Основные положения идеомоторной тренировки в рукопашном бое
статья по физкультуре
Идеомоторная тренировка даёт возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, может сопровождаться двигательным сопровождением, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно. Идеомоторный метод при правильной организации в таком виде спорта как рукопашный бой, может существенно повысить «мышечную выносливость», спортивную работоспособность и способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерывов в тренировках. В статье рассматривается понятие "Идеоиоторное упражнение", даются рекомендации по реализации идеомоторного принципа построения движений на тренировочных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_gotovo_ideomotornyy_metod.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский Центр «Каскад»
Методическое пособие
Основные положения идеомоторной тренировки в рукопашном бое
Автор: педагог дополнительного образования Вотчинников Олег Юрьевич.
|
Пособие вошло в раздел «Методическое обеспечение» образовательной программы «Рукопашный бой», 2018г. |
Березники 2021г.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ В РУКОПАШНОМ БОЕ
Сегодня, уже во многих работах доказывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной тренировки и физической подготовки спортсмена.
При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определённый двигательный опыт.
Идеомоторная тренировка даёт возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, может сопровождаться двигательным сопровождением, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.
Идеомоторный метод при правильной организации в таком виде спорта как рукопашный бой, может существенно повысить «мышечную выносливость», спортивную работоспособность и способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерывов в тренировках.
Идеомоторная тренировка эффективна при психорегуляции эмоциональных состояний спортсменов перед соревнованиями.
Итак, что же такое идеомоторика? Этот термин состоит из двух частей: «идео» (мысленный) и «моторика» (движение), то есть дословно – «мысленное движение». Идеомоторика – это внутренний механизм, который основан на представлении выполнения движения и проявляет себя в жизни идеомоторными актами (непроизвольные движения, которые возникают при мысленном выполнении двигательного действия).
Методы идеомоторного упражнения
В спорте идеомоторные методы существуют не так давно. Основу этой своеобразной группы методов составляет специально направленное использование внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений, сформированных в тесной взаимосвязи, для самовоздействия на физическое и психическое состояние, регулирование его и обеспечение готовности к действию.
Идеомоторное упражнение – многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией внимания на его решающих фазах или не удающихся операциях.
Система формирования двигательного акта в представлении
единоборца
Головной мозг – орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит и качество конечного результата нашей деятельности. Поэтому представление как психический процесс подчиняется определённым законам.
1. Первое положение – чем точнее мысленный образ движения, тем точнее выполняемое движение.
2. Идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека. Мысленные представления могут быть «зрительными», однако в этом случае спортсмен видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Такие «зрительные» представления обладают очень малым тренировочным действием, так как в этом случае импульсы, рождаемые в головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять задуманное движение. Поэтому работа идёт как бы вхолостую, не возникает достаточной активности в соответствующих мышцах.
Рассогласованность между программирующим органом – головным мозгом и исполняющим аппаратом – мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдения за телом спортсмена, неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами. В тех случаях, когда он мыслит идеомоторно, «пропускает» представления о движении «через себя», в его мышцах довольно отчётливо видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется, что он «пропускает» мысленные представления через свой организм. Следовательно, наблюдая за мышцами человека во время идеомоторной тренировки, можно легко определить, насколько его мысленные представления о том, или ином техническом элементе достигают цели.
3. Представления заметно возрастают, если их вовлекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шёпотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других – непосредственно перед ним.
4. Начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации движения. Мысленное представление движения в замедленном темпе позволит точнее представить все тонкости изучаемые движения и вовремя отсеет возможные ошибки.
5. При овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента. Когда спортсмен, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент.
6. Во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. Это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами – программирующей и исполняющей. Тело как бы само по себе включается в исполнение этого движения, которое рождается в сознании.
Вот почему в тех случаях, когда идеомоторные представления реализуются не сразу, с затруднениями, можно рекомендовать сознательно и осторожно связывать идеомоторные представления с соответствующими движениями тела и таким способом соединять мысленный образ движений с мышцами, выполняющими его.
Несколько слов о так называемых имитациях. Имитируя движение или часть его, человек помогает формированию более чёткого представления о нужном ему техническом элементе, идя, так сказать от периферии к центру (от мышц к головному мозгу). Так что имитация самых разных движений, которую нередко можно видеть во время разминки спортсменов-рукопашцев – хорошее подспорье в подготовке к выполнению того или иного трудного упражнения. Но, имитируя нужно сознательно связывать исполняемые движения с их мысленным образом. Если же имитацию проводить формально или думать о другом, пользы имитирующие действия не принесут.
7. Неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок. Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное – представление о том, как достичь этого результата.
Итак, в умении непосредственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, в умении назвать исполняемое движение соответствующими точными словами и заключается суть идеомоторного принципа построения движений.
Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и даёт нужный результат намного скорее, чем обычный метод «проб и ошибок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные положения МКТ
презентация к уроку...
Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».
Задания составлены в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...
Основные положения молекулярно-кинетической теории
Урок обучения новому материалу методом индивидуально-группового обучения по учебнику Г.Я.Мякишева. Прилагается конспект урока, лист индивидуального обучения (учащиеся должны его заполнить самос...
Основные положения воспитательной работы
Цель: развитие духовно-нравственной личности через различные формы организации воспитательного процессаЗАДАЧИ:- формировать нравственные качества учащихся через расширение представлений об истор...
Идеомоторная тренировка.
Разновидность применямых в тренировочном процессе дидактичских материалов....
План конспект к занятию по аэробике по типу круговой тренировки на тему "Основные положения степ платформы и занимающихся"
Даный кматериал содержит подробное описание занятия, с учащимися объединения "Фитнес и аэробика", по принципу круговой тренировки. Данный принцип тренировки подобран с целью снижения напряжения на зан...
Методическая разработка физического занятия с применением идеомоторной тренировки
Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки спец...