Идеомоторная тренировка.
консультация по физкультуре на тему
Разновидность применямых в тренировочном процессе дидактичских материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ideomotornaya_trenirovka.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА
Психологическая подготовка
«Идеа» — слово греческого происхождения, соответствующее таким русским словам, как мышление, мысленный образ, представление, идея, то есть, таким, которые относятся к психическим процессам, к деятельности головного мозга.
Движение начинается в головном мозгу в виде мысленного образа предстоящего движения, в виде его идеи. Этот мысленный образ ("картинка") переходит затем в исполняющую часть организма (мышцы, суставы и т. д.), которая уже физически реализует идею движения, предварительно запрограммированную в головном мозгу. Почему так происходит?
Академик И. П. Павлов писал: "Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении, вы его невольно, этого не замечая, производите". Следовательно, мысленное представление движения автоматически порождает едва заметные сокращения и расслабления в соответствующих мышечных волокнах. На глаз эти микропроцессы не заметны. Но есть простая возможность убедиться в их реальном существовании. Для этого нужно взять обычную нитку длиной около метра, привязать к одному ее концу грузик весом в 5-15 граммов (например, колечко, небольшой ключик или винтик), а другой конец намотать на последнюю фалангу указательного пальца ведущей руки (правой — у правшей, левой — у левшей). Намотать так, чтобы расстояние между пальцем и грузиком было приблизительно 70-80 сантиметров. После этого надо вытянуть прямую руку перед собой на уровне плеча и уравновесить груз. А затем, спокойно сосредоточившись на висящем предмете, мысленно представить, что он начинает раскачиваться, как маятник: слева — направо, справа-налево. И буквально через несколько секунд груз действительно придет в соответствующее движение. Его можно изменить — представить, например, что грузик движется вперед-назад или вращается по кругу. И он начнет двигаться по заданной мыслью траектории. По размаху раскачиваний можно судить, насколько хороши связи между мозгом и мышцами у данного человека. Если расстояние между крайними точками маятникообразных движений составит около метра, такая связь по пятибалльной системе оценивается на "пятерку". Если же это расстояние будет около 5 сантиметров, то тут оценка уже "единица" и т. д.
Процессы, которые в виде мысленных представлений движений, или, говоря другими словами, в виде идей, родившись в сознании, затем реализуются в моторике — в реальном физическом движении соответствующих мышц, получили в науке название идеомоторных актов. Точность разучиваемого движения и быстрота его освоения зависит от трех основных факторов.
Первый — чем точнее мысленный образ будущего движения, тем оно будет точнее при его реальном физическом исполнении. Поэтому начальная задача — любыми доступными средствами и способами заложить в сознании предельно точный мысленный образ нужного движения или действия. Наблюдая за качественным выполнением данного движения, нужно запомнить его настолько хорошо, чтобы затем суметь уже самостоятельно мысленно его представить в самом наилучшем варианте. Всегда можно найти источник, демонстрирующий разучиваемое движение в его идеальном исполнении. Это крайне важно — изначально заложить в сознании предельно точный мысленный образ того движения, которое необходимо освоить. И заложить настолько прочно, чтобы этот предельно точный мысленный образ конкретного движения можно было представить в любой момент. Почему это так важно? Дело в том, что любое произведенное физическое действие оставляет в памяти соответствующий след. Если же неточных движений много, они подчас настолько "засоряют" мозг, что становятся доминирующими в сознании, после чего очень трудно в таком "засоренном" мозгу создать точный образ нужного движения — вместо точного движения невольно начинает представляться такое, которое было заучено неправильно. И требуется немало времени и специальных усилий, чтобы утвердить в сознании мысленный образ нужного движения.
Достижению предельно точных движений необходимо постоянно уделять самое пристальное внимание и не жалеть времени и упорства для успешного решения этой очень важной задачи. Качественное выполнение любого движения становится стабильно прочным лишь тогда, когда в сознании был изначально заложен правильный мысленный образ нужного движения. Запомните эту формулировку:
«Я знаю, что надо делать, и знаю, как нужно делать!»
Прежде чем выполнять новое для вас движение или действие убедитесь, что можете мысленно представить предельно точный образ того движения, которое от вас требуется. О том, что связи между мозгом и телом обретают идеомоторный характер, говорят те микродвижения, которые появляются в мышцах при идеомоторном обдумывании тех или иных действий, совершенно невольно возникают первоначальные сокращения и расслабления в соответствующих мышцах.
Несколько слов об имитациях. Имитируя, человек помогает себе почувствовать нужный ему элемент движения, от периферии, от опорно-двигательного аппарата к центру, к головному мозгу. Но этого недостаточно. Чтобы имитация принесла максимальную пользу, необходимо мысленно "видеть", а еще лучше называть движение, перед тем как их физически производить. Причем видеть и называть предельно точно. Если же имитацию проводить формально или думать при этом о другом, имитирующие действия не принесут желаемой пользы.
Рассмотрим роль речи в достижении точных движений. Исследования ученых показали, что использование слов помогает выполнить нужное движение более точно. Кстати, можете вспомнить, что маятникоподобное раскачивание грузика, подвешенного на нитке к указательному пальцу, отчетливо усиливалось, если говорить — "налево-направо, налево-направо". Словесные формулы способствуют также достижению высоко сосредоточенного внимания. Первоначальные формулы идеального действия довольно быстро претерпевают изменения, главным образом, в сторону сокращения их количества и своеобразного уплотнения отдельных элементов в особые блоки. Здесь идет процесс, именуемый минимизацией, то есть сведением к минимуму словесного материала, обеспечивающего желаемый результат. Со временем слова заменяются соответствующими мысленными образами. Если на первых порах овладения формулами приходится проговаривать их, то потом в этом нет необходимости, они применяются беззвучно. Не проговариваются слова про себя, а оперируют лишь их мысленными образами.
Психофизические качества
На боевом знамени физической культуры значатся названия четырех понятий, которые принято объединять под именем психофизических качеств. Эти качества — сила, быстрота, выносливость и ловкость.
Нельзя сказать, чтобы эти четыре сестры были уж очень однородны.
Сила — это почти целиком физическое качество организма. Она непосредственно зависит от объема и качества мышечной массы и только второстепенным образом от других обстоятельств.
Быстрота — уже сложное качество, в составе которого есть кое-что и от физиологии и от психологии.
Еще больше сложно, или, как говорят, комплексно, качество выносливости.
Оно целиком основывается на дружной кооперации решительно всех органов и систем тела. Для его проявления необходима высокая степень налаженности: и обмена веществ в непосредственно работающих органах, и транспорта — кровеносной системы, снабжающей их питанием и удаляющей из них отходы, и органов снабжения — пищеварительной и дыхательной систем, и, наконец, всех органов верховного управления и регулирования — центральной нервной системы. В сущности, выносливый организм обязан удовлетворять трем условиям: он должен располагать богатыми запасами энергии, чтобы иметь, что расходовать. Он должен уметь в нужную минуту отдать — «выложить» их широкою рукой, не позволяя залеживаться ни одной единице энергии. Наконец, он должен при этом уметь тратить эти ресурсы с жесткой, разумной расчетливостью, чтобы их хватило на покрытие как можно большего количества полезной работы. Формулируя коротко, быть выносливым — значит: иметь много, тратить щедро, платить скупо. Как видим, это качество характеризует собой все многосложное хозяйство организма в его целом.
Еще сложнее и комплекснее качество ловкости. О нем уже трудно сказать, чего в нем больше — физического или психического. Во всяком случае, — и мы подробно увидим это в дальнейшем — ловкость — это дело, или функция, управления, а в связи с этим главенствующее место по ее осуществлению занимает центральная нервная система. Управлять же для реализации ловкости ей приходится очень и очень многим.
И в других отношениях качество ловкости выделяется из ряда прочих. Оно, несомненно, гибче, разностороннее, универсальнее каждого из них. Ловкость — это такая валюта, на которую охотно и во всякое время производится размен всех других психофизических качеств. Ловкость — козырная масть, которая кроет все остальные карты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод круговой тренировки
материалы выступления на районном семинаре учителей физической культуры: доклад + презентация...
адреса сайтов для тренировки учащихся 11 классов (подготовка к ЕГЭ)
Подготовка к Единому Государственному Экзамену - процесс очень долгий. Нужно много решать, постоянно тренироваться в решении тестовых заданий. Как это сделать, чтобы не покупать огромного количества ...
Особенности построения тренировки в предсоревновательном периоде тренировки единоборцев
Особенности построения тренировки в предсоревновательном периоде тренировки единоборцев...
идеомоторные упражнения - средство повышения эффективности занятий лечебной физической культурой
Дана краткая характеристика идеомоторной тренировки, история возникновения, упражнения. Желаю успехов!...
Методическая разработка физического занятия с применением идеомоторной тренировки
Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки спец...
Основные положения идеомоторной тренировки в рукопашном бое
Идеомоторная тренировка даёт возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, может сопровождаться двигательным сопровождением, если мысленное выполнение действия недос...