Проект на тему: « Гиподинамия – что это такое? Меры предотвращения"
проект по физкультуре (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Шатуры»
Проект на тему «Гиподинамия – что это такое? Меры предотвращения»
Работу выполнил:
Учащийся 10 «А» класса
Ничик Вадим Романович
Руководитель:
Учитель физкультуры
Кондакова Елена Анатольевна
Шатура 2021
Оглавление
Глава I. Гиподинамия – болезнь современности……………………………………………….4
1.1. История возникновения гиподинамии 4
1.2. Причины возникновения гиподинамии 5
1.4. Профилактика гиподинамии……………………………………………………………..7
1.5. Польза физического развития……………………………………………………………8
Глава II. Исследовательская деятельность 9
2.2. Проведения теста с пульсом. 10
Приложения………………………………………………………………………………….13-18
Введение
Гиподинамию называют «болезнью цивилизации». По данным ВОЗ, каждый четвертый человек на планете ведет малоподвижный образ жизни. В странах с высоким уровнем дохода гиподинамия наблюдается у 26% мужчин и 35% женщин, а в развивающихся странах этот показатель составляет 12% и 24% соответственно. Неблагоприятная ситуация среди подростков: 80% детей в возрасте 11-17 лет недостаточно физически развиты и активны. Среди причин смертности гиподинамия занимает 4 место, поскольку способствует возникновению опасных кардиологических и других болезней.
Гиподинамия — (от греческого hypo - внизу и dynamis - сила) это состояние, которое характеризуется недостаточной физической активностью и уменьшением мышечной силы. Не является самостоятельным заболеванием, так как всё целиком и полностью зависит от человека.
Цель: исследовать проблему гиподинамии подростков, найти способы её предотвращения.
Задачи:
1. Провести анкетирование среди учеников, чтобы выяснить, знают ли они, что такое гиподинамия и каковы ее последствия
2. Изучить понятие и историю возникновения гиподинамии;
3. Выяснить причины возникновения и симптомы гиподинамии;
4. Привлечь внимание школьников и их родителей к данной проблеме;
5. Подобрать рекомендации по профилактике гиподинамии.
Гипотеза: Знание о гиподинамии, внесет свой вклад в улучшение здоровья школьников, будет способствовать повышению культуры здорового образа жизни.
Глава I. Гиподинамия – болезнь современности.
1.1. История возникновения гиподинамии.
Гиподинамия представляет собой особое состояние организма, вызванное длительным ограничением мышечной активности. По своей выраженности и последствиям оно может быть различным, и обусловлено условиями работы человека, длительностью и степенью недостаточности мышечных нагрузок. Гиподинамия в сочетании с другими факторами может явиться предпосылкой к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний. Гиподинамию еще называют болезнью века и оборотной стороной прогресса. Справедливость такого утверждения, к сожалению, очевидна. Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. В нашем распоряжении машины, поезда и самолеты, чтобы без малейших усилий перемещаться на огромные расстояния. Физическая активность была необходима нашим предкам просто для того, чтобы выжить. Древний человек вынужден был находиться в постоянном движении, чтобы добыть пищу и сохранить жизнь себе и своему потомству. Таким образом, потребность в движении была заложена в генах человека, как одно из условий для нормальной жизнедеятельности организма в суровых условиях внешней среды.
Генетическая программа человека остается неизменной на протяжении всех последних тысячелетий, а вот образ его жизни претерпел весьма существенные изменения. Движение ради выживания перестало быть необходимостью. У многих из нас вся физическая нагрузка ограничивается дорогой от подъезда до ближайшего магазина. Гиподинамия в школьном возрасте нередко связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятий спортом Наши мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех внутренних органов и систем организма человека..Прямым следствием гиподинамии является расстройство деятельности нервной и сердечнососудистой системы, нарушение обмена веществ и как итог ожирение.
1.2. Причины возникновения гиподинамии.
Более половины случаев гиподинамии обусловлены неправильными поведенческими установками, а зачастую и обычной ленью. Отсутствие физической активности и пребывания на свежем воздухе объясняется длинным рабочим днем, наличием личного транспорта, усталостью и стрессами. На распространенность гиподинамии влияет урбанизация: вследствие развития системы городского транспорта у людей нет необходимости в пеших прогулках. Среди других причин гиподинамии выделяют:
Специфические условия труда. Некоторые профессии связаны с необходимостью длительно пребывать в одной позе: сидя или стоя. Например работа на заводах и фабриках за конвейером. Вторым производственным фактором, способствующим гиподинамии, является вынужденное положение, которое провоцирует боли в мышцах, спине. Но зачастую в дни отдыха люди не занимаются спортом или просто , а лежат у телевизора или сидят за компьютером.
Патологические состояния. При тяжелых болезнях, требующих соблюдения постельного режима, создаются объективные причины для гиподинамии. Подобная ситуация встречается после хирургических операций, костных переломов, когда человек не может совершать активные движения.
Развитие компьютерных технологий. Многие люди чрезмерно увлекаются социальными сетями и компьютерными играми, поэтому предпочитают провести время за использованием гаджетов, нежели совершить пешую прогулку. Тенденция к гиподинамии часто наблюдается среди детей и подростков.
Избыточная масса тела. Ожирение является одновременно и причиной, и симптомом гиподинамии. Людям с лишним весом намного труднее выполнять физические упражнения, поэтому они избегают даже элементарной активности (спокойная ходьба, спортивные игры). В свою очередь, гиподинамия способствует усиленному накоплению жировых отложений.
1.3. Симптомы гиподинамии.
Гиподинамия сопровождается большим количеством весьма разнообразных симптомов.
Прежде всего, гиподинамия приводит к различным нарушениям функционального состояния человеческого организма. Данные нарушения дают о себе знать в виде атрофии костей и мышц, уменьшения синтеза белков и обмена электролитов, нарушения обмена веществ, уменьшения количества кальция в костях. Выявить все эти изменения не так уж сложно, так как они со временем начинают давать о себе знать. Так, к примеру, уменьшение количества кальция в костях становится причиной частых переломов.
При гиподинамии у людей отмечаются также и такие симптомы как частые головные боли, чрезмерная нервозность, бессонница, общая усталость, снижение работоспособности. Так как гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга, это приводит к тому, что у больного начинает отмечаться чрезмерная возбудимость, то есть его эмоциональное состояние можно считать неуравновешенным. В результате, на лицо не только неврастения, но и астенический синдром.
Еще одним довольно частым признаком гиподинамии принято считать повышение аппетита, люди поглощают пищу в очень больших количествах. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе, а также чрезмерный выход кальция может вести к ожирению.
Все эти процессы довольно часто способствуют также развитию атеросклероза. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Плохая сопротивляемость молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”,
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Следовательно скелет держать нечем. Поэтому возникают искривления позвоночника. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
1.4. Профилактика гиподинамии.
Многим людям не хватает времени на серьёзные занятия спортом. Но это – ложь. Для того ,чтобы укрепить своё здоровье необходимо желание!.Можно начать с простой зарядки утром, или снебольшой прогулки в быстром темпе, или пробежки на небольшое расстояние. Главное начать что-то делать и не лениться. (Приложение 1).
1.5. Польза физического развития.
При физической нагрузке увеличивается объём крови, протекающей через сердечную мышцу, улучшается снабжение её питательными веществами, это способствует укреплению сердечной мышцы и её развитию. Происходит насыщение внутренних органов кислородом.. Учёные утверждают, что на 70-тые сутки полной неподвижности размеры сердца уменьшаются на 13-18%. Физические упражнения, спортивные игры, тренируют мышцы тела. Увеличивается объем легких, что в свою очередь помогает крови обогатиться кислородом и доставить его ко всем внутренним органам Для растущего организма подростка-это просто необходимо!!. В этот период нужны физические нагрузки, но в пределах возможностей каждого ребенка.
С увеличением физической активности, повышается работоспособность человека: снижается вес тела и жировой массы, содержания холестерина в крови, понижается артериальное давление и частота сердечных сокращений. Регулярные физические нагрузки и тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных изменений физиологических функций тела, а также негативных изменений различных органов и систем. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией.
При нагрузке повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Лучшим средством борьбы с гиподинамией считается ходьба и бег.
Глава ll. Исследовательская деятельность.
2.1. Социологический опрос.
В социологическом опросе участвовали учащиеся 8-9 классов, всего 36 человек. Нужно было ответить на вопросы, первый из них: “Знаете ли вы, что такое гиподинамия?”.
Оказывается, большая часть школьников 29 человек (82% опрошенных) не имеют представления о том, что это такое. Результаты этого опроса представлены на диаграмме (Приложение 2).
По второму вопросу: ‘’Делаете ли вы утреннюю зарядку?’’ 1) да 2) нет
27 учащихся ответили – нет, (75%), и только 9 –да (25%) (Приложение 3)
Основная часть учащихся, не считает необходимым делать утреннюю зарядку, мотивируя тем, что надо будет вставать на 30 мин. раньше.
Третий вопрос: ‘’В школу вы идете пешком?’’ 1) да 2) нет
Оказалось, что пешком в школу идут всего лишь 15 человек (42%), меньше половины. А 21 человек (58%) добираются или на машине, или на автобусе. (Приложение 4)
Получается что у более чем 50% опрошенных учащихся очень малая двигательная активность, что может привести к нежелательным последствиям со здоровьем в будущем.
На четвертый вопрос: “Придерживаетесь ли вы режима дня?” 1) да 2) нет
Большая часть учащихся, а именно 28 человек (78%) ответили – нет, и всего лишь 8 – да (22%) (Приложение 5). Эти данные говорят о том, что далеко не каждый школьник имеет организованный образ жизни.
На пятый вопрос “Как часто Вы употребляете Фаст-фуд?” 14 человек (39%) ответили- ежедневно, 16 человек (44%) – несколько раз в месяц, и 6 человек (17%) ответили, что стараются есть фаст-фуд как можно реже (Приложение 6). Согласно проведенному опросу среди 36 школьников было выявлено, что все 100% опрошенных употребляют продукты фаст-фуда. А ведь в фаст-фуде очень много животных жиров, которые ведут не только к лишнему весу, но и негативно влияют на сердце и печень.
2.2.Проведение теста с пульсом человека.
Цель моего исследования – определить зависимость пульса от различных физических нагрузок (приседания, бег). Я измерял пульс методом пальпации и использовал секундомер.
В эксперименте принимали участие десять учеников 9-го класса, 5 из которых активно занимаются спортом, а остальные – нет.
ЧСС в начале упражнений у всех участников был в состояние покоя (65-70 уд/мин). Начали мы с приседаний. Спустя 30 секунд я подсчитал среднее число пульсовых ударов. Результаты представлены на диаграмме (Приложение 7). Исходя из данных на диаграмме, мы можем заметить, что у учеников, активно занимающихся спортом, в среднем пульс участился на 9 уд/мин, а вот у менее подготовленных в среднем на 16 уд/мин.
После небольшого перерыва последовало упражнение ”бег”. По истечению 30 секунд я замерил среднее число пульсовых ударов. Результаты видны на диаграмме (Приложение 8). Из данной диаграммы видно, что при беге ЧСС у более спортивных учеников в среднем повысилась на 17 уд/мин, а у остальных ребят на целых 28 уд/мин.
В ходе исследовательской работы я сделал следующие выводы:
1. У более подготовленных в спортивном плане учащихся, нагрузка не вызвала резкого скачка ЧСС, а у тех кто не занимается регулярно спортом - очень большая разница в результатах;
2. Занятия спортом способствуют нормальной работе сердечно - сосудистой системы, что положительно сказывается на общем состоянии здоровья учащихся.
В заключение хочется сказать, что мы должны помнить, что наше здоровье зависит только от нас. Каждый наш следующий день зависит от того, какой выбор мы делаем сегодня. И этот выбор остается за нами.
Заключение
. В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. «Дядя Ваня» А.П.Чехов, так и хочется добавить и «тело» Ведь если человек не здоров , то о какой красоте можно говорить! Дети, подростки берут пример со своих родителей, и прививать интерес к здоровому образу жизни с ранних лет задача взрослых. На собственном примере показать все прелести активного образа жизни.
Здоровье и красота – вот источник хорошего самочувствия и отличного настроение. Каждый может позаботиться о своем здоровье самостоятельно, приняв в свою жизнь физическую активность. Также советую обратить внимание на данный комплекс упражнений, который подойдет многим категориям людей с разным уровнем физической подготовки (Приложение 9).
Литература
1. https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_cardiology/hypodynamia
2 .К здоровью через движение. Рекомендации. Развивающие игры. Комплексы упражнений. Вера Феоктистова, Любовь Плиева. Издательство: Учитель.2010
3. http://www.systemdev.ru/articles/zd_articles/hipodinamia.html
4. Похудеть навсегда, или Путь к красоте тела через здоровье. Ольга Хазова. Издательство: Предтеча.2009 год
5. Здоровье своими руками. Простой и доступный справочник для каждого, кто заботится о своем здоровье. Николай Сорока, Ольга Пересада, Михаил Чичко. Издательство: Белфакс Медиа.2004 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"
Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"....
Памятка классному руководителю о мерах по предотвращению опозданий учащихся на уроки
Данная памятка поможет в работе классным руководителям...
социально-образовательный проект «Правовое просвещение субъектов образования в качестве профилактики предотвращения жестокого обращения с детьми»п
1. Проведение информационно – просветительской работы по ознакомлению школьников с социально-правовыми нормами и правилами поведения2. Содействие интегр...
Проект ученика 5Г класса Герика Петросяна. "Необычные меры длинны. "
Проектр о необычных мерах длинны которые встречаются в нашей жизни....
Презентация на тему "Гиподинамия"
Проектпо физической культуре«Гиподинамия – что это такое?» 21. ПодготовительныйФормулировка целей, задач, методов, содержания и конечного результата данной работы.2. Организацио...
Меры предотвращения травматизма при занятиях плаванием с учащимися общеобразовательных учреждений.
Не для кого ни секрет, что занятия физической культуры включают в себя высокий уровень травматизма, в том числе и занятия плаванием....
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда ребенку
Полезная информация для родителей...