая подготовка. Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двушажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полу ёлочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.

8.Контрольные упражнения и соревнования. Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 10 соревнованиях по ОФП и по лыжным гонкам на дистанциях 1 — 2 км.

9.Диагностика. По теории “Основы знаний”: тесты, беседы. Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке на развитие основных двигательных качеств. Контрольные упражнения на владение техникой движений основных лыжных ходов. Участие в соревнованиях по легкой атлетике и по лыжным гонкам (школьных, районных).

В результате освоения программы первого года обучения дети должны знать / понимать:

- значение лыж в жизни людей;

-индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Значение лыжных мазей.

-подготовку инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.

- формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
- требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом;
- способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Уметь:

- планировать индивидуальные и групповые тренировочные занятия по лыжному спорту;
-выполнять приемы страховки и самостраховки;
-выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
- выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта;
- выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
-владеть техникой основных лыжных ходов;

- использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Литература

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М., 2000.

Ляха В.И. Физическое воспитание. – М., 2004.

2.Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие для учащихся педагогических

училищ. - М., 1988.

3.Видякин М.ВСистема лыжной подготовки детей и подростков. –

Волгоград: Учитель, 2008 г.

4.Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г.Б, Коньковый ход? Не

только... - М.: Физкультура и спорт, 1988.

5. Козак О.Н. Зимние игры для больших и маленьких. С-Петербург; Союз 1999г.-96с.

6.Лыжный спорт. Под ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина, Б. И. Сергеева. -

М.: Физкультура и спорт, 1989.

7.Лыжные гонки: Примерная программа для системы дополнительного

образования детей: ДЮСШ, СДЮСШОР/ П.В.Кващук и др. – М.:

Советский спорт, 2005.

8.Озолина Н.Г. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов ФК. – М.: ФиС,

1989.

9.Железняк Ю.Д. Спортивные и подвижные игры. – М.: ФиС, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике для 10-11 класса, ФК ГОСь (базовый уровень)

Представлены методические разработки и контрольно-измерительные материалы по физике для  основного и среднего образования....

Рабочая программа дополнительного образования "Лыжные гонки"

Рабочая программа дополнительного образования...

Рабочая программа по лыжным гонкам

Рабочая программа по лыжным гонкам ( 117часов)...

Рабочая программа по лыжным гонкам

Рабочая программа для организации учебно-тренировочных занятий по лыжным гонкам....