Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС
статья по физкультуре
Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polyakova_t.a._vystuplenie_na_konferentsii_1.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Полякова Т.А.,
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ N594 Московского района
Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС
Согласно статьям 28, 41, 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье детей, создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся.
В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения деятельность по сохранению, укреплению и формированию здоровья школьников рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества. В состоянии здоровья детей и подростков, являющихся интеллектуальным, кадровым, оборонным потенциалом общества и государства, сформировались устойчивые негативные тенденции: растет заболеваемость, ухудшается физическое развитие, прогрессивно увеличивается распространенность факторов риска формирования здоровья и развития.
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании.
Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором необходимо учитывать:
- индивидуальные особенности ребенка
- состояние его здоровья
-контроль физической и эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала
- поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Роль учителя физической культуры в сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи.
Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе, помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
Учителю на уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему.
Для реализации здоровьсберегающих технологий необходимо:
1. При хорошей погоде уроки физической культуры проводить на свежем воздухе, что позволяет проводить закаливающие мероприятия.
2.Чередовать виды деятельности. Разнообразить формы организации урока, чередовать умственную и физическую нагрузку учащихся - один их способов повышения эффективности урока. Чередовать теорию и практику.
3.Создавать благоприятную дружескую обстановку на уроке. Обязательно обращать внимание на физическое и психологическое состояние детей, наблюдать, как учащиеся воспринимают задания учителя, как оценивают его работу.
4.Дозировать задания. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки учащихся. В конце урока обязательно проводить релаксационные упражнения.
5.Соблюдать индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети очень разные, но учителя стараются сделать свои уроки интересными. Для этого они создают для каждого ученика ситуацию успеха.
6.Создавать воспитательную направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально - дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.
На уроках предусматривается:
- строгие дозированные физические нагрузки с учетом физического развития всех учащихся, их группы здоровья;
- строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения;
- проверка и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря, своевременный их ремонт и починка, содержание их в чистоте;
- контроль за сменной спортивной формы;
- применение специальных упражнений для профилактики и коррекций осанки, применение дыхательных упражнений.
Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Временно освобождённые дети и обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведениями, с техникой выполнения двигательных действий.
В результате использования вышеописанных технологий в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся;
Учащиеся становятся победителями и призерами соревнований по физической культуре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровьесберегающая технология не может выражаться какой -то конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;
д) в нравственном плане – честен, самокритичен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры
Привлечь ребенка к самостоятельным занятиям спортом, отвлечь от пагубных привычек....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры
Аналитические материалы по реализации программы "Укрепление и сохранение здоровья школьников"...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя физической культуры в соответствии с ФГОС»
Статья раскрывает актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры аспекты реализации требований ФГОС
Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов аспекты реализации требований ФГОС.
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. П...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС.
Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации ...