Осуществление системно-деятельностного подхода преподавания предмета физическая культура в МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ломакина Людмила Николаевна

Как в пределах ОО можно применять системно-деятельностный подход на уроках физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осуществление системно-деятельностного подхода  преподавания предмета физическая культура в  МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС

Древняя притча гласит о том,  что пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". А суть её заключается в том, что  не надо давать рыбу, а надо научить ловить ее.

 Вот и стандарт нового поколения это стандарт,  который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу",  а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых  не может быть эффективного образования.  Ведь, именно в действии порождается знание.

Мы все знаем, что целью физического воспитания в школе является: содействие всестороннему развитию личности посредством формирования  физической культуры личности школьника. А стремиться к этой цели нам предлагают через системно- деятельностный подход. Давайте, рассмотрим,  что же это такое.

Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на психолого-возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. 

Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления) как системы, в которой выделены все ее элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенно влияющие на результаты функционирования системы.

Деятельность - это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. 

              Многие учителя не один десяток лет проработавшие  в школе  придерживаются традиционной, классической методики обучения. И, понятное дело, сейчас нелегко перестраиваться. Для этого нужно какое-то время,  а самое главное –  условия, чтобы научиться работать по-новому. Хотя с использованием элементов ФГОС мы уже многие работаем, сами того не подозревая.

Например:

- на уроке физической культуры стараемся развивать способности ученика самостоятельно намечать учебные цели и искать пути их достижения. Чтобы подойти к планируемым результатам, мы привлекает обучающихся к поиску и использованию необходимых средств и способов достижения целей, учим контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, т.е. идет формирование познавательных УУД.

       - также мы  учим школьников толерантности, умению вести диалог, обсуждать успех и неудачи, анализируя их, не унижая достоинства личности, оценивать поступки свои и чужие. Тем самым  формируя у ребят оценочные суждения. Обучающиеся стараются оказывать посильную помощь и моральную поддержку  сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения - формируем (коммуникативные, личностные УУД).

         - обучающиеся на уроках и во время внеурочных занятий при развитии различных двигательных способностей, качеств (выносливость, скоростно-силовые качества и др.) выполняя различные упражнения, оценивают свои возможности, проявляют характер, демонстрируют волевые усилия ( игра, соревнования)- это (регулятивные УУД).

 А теперь, что конкретно мы применяем на уроках физической культуры в гимназии № 73:

  1. 1-4 класс

А. Показывая обучающимся любой спортивный предмет и задавая вопрос: «Какой раздел физической культуры мы будем проходить?». Б. Показав руками технические элементы любого вида спорта,  дети называют тему урока.

В. При выполнении круговой разминки, ребята уверенно отвечают на какие группы мышц данное упражнение.

Г. При отработке строевой подготовки, ребята оценивают друг друга.

2.        5-9 класс

А. При  развитии физических качеств, ребята выбирают карточки-задания, с упражнениями,  на те,  группы мышц, которые требуют особого внимания.

Б. Составляют комплекс ОРУ с предметами.

В. Сами находят в интернете и проводят подвижные игры,  развивающие те или иные физические качества.

Г. Перед началом выполнения движения  ученик проговаривает вслух, как он будет его выполнять: какие движения и в какой последовательности он будет делать. Такое комментирование ученик осуществляет и по ходу выполнения упражнений (метод комментированного управления).

3.           10-11 класс

А.  Используем проектную деятельность.

Б. При круговой тренировке, задание на одну станцию ученик себе выбирает сам.

В. Выполняют судейство, с дальнейшим разбором игры одного из игроков.

Г. При отработке любого технического элемента, обучающиеся оценивают друг друга.

               Наш опыт работы в школе показывает, что наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках. И здесь   важен  интерес поиска, размышления.

             На своих уроках мы  стараемся планировать, учебный процесс так, чтобы деятельность школьников основывалась на уже известных способах деятельности, но имела в себе элемент развития. Тогда задача, стоящая перед учеником стимулирует позитивное отношение, т.е. создаёт ситуацию успеха.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Тема: " Реализация идей системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры.

Реализация идей системно -деятельностного подхода на уроке физической культуры. Требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе   Федеральные государственные образовательные...

Использование здоровьесберегающих технологий по физической культуре во внеурочное время в условиях реализации программы ФГОС

Здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой   совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и п...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразием инновационной деятельности образовательных организаций. Использование новых информационных и педагогических техн...

Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках физической культуры как средство повышения уровня физической подготовленности обучающихся"

В настоящей презентации  расскажу о практических достижениях профессиональной деятельности в области применения системно-деятельностного подхода.Ключевые понятия темы: образовательное воздействие...

Статья "Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы: инновация - важное условие реализации ФГОС.

В статье рассматриваются основные принципы системно-деятельностного подхода. На практике предлагаются разные виды и приёмы работы в даннойтехнологии....

Осуществление системно-деятельностного подхода преподавания предмета физическая культура в МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС

Осуществление системно-деятельностного подхода  преподавания предмета физическая культура в  МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС...