Рабочая программа секция "Русские шашки"
методическая разработка по физкультуре
Рабочая программа секция "Русские шашки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shashki_2020-2021_god_voyakin_d.m.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1905» (ГБОУ Школа № 1905) 109156, Москва, улица Маршала Полубоярова, дом 22 | |
тел./ факс 8(495)705-79-50, e-mail: 1905@edu.mos.ru ОГРН 1027700454506 ОКПО 46410192 | sch1905uv.mskobr.ru ИНН/КПП7721146930/772101001 |
Утверждаю Директор ____________________В.С. Харламов «___» ________________ 20___ г. |
Шашки
Учитель: Воякин Д.М
Москва 2020
1.Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей “Русские шашки” составлена на основе программ “Подготовка юных шашистов” и “Шашки”. Данная программа является модифицированной, разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, соответствует начальному общему, имеет спортивно-физкультурную направленность.
1.1. Актуальность. Интеллектуальная игра “шашки” является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этой старинной, подлинно народной игре, посвящают свой досуг миллионы людей различных возрастов и профессий. Игра в шашки вырабатывает объективность мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер, зарождает в человеке творческое начало. Игра в шашки помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал. Игра в шашки развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения.
1.2. Целью программы создание условий для развития личности обучающегося посредством обучения игре в русские шашки.
1.3. Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка;
- познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;
- научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;
- научить простейшим дебютным схемам;
- научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;
- познакомить с основами композиционной игры.
Воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- прививать чувство эстетичности через эстетику шашечной культуры;
- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;
- развивать чувство гармонии, креативность, творческие способности, умение проводить в жизнь задуманную мысль, то есть составлять план и реализовывать его;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
1.4. Возрастная ориентация: 8-10 лет.
1.5. Срок реализации: Октябрь – май 2020-2021 года. 63 часа.
1.6. Режим занятий: 45 минут.
1.7. Форма занятий: групповая.
2. Прогнозируемый результат:
К концу обучения дети должны:
- познакомиться с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомиться с кодексом новичка;
- знать правила шашечной игры, буквенно-цифровой ряд и нотацию;
- уметь реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более: при численном преимуществе, как простейшее средство достижения победы - размен;
- знать простейшие дебютные схемы: ход сд4 – развитие левого фланга белых (игра за белых); “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов); начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”;
- уметь реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;
- знать основы композиционной игры;
- овладеть навыками поведения в коллективе: культурой общения, аккуратностью;
- уважительным отношением к товарищу.
Результативность обучения по программе определяется с помощью устного опроса, конкурса по решению комбинаций.
Входной контроль осуществляется только в начале первого учебного года в виде наблюдения за игрой и устного опроса.
Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде конкурса по решению комбинаций.
Итоги реализации образовательной программы дополнительного образования детей
“Русские шашки” проводятся на открытых занятиях для родителей, участия в соревнованиях, турнирах.
3.Формы контроля деятельности:
1. Информационно-познавательные (беседы, показ)
2. Творческие (развивающие игры)
3. Методы контроля и самоконтроля (тестирование, беседы)
4.Календарно-тематический план проведения занятий.
№ | Дата | Тема занятия | Практическое задание | Количество часов |
1 | 05.10.2020 | Вводное занятие. Техника безопасности | Выполняют указания учителя. Строго соблюдают правила техники безопасности. | 1 час |
2. | 07.10.2020 | Общие положения | Разучивание знаний о физической культуре и спорте в стране | 1 час |
3. | 12.10.2020 | Правила поведения соревнований | Разучивание правил игры: шашечная доска; | 1 час |
4. | 14.10.2020 | Правила поведения соревнований | Разучивание и разъяснение правил поведения на соревнованиях, виды и характер соревнований; | 1 час |
5. | 19.10.2020 | Основы шашечной теории | Закрепление общих вопросов о шашечной теории. Три стадии партии. Принцип стеснения (ограничения) действий противника. | 1 час |
6. | 21.10.2020 | Основы шашечной теории | Закрепление понятий о значение центральных полей доски | 1 час |
7. | 26.10.2020 | Основы шашечной теории | Закрепление понятий о значение размена и понятие, о темпе | 1 час |
8. | 28.10.2020 | Важнейшие данные об игре в окончаниях | Закрепление понятий: технически трудные окончания, | 1 час |
9. | 02.11.2020 | Важнейшие данные об игре в окончаниях | Закрепление: три дамки против одной в окончаниях, треугольник А.Д. Петрова. | 1 час |
10. | 09.11.2020 | Важнейшие данные об игре в окончаниях | Закрепление понятий: совместная борьба дамок и простых. | 1 час |
11. | 11.11.2020 | Важнейшие данные об игре в окончаниях | Закрепление атаки и защиты. Что означает атака в шашечной партии. Атака на пункт. | 1 час |
12. | 16.11.2020 | Тактика и техника шашечной игры | Разучивание различных способов выигрыша шашки. | 1 час |
13. | 18.11.2020 | Тактика и техника шашечной игры | Закрепление различных способов выигрыша шашки | 1 час |
14. | 23.11.2020 | Тактика и техника шашечной игры | Разучивание понятий тактика угрозы. Угроза как распространенный тактический прием и игре. | 1 час |
15. | 25.11.2020 | Тактика и техника шашечной игры | Разучивание понятий тактика жертвы | 1 час |
16. | 30.11.2020 | Начальный курс шашечных дебютов | Разучивание теории шашечных дебютов | 1 час |
17. | 02.12.2020 | Начальный курс шашечных дебютов | Закрепление теории дебютов. Важность изучения шашечных дебютов. Дебют «Кол» (2 ч.) Дебют «Обратный кол» (2 ч.) Дебют «Городская» (2 ч.) Дебют «Обратная городская» (2 ч.) Дебют «Отыгрыш» (2 ч.) Дебют «Перекресток» (2 ч.) Дебют «Тычок» (2 ч.) Дебют «Обратный тычок» (2 ч.) Дебют «Жертва Кукуева» (2 ч.) Дебюты «Игра Бодянского», «Обратная игра Бодянского» (2 ч.) | 1 час |
18. | 07.12.2020 | Начальный курс шашечных дебютов | Закрепление теории шашечных дебютов. Важность изучения шашечных дебютов. Дебют «Кол» (2 ч.) Дебют «Обратный кол» (2 ч.) Дебют «Городская» (2 ч.) Дебют «Обратная городская» (2 ч.) Дебют «Отыгрыш» (2 ч.) Дебют «Перекресток» (2 ч.) Дебют «Тычок» (2 ч.) Дебют «Обратный тычок» (2 ч.) Дебют «Жертва Кукуева» (2 ч.) Дебюты «Игра Бодянского», «Обратная игра Бодянского» (2 ч.) | 1 час |
19. | 09.12.2020 | Начальный курс шашечных дебютов | Закрепление теории шашечных дебютов | 1 час |
20. | 14.12.2020 | Начальный курс шашечных дебютов | Закрепление теории шашечных дебютов. Важность изучения шашечных дебютов. Дебют «Кол» (2 ч.) Дебют «Обратный кол» (2 ч.) Дебют «Городская» (2 ч.) Дебют «Обратная городская» (2 ч.) Дебют «Отыгрыш» (2 ч.) Дебют «Перекресток» (2 ч.) Дебют «Тычок» (2 ч.) Дебют «Обратный тычок» (2 ч.) Дебют «Жертва Кукуева» (2 ч.) Дебюты «Игра Бодянского», «Обратная игра Бодянского» (2 ч.) | 1 час |
21. | 16.12.2020 | Элементы стратегии шашечной игры | Разучивание значение плана в игре Значение общего плана игры в партии. Приемы выбора наиболее выгодного плана. | 1 час |
22. | 21.12.2020 | Элементы стратегии шашечной игры | Разучивание плана игры с учетом связи комбинационных и позиционных действий. | 1 час |
23. | 23.12.2020 | Элементы стратегии шашечной игры | Разучивание тактики окружения | 1 час |
24. | 28.12.2020 | Элементы стратегии шашечной игры | Разучивание понятий о использование отсталых и изолированных шашек | 1 час |
25. | 30.12.2020 | Элементы стратегии шашечной игры | Закрепление понятий о создание опорных пунктов | 1 час |
26. | 11.01.2021 | Шашечная композиция | Разучивание концовки. Как понимать шашечную концовку. Практическая ценность изучения шашечных концовок. Связь концовки с практической игрой. | 1 час |
27. | 13.01.2021 | Шашечная композиция | Закрепление концовки. Как понимать шашечную концовку. Практическая ценность изучения шашечных концовок. Связь концовки с практической игрой. | 1 час |
28. | 18.01.2021 | Шашечная композиция | Закрепление концовки. Как понимать шашечную концовку. Практическая ценность изучения шашечных концовок. Связь концовки с практической игрой.Разбор концовок на различные темы с целью уяснения их идейного содержания и технических приемов выполнения задания. Примеры концовок. | 1 час |
29. | 20.01.2021 | Шашечная композиция | Разучивание этюдного творчества. Понятие об этюде. | 1 час |
30. | 25.01.2021 | Шашечная композиция | Закрепление этюдного творчества. Понятие об этюде. | 1 час |
31. | 27.01.2021 | Шашечная композиция | Закрепление этюдного творчества. Понятие об этюде. | 1 час |
32. | 01.02.2021 | Общефизическая подготовка | Разучивание. Строевые упражнения. Понятия: Строй, шеренга, колонна, интервал, дистанция, направляющий, замыкающий, «становись!», «смирно!» «равняйсь!» «вольно!» «По порядку – рассчитайсь!» и т. д. Повороты: направо, налево, кругом. Построения: в шеренги, колонны, круги. Виды передвижения: строевой шаг, бег, подскоки. | 1 час |
33. | 03.02.2021 | Общефизическая подготовка | Закрепление общеразвивающих упражнений: Развитие физических качеств: силы, гибкости, выносливости, быстроты. Упражнения без предметов: Для рук и плечевого пояса, для мышц туловища и ног. Упражнения с предметами : С набивным мячом, с гимнастической палкой, упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке. | 1 час |
34. | 08.02.2021 | Общефизическая подготовка | Разучивание упражнений из других видов спорта. Легкоатлетические упражнения: бег с низкого и высокого старта, бег с ускорением, бег на дистанции 30, 60м., чередование ходьбы и бега на дистанции 400 метров. Подвижные игры: игры с включением бега, прыжков, метаний мяча, музыкальные игры. Легкоатлетические эстафеты. | 1 час |
35 | 10.02.2021 | Общефизическая подготовка | Совершенствование упражнений из других видов спорта. Легкоатлетические упражнения: бег с низкого и высокого старта, бег с ускорением, бег на дистанции 30, 60м., чередование ходьбы и бега на дистанции 400 метров. Подвижные игры: игры с включением бега, прыжков, метаний мяча, музыкальные игры. Легкоатлетические эстафеты. | 1 час |
36. | 15.02.2021 | Общефизическая подготовка | Совершенствование упражнений из других видов спорта. Легкоатлетические упражнения: бег с низкого и высокого старта, бег с ускорением, бег на дистанции 30, 60м., чередование ходьбы и бега на дистанции 400 метров. Подвижные игры: игры с включением бега, прыжков, метаний мяча, музыкальные игры. Легкоатлетические эстафеты. | 1 час |
37. | 17.02.2021 | Тактика и техника шашечной игры | Закрепление приема «тактика жертвы» | 1 час |
38 | 22.02.2021 | Начальный курс шашечных дебютов | Закрепление теории шашечных дебютов | 1 час |
39. | 24.01.2021 | Начальный курс шашечных дебютов | Закрепление теории шашечных дебютов. Важность изучения шашечных дебютов. Дебют «Кол» (2 ч.) Дебют «Обратный кол» (2 ч.) Дебют «Городская» (2 ч.) Дебют «Обратная городская» (2 ч.) Дебют «Отыгрыш» (2 ч.) Дебют «Перекресток» (2 ч.) Дебют «Тычок» (2 ч.) Дебют «Обратный тычок» (2 ч.) Дебют «Жертва Кукуева» (2 ч.) Дебюты «Игра Бодянского», «Обратная игра Бодянского» (2 ч.) | 1 час |
40. | 01.03.2021 | Начальный курс шашечных дебютов | Закрепление теории шашечных дебютов Важность изучения шашечных дебютов. Дебют «Кол» (2 ч.) Дебют «Обратный кол» (2 ч.) Дебют «Городская» (2 ч.) Дебют «Обратная городская» (2 ч.) Дебют «Отыгрыш» (2 ч.) Дебют «Перекресток» (2 ч.) Дебют «Тычок» (2 ч.) Дебют «Обратный тычок» (2 ч.) Дебют «Жертва Кукуева» (2 ч.) Дебюты «Игра Бодянского», «Обратная игра Бодянского» (2 ч.) | 1 час |
41. | 03.03.2021 | Начальный курс шашечных дебютов | Закрепление теории шашечных дебютов | 1 час |
42 | 10.03.2021 | Начальный курс шашечных дебютов | Закрепление теории шашечных дебютов . Важность изучения шашечных дебютов. Дебют «Кол» (2 ч.) Дебют «Обратный кол» (2 ч.) Дебют «Городская» (2 ч.) Дебют «Обратная городская» (2 ч.) Дебют «Отыгрыш» (2 ч.) Дебют «Перекресток» (2 ч.) Дебют «Тычок» (2 ч.) Дебют «Обратный тычок» (2 ч.) Дебют «Жертва Кукуева» (2 ч.) Дебюты «Игра Бодянского», «Обратная игра Бодянского» (2 ч.) | 1 час |
43. | 15.03.2021 | Элементы стратегии шашечной игры | Разучивание понятий плана в игре. Значение общего плана игры в партии. Приемы выбора наиболее выгодного плана. | 1 час |
44. | 17.03.2021 | Элементы стратегии шашечной игры | Закрепление понятий плана игры с учетом связи комбинационных и позиционных действий. | 1 час |
45. | 22.03.2021 | Элементы стратегии шашечной игры | Разучивание понятий тактика окружения. | 1 час |
46. | 24.03.2021 | Элементы стратегии шашечной игры | Разучивание понятий о использование отсталых и изолированных шашек | 1 час |
47. | 29.03.2021 | Элементы стратегии шашечной игры | Закрепление элемента: создание опорных пунктов | 1 час |
48. | 31.03.2021 | Шашечная композиция | Концовки. Как понимать шашечную концовку. Практическая ценность изучения шашечных концовок. Связь концовки с практической игрой. | 1 час |
49. | 05.04.2021 | Шашечная композиция | Закрепление игры в концовке. Как понимать шашечную концовку. Практическая ценность изучения шашечных концовок. Связь концовки с практической игрой. | 1 час |
50. | 07.04.2021 | Шашечная композиция | Закрепление игры в концовке. Как понимать шашечную концовку. Практическая ценность изучения шашечных концовок. Связь концовки с практической игрой. Разбор концовок на различные темы с целью уяснения их идейного содержания и технических приемов выполнения задания. Примеры концовок. | 1 час |
51. | 12.04.2021 | Шашечная композиция | Закрепление этюдного творчества. Понятие об этюде. | 1 час |
52 | 14.04.2021 | Шашечная композиция | Закрепление этюдного творчества. Понятие об этюде. | 1 час |
53. | 19.04.2021 | Шашечная композиция | Закрепление этюдного творчества. Понятие об этюде. | 1 час |
54 | 21.04.2021 | Общефизическая подготовка | Разучивание. Строевые упражнения. Понятия: Строй, шеренга, колонна, интервал, дистанция, направляющий, замыкающий, «становись!», «смирно!» «равняйсь!» «вольно!» «По порядку – рассчитайсь!» и т. д. Повороты: направо, налево, кругом. Построения: в шеренги, колонны, круги. Виды передвижения: строевой шаг, бег, подскоки. | 1 час |
55 | 26.04.2021 | Общефизическая подготовка | Закрепление общеразвивающих упражнений: Развитие физических качеств: силы, гибкости, выносливости, быстроты. Упражнения без предметов: Для рук и плечевого пояса, для мышц туловища и ног. Упражнения с предметами : С набивным мячом, с гимнастической палкой, упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке. | 1 час |
56 | 28.04.2021 | Общефизическая подготовка | Разучивание упражнений из других видов спорта. Легкоатлетические упражнения: бег с низкого и высокого старта, бег с ускорением, бег на дистанции 30, 60м., чередование ходьбы и бега на дистанции 400 метров. Подвижные игры: игры с включением бега, прыжков, метаний мяча, музыкальные игры. Легкоатлетические эстафеты. | 1 час |
57 | 05.05.2021 | Общефизическая подготовка | Совершенствование упражнений из других видов спорта. Легкоатлетические упражнения: бег с низкого и высокого старта, бег с ускорением, бег на дистанции 30, 60м., чередование ходьбы и бега на дистанции 400 метров. Подвижные игры: игры с включением бега, прыжков, метаний мяча, музыкальные игры. Легкоатлетические эстафеты. | 1 час |
58 | 12.05.2021 | Общефизическая подготовка | Совершенствование упражнений из других видов спорта. Легкоатлетические упражнения: бег с низкого и высокого старта, бег с ускорением, бег на дистанции 30, 60м., чередование ходьбы и бега на дистанции 400 метров. Подвижные игры: игры с включением бега, прыжков, метаний мяча, музыкальные игры. Легкоатлетические эстафеты. | 1 час |
59 | 17.05.2021 | Тактика и техника шашечной игры | Закрепление приема «тактика жертвы» | 1 час |
60 | 19.05.2021 | Начальный курс шашечных дебютов | Закрепление теории шашечных дебютов | 1 час |
61 | 24.05.2021 | Начальный курс шашечных дебютов | Закрепление теории шашечных дебютов. Важность изучения шашечных дебютов. Дебют «Кол» (2 ч.) Дебют «Обратный кол» (2 ч.) Дебют «Городская» (2 ч.) Дебют «Обратная городская» (2 ч.) Дебют «Отыгрыш» (2 ч.) Дебют «Перекресток» (2 ч.) Дебют «Тычок» (2 ч.) Дебют «Обратный тычок» (2 ч.) Дебют «Жертва Кукуева» (2 ч.) Дебюты «Игра Бодянского», «Обратная игра Бодянского» (2 ч.) | 1 час |
62 | 26.05.2021 | Начальный курс шашечных дебютов | Закрепление теории шашечных дебютов Важность изучения шашечных дебютов. Дебют «Кол» (2 ч.) Дебют «Обратный кол» (2 ч.) Дебют «Городская» (2 ч.) Дебют «Обратная городская» (2 ч.) Дебют «Отыгрыш» (2 ч.) Дебют «Перекресток» (2 ч.) Дебют «Тычок» (2 ч.) Дебют «Обратный тычок» (2 ч.) Дебют «Жертва Кукуева» (2 ч.) Дебюты «Игра Бодянского», «Обратная игра Бодянского» (2 ч.) | 1 час |
63 | 31.05.2021 | Начальный курс шашечных дебютов | Закрепление теории шашечных дебютов | 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"
Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"...
Рабочая программа по кружку "Шашки и шахматы"
программа...
рабочая программа по шашкам
Одним из направление внеурочной деятельности обучающихся является спортивно-оздоровительное направление, которое представлено в МБОУ «Ермаковская СОШ №1» детским кружком « Чудо шашки»Программа кружка ...
Рабочая программа дополнительного образования "Шахматы и шашки"
Рабочая программа ДО...
Рабочая программа ПДО "Шашки" 7 класс ИО
Рабочая программа ПДО "Шашки" 7 класс ИО...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шашки»
Программа внеурочной деятельности «Шашки» составлена для учащихся с нарушением интеллекта 5 – 6 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Математика для всех. Чудо шашки» для обучающихся 8-9 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка «Математика для всех. Чудо шашки»для обучающихся 8-9 классов...