Проект на тему: « Гиподинамия – что это такое? Меры предотвращения"
проект по физкультуре (10 класс)

Кондакова Елена Анатольевна

проект учащегося 10-го класса по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx110.23 КБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Шатуры»









Проект на тему «Гиподинамия – что это такое? Меры предотвращения»        



                                                                                                                             Работу выполнил:

Учащийся 10 «А» класса

Ничик Вадим Романович

Руководитель:

Учитель физкультуры
Кондакова Елена Анатольевна

                                                       Шатура 2021

Оглавление

Введение        3

Глава I. Гиподинамия – болезнь современности……………………………………………….4

1.1. История возникновения гиподинамии        4

1.2. Причины возникновения гиподинамии        5

1.3. Симптомы гиподинамии        6

1.4. Профилактика гиподинамии……………………………………………………………..7

1.5. Польза физического развития……………………………………………………………8

Глава II. Исследовательская деятельность        9

2.1.Социологический опрос        9

2.2. Проведения теста с пульсом.        10

Заключение        11

Литература        12

Приложения………………………………………………………………………………….13-18 





















                                             Введение
            Гиподинамию называют «болезнью цивилизации». По данным ВОЗ, каждый четвертый человек на планете ведет малоподвижный образ жизни. В странах с высоким уровнем дохода гиподинамия наблюдается у 26% мужчин и 35% женщин, а в развивающихся странах этот показатель составляет 12% и 24% соответственно. Неблагоприятная ситуация среди подростков: 80% детей в возрасте 11-17 лет недостаточно физически развиты и активны. Среди причин смертности гиподинамия занимает 4 место, поскольку способствует возникновению опасных кардиологических и других болезней.

           Гиподинамия — (от греческого hypo - внизу и dynamis - сила) это состояние, которое характеризуется недостаточной физической активностью и уменьшением мышечной силы. Не является самостоятельным заболеванием, так как всё целиком и полностью зависит от человека.

                Цель: исследовать проблему гиподинамии подростков, найти способы её предотвращения.
              Задачи: 
                   1.
Провести анкетирование среди учеников, чтобы выяснить, знают ли они,                  что такое гиподинамия и каковы ее последствия
                   2. Изучить понятие и историю возникновения гиподинамии;
                   3.
Выяснить причины возникновения и симптомы гиподинамии;            
                   4. Привлечь внимание школьников и их родителей к данной проблеме;
                   5. Подобрать рекомендации по профилактике гиподинамии.
    Гипотеза: Знание о гиподинамии, внесет свой вклад в улучшение здоровья школьников, будет способствовать повышению культуры здорового образа жизни.

                     Глава I. Гиподинамия – болезнь современности.
                        1.1. История возникновения гиподинамии.
             Гиподинамия представляет собой особое состояние организма, вызванное длительным ограничением
 мышечной активности. По своей выраженности и последствиям оно может быть различным, и обусловлено условиями работы человека, длительностью и степенью недостаточности мышечных нагрузок. Гиподинамия в сочетании с другими факторами может явиться предпосылкой к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний. Гиподинамию еще называют болезнью века и оборотной стороной прогресса. Справедливость такого утверждения, к сожалению, очевидна. Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. В нашем распоряжении машины, поезда и самолеты, чтобы без малейших усилий перемещаться на огромные расстояния.            Физическая активность была необходима нашим предкам просто для того, чтобы выжить. Древний человек вынужден был находиться в постоянном движении, чтобы добыть пищу и сохранить жизнь себе и своему потомству. Таким образом, потребность в движении была заложена в генах человека, как одно из условий для нормальной жизнедеятельности организма в суровых условиях внешней среды.
            Генетическая программа человека остается неизменной на протяжении всех последних тысячелетий, а вот образ его жизни претерпел весьма существенные изменения. Движение ради выживания перестало быть необходимостью.
 У многих из нас вся физическая нагрузка ограничивается дорогой от подъезда до ближайшего магазина. Гиподинамия в школьном возрасте нередко связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятий спортом Наши мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех  внутренних органов и систем организма человека..Прямым следствием гиподинамии является расстройство деятельности нервной и сердечнососудистой системы, нарушение обмена веществ и как итог ожирение.    
                                                                                                                                                                                             
               
1.2. Причины возникновения гиподинамии.
            Более половины случаев гиподинамии обусловлены неправильными  поведенческими установками, а зачастую и обычной ленью. Отсутствие физической активности и пребывания на свежем воздухе объясняется длинным рабочим днем, наличием личного транспорта, усталостью и стрессами. На распространенность гиподинамии влияет урбанизация: вследствие развития системы городского транспорта у людей нет необходимости в пеших прогулках. Среди других причин гиподинамии выделяют:


Специфические условия труда
. Некоторые профессии связаны с необходимостью длительно пребывать в одной позе: сидя или стоя. Например работа на заводах и фабриках за конвейером.  Вторым производственным фактором, способствующим гиподинамии, является вынужденное положение, которое провоцирует боли в мышцах, спине. Но зачастую в дни отдыха люди не занимаются спортом или просто , а лежат у телевизора или сидят за компьютером.
Патологические состояния
. При тяжелых болезнях, требующих соблюдения постельного режима, создаются объективные причины для гиподинамии. Подобная ситуация встречается после хирургических операций, костных переломов, когда человек не может совершать активные движения.


Развитие компьютерных технологий
. Многие люди чрезмерно увлекаются социальными сетями и компьютерными играми, поэтому предпочитают провести время за использованием гаджетов, нежели совершить пешую прогулку. Тенденция к гиподинамии часто наблюдается среди детей и подростков.


Избыточная масса тела
Ожирение является одновременно и причиной, и симптомом гиподинамии. Людям с лишним весом намного труднее выполнять физические упражнения, поэтому они избегают даже элементарной активности (спокойная ходьба, спортивные игры). В свою очередь, гиподинамия способствует усиленному накоплению жировых отложений.
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/013c/000ef55b-d1350159/img2.jpg

                         


                               
                                 
1.3. Симптомы гиподинамии.
                Гиподинамия сопровождается  большим количеством весьма разнообразных симптомов.

                Прежде всего, гиподинамия приводит к различным нарушениям функционального состояния человеческого организма. Данные нарушения дают о себе знать в виде атрофии костей и мышц, уменьшения синтеза белков и обмена электролитов, нарушения обмена веществ, уменьшения количества кальция в костях. Выявить все эти изменения не так уж сложно, так как они со временем начинают давать о себе знать. Так, к примеру, уменьшение количества кальция в костях становится причиной частых переломов.

                При гиподинамии у людей отмечаются также и такие симптомы как частые головные боли, чрезмерная нервозность, бессонница, общая усталость, снижение работоспособности. Так как гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга, это приводит к тому, что у больного начинает отмечаться чрезмерная возбудимость, то есть его эмоциональное состояние можно считать неуравновешенным. В результате, на лицо не только неврастения, но и астенический синдром.

                 Еще одним довольно частым признаком гиподинамии принято считать повышение аппетита, люди поглощают пищу в очень больших количествах. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе, а также чрезмерный выход кальция может вести к ожирению.

                 Все эти процессы довольно часто способствуют также развитию атеросклероза. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

                 Плохая сопротивляемость молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”,

                   У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Следовательно скелет держать нечем. Поэтому возникают искривления позвоночника. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

                           
1.4. Профилактика гиподинамии.

Многим людям не хватает времени на серьёзные занятия спортом. Но это – ложь. Для того ,чтобы  укрепить своё здоровье необходимо желание!.Можно начать с простой зарядки утром, или снебольшой прогулки в быстром темпе, или пробежки на небольшое расстояние. Главное начать что-то делать и не лениться. (Приложение 1).
                                 1.5. Польза физического развития. 
             При физической нагрузке увеличивается объём крови, протекающей через сердечную мышцу, улучшается снабжение её питательными веществами, это способствует укреплению сердечной мышцы и её развитию.  Происходит насыщение внутренних органов кислородом.. Учёные утверждают, что  на 70-тые сутки полной неподвижности размеры сердца уменьшаются на 13-18%. Физические упражнения, спортивные игры, тренируют мышцы тела. Увеличивается объем легких, что в свою очередь помогает крови обогатиться кислородом и доставить его ко всем внутренним органам Для растущего организма подростка-это просто необходимо!!. В этот период нужны физические нагрузки, но в пределах возможностей каждого ребенка.
              С увеличением физической активности, повышается работоспособность человека: снижается вес тела и жировой массы, содержания холестерина в крови, понижается артериальное давление и частота сердечных сокращений. Регулярные физические нагрузки и тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных изменений физиологических функций тела, а также негативных изменений различных органов и систем. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией.                
              При нагрузке повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Лучшим средством борьбы с гиподинамией считается ходьба и бег.

                     Глава ll. Исследовательская деятельность.
                                    2.1. Социологический опрос.
       В социологическом опросе участвовали  учащиеся 8-9 классов, всего 36 человек. Нужно было ответить на вопросы, первый из них: “Знаете ли вы, что такое гиподинамия?”.

Оказывается, большая часть школьников 29 человек (82% опрошенных) не имеют представления о том, что это такое. Результаты этого опроса представлены на диаграмме (Приложение 2).

     
      По второму вопросу:
 ‘’Делаете ли вы утреннюю зарядку?’’ 1) да 2) нет

27 учащихся ответили – нет, (75%), и только  9 –да (25%) (Приложение 3)

 Основная часть учащихся, не считает необходимым делать утреннюю зарядку, мотивируя тем, что надо будет вставать на 30 мин. раньше.

       
      Третий вопрос: ‘’В школу вы идете пешком?’’ 1) да 2) нет

Оказалось, что пешком в школу идут всего лишь 15 человек (42%), меньше половины. А  21  человек (58%) добираются или на машине, или на автобусе. (Приложение 4)

Получается что у более чем 50% опрошенных учащихся очень малая двигательная активность, что может привести к нежелательным последствиям со здоровьем в будущем.

       
     На четвертый вопрос: “Придерживаетесь ли вы режима дня?” 1) да 2) нет
Большая часть учащихся, а именно 28 человек (78%) ответили – нет, и всего лишь 8 – да (22%) (Приложение 5). Эти данные говорят о том, что далеко не каждый школьник имеет организованный образ жизни.

     На пятый вопрос “Как часто Вы употребляете Фаст-фуд?” 14 человек (39%) ответили- ежедневно, 16 человек (44%) – несколько раз в месяц, и 6 человек (17%) ответили, что стараются есть фаст-фуд как можно реже (Приложение 6). Согласно проведенному опросу среди 36 школьников было выявлено, что все 100% опрошенных употребляют продукты фаст-фуда. А ведь в фаст-фуде очень много животных жиров, которые ведут не только к лишнему весу, но и негативно влияют на сердце и печень.

   2.2.Проведение теста с пульсом человека.

             Цель моего исследования – определить зависимость пульса от различных физических нагрузок (приседания, бег). Я измерял пульс методом пальпации и использовал секундомер.    
            В эксперименте принимали участие десять учеников 9-го класса, 5 из которых активно занимаются спортом, а остальные – нет.
            ЧСС в начале упражнений у всех участников был в состояние покоя (65-70 уд/мин). Начали мы с приседаний. Спустя 30 секунд я подсчитал среднее число пульсовых ударов. Результаты представлены на диаграмме (Приложение 7). Исходя из данных на диаграмме, мы можем заметить, что у учеников, активно занимающихся спортом, в среднем пульс участился на 9 уд/мин, а вот у менее подготовленных в среднем на 16 уд/мин.
             После небольшого перерыва последовало упражнение ”бег”. По истечению 30 секунд я замерил среднее число пульсовых ударов. Результаты видны на диаграмме (Приложение 8). Из данной диаграммы видно, что при беге ЧСС у более спортивных учеников в среднем повысилась на 17 уд/мин, а у остальных ребят на целых 28 уд/мин.
              В ходе исследовательской работы я сделал следующие выводы:
1. У более
 подготовленных в спортивном плане учащихся, нагрузка не вызвала резкого скачка ЧСС, а у тех кто не занимается регулярно спортом - очень большая разница в результатах;
2. Занятия спортом способствуют нормальной работе сердечно - сосудистой системы, что положительно сказывается на общем состоянии здоровья учащихся.
              В заключение хочется сказать, что мы должны помнить, что наше здоровье зависит только от нас. Каждый наш следующий день зависит от того, какой выбор мы делаем сегодня. И этот выбор остается за нами.

                                             

  Заключение

. В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. «Дядя Ваня» А.П.Чехов, так и хочется добавить и «тело» Ведь если человек не здоров , то о какой красоте можно говорить!   Дети, подростки берут пример  со своих родителей, и прививать интерес к здоровому образу жизни с ранних лет задача взрослых. На собственном примере показать все прелести активного образа жизни.
             Здоровье и красота – вот источник хорошего самочувствия и отличного настроение. Каждый может позаботиться о своем здоровье самостоятельно, приняв в свою жизнь физическую активность. Также советую обратить внимание на данный комплекс упражнений, который подойдет многим категориям людей с разным уровнем физической подготовки (Приложение 9).


                                            Литература
1. https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_cardiology/hypodynamia

2 .К здоровью через движение. Рекомендации. Развивающие игры. Комплексы упражнений. Вера Феоктистова, Любовь Плиева. Издательство: Учитель.2010


3. http://www.systemdev.ru/articles/zd_articles/hipodinamia.html

4. Похудеть навсегда, или Путь к красоте тела через здоровье. Ольга Хазова. Издательство: Предтеча.2009 год


5. Здоровье своими руками. Простой и доступный справочник для каждого, кто заботится о своем здоровье. Николай Сорока, Ольга Пересада, Михаил Чичко. Издательство: Белфакс Медиа.2004 год





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"

Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"....

социально-образовательный проект «Правовое просвещение субъектов образования в качестве профилактики предотвращения жестокого обращения с детьми»п

1.     Проведение информационно – просветительской работы по ознакомлению школьников с социально-правовыми нормами и правилами поведения2.     Содействие интегр...

Проект ученика 5Г класса Герика Петросяна. "Необычные меры длинны. "

Проектр о необычных мерах длинны которые встречаются в нашей жизни....

Презентация на тему "Гиподинамия"

Проектпо физической культуре«Гиподинамия – что это такое?» 21. ПодготовительныйФормулировка целей, задач, методов, содержания и конечного результата данной работы.2. Организацио...

Меры предотвращения травматизма при занятиях плаванием с учащимися общеобразовательных учреждений.

Не для кого ни секрет, что занятия физической культуры включают в себя высокий уровень травматизма, в том числе и занятия плаванием....