РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», 9 класс, 1 вариант УП
рабочая программа по физкультуре (9 класс)

Яркова Валентина Николаевна

Рабочая программа предназначена длоя обучающихся 9 класса 1 вариант УП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fk_9_klass.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное  общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская адаптивная школа – интернат»

                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

         Директор КОУ                                                                                

                                                                                              «Калачинская адаптивная  

                                                                                                                 школа –  интернат »

         _________ Козицкая Н.В.

        «      » __________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

для обучающихся 9 класса, 1 вариант УП

Составитель: учитель Яркова Валентина Николаевна ________________________

                         (подпись)

Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения

«     » ___________ 2021 г., протокол № 1

Руководитель методического объединения ФИО  ____________________(подпись)

 Рабочая программа согласована с руководителем МС  Щипцова И.А.. _________

(подпись)

        «     »___________  2021 г., протокол №  

 

Калачинск  2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физкультуре на 2021 - 2022 учебный год, составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за № 273 и  предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.  Разработана на основе программы И.М.Бгажноковой утвержденной Министерством  образования Российской Федерации.

В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 9 класса имеется предмет  «Физкультура»- 2 часа в неделю.Количество учащихся – 12, в основной группе - 12, других рекомендаций нет.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Программа ориентируется на последовательное решение коррекционно-воспитательных задач физического воспитания для детей с нарушением интеллекта.  

Цель:  укреплять здоровья учащихся, улучшать осанки,  проводить профилактику плоскостопия, содействовать гармоническому развитию.

Задачи:

- совершенствовать разнообразные двигательные умения и навыки;

-  -коррекция нарушений общего физического развития психомоторики;

- развить чувства темпа и ритма, координации движений;

- формировать навыки правильной осанки в статических положениях и движении;

-активизировать у учащихся речевой материал, используемый учителем на уроках физической культуры.

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Среди различных показателей эффективности процесса воспитания на уроках физкультуры, является активность учащихся, дисциплинированность, взаимопомощь, внешний вид, наличие соответствующей спортивной одежды, бережное отношение к оборудованию и инвентарю. 

Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в обществе. 

Общая характеристика учебного предмета.

Программа по физкультуре для 9 классов состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка,  спортивные игры.

Такое распределение материала позволяет охватить основные направления физкультуры как учебного предмета в школе с учетом климатических условий. Вместе с тем предлагаемая структура и содержание разделов не ограничивают учителя физкультуры в том, чтобы дополнить или изменить содержание программы в тех или иных ее разделах. При внесении изменений или дополнений в программу учителю следует тщательно продумать весь комплекс учебно-методических задач для каждого этапа обучения в 5 - 9 классах, имея в виду прежде всего охрану жизни и здоровья учащихся, коррекционную направленность обучения, а также материально-техническое оснащение школы, в частности уроков физкультуры.

В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.

На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве.

Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.

Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.

Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Учитель должен постоянно регулировать физическую нагрузку подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.

В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений обучающихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.

На уроках с элементами гимнастики дети c ОВЗ должны овладеть навыками лазанья и перелезания. Упражнения в лазанье и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.

Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.

Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.

Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях.

Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.

Раздел «Лыжная подготовка» позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.

Одним из важнейших разделов программы является раздел «Спортивные игры».  В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.

Обязательным в программе является примерный перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры: о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной техники изучаемых упражнений.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья основной формой организации занятий по физической культуре является урок. Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с более сложной структурой интеллектуального недоразвития. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы все дети были охвачены вниманием и помощью педагога.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет относится к образовательной области "Физическая культура". Программа рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю. 

I четверть –            часов

II четверть -           часов

III четверть –         часов

IV четверть –         часов

Планируемые результаты освоения программы.

Обучающиеся должны знать:

- что такое  строй; как выполнять  перестроения, как проводятся соревнования по гимнастике.

- как самостоятельно провести легкоатлетическую разминку  перед соревнованиями;

- виды лыжного спорта;

- влияние занятий волейболом, баскетболом   на трудовую подготовку;

- что значит "тактика   игры», роль судьи при игре в баскетбол, волейбол.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять все виды лазанья, опорных  прыжков, равновесия; составить 5—6 упражнений и показать их выполнение учащимся на  уроке.

- пройти в быстром темпе 3 км по ровной площадке или по пересеченной местности; пробежать

в медленном темпе 12—15 мин; бегать на короткие дистанции 100 и 200 м, на среднюю дистанцию 800 м; преодолевать в максимальном темпе полосу    препятствий на дистанции до 100 м; прыгать в длину с полного разбега способом      "согнув ноги" на результат и в обозначенное место; прыгать в высоту с полного разбега способом "перешагивание" и способом   "перекидной";   метать малый мяч с полного  разбега  на дальность в коридор 10 м и в обозначенное место; толкать набивной мяч весом 3 кг на результат со скачка;

- выполнять  все виды подач, выполнять прямой нападающий удар; блокировать нападающие удары при игре в волейбол;

- выполнять передачу из-за головы при передвижении бегом; ведение мяча с обводкой;

- уметь судить соревнования по баскетболу, волейболу, пионерболу.

Контрольно-измерительные материалы.

Проверочные  испытания по видам упражнений: бег 30—60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь. Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно).

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся.

Успеваемость по предмету «Физическая культура» в 9 классах специальной коррекционной школы определяется отношением ученика к занятиям, степенью сформированности учебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводятся по специальной программе. Если учащиеся изъявляют желание и по заключению врача могут заниматься с классом, им разрешается участие в занятиях под особым контролем учителя, с определенными ограничениями.
Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход при развитии двигательных способностей целесообразно делить класс на группы учащихся с учетом их двигательных и интеллектуальных способностей.
Следует обратить внимание на необходимость заключения врача о физической нагрузке и возможностях каждого учащегося.
      Обязательным для учителя является контроль за уровнем физического развития и двигательной активностью учащихся (ДА). По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные (контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30—60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из  положения сидя ноги врозь.Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно). Полученные данные обрабатываются, сопоставляются с показателями физического развития (рост, вес, объём груди, спирометрия), записываются в специально отведенный журнал учета двигательной активности (ДА) и физического развития. На основе этих данных совместно с врачом школы (школы-интерната) определяются физкультурные группы.

Содержание программы.

Содержимое программного материала уроков в 9 классе состоит из базовых основ физкультуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.

Программа состоит из следующих основных разделов:

∙ Легкая атлетика

∙ Гимнастика

 ∙  Игры -  спортивные.Волейбол,баскетбол.

Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Легкоатлетические упражнения проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

Раздел «Гимнастика» включает строевые упражнения, корригирующие упражнения с предметами и без предметов, элементы акробатических упражнений на равновесие и опорные прыжки, кувырок вперед,назад,стойка на руках у стены,лазание по канату,висы .

. Особое внимание на данных уроках уделяется соблюдению техники безопасности.

Раздел «Спортивные игры»  в него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей. Волейбол –верхняя и нижняя передача мяча в парах, через сетку, верхняя прямая подача,нападающий удар блокирование,учебная игра с соблюдением правил.Баскетбол – броски мяча в корзину, изменение по свистку направление бега,учебная игра по правилам.

Каждый урок по физкультуре  планируется в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным  повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующим возможностям учащихся.  Урок  строится из четырёх частей (вводной, подготовительной, основной, заключительной). Все части методически связаны между собой.

Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, способствует социализации ученика в обществе, формирует бережное отношение к своему здоровью. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям просматриваются следующие направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсорного развития.

2. Коррекция психической деятельности.

3. Развитие основных мыслительных операций.

4. Развитие наглядно-образного мышления.

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

6. Развитие речи.

7. Расширение представлений об окружающей среде.

В каждый раздел программы включены игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств.

Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на открытом воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

Календарно - тематическое  планирование,  9 класс.

Раздел

Количество

часов

Дата

Тема урока

1.

Спортивные игры. Волейбол

Приём мяча .

1

2.

Верхняя прямая подача.

1

3.

Передача мяча снизу  через сетку.

1

4.

Учебная игра с применением изученных приёмов.

1

5.

Спортивные игры. Баскетбол

Ловля и передача мяча в движении в парах двумя руками.

1

6.

Ловля и передача мяча в движении одной рукой в парах.

1

7.

Ведение мяча с изменением направления по свистку

1

8.

Ведение мяча с изменением направления, обводка стоек.

1

9.

Учебная игра с применением изученных приёмов .

1

10.

Легкая атлетика.

Прыжки в длину с разбега способом согнув ноги.

1

11.

Прыжки в длину с разбега способом согнув ноги.

1

12.

Эстафета по кругу с этапом 60 м.

1

13.

Бег на время 60 м.

1

14.

Бег на скорость 100 м.

1

15.

Кросс 1000 м. - мальчики, 800 м. - девочки.

1

16.

Прыжки в высоту.

1

17.

Прыжки в высоту перешагиванием.

1

18.

Прыжки в высоту на результат.

1

19.

Гимнастика.

Кувырок вперед из положения сидя на пятках.

1

20.

Кувырок вперед из положения сидя на пятках.

1

21.

Вис на время  на гимнастической стенке, перекладине.

1

22.

Завязывание каната петлёй на бедре.

1

23.

Завязывание каната петлёй на бедре.

1

24.

Опорный прыжок через козла ноги врозь.

1

25

Опорный прыжок через козла ноги врозь.

1

26.

Опорный прыжок через козла согнув  ноги в ширину.

1

27.

Опорный прыжок через козла согнув ноги в ширину.

1

28.

Лазание по канату в три приёма.

1

29.

Лазание по канату в два приёма.

1

30.

Соревнование в лазании по канату на скорость.

1

31.

Преодоление полосы препятствий.

1

32.

Преодоление полосы препятствий.

1

33.

Лёгкая атлетика.

Прыжки через козла, ноги врозь.

1

34.

Прыжки через козла, ноги врозь.

1

35.

Прыжки через козла, ноги врозь.

1

36.

Прыжки через козла, ноги врозь.

1

37.

Лазание по канату.

1

38.

Лазание по канату.

1

39.

Лазание по канату.

1

40.

Лазание по канату.

1

41.

Метание мяча в цель.

1

42.

Метание мяча в цель.

1

43.

Метание мяча в цель.

1

44.

Метание мяча в цель.

1

45.

Прыжки в высоту.

1

46.

Прыжки в высоту.

1

47.

Прыжки в высоту.

1

48.

Прыжки в высоту.

1

49.

Подвижные игры с мячом.

1

50.

Подвижные игры с мячом.

1

51.

Гимнастика.

Упражнение на бревне высотой 100 см.

1

52.

Лазание по канату.

1

53.

Опорные  прыжки через козла.

1

54.

Преодоление полосы препятствий на время.

1

55.

Лёгкая атлетика.

Прыжки в высоту.

1

56.

Прыжки в высоту на результат. Правила соревнований.

1

57.

Толкание ядра.

1

58.

Толкание ядра.

1

59.

Метание мяча  на дальность.

1

60.

Спортивные иры. Баскетбол.

Броски мяча в корзину с места с разного расстояния.

1

61.

Броски мяча в корзину в движении с разных положений.

1

62.

Технические приёмы в баскетболе.

1

63.

Технические приёмы в баскетболе.

1

64.

Учебная игра. Правила соревнований.

1

65.

Спортивные игры. Волейбол

Блокирование мяча.

1

66.

Прямой нападающий удар.

1

67.

Сочетание нападающих ударов и блокирование.

1

68-70

Учебная игра с применением  изученных  приёмов

3

Материальна техническая  база

Гимнастичекий инвентарь

Мячи

Баскетбольный инвентарь

Волейбольный инвентарь

Теннис

Дополнительный инвентарь

Стенка

 Скамейка

 Козёл

Палки

Обручи

Скалки

Маты

Мячи  для метания разные по весу и размеру

Медболы

Баскетбольные кольца

Баскетбольные мячи

Волейбольная сетка

Волейбольные мячи

Теннисный стол

Ракетки

Воланы

Мишени для метания в цель

Флажки

Кегли

Канаты

Конусы

Мешочки с песком

Учебно методическое обеспечение дисциплины

Учебная литература.

1.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, Под редакцией И.М. Бгажнокова  2017г, автор А. А. Дмитриев.

Научно – методическая

     1.Богданов Г.П. «Уроки физической культуры в 8- 9 классах». 1987г.

     2.Воробьев Н.П. «Спортивные игры». 1998г.

     3.Васильков  Г.А. «Гимнастика в режиме дня школьника» .2005г

     4.Голомазов В.А. «Волейбол в школе».1995г

     5.Журнал  «Физическая культура в школе».

     6.Журнал  «Спорт в школе».2003г

Литература для учащихся.

     1.Гойхман П.Н. «Легкая атлетика в школе»1996г

     2.Сугилин А.А. «Футбол во дворе».1994г

     3. Дичев, Т. Осторожно дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. – 2009. – № 10. – С. 19-21.«О влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей и подростко».

     4.Стонкус С. «Мы играем в баскетбол».1988г

             Приложение №1

Контрольно-измерительные материалы

9 класс

Мальчики

Девочки

Виды испытаний

5

4

3

5

4

3

Прыжок в длину с места

210

190

170

190

170

160

Прыжки со скакалкой за 30с.

60

50

40

65

65

45

Поднимание туловища за 30с

26

21

18

23

20

17

Отжимание

36

25

18

22

18

16

Подтягивание

12

10

8

21

14

8

Метание мяча на дальность

40

35

31

35

26

20

Челночный бег 6X10

15.5

16.5

17.5

17.0

18.0

19.0

Бег 1000м

3.40

4,00

5,00

4.20

4.40

5.30

Бег 60м

8.4

9.2

10.6

9.4

10.0

11,2

Бег 30м

4.5

5.1

6,0

4.9

5.8

7,0

Бросок набивного мяча(1кг. м)

12

9

7

9

7

5

Вис на перекладине (сек)

45

35

20

28

25

12

Бег 2000м, 3000м-мальчики

Без учета времени

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», 5 класс, 1 вариант УП

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» предназначена для учащихся 5 класса 1 вариант УП...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», 7 класс, 1 вариант УП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» предназначена для обучающихся  7 класса,  1 вариант УП...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», 8 класс, 1 вариант УП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» предназначена для обучающихся 8 класса, 1 вариант УП...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», 6 класс, 1 вариант УП

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» предназначена  для учащихся 6 класса 1 вариант УП...